Автор: Иванова Валентина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №8 Огонек"
Населённый пункт: город Сургут, ХМАО-Югра
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Способы развития логического мышления у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
КОНСУЛЬТАЦИЯ
на тему:
«Способы развития логического мышления
у дошкольников»
Дети, придя в школу, неплохо читают, хорошо считают, имеют довольно
широкий
круг
представлений
об
окружающем
мире,
но
зачастую
не
могут
сосредоточиться
и
освоить
новый
материал,
небрежно
выполняют
задания.
Почему? Потому, что для успешной подготовки к школе необходимы не только
знания, но и развитие психических процессов, в частности мышления. Ребёнка
нужно учить мыслить в играх, прежде всего в логических. Они вырабатывают
умение понимать учебную и практическую задачу, выбирать пути и средства её
решения, контролировать себя, правильно управлять своим поведением.
Логическое мышление – это мышление при помощи рассуждений. Рассуждать –
значит
связывать
между
собой
различные
знания,
для
того,
чтобы
в
итоге
получить ответ на стоящий перед ним вопрос.
Все виды логического мышления: - наглядно – действенное; наглядно - образное;
логическое неразрывно связаны с речью. Речь является единственной формой, в
которой
происходит
мышление.
Рассуждая,
молча,
про
себя,
мы
пользуемся
сокращённой
внутренней
речью.
В
процессе
мышления
развиваются
такие
действия,
как
сравнение,
анализ,
синтез,
систематизация,
классификация,
обобщение,
сериация.
В
комплексном
подходе
к
воспитанию
и
обучению
дошкольников немаловажная роль отводится занимательным развивающим играм,
задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их.
В
ходе
игр
и
упражнений
дети
овладевают
умением
вести
поиск
решения
самостоятельно. Занимательные задачи способствуют развитию у ребёнка умения
быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения.
Дети
начинают
понимать,
что
для
правильного
решения
задачи
необходимо
сосредоточиться, понять, что такая задача содержит в себе «подвох» и осознать, в
чём тут хитрость.
Например: Если гусь стоит на двух ногах, то он весит 4 кг. Сколько будет весить
гусь, если он стоит на одной ноге. /4 кг. /
Загадки
–
замечательные
образцы
устного
народного
творчества.
Загадки
математического
содержания
способствуют
развитию
мышления,
умения
доказывать
правильность
суждений.
Каждая
загадка
–
это
ещё
и
логическая
задача,
решая
которую,
ребёнок
должен
совершать
сложные
мыслительные
операции. Важно научить ребёнка не только отгадывать загадки, но и доказать
правильность отгадки.
Например: Три вершинки, три угла, Три сторонки – вот и я. /Треугольник /.
Ребёнку задаются вопросы: «О чём эта загадка. Почему ты так думаешь. Какой
треугольник может быть отгадкой. Ребёнок приходит к выводу: «Отгадкой может
быть любой треугольник»
Например: Ножек четыре, а шляпка одна. Нужен, коль станет обедать семья.
/Стол/
В ходе рассуждений детям задаётся провокационный вопрос: «А может это про
стул». Тем самым развиваем умение доказывать правильность отгадки. Наиболее
эффективным пособием для развития логического мышления логические блоки
Дьенеша.
Комплект
логических
блоков
даёт
возможность
выявлять
и
абстрагировать
в
предметах
одно
свойство
(цвет,
форму,
размер,
толщину,
сравнивать, обобщать предметы (по цвету и форме, форме и размеру, размеру и
толщине). В зависимости от возраста можно использовать не весь комплект, а
какую-то его часть: сначала блоки разные по форме и цвету, но одинаковые по
размеру и толщине, затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по
толщине, и затем весь комплект фигур. Особое место в развивающих играх
занимают
игры
–
головоломки.
Сущность
игры
заключается
в
том,
чтобы
воссоздать на плоскости силуэты предметов по образцу или по замыслу.
Игры – головоломки: «Танграм», «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора»,
«Колумбово
яйцо»,
«Вьетнамская
игра»,
и
т.
д.,
все
эти
игры
объединяет
общность
цели,
способов
действия
и
результата.
Детей
привлекает
в
играх
занимательность,
свобода
действий,
возможность
проявлять
творчество
и
фантазию. Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур. Он
получается в результате деления одной геометрической фигуры на несколько
частей. Все игры результативны: получается плоскостное, силуэтное изображение
предмета. Каждая игра имеет свой комплект элементов и обладает только ей
присущими
возможностями.
Так
из
деталей «Танграма» можно
выкладывать
силуэты животных, человека, буквы, цифры, из «Колумбова яйца» - силуэты птиц,
а «Листик» даёт возможность составить силуэты различных видов транспорта.
Игры – головоломки способствуют развитию у детей аналитико-синтезирующей и
планирующей
деятельности,
совершенствованию
сенсорики,
развитию
творческого мышления, нравственно – волевых качеств личности.
Используемые в работе с детьми развивающие игры Никитина Б. П. «Кубики
для всех», «Сложи узор», игры Воскобовича «Волшебный квадрат», «Льдинки»,
«Прозрачные цифры», и т. д., способствуют развитию логического мышления,
памяти, воображения, творчества. Игровой сюжет включающий в себя задания и
упражнения, позволяет найти значимый для детей мотив поиска. Это может быть
спасение героя или расколдовать принцессу и т. д. Детям старшего дошкольного
возраста интересны логические игры на передвижение, перестановку. Эти игры
обладают
некоторыми
особенностями:
наличием
игрового
поля,
игровых
действий, фишек и конечного результата – выигрыша или проигрыша. К ним
относятся:
«Встречный
ход»,
«Смена
позиций»,
«Шашки»,
«Шахматы»,
«Логические цепочки» и т. д. Непременным условием развитием логического
мышления у детей – это активная позиция взрослого, системность обучения,
доступность
игрового
материала,
учёт
возрастных
особенностей,
руководство
детской
деятельностью,
стимулирование
активности,
инициативы,
похвала,
поощрение. Таким образом, дети с хорошо развитым логическим мышлением
легко
«вписываются»
в
школьный
коллектив,
умеют
мыслить
оригинально,
уверены в себе, активны и жизнерадостны.