Напоминание

Тема М. Ю. Лермонтов роман "Герой нашего времени". Общая характеристика романа. Загадки образа Печорина.


Автор: Павлова Жанна Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ г. Керчи РК "Школа-гимназия № 1"
Населённый пункт: г. Керчь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Тема М. Ю. Лермонтов роман "Герой нашего времени". Общая характеристика романа. Загадки образа Печорина.
Раздел: среднее образование





Назад




Класс 9

Тема М. Ю. Лермонтов роман «Герой нашего времени». Общая характеристика романа. Загадки

образа Печорина.

Цель:

1.

Ознакомить с историей создания романа, композицией, своеобразием жанра. Заинтересовать

романом девятиклассников.

2.

Совершенствовать навыки аналитической работы с информацией, получаемой из разных

источников.

3.

Способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся.

4.

Планируемые результаты:

Личностные

Способствовать нравственному воспитанию, создать условия для формирования интереса к

духовному миру героев художественной литературы, воспитанию интереса к творчеству М.Ю.

Лермонтова.

Метапредметные

Регулятивные:

Формировать умение понимать учебную задачу.

Регулировать собственные действия в достижении поставленной цели.

Коммуникативные:

Развивать умение работать с информацией на уроке, использовать её при выполнении заданий.

Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

Совершенствовать умения отбирать главное при составлении конспекта.

Понимать важнейшие особенности романа (композицию, неоднозначность героя).

Предметные

Формировать умения характеризовать героев литературного произведения по их поступкам,

по отношению к окружающим, по авторской оценке.

Тип урока: урок усвоение новых знаний

Оборудование: компьютерная презентация

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

момент

Приветственное слово. Проверка

готовности обучающихся к уроку.

Приветственное слово.

Оформляют запись даты и вида

работы в тетради.

Мотивация к учебной

деятельности

Оглашение цитаты В. Белинского: «Вот

книга, которой суждено никогда не

состариться…».

Беседа о том, что должно быть в таком

произведении, какие размышления оно

должно вызывать.

Прогнозируют ответ, исходя из

домашнего задания на этот урок.

Актуализация опорных

знаний

Мозговой штурм «Что мы знаем о М.

Лермонтове?»

Сообщают об известных фактах

биографии, изученных

произведениях, темах, которые

поднимались в этих

произведениях.

Выявления места и

причины затруднения

Постановка проблемного задания.

Давайте выстроим «цепочку героев»

произведений М. Лермонтова и

продумаем, что у них общего, не является

ли это подсказкой, чего ожидать нам от

героя нового для нас произведения.

Работайте в парах.

Работа в паре над заданием.

Вспоминают Мцыри, купца

Калашникова, лирических героев

стихотворений «Парус», «Поэт».

Отмечают романтизм, стремление

к справедливости, поиск своего

пути в жизни.

Оглашение темы урока.

Целеполагание

Подумайте, на какие аспекты романа

«Герой нашего времени» мы будем

обращать особое внимание.

Сформулируйте тему урока.

подумайте, какова будет его цель?

Корректирует ответы учащихся.

Формулируют тему и цель.

Отвечают на вопросы

Открытие новых знаний

Сообщает о истории создания романа,

особенностях композиции, используя

материал презентации.

Составляют конспект.

Выявления места и

причины затруднения

Постановка проблемного вопроса.

Почему это не цикл повестей, а роман?

Предлагает отложить ответ и составить

хронологию развития действия, иными

словами ФАБУЛУ.

Возврат к проблемному вопросу.

Демонстрация на слайде слов В.

Белинского: «Герой нашего времени»

отнюдь не есть собрание нескольких

повестей… — это роман, в котором один

герой и одна основная идея,

художнически развитая. Несмотря на его

эпизодическую отрывочность, его нельзя

читать не в том порядке, в каком

расположил его сам автор: иначе вы

прочтёте две превосходные повести и

несколько превосходных рассказов, но

романа не будете знать».

Отвечают на вопрос, предлагая

различные варианты.

Принимают участие в расстановке

глав в хронологической

последовательности.

Формулируют ответ.

Делают записи в тетради.

Первичный контроль

усвоения материала

Словарная работа. Обращает внимание на

особенность жанра. Не просто роман, а

психологический роман!

Обращает внимание на слова В,

Белинского, с которых начинался урок, и

предлагает обосновать своё согласие или

несогласие с мнением литературного

критика.

Делают записи в тетради об

особенностях психологического

романа.

Формулируют свою точку зрения о

современности звучания

произведения.

Включение в систему

знаний и повторение

Какие новые знания и умения мы

получили на уроке?

Знаем.. и можем..

Открытие новых знаний

(продолжение)

Сообщает о неоднозначности

характеристики образа Печорина, в

которой каждому необходимо

разобраться самостоятельно.

Напоминает о типе «лишнего человека»,

Принимают участие в составлении

сформировавшегося в русской литературе

19 века.

галереи «лишних людей»,

проверяют свои ответы по ответам

на слайдах презентации.

Мотивация к

дальнейшей работе над

романом

Теперь вы понимаете, насколько важно

самостоятельно прочитать произведение

полностью?

Ваше мнение о герое будет меняться от

главы к главе, ведь повествование в них

ведётся от разных лиц, что позволяет по-

разному, т.е. многогранно, видеть героя.

Обращает внимание на информацию на

слайдах презентации.

Сегодня выходного контроля не будет, но

следующий урок начнём с теста по

первым двум главам.

Да!

Работают над конспектом

Итог урока

Подводит итог урока, выставляет отметки,

комментирует работу учащихся на уроке

Рефлексия учебной

деятельности

Продолжите предложения:

Я узнал…

Меня заинтересовало...

Мне нужно будет …

Рефлексируют. Выражают своё

отношение к процессу и

результатам урока

Домашнее задание

Формулирует задание и комментирует его

(на слайде презентации)

Записывают домашнее задание



В раздел образования