Напоминание

Экологическое образование как одно из главных направлений образования в интересах устойчивого развития.


Авторы: Панферова Марина Александровна, Иванова Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 8
Населённый пункт: г.Томск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Экологическое образование как одно из главных направлений образования в интересах устойчивого развития.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для педагогов

Экологическое образование как одно из главных направлений

образования в интересах устойчивого развития

Панферова Марина Александровна

воспитатель МАДОУ №8 г. Томска

Экологическое образование на современном уровне является одним из

ведущих

направлений

российского

образовательного

пространства.

Это

неслучайно.

Экологическая

проблема

носит

глобальный

характер.

Это

является проблемой не только российского образования, но и всего мирового

сообщества.

Сегодня хотелось бы взглянуть на экологическое образование с нового

ракурса, с позиции устойчивого развития.

Понятие «устойчивое развитие» появилось в 80-е годы. С точки Валерия

Петровича

Горлачева,

устойчивое

развитие

это

развитие,

которое

удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу

способность

будущих

поколений

удовлетворять

свои

собственные

потребности.

Еще в апреле 1996 года была представлена концепция перехода

Российской

Федерации

на

модель

называемого

устойчивого

развития.

Указанный

уровень

образования

рассматривается

как

главная

тенденция

устойчивого развития.

Задатки

экологического

образования

мы

начинаем

закладывать

на

стадии дошкольного уровня. Но, первичная социализация этой возрастной

аудитории начинается с семьи, потом подхватывается детским садом. И на

данном

этапе

становится

важным

в

преемственности

заложить

основы

экологического образования как одно из главных направлений образования в

интересах устойчивого развитии.

В детских садах экологическому образованию отводится большая

роль, потому что образ жизни и жизненные установки формируются в раннем

возрасте.

В

интересах

устойчивого

развития

расширяется

содержание

экологического

образования,

ориентируя

образование

на

широкий

круг

вопросов, связанных с обеспечением условий жизнедеятельности людей.

В наше время мировое образование проходит сложный путь, мы видим

и

понимаем,

что

образовательные

программы

дошкольного

образования

должны

потерпеть

серьезные

изменения,

в

том

числе

и

экологическое

образование.

Качественное экологическое образование в интересах устойчивого

развития

в

большой

степени

зависит

от инновационных

методов

обучения, направленных

на

самостоятельное

и

активное участие

ребят

дошкольного возраста, формирующих

у

дошкольников

познавательную

мотивацию,

навыков

понимать,

обсуждать

и

находить

пути

решения

экологических и социальных проблемы

Всё великое начинается с малого!!! Результативным методом на

практика является ОТСМ-ТРИЗ-РТВ (основы теории сильного мышления

творческое

решение

изобретательных

задач

развитие

творческого

воображения), всё это позволяет решать задачи экологического образования

в

интересах

устойчивого

развития. Вас

смущает это громкое название

ОТСМ-ТРИЗ-РТВ?! Эти новые технологии дают ребенку диалектическую

картину мира, в этом и состоит отличие

от традиционных дошкольных

программ. Разные объекты в разных системах могут вести себя не так как мы

привыкли. Например, красный помидор может стать фиолетовым если на

него посветить синим светом, а лошадь, собака и кошка могут быть дикими.

Благодаря этой технологии мы не передаем дошкольникам старые знания, а

учим

способам

получения

информации

и

применению

ее

в

конкретных

условиях

под

свои

цели.

Эта

технология

развивает

у

дошкольников

критическое

мышление

и

качества,

позволяющие

прогнозировать

ход

событий в будущем и совместно принимать решения. Через формирование

способов познания, обучению применению этих способов ОТСМ-ТРИЗ-ТРВ

формирует комплексную картину мира и формирует базовые мыслительные

операции. У самостоятельно познающего, а не просто запоминающего

что-либо

дошкольника

формируется

способность

систематизировать,

классифицировать, преобразовывать информацию, используя мыслительные

операции.

Общая

суть

полученной

таким

образом

информации

будет

помогать ребенку организовывать познавательный процесс и мотивировать к

получению все новых и новых знаний.

ОТСМ -ТРИЗ-РТВ дает ребенку

свободу

мышления.

Дошкольник

сам

выводит

какое-либо

обобщение,

понимает,

что

такое

«идеальное»,

в

чем

заключается

противоречие

в

объектах, для чего оно нужно в мире, какие ресурсы и где можно обнаружить.

Это

универсальная

технология,

позволяет

каждому

ребенку

приобрести

знания и умения, сформировать точки зрения и ценности, необходимые для

построения

устойчивого

будущего.

Все

полученные

знания,

наблюдения,

эксперименты мы фиксируем с помощью презентаций и проектов.

Важность экологического образования детей в интересах устойчивого

развития

подтверждается

включением

основ

экологических

знаний

в

федеральные

государственные

стандарты

дошкольного

образования,

где

(образовательная

область

«Познавательное

развитие»)

предусматривается:

формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о

свойствах и отношениях окружающего мира, о планете Земля как общем

доме

людей

и

об

особенностях

ее

природы.

Стандарт

подразумевает,

требует продуманной подготовки специалистов – воспитателей дошкольных

учреждений

и учителей

начальной

школы, преподавателей

средних

и

высших учебных заведений (преподавателей).

О чем речь? Зачастую, мы даем детям готовые ответы, не объясняем

детям

результаты

собственного

познания

экологической

грамотности

и

бережного

отношения

к

природе,

элементарных

правил

нравственного

поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в

природной и социальной среде и др. А дети 21 века, другие.

Пора убирать

традиционную образовательную модель такую как поучение.

Сейчас, педагоги должны выступать в роли опытных «экскурсоводов»

демонстрировать дошкольникам общие законы существования мира, учить

находить

закономерности

и

строить

обобщения. Мы

просто

помогаем

дошкольникам

замечать

проблемные

ситуации,

учим

решать

их,

используя

оптимальные

мыслительные

модели.

Мы

не

меняем

количество и качество информации, но мы побуждаем у детей интерес к

самостоятельной добыче знаний.



В раздел образования