Напоминание

Использование кейс-технологии в обучении старших дошкольников Правилам дорожного движения


Автор: Никифорова Елена Юрьевна
Должность: воспитатель в детском саду
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №9 "Журавушка"
Населённый пункт: город Урюпинск Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование кейс-технологии в обучении старших дошкольников Правилам дорожного движения
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Использование кейс-метода в изучении правил дорожного движения с

детьми старшего дошкольного возраста»

Добрый день, уважаемые коллеги! Я бы хотела представить вам опыт работы на тему

««Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге

посредством ознакомления с правилами дорожного движения».

Актуальность

выбора

данной

темы

обусловлена

тем,

что

обеспечение

безопасности

движения на дороге становится все более важной задачей. Скоро наступит момент в жизни

семьи, когда ребенок пойдет в школу. Этот этап его жизни будет связан с рядом проблем,

из которых наиболее острыми являются проблемы безопасности ребенка на дороге. Так

вот задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы подготовить его к встрече с

различными

сложными,

и

порой

опасными

ситуациями

на

дороге,

привить

ребёнку

навыки правильного поведения на улице. Ведь помочь себе в трудной ситуации может

лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их

своевременно распознавать, обходить стороной. Актуальность этой проблемы связана ещё

и с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая

реакция на окружающую обстановку, которая свойственна взрослым.

Итак, исходя из этого, цель моей работы в данном направлении:

сформировать у детей дошкольного возраста навыки безопаснтапы работы вставитього

поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения.

ЗАДАЧИ:

- формировать умение планировать свои действия на основе первичных ценностных

представлений

-

создание

условий

для

формирования

у

детей

устойчивых

установок

безопасного

поведения на улицах и дорогах

- расширить представления о возможных опасностях, способах их избегания, способах

сохранения здоровья и жизни

В процессе осуществления задач был подобран и разработан различный материал для

обучения дошкольников правилам дорожного движения.

В своей работе я использую

самые разнообразные методы и приёмы. В группе создан уголок под названием «Школа

светофорных

наук»,

где обозначены

различные

типы

перекрестков

с

нанесенной

разметкой, тротуары, остановки транспорта, различные виды знаков. Дети знакомятся с

таким

понятием,

как

«многополосное

движение»,

«островок

безопасности»,

средства

регулирования

дорожного

движения.

Необходимо

отметить,

что

обучение

правилам

дорожного движения продолжается и в разных видах совместной деятельности педагога и

воспитанников, а также при проведении непосредственной образовательной деятельности

по всем пяти образовательным областям. Также использую ведущую деятельность –

игровую.

Играя, дети учатся правильно переходить проезжую часть, узнают, что на

1

дорогах

есть

знаки,

предупреждающие пешеходов

и

водителей

о

том,

что

их

ждёт

впереди.

Для повышения интереса родителей к данной теме, мы организуем различные виды

деятельности: викторины, конкурсы, праздники. Так, стало хорошей традицией в начале

учебного

года

проводить

конкурс

«На

лучший

рисунок

по

безопасности

дорожного

движения»

Родители детей, проявляя инициативу, помогают пополнить игровые уголки, развивая тем

самым предметно - развивающую среду в группе. Они изготовили макет дороги, для

сюжетно- ролевой игры дорожные знаки , макет светофора , сшили участок дороги из

ткани. В рамках работы над проектом «Школа светофорных наук» мы тесно сотрудничаем

с отделом ГИБДД. Так в

начале учебного года мы провели праздник по правилам

дорожного движения с участием сотрудника Иванченко В.В. Такие мероприятия помогают

детям не только изучить правила, но и учат находить решения из сложившейся ситуации.

Также принимали участие в акции «Осторожно, дети», где сотрудники ГАИ раздавали

детские рисунки водителям транспортных средств.

Также разработан различный дидактический материал, собраны картотеки различных игр,

бесед, разработаны дидактические игры с наглядным материалом.

В

перспективе

мы

планируем

сотрудничество

по

данной

теме

со

средней

общеобразовательной школой № 7.

Итак, как показала практика систематическая работа с детьми по формированию навыков

безопасного поведения на дорогах, использование эффективных, современных методов и

приемов, даёт положительные результаты. Дети проявляют сознательное отношение к

соблюдению правил безопасного движения. Учатся находить решение из сложившейся

ситуации самостоятельно. Благодаря проделанной работе с нашими воспитанниками не

зарегистрировано ни одного случая детского дорожно-транспортного травматизма.

Но как показала практика, самым лучшим способом в обучении детей правилам

движения, оказалась кейс – технология.

При правильном применении кейс-технологии

дети усвоят правила дорожного движения, научатся в безопасных условиях находить

выход

из

проблемных

дорожных

ситуаций.

Работа

с

кейсами

также

будет

развивать

логическое

мышление

детей,

умение

анализировать,

формулировать

высказывание,

взаимодействовать

в

команде,

получать

необходимую

информацию

в

общении

со

сверстником, со взрослым; соотносить свои устремления с интересами других; доказывать

свою точку зрения.

2

Знакомство с понятием кейс-технология.

Родиной

метода

case-study

являются

Соединенные

Штаты

Америки,

а

именно

Школа бизнеса Гарвардского университета. На сегодняшний день этот метод активно

развивается в России.

Демонстрация кейс-метода

Итак, суть кейс-метода заключается в следующем: педагог обозначает проблемную

ситуацию, дети анализируют её и совместно находят одно или несколько решений. Сам

кейс представляет собой комплект из текстовых документов или картинок, фотографий,

которые обозначают проблемную ситуацию.

Чтобы понять и освоить кейс-метод я приглашаю для участия в мастер-классе 4

человек.

Для того чтобы вы лучше поняли и освоили кейс-метод, я раздам вам кейсы с

заданиями, и мы совместно их решим.

В этом учебном году наша группа осуществляет работу «Школы светофорных

наук» и поэтому мы сегодня с вами будем разбираться в дорожных ситуациях, решать

задачи по правилам дорожного движения.

Итак, первый вид кейса – фото-кейсы и кейсы иллюстрации.

С детьми дошкольного возраста специалисты рекомендуют использовать

практические кейсы, то есть те, которые отражают реальные жизненные ситуации. Фото-

кейсы и кейсы-иллюстрации – наиболее удобная и простая форма таких кейсов.

Раздаём кейс № 1 (картинки дорожных ситуация, дорожных знаков, кармашки

цвета светофора – красный, жёлтый, зелёный)

Ведущий: Посмотрите, пожалуйста кейс, и назовите что в нём лежит (называют). Как вы

думаете, что можно сделать с данными картинками?

Участники: Разложить картинки по кармашкам. Вкрасный – запрещающие дорожные

знаки, опасные дорожные ситуации. В жёлтый – предупреждающие знаки. В зелёный

разрешающие.

Ведущий: Верно. Пожалуйста, выполните задание.

Выполняют.

Ведущий: Фото-кейсы и кейсы-иллюстрации вы можете использовать в образовательной

ситуации, в совместной и самостоятельной деятельности детей. Чтобы дети решали кейсы,

не нужно их специально к этому подготавливать и объяснять алгоритм действий.

Второй вид кейса кейсы –вариации и догадки.

Научат ребёнка распознавать возможную проблему и работать с вариантами развития событий.

Раздаём группам кейс № 2 с серией опорных картинок, предметными картинками и

картинками-ребусами.

Ведущий: В этом кейсе – серия опорных картинок, с помощью которых ребёнок сможет осознать

связи между предметами и построить варианты развития событий. Давайте сейчас совместно, на

одном конкретном примере попробуем разобраться в дорожной ситуации

3

Итак, перед вами картинки, скажите, что на них изображено?

Участники: мяч, машина, плачущий ребёнок.

Ведущий: Как вы считаете ,что могло случиться?

Участники: Например , мяч укатился на дорогу , ребёнок заплакал. –

Ведущий:Как должен поступить ребёнок ,если он оказался в такой ситуации?

Участники: Позвать на помощь взрослого. –

Ведущий: А как можно было избежать этой ситуации, что не нужно было делать ребёнку ?

Участники: Не нужно было играть рядом с проезжей частью.

Ведущий: Всё верно. Работа с такими картинками интересна детям. Картинка побуждает

детей рассмотреть предмет с разных сторон, выявить его опасные стороны. Обычная

картинка – мяч, а сколько вариантов ситуаций можно предположить.Приведите примеры ,

в каких случаях мяч может стать источником опасности?

Участники: Мяч выкатился на дорогу , выпал из окна машины, дети подрались из-за мяча.

Ведущий: Верно. Загляните в кейс снова, что вы ещё там видите

Участники: ребусы –картинки.

Ведущий: Давайте попробуем их отгадать.

Разгадывают

Ведущий: расскажите, какие результаты у вас получились.

Вместе рассматриваем отгадки ребусов.

Ведущий: Итак, коллеги, вы видите что при всё разнообразии кейсы имеют типовую

внутреннюю структуру. Как правило кейс включает в себя:

- ситуацию – случай, проблему, историю из жизни

- контекст ситуации – хронологический, контекст места, особенности действия

участников ситуации

- комментарии к ситуации, которые озвучивает педагог

- вопросы или задания для работы с кейсом

- приложения в форме иллюстрации, текстов, фото информации

Следующий вид кейса: кейс – игра.

Такой вид кейса позволяет систематизировать игры по правилам дорожного движения, и

включает в себя необходимые атрибуты к играм.

4

Например, откроем кейс

«Дорога, транспорт, пешеход, пассажир». В нём мы видим карточки с изображением

дороги, светофора, транспорта, необходимые для игры, также здесь могут находиться

дорожные знаки, жетоны для награждения игроков, водительские удостоверения, которые

предназначены для поощрения в ходе игры. Дети становятся в круг, в середине должен

стоять регулировщик дорожного движения.

А я сейчас предлагаю участникам моего мастер-класса выйти и поиграть со мной в игру

по правилам дорожного движения.

Игра называется «Что? Где? Откуда?»

Итак,

давайте

станем

друг

напротив

друга

(2

команды

друг

напротив

друга).

Отвечать нужно быстро. За каждый правильный ответ вручается 1 балл - жетон.

Команде набравшей наибольшее количество баллов вручаются водительские права.

Вопросы I команде

Какое движение на вашей улице – одностороннее или двустороннее?

Где должны ходить пешеходы? Где должны ездить автомобили?

Что такое перекресток? Где и как нужно переходить дорогу?

Как обозначается пешеходный переход?

Как регулируется движение на улице?

Какие сигналы светофора вы знаете?

Какие дорожные знаки есть на вашей улице? Для чего они нужны?

Для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожидают люди?

Вопросы II команде.

Как надо вести себя в автобусе?

Как называется палочка, с помощью которой регулируется движение?

Покажи

положение

регулировщика,

которое

соответствует

красному,

желтому,

зеленому сигналу светофора.

Когда надо начинать переход улицы?

Как нужно идти по тротуару?

Где на проезжей части можно переждать поток машин?

Что помогает регулировщику управлять движением?

Какие вы знаете правила поведения в транспорте?

Ведущий: Отлично! Такие игры помогут дошкольникам в увлекательной форме закрепить правила

дорожного движения, разбираться в дорожных ситуациях.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Ведущий: А сейчас, коллеги, я предлагаю вам пройти к столу. Разделитесь на 2 группы и соберите

кейс «Правила дорожного движения» Вложите в кейс необходимые игры упражнения по

направлениям развития.

Первая команда – социально-коммуникативное развитие (ребусы, загадки, беседы конспекты,

картотеки д/и, стихи, сказки)

Вторя команда – художественно-эстетическое развитие (раскраски, дорисуй.., собери картинку,

физминутки, конспекты аппликаций лепки, книжка-малышка)

Подходят к столу, где лежат необходимые материалы, складывают кейсы

5

Молодцы! У вас всё замечательно получилось. Можете присаживаться на места.

Закрепление материала.

Ведущий: Чтобы закрепить знания, которые вы сегодня получили, предлагаю

решить кейс «Дети на дороге» (вид кейса – «Анализ конкретных

ситуаций»)

Информация в кейсе представлена в виде сказки. Мы сейчас попробуем разобраться в

конкретной дорожной ситуации.

Конспект работы над кейсом.

Ведущий: Скажите, что изображено на картинке?

Участники: Картинка, где Зайка выбежал на проезжую часть,

А теперь послушаем текст сказки

Ведущий: читает сказку. Что произошло в сказке? О чём она?

Участники: Зайка случайно выбежал на дорогу. Это сказка о нарушении правил дорожного

движения.

Ведущий: Давайте подумаем, что может произойти с Зайкой? Продолжите сказку

Участники: Зайку может раздавить машина, или зайка может пойти поиграть на площадку

Ведущий: Как правильно поступить в этой ситуации? Что можно сделать по-другому?

Участники: Уйти с проезжей части, можно отправиться играть на детскую площадку

Ведущий: Давайте подведём итоги, что вы сегодня делали? Зачем вы это делали? Какое

правило по этой сказке можно придумать?

Участники: Читали сказку, и рассматривали картинку. Мы это делали, чтобы быть

осторожными на дороге. Нужно быть внимательным!

Ведущий: А сейчас я предлагаю сделать рисунок к этому правилу.

Участники рисуют рисунок к этому правилу.

ПРОСТО РЕЧЬ, пока участники рисуют Коллеги, поощряйте и стимулируйте детей на

решение кейсов. За активную работу, правильные решения раздавайте тематические

наклейки. Сопроводите кейсы именными конвертами или листами для накопления наклеек

или других форм поощрения. Разработайте сертификат «Юный автоинспектор» и правила

его получения. Такой «документ» будет стимулировать дошкольников узнать и запомнить

правила дорожного движения.

Подведение итогов

6

Уважаемые коллеги,

подведём итоги мастер-класса. Сегодня мы свами познакомились с

кейс-технологией, научились применять её для обучения дошкольников правилам

дорожного движения. Предлагаю вам продолжить фразу: Меня заинтересовала

технология, потому что….»

Или «Меня не заинтересовала технология потому что…»

Отвечают

(позволяют погрузить группу в проблемную ситуацию и путём подбора решений найти

выход», «даёт возможность использовать на практике полученные знания», «позволяет

изучить сложные ситуации в безопасных условиях, а не в реальной жизни».

Спасибо за совместную работу! Желаю вам успехов в применении кейсов для обучения

детей безопасности на дороге. Как говорится в новой народной мудрости «Умный учится

на чужих ошибках, а очень умный – на кейсах!»

Раздача подарочных конвертов

7



В раздел образования