Автор: Хомякова Татьяна Васильевна
Должность: преподаватель по классу домры, балалайки и гитары
Учебное заведение: СМШ №5
Населённый пункт: Севастополь
Наименование материала: Методический доклад
Тема: Развитие техники в классе домры
Раздел: дополнительное образование
Севастопольская детская музыкальная школа № 5
Развитие техники в классе домры
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ОТДЕЛА НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
ХОМЯКОВОЙ ТАТЬЯНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ
Каждый
ученик
должен
овладеть
необходимыми
техническими
навыками
игры
на
инструменте,
без
которых
невозможно
ни
сольное
исполнение,
ни
участие
в
оркестре.
Чтобы
научиться
играть
хорошо,
необходимо
ежедневно
совершенствовать
технику
исполнения.
При
этом
нельзя ограничиваться игрой художественных произведений. Нужно каждый
день играть гаммы, арпеджио, а также специальные упражнения и этюды.
Работа
над
техникой
игры
на
домре
должна
быть
подчинена
определённой
цели,
в
соответствии
с
которой
исполнитель
отрабатывает
именно те движения, которые необходимы для её достижения. Работа над
гаммами, упражнениями, этюдом, пьесой или любым другим музыкальным
материалом
должна
начинаться
с
медленного
проигрывания,
с
одновременным осознанием всех моментов и деталей игры. Такой метод не
только позволяет найти самые нужные движения для пальцев левой и кисти
правой руки, но и даёт возможность правильно распределить мышечные
усилия, избежать лишней затраты энергии, скованности в игре.
Для развития техники очень важна правильная постановка рук. Во
время
игры
нужно
находить
такие
положения
правой
и
левой
рук
на
инструменте, которые бы обеспечивали необходимое сочетание различных
движений, точность и лёгкость движений пальцев и кистей рук. Как известно,
правильное положение левой руки способствует лёгкому передвижению её
пальцев
по
грифу:
они
хорошо
прижимают
струны
к
ладам,
свободно
переходят
из
позиции
в
позицию.
Правильная
постановка
правой
руки
помогает быстро овладеть нужными приёмами игры, различными штрихами.
Правильно поставленный аппарат содействует скорейшему развитию мелкой
техники в левой руке, отработке частого певучего тремоло в правой руке.
Часто во время игры музыкант, проверяя, уточняет положения кисти
правой руки и всей руки в целом, пока не найдёт нужное качество звука.
Например, если извлекаемый звук
недостаточно глубокий, «прикрытый»,
необходимо кистевые движения дополнить движениями предплечья правой
руки.
Таким образом, работа над
красивым, эмоционально насыщенным
звуком
представляет
собой
сложный
процесс.
Поэтому
работая
над
совершенствованием техники исполнения, необходимо научиться сочетать
все моменты и действия - и так отработать, чтобы сделать их привычными.
Работу над тренировочным материалом нельзя рассматривать в отрыве
от сознания, с точки зрения чистой техники – как средство развития беглости
пальцев и выработки координации движения рук. Эта работа способствует
развитию определённых элементов исполнительского мастерства и готовит
музыканта к исполнению художественных произведений. Более того сознание
должно
подсказать,
какие
способы
тренировок
лучше
избрать
при
выполнении определённой технической задачи.
Очень важный и нужный тренировочный материал для приобретения
технических навыков – гаммы и арпеджио.
Работу над гаммами можно разделить на два раздела. Первый можно
назвать
ознакомительным.
Игра
гамм
в
этот
период
преследует
цели
практического овладения инструментом и приспособления к нему, а также
приобретения начальных теоретических знаний. Гаммообразные пассажи и
арпеджированные последовательности встречаются в пьесах довольно часто.
Вот
несколько
характерных
примеров:
«Итальянская
полька»
С.
Рахманинова,
«Баркаролла»
из
цикла
«Времена
года»
П.
Чайковского,
«Танец» Д. Шостаковича и т.д.
Придавая
большое
значение
работе
над
гаммами
и
арпеджио,
профессор
К.
Мострас
пишет
в
своём
методическом
очерке
«Система
домашних заданий скрипача»: «Игнорирование гамм и арпеджио обычно
приводит к тому, что скрипач, играя пьесу, оказывается наиболее уязвимым и
подчас
беспомощным
технически
именно
при
исполнении
пассажей,
имеющих вид гамм и трезвучий».
Играть гаммы и арпеджио на 3-х стр. домре сложнее, чем на скрипке,
поэтому
значение
данного
тренировочного
материала
тем
более
велико.
Главное
в
процессе
работы
над
звуком
-
соединение
звуков,
нужно
обязательно слышать не только продолжительность исполняемого звука, но
ещё и его соединение с последующим. Особенно трудно соединить звуки во
время перехода с одной струны на другую при смене позиций. Необходимо
как можно дольше держать палец на ладу исполняемого звука и не спешить с
переходом на другой лад, выдерживая его в самый последний момент, чтобы
полнее сочнее было звучание исполняемой ноты. При этом нужно предельно
сократить
движения
пальцев
левой
руки.
Сокращая
и
ускоряя
движения
левой руки во время переходов с лада на лад даже в самом медленном темпе,
ученик подготавливает себя к более быстрому темпу.
Одной из главных задач в работе над гаммами и арпеджио необходимо
считать отработку чётких и быстрых переходов для смены позиций. Вернее и
легче переходить из позиции в позицию с помощью предплечья, причём
начинать это движение лучше с кистевого сустава. Он должен пойти вперёд и
повлечь за собой кисть и пальцы, а не наоборот. Основание указательного
пальца
и
большой
палец
должны
точно
фиксировать
приход
в
нужную
позицию, не изменяя своего соотношения. Сначала отрабатываются более
короткие переходы, в соседние позиции (1-м пальцем или 2-м). Существует и
другой вариант перехода в смежные позиции, так называемой «лесенкой».
Его лучше применять там, где по характеру исполнения он бывает необходим.
Так как играя четвёртую ноту мизинцем, одновременно подготавливается 1
палец
для
другой
позиции,
отчего
все
пальцы
левой
руки
оказываются
сомкнутыми. Пальцы не находятся в определённом положении - в позиции,
всё время движутся вдоль грифа, смыкаясь и расставляясь. Лёгкость игры
теряется, а звук становится как бы зажатым.
Лучше делать переход в смежную позицию за счёт быстрого переноса
всей кисти на ступеньку выше или ниже. При этом пальцы левой руки
остаются свободными, готовыми для продолжения игры. Перенос кисти и
подмену пальцев необходимо очень хорошо отработать и делать легко и
незаметно, без подчёркивания первой ноты в новой позиции, не нарушая
исполнения фразы:
1. Палец, который продолжит игру нужно хорошо подготовить, в
последний
момент
перед
переходом
он
должен
стать
упругим,
готовым
вступить в игру.
2. Особое внимание нужно уделить отработке точного и быстрого
движения кисти как сверху вниз, так снизу вверх.
3. При этом нужно вырабатывать чувство расстояния, чтобы можно
было выполнять этот приём, не глядя на гриф.
Гаммы
нужно
уметь
играть
в
разных
тональностях
и
с
разным
количеством знаков, свободно владеть аппликатурой и легко менять позиции,
добиваясь
при
этом
красивого
и
качественного
звука,
что
и
является
необходимой ступенью технического образования и способствуют развитию
координации как левой, так и правой руки, а также овладению первичными
навыками беглости. Игра на смежных струнах и через струну является одним
из самых сложных движений правой руки. Главное в работе правой руки –
экономичность и точность движений.
При игре гамм не следует ограничиваться их разовым проигрыванием.
Гаммы и арпеджио должны исполняться в одном темпе от начала до конца.
Игра
гамм
и
арпеджио
разными
ритмическими
группировками
даёт
возможность
развить
независимость
пальцев
левой
руки
и
их
самостоятельность.
Игра
гамм
даёт
возможность
существенно
улучшить
качество звукоизвлечения медиатором.
Необходимо также обратить внимание и на упражнения. Упражнения
можно использовать для развития всевозможных видов техники и способов
(приёмы).
Чтобы
добиться
хороших
результатов,
необходимо
потратить
много времени для занятий, совершенствовать исполнительскую технику,
повторять много раз сложные для исполнения технические пассажи.
Техника не цель, а средство, без которого невозможно полноценное
раскрытие
художественного
образа
исполняемых
произведений.
Техника
является основой и необходимостью во всяком искусстве. Без специальной
многолетней работы овладеть ею невозможно. Работа начинается с момента
первого знакомства с инструментом и продолжается в течение многолетнего
труда.