Напоминание

Иван 4 грозный - первый царь


Автор: Симченко Ольга Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №78"
Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Иван 4 грозный - первый царь
Раздел: начальное образование





Назад




Урок окружающего мира в 3 классе

по теме:

Иван IV Грозный – первый русский царь

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель: Знакомство с образом Ивана IV Грозного

Задачи:

-способствовать формированию представлений о роли первого русского царя Ивана IV Грозного.

- показать значение деятельности первого русского царя Ивана IV Грозного

- формировать умение делать выводы и правильно строить высказывания;

- развивать чёткую и грамотную речь учащихся;

-способствовать формированию чувства патриотизма и гордости за свою Родину.

Планируемые результаты:

Предметные: называет первого русского царя Ивана 4;

Метапредметные:

познавательные –строит речевые высказывания в устной и письменной форме;

регулятивные –оценивает правильность выполнения задания;

коммуникативные - делает выводы; строит речевые высказывания; планирует учебное

сотрудничество;

Личностные: высказывает предположения; обсуждает проблемные вопросы.

Этап

урока

Содержание этапа урока

Планируемые

результаты

1.Самоопредел

ение к

деятельности.

Орг. момент

Дан звонок, и все мы смело

Принимаемся за дело

Путь нелегкий предстоит

В даль дорога побежит

Мы промчимся чрез века

Через многие года

Пронесемся над лесами

И окажемся мы с вами…

Далеко за много лет…

В том истории секрет.

(Личностные УУД.)

самоопределение;

2.

Актуализация

знаний и

фиксация

затруднений в

деятельности

О чем мы говорили на прошлом уроке?

- Какие племена являются предками русских, украинцев и белорусов?

- Где жили восточнославянские племена?

- Кто управлял племенами?

- Какой город был столицей Древней Руси?

- Какой город стал столицей Руси попозже?

- В каких веках государство стало сильней?

1 вариант.

1) Индивидуальная работа по карточкам.

В каком веке возникло Древнерусское государство?

______________________________________________________________

По берегам какой реки с незапамятных времен селились славяне –

земледельцы? _________________________________

Запиши названия нескольких славянских племен.

_____________________________________________________________

Как звали первого русского князя?

(Познавательные УУД.)

Принимать и сохранять учебную

задачу.

(Коммуникативные УУД)

планирование учебного

сотрудничества с учителем и

сверстниками

(Познавательные УУД)

анализ объектов с целью выделения

признаков

_____________________________________________________________

Кого считают основателем Москвы?

_____________________________________________________________

2 вариант.

Какой город стал столицей Древней Руси? ___________________

Перечисли князей Руси.

_________________________________________________________________

Какой город стал столицей в 14 – 15 веках?

_______________________________________________________________

Почему Московское государство стало сильнее?

__________________________________________________________________

________________________________________________________________

Какие города присоединились к Москве самыми первыми?

________________________________________________________________

3. Постановка

учебной

задачи.

Игра «Найди свое место».

На столах у вас карточки с именами князей. Вам нужно выйти к доске и

встать в порядке очередности их правления.

(У одного ребенка карточка с именем Ивана Грозного.)

- Почему он не нашел своего места?

- Что вы о нем знаете?

-Почему мы о нем ничего не знаем?

- А какие еще звания могут быть у правителей государства?

- Сегодня мы познакомимся с первым русским царем.

– На какие вопросы вы хотели бы получить

ответы на этом уроке?

(Регулятивные УУД.)Уметь

определять и формулировать тему и

задачи урока; планировать свое

действие в соответствии с

поставленной задачей.

4. Построение

проекта

выхода из

затруднения

– Является ли дата 16 января 1547 года значимой для Российской истории?

Обоснуйте свой ответ.

– Первого русского царя народ прозвал Грозным.

Поработаем в парах. Предлагаю познакомиться с историческими текстами и

(Познавательные УУД.)

Уметь извлекать информацию из

текстов; воспринимать на слух и

понимать различные виды

объяснить :

–почему народ прозвал Ивана IV Грозным.

– почему Иван Грозный мог безнаказанно творить свои злодеяния?

Фрагменты исторических документов

Когда Ивана провозгласили царем, он беспощадно расправлялся с

непокорными. Всех, кого он считал своими противниками, приказывал

казнить или жестоко наказывать. Даже сына своего – тоже Ивана – в

приступе гнева смертельно ранил грозный царь. Жалел потом, но было

поздно, юношу спасти не смогли.

Царю всегда мерещилась угроза, заговоры. Так он поверил ложному доносу о

том, что новгородцы хотят изменить ему и передаться Литве. Явился туда во

главе большого войска и устроил страшный погром. И хлебнул лиха

Новгород. Много побил новгородцев. Лавки порушил, дома пожег,

монастыри обобрал. Был великий Новгород, стал городом слабым и

покорным.

Стремясь окончательно утвердить свою власть, Иван в 1565 году ввел

опричнину. Опричное войско охраняло Александрийскую слободу.

Опричники целовали крест на службу государю, отрекались от отца и матери.

Не было такого злого дела, на которое бы не пошли опричники.

Иван Грозный и его злодеяния

Иван Грозный считал свою власть неограниченной, данной ему от Бога: «Мы

своих холопов (то есть рабов, которыми царь считал всех своих подданных,

от боярина до крестьянина) вольны казнить и миловать».

Неограниченная власть царя опиралась на лично преданных ему слуг –

опричников, которые, поступая на службу, отказывались от отца и матери и

давали клятву выполнять любое приказание царя.

У жителей государства отсутствовала возможность защитить свои права, так

как высшим судьей в государстве был сам царь и всех остальных судей

назначал он же.

Рубрика «Картинная галерея».

Рассмотрите внимательно репродукцию картины И. Глазунова «Иван

Грозный» и составьте его словесный портрет

сообщений; создавать собственный

текст по предложенной теме.

(Регулятивное УУД.)

Уметь планировать свое действие в

соответствии

с поставленной задачей

и условиями ее реализации.

(Коммуникативное УУД.)

Уметь сотрудничать в совместном

решении проблемы

5. Первичное

закрепление.

– Как любой правитель, Иван IV ставил перед собой задачу укрепления

Российского государства. Он хотел сделать его великим и могущественным.

(Познавательные УУД.)

Уметь выделять существенную

Продолжим работу в парах. Прочитайте текст и составьте кластер на тему:

«Дела на благо страны».

Дела на благо страны

При вступлении на престол Иван IV («Грозный») унаследовал 2,8 млн. кв.

км, а в результате его правления территория государства увеличилась почти

вдвое — до 5.4 млн кв. км — чуть больше, чем вся остальная Европа.

Проведены реформы суда и управления, в том числе внедрены элементы

самоуправления на местном уровне (Губная, Земская и другие реформы). В

1550 году был принят новый судебник, который подтвердил право

свободного перехода крестьян.

По распоряжению царя создан уникальный памятник литературы - «Лицевой

летописный свод» (летописный свод событий мировой и особенно Русской

истории, создан в 40 - 60-х годах XVI века специально для царской

библиотеки в единственном экземпляре. Состоит из 10 томов, содержащих

около 10 тыс. листов тряпичной бумаги, украшенных более чем 17 тыс.

миниатюр. Охватывает период «от сотворения мира» до 1567 года. Слово

«лицевой» в названии Свода означает наличие огромного количества

миниатюр, то есть история дана «в лицах».).

Царь способствовал организации книгопечатания в Москве (при нем создана

первая типография в Москве) и строительству храма Василия Блаженного на

Красной площади.

Так же именно Иван IV создал из разрозненных княжеств единое

государство. Итогом правления Ивана Грозного стало превращение России в

«огромную державу, включившую земли Казанского (присоединена в 1552г.)

и Астраханского ханств (присоединена в 1556 г.), Западной Сибири

(присоединена в 1581 г.) от Ледовитого океана до Каспийского моря,

реформы управления страной, упрочение международного престижа России,

расширение торговых и культурных связей со странами Европы и Азии» .

Иван Грозный достиг того, что «по всей Русской земле, по всей его державе

— одна вера, один вес, одна мера! Только он один правит! Все, что ни

прикажет он, — все исполняется и все, что запретит, — действительно

остается под запретом. Никто ему не перечит: ни духовные, ни миряне»

При Иване Грозном введено бесплатное начальное образование (школы при

церквях). Так в 1553 г. упоминается об открытии училищ при новых

епархиях в Казани, Каргополе и в др.

информацию; преобразовывать

информацию в схему; представлять

одну и ту же информацию разными

способами.

(Регулятивные УУД.)

Уметь принимать и сохранять

учебную задачу.

(Коммуникативное УУД.)

Уметь аргументировать свою

позицию и координировать ее с

позициями партнеров.

Дела на благо страны

6.

Самостоятель

ная работа с

самопроверко

й по эталону.

А сейчас попробуйте ответить на вопросы самостоятельно:

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

А1. Первым русским царем стал:

1) Иван III;

2) Иван II;

3) Иван IV.

А2. В каком веке произошло венчание на царство Ивана IV?

1) XIV век;

2) XV век;

3) XVI век.

А3. Выбери эпоху правления царя Ивана Грозного:

1) Московская Русь;

2) Древняя Русь;

3) Российская империя.

А4. Какое событие произошло в эпоху правления Ивана IV?

1) Была напечатана первая книга;

2) был открыт первый университет;

3) был открыт первый театр на Руси.

А5. Закончи предложение:

Символами власти Ивана Грозного являются

_________________________________________________________________

Сверим ответы:

Ответы:

А1 – 3; А2 – 3; А3 – 1; А4 – 1; А5 – шапка Мономаха, скипетр и держава.

(Регулятивные УУД.)

Принимать и сохранять учебную

задачу.

(Личностные УУД.)Проявлять

способность к самооценке на основе

критерия успешности учебной

деятельности.

7. Рефлексия

деятельности(

итог )

Давайте проверим, внимательны ли вы были сегодня на уроке. Предлагаю

составить синквейн. Разбейтесь на группы по 5 человек.

Работа в группе (Детям раздаются карточки, они составляют синквейн)

СИНКВЕЙН

Иван Грозный

Подозрительный, жестокий, умный, образованный

Воевал, присоединил, казнил

Иван Грозный – первый русский царь.

Иван Грозный – первый русский царь. Не только тиран, но и

образованный человек.

1. О ком мы с вами говорили на уроке истории?

2. Каким вы его представляете как человека?

3. А что Иван Грозный сделал для Русского государства?

Домашнее задание:

С. 24 – 25 читать, пересказывать. Доклад об Иване Грозном (по желанию).

Уметь устанавливать причинно-

следственные связи; работать с

информацией, представленной в

разных форматах (текст, рисунок,

таблица, диаграмма, схема).

(Познавательные УУД.)

Планировать свое действие в

соответствии с поставленной задачей

и условиями ее реализации.

(Регулятивное УУД.)

Уметь обобщать и делать выводы.

(Познавательные УУД.)

Уметь оценивать правильность

выполнения действия. (Регулятивное

УУД.)

Уметь оформлять свои мысли в

устной форме. (Коммуникативное

УУД.)

Проявлять способность к самооценке

на основе критерия успешности

учебной деятельности. (Личностное

УУД.)



В раздел образования