Автор: Симченко Ольга Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №78"
Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Иван 4 грозный - первый царь
Раздел: начальное образование
Урок окружающего мира в 3 классе
по теме:
Иван IV Грозный – первый русский царь
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель: Знакомство с образом Ивана IV Грозного
Задачи:
-способствовать формированию представлений о роли первого русского царя Ивана IV Грозного.
- показать значение деятельности первого русского царя Ивана IV Грозного
- формировать умение делать выводы и правильно строить высказывания;
- развивать чёткую и грамотную речь учащихся;
-способствовать формированию чувства патриотизма и гордости за свою Родину.
Планируемые результаты:
Предметные: называет первого русского царя Ивана 4;
Метапредметные:
познавательные –строит речевые высказывания в устной и письменной форме;
регулятивные –оценивает правильность выполнения задания;
коммуникативные - делает выводы; строит речевые высказывания; планирует учебное
сотрудничество;
Личностные: высказывает предположения; обсуждает проблемные вопросы.
Этап
урока
Содержание этапа урока
Планируемые
результаты
1.Самоопредел
ение к
деятельности.
Орг. момент
Дан звонок, и все мы смело
Принимаемся за дело
Путь нелегкий предстоит
В даль дорога побежит
Мы промчимся чрез века
Через многие года
Пронесемся над лесами
И окажемся мы с вами…
Далеко за много лет…
В том истории секрет.
(Личностные УУД.)
самоопределение;
2.
Актуализация
знаний и
фиксация
затруднений в
деятельности
О чем мы говорили на прошлом уроке?
- Какие племена являются предками русских, украинцев и белорусов?
- Где жили восточнославянские племена?
- Кто управлял племенами?
- Какой город был столицей Древней Руси?
- Какой город стал столицей Руси попозже?
- В каких веках государство стало сильней?
1 вариант.
1) Индивидуальная работа по карточкам.
В каком веке возникло Древнерусское государство?
______________________________________________________________
По берегам какой реки с незапамятных времен селились славяне –
земледельцы? _________________________________
Запиши названия нескольких славянских племен.
_____________________________________________________________
Как звали первого русского князя?
(Познавательные УУД.)
Принимать и сохранять учебную
задачу.
(Коммуникативные УУД)
планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками
(Познавательные УУД)
анализ объектов с целью выделения
признаков
_____________________________________________________________
Кого считают основателем Москвы?
_____________________________________________________________
2 вариант.
Какой город стал столицей Древней Руси? ___________________
Перечисли князей Руси.
_________________________________________________________________
Какой город стал столицей в 14 – 15 веках?
_______________________________________________________________
Почему Московское государство стало сильнее?
__________________________________________________________________
________________________________________________________________
Какие города присоединились к Москве самыми первыми?
________________________________________________________________
3. Постановка
учебной
задачи.
Игра «Найди свое место».
На столах у вас карточки с именами князей. Вам нужно выйти к доске и
встать в порядке очередности их правления.
(У одного ребенка карточка с именем Ивана Грозного.)
- Почему он не нашел своего места?
- Что вы о нем знаете?
-Почему мы о нем ничего не знаем?
- А какие еще звания могут быть у правителей государства?
- Сегодня мы познакомимся с первым русским царем.
– На какие вопросы вы хотели бы получить
ответы на этом уроке?
(Регулятивные УУД.)Уметь
определять и формулировать тему и
задачи урока; планировать свое
действие в соответствии с
поставленной задачей.
4. Построение
проекта
выхода из
затруднения
– Является ли дата 16 января 1547 года значимой для Российской истории?
Обоснуйте свой ответ.
– Первого русского царя народ прозвал Грозным.
Поработаем в парах. Предлагаю познакомиться с историческими текстами и
(Познавательные УУД.)
Уметь извлекать информацию из
текстов; воспринимать на слух и
понимать различные виды
объяснить :
–почему народ прозвал Ивана IV Грозным.
– почему Иван Грозный мог безнаказанно творить свои злодеяния?
Фрагменты исторических документов
Когда Ивана провозгласили царем, он беспощадно расправлялся с
непокорными. Всех, кого он считал своими противниками, приказывал
казнить или жестоко наказывать. Даже сына своего – тоже Ивана – в
приступе гнева смертельно ранил грозный царь. Жалел потом, но было
поздно, юношу спасти не смогли.
Царю всегда мерещилась угроза, заговоры. Так он поверил ложному доносу о
том, что новгородцы хотят изменить ему и передаться Литве. Явился туда во
главе большого войска и устроил страшный погром. И хлебнул лиха
Новгород. Много побил новгородцев. Лавки порушил, дома пожег,
монастыри обобрал. Был великий Новгород, стал городом слабым и
покорным.
Стремясь окончательно утвердить свою власть, Иван в 1565 году ввел
опричнину. Опричное войско охраняло Александрийскую слободу.
Опричники целовали крест на службу государю, отрекались от отца и матери.
Не было такого злого дела, на которое бы не пошли опричники.
Иван Грозный и его злодеяния
Иван Грозный считал свою власть неограниченной, данной ему от Бога: «Мы
своих холопов (то есть рабов, которыми царь считал всех своих подданных,
от боярина до крестьянина) вольны казнить и миловать».
Неограниченная власть царя опиралась на лично преданных ему слуг –
опричников, которые, поступая на службу, отказывались от отца и матери и
давали клятву выполнять любое приказание царя.
У жителей государства отсутствовала возможность защитить свои права, так
как высшим судьей в государстве был сам царь и всех остальных судей
назначал он же.
Рубрика «Картинная галерея».
Рассмотрите внимательно репродукцию картины И. Глазунова «Иван
Грозный» и составьте его словесный портрет
сообщений; создавать собственный
текст по предложенной теме.
(Регулятивное УУД.)
Уметь планировать свое действие в
соответствии
с поставленной задачей
и условиями ее реализации.
(Коммуникативное УУД.)
Уметь сотрудничать в совместном
решении проблемы
5. Первичное
закрепление.
– Как любой правитель, Иван IV ставил перед собой задачу укрепления
Российского государства. Он хотел сделать его великим и могущественным.
(Познавательные УУД.)
Уметь выделять существенную
Продолжим работу в парах. Прочитайте текст и составьте кластер на тему:
«Дела на благо страны».
Дела на благо страны
При вступлении на престол Иван IV («Грозный») унаследовал 2,8 млн. кв.
км, а в результате его правления территория государства увеличилась почти
вдвое — до 5.4 млн кв. км — чуть больше, чем вся остальная Европа.
Проведены реформы суда и управления, в том числе внедрены элементы
самоуправления на местном уровне (Губная, Земская и другие реформы). В
1550 году был принят новый судебник, который подтвердил право
свободного перехода крестьян.
По распоряжению царя создан уникальный памятник литературы - «Лицевой
летописный свод» (летописный свод событий мировой и особенно Русской
истории, создан в 40 - 60-х годах XVI века специально для царской
библиотеки в единственном экземпляре. Состоит из 10 томов, содержащих
около 10 тыс. листов тряпичной бумаги, украшенных более чем 17 тыс.
миниатюр. Охватывает период «от сотворения мира» до 1567 года. Слово
«лицевой» в названии Свода означает наличие огромного количества
миниатюр, то есть история дана «в лицах».).
Царь способствовал организации книгопечатания в Москве (при нем создана
первая типография в Москве) и строительству храма Василия Блаженного на
Красной площади.
Так же именно Иван IV создал из разрозненных княжеств единое
государство. Итогом правления Ивана Грозного стало превращение России в
«огромную державу, включившую земли Казанского (присоединена в 1552г.)
и Астраханского ханств (присоединена в 1556 г.), Западной Сибири
(присоединена в 1581 г.) от Ледовитого океана до Каспийского моря,
реформы управления страной, упрочение международного престижа России,
расширение торговых и культурных связей со странами Европы и Азии» .
Иван Грозный достиг того, что «по всей Русской земле, по всей его державе
— одна вера, один вес, одна мера! Только он один правит! Все, что ни
прикажет он, — все исполняется и все, что запретит, — действительно
остается под запретом. Никто ему не перечит: ни духовные, ни миряне»
При Иване Грозном введено бесплатное начальное образование (школы при
церквях). Так в 1553 г. упоминается об открытии училищ при новых
епархиях в Казани, Каргополе и в др.
информацию; преобразовывать
информацию в схему; представлять
одну и ту же информацию разными
способами.
(Регулятивные УУД.)
Уметь принимать и сохранять
учебную задачу.
(Коммуникативное УУД.)
Уметь аргументировать свою
позицию и координировать ее с
позициями партнеров.
Дела на благо страны
6.
Самостоятель
ная работа с
самопроверко
й по эталону.
А сейчас попробуйте ответить на вопросы самостоятельно:
Самостоятельная работа с проверкой по эталону
А1. Первым русским царем стал:
1) Иван III;
2) Иван II;
3) Иван IV.
А2. В каком веке произошло венчание на царство Ивана IV?
1) XIV век;
2) XV век;
3) XVI век.
А3. Выбери эпоху правления царя Ивана Грозного:
1) Московская Русь;
2) Древняя Русь;
3) Российская империя.
А4. Какое событие произошло в эпоху правления Ивана IV?
1) Была напечатана первая книга;
2) был открыт первый университет;
3) был открыт первый театр на Руси.
А5. Закончи предложение:
Символами власти Ивана Грозного являются
_________________________________________________________________
Сверим ответы:
Ответы:
А1 – 3; А2 – 3; А3 – 1; А4 – 1; А5 – шапка Мономаха, скипетр и держава.
(Регулятивные УУД.)
Принимать и сохранять учебную
задачу.
(Личностные УУД.)Проявлять
способность к самооценке на основе
критерия успешности учебной
деятельности.
7. Рефлексия
деятельности(
итог )
Давайте проверим, внимательны ли вы были сегодня на уроке. Предлагаю
составить синквейн. Разбейтесь на группы по 5 человек.
Работа в группе (Детям раздаются карточки, они составляют синквейн)
СИНКВЕЙН
Иван Грозный
Подозрительный, жестокий, умный, образованный
Воевал, присоединил, казнил
Иван Грозный – первый русский царь.
Иван Грозный – первый русский царь. Не только тиран, но и
образованный человек.
1. О ком мы с вами говорили на уроке истории?
2. Каким вы его представляете как человека?
3. А что Иван Грозный сделал для Русского государства?
Домашнее задание:
С. 24 – 25 читать, пересказывать. Доклад об Иване Грозном (по желанию).
Уметь устанавливать причинно-
следственные связи; работать с
информацией, представленной в
разных форматах (текст, рисунок,
таблица, диаграмма, схема).
(Познавательные УУД.)
Планировать свое действие в
соответствии с поставленной задачей
и условиями ее реализации.
(Регулятивное УУД.)
Уметь обобщать и делать выводы.
(Познавательные УУД.)
Уметь оценивать правильность
выполнения действия. (Регулятивное
УУД.)
Уметь оформлять свои мысли в
устной форме. (Коммуникативное
УУД.)
Проявлять способность к самооценке
на основе критерия успешности
учебной деятельности. (Личностное
УУД.)