Напоминание

"Способы развития логического мышления у дошкольников"


Автор: Иванова Валентина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №8 Огонек"
Населённый пункт: город Сургут, ХМАО-Югра
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Способы развития логического мышления у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




КОНСУЛЬТАЦИЯ

на тему:

«Способы развития логического мышления

у дошкольников»

Дети, придя в школу, неплохо читают, хорошо считают, имеют довольно

широкий

круг

представлений

об

окружающем

мире,

но

зачастую

не

могут

сосредоточиться

и

освоить

новый

материал,

небрежно

выполняют

задания.

Почему? Потому, что для успешной подготовки к школе необходимы не только

знания, но и развитие психических процессов, в частности мышления. Ребёнка

нужно учить мыслить в играх, прежде всего в логических. Они вырабатывают

умение понимать учебную и практическую задачу, выбирать пути и средства её

решения, контролировать себя, правильно управлять своим поведением.

Логическое мышление – это мышление при помощи рассуждений. Рассуждать –

значит

связывать

между

собой

различные

знания,

для

того,

чтобы

в

итоге

получить ответ на стоящий перед ним вопрос.

Все виды логического мышления: - наглядно – действенное; наглядно - образное;

логическое неразрывно связаны с речью. Речь является единственной формой, в

которой

происходит

мышление.

Рассуждая,

молча,

про

себя,

мы

пользуемся

сокращённой

внутренней

речью.

В

процессе

мышления

развиваются

такие

действия,

как

сравнение,

анализ,

синтез,

систематизация,

классификация,

обобщение,

сериация.

В

комплексном

подходе

к

воспитанию

и

обучению

дошкольников немаловажная роль отводится занимательным развивающим играм,

задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их.

В

ходе

игр

и

упражнений

дети

овладевают

умением

вести

поиск

решения

самостоятельно. Занимательные задачи способствуют развитию у ребёнка умения

быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения.

Дети

начинают

понимать,

что

для

правильного

решения

задачи

необходимо

сосредоточиться, понять, что такая задача содержит в себе «подвох» и осознать, в

чём тут хитрость.

Например: Если гусь стоит на двух ногах, то он весит 4 кг. Сколько будет весить

гусь, если он стоит на одной ноге. /4 кг. /

Загадки

замечательные

образцы

устного

народного

творчества.

Загадки

математического

содержания

способствуют

развитию

мышления,

умения

доказывать

правильность

суждений.

Каждая

загадка

это

ещё

и

логическая

задача,

решая

которую,

ребёнок

должен

совершать

сложные

мыслительные

операции. Важно научить ребёнка не только отгадывать загадки, но и доказать

правильность отгадки.

Например: Три вершинки, три угла, Три сторонки – вот и я. /Треугольник /.

Ребёнку задаются вопросы: «О чём эта загадка. Почему ты так думаешь. Какой

треугольник может быть отгадкой. Ребёнок приходит к выводу: «Отгадкой может

быть любой треугольник»

Например: Ножек четыре, а шляпка одна. Нужен, коль станет обедать семья.

/Стол/

В ходе рассуждений детям задаётся провокационный вопрос: «А может это про

стул». Тем самым развиваем умение доказывать правильность отгадки. Наиболее

эффективным пособием для развития логического мышления логические блоки

Дьенеша.

Комплект

логических

блоков

даёт

возможность

выявлять

и

абстрагировать

в

предметах

одно

свойство

(цвет,

форму,

размер,

толщину,

сравнивать, обобщать предметы (по цвету и форме, форме и размеру, размеру и

толщине). В зависимости от возраста можно использовать не весь комплект, а

какую-то его часть: сначала блоки разные по форме и цвету, но одинаковые по

размеру и толщине, затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по

толщине, и затем весь комплект фигур. Особое место в развивающих играх

занимают

игры

головоломки.

Сущность

игры

заключается

в

том,

чтобы

воссоздать на плоскости силуэты предметов по образцу или по замыслу.

Игры – головоломки: «Танграм», «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора»,

«Колумбово

яйцо»,

«Вьетнамская

игра»,

и

т.

д.,

все

эти

игры

объединяет

общность

цели,

способов

действия

и

результата.

Детей

привлекает

в

играх

занимательность,

свобода

действий,

возможность

проявлять

творчество

и

фантазию. Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур. Он

получается в результате деления одной геометрической фигуры на несколько

частей. Все игры результативны: получается плоскостное, силуэтное изображение

предмета. Каждая игра имеет свой комплект элементов и обладает только ей

присущими

возможностями.

Так

из

деталей «Танграма» можно

выкладывать

силуэты животных, человека, буквы, цифры, из «Колумбова яйца» - силуэты птиц,

а «Листик» даёт возможность составить силуэты различных видов транспорта.

Игры – головоломки способствуют развитию у детей аналитико-синтезирующей и

планирующей

деятельности,

совершенствованию

сенсорики,

развитию

творческого мышления, нравственно – волевых качеств личности.

Используемые в работе с детьми развивающие игры Никитина Б. П. «Кубики

для всех», «Сложи узор», игры Воскобовича «Волшебный квадрат», «Льдинки»,

«Прозрачные цифры», и т. д., способствуют развитию логического мышления,

памяти, воображения, творчества. Игровой сюжет включающий в себя задания и

упражнения, позволяет найти значимый для детей мотив поиска. Это может быть

спасение героя или расколдовать принцессу и т. д. Детям старшего дошкольного

возраста интересны логические игры на передвижение, перестановку. Эти игры

обладают

некоторыми

особенностями:

наличием

игрового

поля,

игровых

действий, фишек и конечного результата – выигрыша или проигрыша. К ним

относятся:

«Встречный

ход»,

«Смена

позиций»,

«Шашки»,

«Шахматы»,

«Логические цепочки» и т. д. Непременным условием развитием логического

мышления у детей – это активная позиция взрослого, системность обучения,

доступность

игрового

материала,

учёт

возрастных

особенностей,

руководство

детской

деятельностью,

стимулирование

активности,

инициативы,

похвала,

поощрение. Таким образом, дети с хорошо развитым логическим мышлением

легко

«вписываются»

в

школьный

коллектив,

умеют

мыслить

оригинально,

уверены в себе, активны и жизнерадостны.



В раздел образования