Автор: Гордеева Валентина Николаевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ гимназия №25 г. Краснодара
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Международный школьный проект "Диалог культур"
Раздел: среднее образование
Международный школьный проект
"Диалог культур"
Пояснительная записка.
Новые политические и социально-экономические изменения в России в последние
десятилетия, ее стремление активно и плодотворно сотрудничать с западными странами
существенно повлияли на расширение функции иностранного языка как предмета и
привели к переосмыслению цели, задач и содержания обучения иностранным языкам.
Новая политическая обстановка, расширение международного сотрудничества и
международных контактов требуют сегодня глубокого (свободного) владения
иностранным языком и, как следствие, новых педагогических технологий. В настоящее
время поиск новых педагогических технологий связан с отсутствием у части учащихся
положительной мотивации к изучению иностранного (английского) языка при
осознании в обществе в целом значимости его изучения. Мотивация недостаточна, так
как при изучении иностранного языка учащиеся сталкиваются со значительными
трудностями и не усваивают материал в силу своих психологических особенностей
(особенностей памяти, восприятия, мышления). Эффективному решению проблемы
обучения иностранному языку как средству межкультурной коммуникации может
способствовать метод проектов, который позволяет реализовать наиболее сложную и
существенную для методики задачу – создание языковой среды, а на ее основе создание
потребности в использовании иностранного языка на практике.
Метод
проектов
как
раз
и
позволяет
решить
проблему
мотивации,
создать
положительный настрой к изучению иностранного языка. Это достигается при помощи
переноса
центра
обучения
с
преподавателя
на
учащегося,
создания
условий
для
сотрудничества и взаимодействия между учащимися, что является мотивирующим
фактором, а позитивная мотивация – это ключ к успешному изучению иностранного
языка.
Выполнение
проектных
заданий
позволяет
учащимся
видеть
практическую
пользу от изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса
к этому предмету.
В современном мире, в котором всё взаимосвязано и взаимозависимо (политика,
экономика, экология), культура играет очень важную роль. Она помогает людям
сохранять мир на планете, жить в содружестве и взаимопонимании. Знакомство с
культурой англоязычного мира всегда сопутствует изучению английского языка, делая
образовательный процесс более насыщенным и интересным.
«Диалог культур», открытый для учеников с четвертого класса, нацелен на более
глубокое погружение школьников в самобытное культурное пространство Европы.
Участие в деятельности не требуют особой предварительной подготовки.
Международный проект «ДИАЛОГ КУЛЬТУР» гимназии № 25 создан в содружестве с
московской туристической фирмой "Туртрансвояж".
Руководителем проекта является Гордеева Валентина Николаевна.
Цели:
формирование культуры учащихся, воспитание осознанного отношения к
окружающему миру;
формирование элементарных научных и образных представлений о взаимосвязях
человека и окружающей его среды;
воспитание потребности в практическом использовании английского языка,
освоение учащимися нравственных ограничений и предписаний по отношению к
окружающей его среде;
расширение кругозора учащихся, их информированности и общей эрудиции.
Цели программы определяют следующие его основные задачи:
включить в активный словарь учащихся необходимую лексику, расширить объем
рецептивного словаря школьников;
обеспечить овладение учащимися 4-мя видами чтения (изучающим,
ознакомительным, просмотровым, поисковым)
способствовать приобщению учащихся к культуре иноязычной страны,
повышению их эрудиции, приобретению опыта самостоятельного использования
английского языка для углубления и расширения знаний;
развивать навыки и умения устного общения на базе профильно-ориентированной
тематики, имея в виду, что ведущим видом устной речи является развернутое
монологическое высказывание;
обучить учащихся письменному переводу (с английского языка на русский)
текстов профильного характера;
обучить школьников умению письменно фиксировать значимую для них
информацию в виде делового письма, телеграммы и т.п.
В содержание программы введены различные виды деятельности:
1.
Познавательная - работа над учебными проектами;
2.
Ценностно-ориентировочная - моделирование различных отношений к
окружающему миру, формирование умения принимать решение в ситуациях
выбора;
3.
Эстетическая - развитие способности выражать свои эмоции, чувства, настроение
художественными средствами: в стихах, рисунках, плакатах, эссе и т.д.;
4.
Коммуникативная деятельность или общение, являющаяся условием познания,
условием выработки человеком системы ценностей, условием труда;
5.
Преобразовательная - реальная деятельность по улучшению состояния своего
окружения.
Основные формы организации познавательной деятельности учащихся:
индивидуальная;
парная;
групповая;
Встречи с носителями языка являются большим событием и помогают нам решать
важные задачи в преподавании английского языка в нашей школе. Школьные поездки
вызывают большой интерес как у учащихся, так и их родителей, значительно повышают
мотивацию к изучению иностранного языка, практически формируют и углубляет
коммуникативные навыки и умения учащихся благодаря “погружению” в языковую,
образовательную, культурную и социальную среду во время пребывания в стране.
Посещение других городов и музеев в них, значительно расширяют культурный
кругозор учащихся и углубляют их знания английского языка. Общение с иностранцами
позволяет сравнивать образ жизни, поведение и манеру общения в другой стране и
способствуют воспитанию толерантности и уважению к другому стилю жизни.
Методическая подготовка школьного обмена начинается с составления плана работы.
Занятия начинаются с анкетирования “Что ты ждешь от первой поездки ?” При изучении
темы “Знакомство” учащиеся пишут свое первое письмо к неизвестному партнеру:
представляют себя и своих родителей, рассказывают о своей школе, своих увлечениях и
интересах, о животных в доме, пишут E-mail. Учащиеся начинают свою переписку по
Интернету с новыми друзьями и общаются по Skype. И все это уже на английском языке.
Тем
самым
учащиеся
расширяют
свой
лексический
запас
и
обогащают
знания
необходимыми речевыми образцами для элементарного общения друг с другом.Кроме
учебных
занятий
учителя
иностранного
языка
составляют
программу
посещения
страны. Партнеры, готовят культурные программы (песни, танцы, музыкальные номера,
игры, викторины и т.д.)
Так как в проекте “Диалог культур” принимают участие учащиеся старших классов, то
учителя и сами ученики подбирают для обсуждения темы, которые им интересны,
которые волнуют молодёжь в настоящее время. Так в школе были проведены семинары
и конференции:
1.
“Мы в ответе за планету Земля”.
2.
“Больше знаешь – больше шансов” (о проблемах молодежи в выборе профессии).
3.
«Мир так огромен!»
4.
Значение английского языка в нашей стране.
Школьные поездки проходит в рамках международного проекта и перед отъездом в
страну учащиеся делятся на подгруппы и выбирают для себя интересные проектные
задания:
1.
“Современная Европа”.
2.
“Лондон – его история и его настоящее”.
3.
“Европейские семьи – русские семьи. Мы похожи?”
4.
“Система школьного образования в Европе” и т.д.
Их знакомят с программой пребывания, где каждый день расписан по часам и полон
новых и интересных впечатлений и знакомств.
По возвращении из Европы учащиеся показывают свои презентации, делают доклады по
своим
темам,
обмениваются
мнениями,
сравнивают
свои
впечатления.
Материалы
поездки публикуются на сайте школы.
В данной сфере работа по проектам является особым вызовом, но и предоставляет
особые шансы. Ведь когда ученики школ, благодаря работе над совместной темой,
вступают в интенсивный диалог, то от них с одной стороны требуются языковые навыки,
компетентность в профессиональной и социальной сферах, с другой стороны, такой
проект способствует развитию этих квалификаций. Работа в рабочей группе показала,
как может выглядеть проектно-ориентированная встреча.
Таким образом:
Образование
дает
перспективы
–
знание
иностранных
языков
открывает
горизонты.
При посещении англоязычных стран учащиеся не только углубляют знания языка
и знакомятся с культурой, но и учатся лучше понимать друг друга, относится с
интересом к сверстникам из другой страны.
Благодаря таким поездкам развивается открытость по отношению к многообразию
культур и толерантность. Диалог культур – это способ осознания своей культуры,
которая
лишь
при
наличии
другой
культуры
обретает
индивидуальность
и
самобытность.
Поэтому
очень
важным
является
развитие
у
учащихся
межкультурной компетенции.
Международные школьные поездки прокладывают путь к лучшему пониманию
между народами и к более успешному решению проблем в будущем во всем мире.
Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
Описывать: объекты и явления окружающего мира, основываясь на личных
наблюдениях.
Объяснять: необходимость сохранения окружающего мира; взаимосвязь человека
с природой.
Прогнозировать: последствия своих действий для окружающей среды, личного
здоровья и здоровья других людей.
Проектировать: создавать мини-проекты по изученным темам.
Оформлять: результаты своих работ: в виде творческих работ, сочинений,
рисунков, плакатов, газет.
Содержание проекта
4-6 класс
Предметное содержание речи.
Сферы общения и тематика.
1. Социально-бытовая сфера общения.
В программе предлагается: Я и мои друзья.
Модификация: Посещение стран ЕС. Ситуации общения, касающиеся поведения дома,
на улице, в парке, в лесу и т.п.
В программе предлагается: Семья. Увлечения.
Модификация: Посещение Голландии. Цветоводство в Голландии, виды растений.
В программе предлагается: Дикие и домашние .животные.
Модификация: Посещение Германии. Забота и охрана диких животных в Германии.
В программе предлагается: Домашние животные в нашей жизни.
Модификация: Посещение Австрии. Мир животных. Названия животных. Отношение к
животным в Европейских странах.
2. Учебно-трудовая сфера общения.
В программе предлагается: Школа. Любимые предметы.
Модификация: Посещение Чехии. Школьная система Европы . Что такое обучение за
границей
?
В программе предлагается: Что мы учимся делать в школе и дома.
Модификация: Посещение Шотландии. Свободное время школьников.
3. Социально-культурная сфера общения.
В программе предлагается: Страны изучаемого языка.
Модификация: Посещение Великобритании. Название страны изучаемого языка, ее
расположение на карте. Государственная символика (флаг, символ страны: Англия -
красная роза, Шотландия - чертополох, Уэльс - нарцисс). Путешествие по странам
изучаемого языка.
В программе предлагается: Города страны изучаемого языка.
Модификация: Посещение Англии. Достопримечательности. Лондонский зоопарк.
Названия животных. О животных, обитающих в зоопарке.
Парки Лондона. Названия растений. Значение зеленых насаждений в жизни человека. О
роли парка в очищении воздуха. Возникновение парков. О многообразии растительного
мира парков.
В программе предлагается: Мой город.
Модификация: Посещение Франции. Забота о родном городе. Некоторые экологические
проблемы Парижа.
В программе предлагается: Природа.
Модификация: Посещение Германии. Бережное отношение к природе в Германии.
Способность ощущать и сознавать себя частью природы и быть ответственным за нее.
Времена года. Погода.
4. Игровая сфера.
В программе предлагается: Герои сказок, мультфильмов, песни, стихи, считалки.
Модификация: Посещение Диснейленда во Франции и Леголенда в Германии.
7-9 класс
Предметное содержание речи.
Сферы общения и тематика.
На каждом последующем этапе обучения сферы общения и тематика предыдущего этапа
расширяются и к ним прибавляется ряд новых тем.
1. Социально-бытовая сфера общения.
В программе предлагается: Мои друзья и я.
Модификация: Посещение Голландии. Взаимоотношения. Помощь друзьям.
В программе предлагается: Воспоминания о летних каникулах.
Модификация: Посещение Польши. Работа в саду. Отдых в деревне. Экскурсии в лес, на
природу. Красная книга. Значение Красной книги.
В программе предлагается: Распорядок дня. Еда.
Модификация: Посещение Испании. Любимые фрукты и овощи. Продукты питания.
В программе предлагается: Здоровье и гигиена.
Модификация: Посещение Франции. Забота о своем здоровье.
В программе предлагается: Досуг. Хобби.
Модификация: Посещение Норвегии. Рыбная ловля. Прогулки на природе. Бережное
отношение к природе.
В программе предлагается: Птицы - наши друзья.
Модификация: Посещение Финляндии. Братья наши меньшие - забота о них.
2. Учебно-трудовая сфера общения.
В программе предлагается: Начало учебного года.
Модификация: Посещение Франции. Везде ли оно одинаково? Школы страны
изучаемого языка. Какие они?
В программе предлагается: Любимые и нелюбимые учебные предметы.
Модификация: Посещение Италии. Школьники Италии, время в школе и за ее
пределами.
В программе предлагается: Спорт и другие увлечения.
Модификация: Посещение Греции. Спорт в нашей жизни. Летние и зимние виды
спорта. Здоровый образ жизни.
3. Социально-культурная сфера.
В программе предлагается: О чем рассказывают письма из стран изучаемого языка.
Модификация: Посещение Греции. Некоторые общие сведения об этих странах.
Природные условия. Климат. Погода. Отношение к природе.
В программе предлагается: Наиболее крупные города этих стран.
Модификация: Посещение Шотландии.Достопримечательности. Парки. Забота о них.
В программе предлагается: Транспорт.
Модификация: Посещение Австрии. Виды транспорта. Транспорт и окружающая среда.
В программе предлагается: Охрана окружающей среды.
Модификация: Посещение Бельгии. Что значит быть другом животных?
В программе предлагается: Город моей мечты. Достопримечательности.
Модификация: Посещение Англии. Зеленые насаждения. Парки, сады. Гайд сад. Забота
о зеленых насаждениях. Река Темза: вода должна быть чистой. Экскурсии по городам
Великобритании.
Методическое обеспечение программы
Форма занятий – экскурсионная поездка, на которой учащиеся получают информацию
об удивительной стране и её народе, а также урок-тренировка включающая а себя
элементы ролевой игры, беседы, тренинги.
Дидактический материал
DVD.
Английские танцы. Аудиокассеты: Шотландские и английские народные песни
"Alastair Мс Donald".
Видеофильмы: "Британия", "Шотландия", «Ирландия», «Франция», «Германия»,
«Австрия», «Нидерланды», «Бельгия», «Польша», «Чехия», «Старая , добрая
Европа».
Литература, связанная с историей и культурой Европы английских издательств.
CD диски.
Музыка в исполнении оркестра волынщиков.
Механизм реализации программы:
Программа осуществляется в три этапа.
1-й этап установочные занятия в МБОУ гимназии № 25 - используется классно-урочная
система.
2-й этап поездка в страну изучаемого языка
3-й
этап
подведение
итогов
переписка,
газета
на
сайте
школы,
презентации, on-line
конференция)
Общее руководство осуществляет директор школы Краева Светлана Николаевна.
Руководитель проекта: Гордеева Валентина Николаевна.
Планирование деятельности – Мурая Е.А. , Маковей Т.Ф., Гордеева В.Н.
Осуществление проекта: Маковей Т.Ф., Гордеева В.Н., Моисеева Л.М.
На базе гимназии №25 г.Краснодара осуществляется сотрудничество с руководством
гимназии №8 г.Тихорецка, в лице директора Свечниковой Н.М. и учителя английского
языка Карая О.В.
Подведение
итогов
реализации
программы
осуществляется
на
методическом
объединении учителей иностранного языка и педагогическом совете.