Автор: Павлова Жанна Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ г. Керчи РК "Школа-гимназия № 1"
Населённый пункт: г. Керчь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Тема М. Ю. Лермонтов роман "Герой нашего времени". Общая характеристика романа. Загадки образа Печорина.
Раздел: среднее образование
Класс 9
Тема М. Ю. Лермонтов роман «Герой нашего времени». Общая характеристика романа. Загадки
образа Печорина.
Цель:
1.
Ознакомить с историей создания романа, композицией, своеобразием жанра. Заинтересовать
романом девятиклассников.
2.
Совершенствовать навыки аналитической работы с информацией, получаемой из разных
источников.
3.
Способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся.
4.
Планируемые результаты:
Личностные
Способствовать нравственному воспитанию, создать условия для формирования интереса к
духовному миру героев художественной литературы, воспитанию интереса к творчеству М.Ю.
Лермонтова.
Метапредметные
Регулятивные:
Формировать умение понимать учебную задачу.
Регулировать собственные действия в достижении поставленной цели.
Коммуникативные:
Развивать умение работать с информацией на уроке, использовать её при выполнении заданий.
Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные:
Совершенствовать умения отбирать главное при составлении конспекта.
Понимать важнейшие особенности романа (композицию, неоднозначность героя).
Предметные
Формировать умения характеризовать героев литературного произведения по их поступкам,
по отношению к окружающим, по авторской оценке.
Тип урока: урок усвоение новых знаний
Оборудование: компьютерная презентация
Ход урока:
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Организационный
момент
Приветственное слово. Проверка
готовности обучающихся к уроку.
Приветственное слово.
Оформляют запись даты и вида
работы в тетради.
Мотивация к учебной
деятельности
Оглашение цитаты В. Белинского: «Вот
книга, которой суждено никогда не
состариться…».
Беседа о том, что должно быть в таком
произведении, какие размышления оно
должно вызывать.
Прогнозируют ответ, исходя из
домашнего задания на этот урок.
Актуализация опорных
знаний
Мозговой штурм «Что мы знаем о М.
Лермонтове?»
Сообщают об известных фактах
биографии, изученных
произведениях, темах, которые
поднимались в этих
произведениях.
Выявления места и
причины затруднения
Постановка проблемного задания.
Давайте выстроим «цепочку героев»
произведений М. Лермонтова и
продумаем, что у них общего, не является
ли это подсказкой, чего ожидать нам от
героя нового для нас произведения.
Работайте в парах.
Работа в паре над заданием.
Вспоминают Мцыри, купца
Калашникова, лирических героев
стихотворений «Парус», «Поэт».
Отмечают романтизм, стремление
к справедливости, поиск своего
пути в жизни.
Оглашение темы урока.
Целеполагание
Подумайте, на какие аспекты романа
«Герой нашего времени» мы будем
обращать особое внимание.
Сформулируйте тему урока.
подумайте, какова будет его цель?
Корректирует ответы учащихся.
Формулируют тему и цель.
Отвечают на вопросы
Открытие новых знаний
Сообщает о истории создания романа,
особенностях композиции, используя
материал презентации.
Составляют конспект.
Выявления места и
причины затруднения
Постановка проблемного вопроса.
Почему это не цикл повестей, а роман?
Предлагает отложить ответ и составить
хронологию развития действия, иными
словами ФАБУЛУ.
Возврат к проблемному вопросу.
Демонстрация на слайде слов В.
Белинского: «Герой нашего времени»
отнюдь не есть собрание нескольких
повестей… — это роман, в котором один
герой и одна основная идея,
художнически развитая. Несмотря на его
эпизодическую отрывочность, его нельзя
читать не в том порядке, в каком
расположил его сам автор: иначе вы
прочтёте две превосходные повести и
несколько превосходных рассказов, но
романа не будете знать».
Отвечают на вопрос, предлагая
различные варианты.
Принимают участие в расстановке
глав в хронологической
последовательности.
Формулируют ответ.
Делают записи в тетради.
Первичный контроль
усвоения материала
Словарная работа. Обращает внимание на
особенность жанра. Не просто роман, а
психологический роман!
Обращает внимание на слова В,
Белинского, с которых начинался урок, и
предлагает обосновать своё согласие или
несогласие с мнением литературного
критика.
Делают записи в тетради об
особенностях психологического
романа.
Формулируют свою точку зрения о
современности звучания
произведения.
Включение в систему
знаний и повторение
Какие новые знания и умения мы
получили на уроке?
Знаем.. и можем..
Открытие новых знаний
(продолжение)
Сообщает о неоднозначности
характеристики образа Печорина, в
которой каждому необходимо
разобраться самостоятельно.
Напоминает о типе «лишнего человека»,
Принимают участие в составлении
сформировавшегося в русской литературе
19 века.
галереи «лишних людей»,
проверяют свои ответы по ответам
на слайдах презентации.
Мотивация к
дальнейшей работе над
романом
Теперь вы понимаете, насколько важно
самостоятельно прочитать произведение
полностью?
Ваше мнение о герое будет меняться от
главы к главе, ведь повествование в них
ведётся от разных лиц, что позволяет по-
разному, т.е. многогранно, видеть героя.
Обращает внимание на информацию на
слайдах презентации.
Сегодня выходного контроля не будет, но
следующий урок начнём с теста по
первым двум главам.
Да!
Работают над конспектом
Итог урока
Подводит итог урока, выставляет отметки,
комментирует работу учащихся на уроке
Рефлексия учебной
деятельности
Продолжите предложения:
Я узнал…
Меня заинтересовало...
Мне нужно будет …
Рефлексируют. Выражают своё
отношение к процессу и
результатам урока
Домашнее задание
Формулирует задание и комментирует его
(на слайде презентации)
Записывают домашнее задание