Напоминание

Международный школьный проект "Диалог культур"


Автор: Гордеева Валентина Николаевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ гимназия №25 г. Краснодара
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Международный школьный проект "Диалог культур"
Раздел: среднее образование





Назад




Международный школьный проект

"Диалог культур"

Пояснительная записка.

Новые политические и социально-экономические изменения в России в последние

десятилетия, ее стремление активно и плодотворно сотрудничать с западными странами

существенно повлияли на расширение функции иностранного языка как предмета и

привели к переосмыслению цели, задач и содержания обучения иностранным языкам.

Новая политическая обстановка, расширение международного сотрудничества и

международных контактов требуют сегодня глубокого (свободного) владения

иностранным языком и, как следствие, новых педагогических технологий. В настоящее

время поиск новых педагогических технологий связан с отсутствием у части учащихся

положительной мотивации к изучению иностранного (английского) языка при

осознании в обществе в целом значимости его изучения. Мотивация недостаточна, так

как при изучении иностранного языка учащиеся сталкиваются со значительными

трудностями и не усваивают материал в силу своих психологических особенностей

(особенностей памяти, восприятия, мышления). Эффективному решению проблемы

обучения иностранному языку как средству межкультурной коммуникации может

способствовать метод проектов, который позволяет реализовать наиболее сложную и

существенную для методики задачу – создание языковой среды, а на ее основе создание

потребности в использовании иностранного языка на практике.

Метод

проектов

как

раз

и

позволяет

решить

проблему

мотивации,

создать

положительный настрой к изучению иностранного языка. Это достигается при помощи

переноса

центра

обучения

с

преподавателя

на

учащегося,

создания

условий

для

сотрудничества и взаимодействия между учащимися, что является мотивирующим

фактором, а позитивная мотивация – это ключ к успешному изучению иностранного

языка.

Выполнение

проектных

заданий

позволяет

учащимся

видеть

практическую

пользу от изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса

к этому предмету.

В современном мире, в котором всё взаимосвязано и взаимозависимо (политика,

экономика, экология), культура играет очень важную роль. Она помогает людям

сохранять мир на планете, жить в содружестве и взаимопонимании. Знакомство с

культурой англоязычного мира всегда сопутствует изучению английского языка, делая

образовательный процесс более насыщенным и интересным.

«Диалог культур», открытый для учеников с четвертого класса, нацелен на более

глубокое погружение школьников в самобытное культурное пространство Европы.

Участие в деятельности не требуют особой предварительной подготовки.

Международный проект «ДИАЛОГ КУЛЬТУР» гимназии № 25 создан в содружестве с

московской туристической фирмой "Туртрансвояж".

Руководителем проекта является Гордеева Валентина Николаевна.

Цели:

формирование культуры учащихся, воспитание осознанного отношения к

окружающему миру;

формирование элементарных научных и образных представлений о взаимосвязях

человека и окружающей его среды;

воспитание потребности в практическом использовании английского языка,

освоение учащимися нравственных ограничений и предписаний по отношению к

окружающей его среде;

расширение кругозора учащихся, их информированности и общей эрудиции.

Цели программы определяют следующие его основные задачи:

включить в активный словарь учащихся необходимую лексику, расширить объем

рецептивного словаря школьников;

обеспечить овладение учащимися 4-мя видами чтения (изучающим,

ознакомительным, просмотровым, поисковым)

способствовать приобщению учащихся к культуре иноязычной страны,

повышению их эрудиции, приобретению опыта самостоятельного использования

английского языка для углубления и расширения знаний;

развивать навыки и умения устного общения на базе профильно-ориентированной

тематики, имея в виду, что ведущим видом устной речи является развернутое

монологическое высказывание;

обучить учащихся письменному переводу (с английского языка на русский)

текстов профильного характера;

обучить школьников умению письменно фиксировать значимую для них

информацию в виде делового письма, телеграммы и т.п.

В содержание программы введены различные виды деятельности:

1.

Познавательная - работа над учебными проектами;

2.

Ценностно-ориентировочная - моделирование различных отношений к

окружающему миру, формирование умения принимать решение в ситуациях

выбора;

3.

Эстетическая - развитие способности выражать свои эмоции, чувства, настроение

художественными средствами: в стихах, рисунках, плакатах, эссе и т.д.;

4.

Коммуникативная деятельность или общение, являющаяся условием познания,

условием выработки человеком системы ценностей, условием труда;

5.

Преобразовательная - реальная деятельность по улучшению состояния своего

окружения.

Основные формы организации познавательной деятельности учащихся:

индивидуальная;

парная;

групповая;

Встречи с носителями языка являются большим событием и помогают нам решать

важные задачи в преподавании английского языка в нашей школе. Школьные поездки

вызывают большой интерес как у учащихся, так и их родителей, значительно повышают

мотивацию к изучению иностранного языка, практически формируют и углубляет

коммуникативные навыки и умения учащихся благодаря “погружению” в языковую,

образовательную, культурную и социальную среду во время пребывания в стране.

Посещение других городов и музеев в них, значительно расширяют культурный

кругозор учащихся и углубляют их знания английского языка. Общение с иностранцами

позволяет сравнивать образ жизни, поведение и манеру общения в другой стране и

способствуют воспитанию толерантности и уважению к другому стилю жизни.

Методическая подготовка школьного обмена начинается с составления плана работы.

Занятия начинаются с анкетирования “Что ты ждешь от первой поездки ?” При изучении

темы “Знакомство” учащиеся пишут свое первое письмо к неизвестному партнеру:

представляют себя и своих родителей, рассказывают о своей школе, своих увлечениях и

интересах, о животных в доме, пишут E-mail. Учащиеся начинают свою переписку по

Интернету с новыми друзьями и общаются по Skype. И все это уже на английском языке.

Тем

самым

учащиеся

расширяют

свой

лексический

запас

и

обогащают

знания

необходимыми речевыми образцами для элементарного общения друг с другом.Кроме

учебных

занятий

учителя

иностранного

языка

составляют

программу

посещения

страны. Партнеры, готовят культурные программы (песни, танцы, музыкальные номера,

игры, викторины и т.д.)

Так как в проекте “Диалог культур” принимают участие учащиеся старших классов, то

учителя и сами ученики подбирают для обсуждения темы, которые им интересны,

которые волнуют молодёжь в настоящее время. Так в школе были проведены семинары

и конференции:

1.

“Мы в ответе за планету Земля”.

2.

“Больше знаешь – больше шансов” (о проблемах молодежи в выборе профессии).

3.

«Мир так огромен!»

4.

Значение английского языка в нашей стране.

Школьные поездки проходит в рамках международного проекта и перед отъездом в

страну учащиеся делятся на подгруппы и выбирают для себя интересные проектные

задания:

1.

“Современная Европа”.

2.

“Лондон – его история и его настоящее”.

3.

“Европейские семьи – русские семьи. Мы похожи?”

4.

“Система школьного образования в Европе” и т.д.

Их знакомят с программой пребывания, где каждый день расписан по часам и полон

новых и интересных впечатлений и знакомств.

По возвращении из Европы учащиеся показывают свои презентации, делают доклады по

своим

темам,

обмениваются

мнениями,

сравнивают

свои

впечатления.

Материалы

поездки публикуются на сайте школы.

В данной сфере работа по проектам является особым вызовом, но и предоставляет

особые шансы. Ведь когда ученики школ, благодаря работе над совместной темой,

вступают в интенсивный диалог, то от них с одной стороны требуются языковые навыки,

компетентность в профессиональной и социальной сферах, с другой стороны, такой

проект способствует развитию этих квалификаций. Работа в рабочей группе показала,

как может выглядеть проектно-ориентированная встреча.

Таким образом:

Образование

дает

перспективы

знание

иностранных

языков

открывает

горизонты.

При посещении англоязычных стран учащиеся не только углубляют знания языка

и знакомятся с культурой, но и учатся лучше понимать друг друга, относится с

интересом к сверстникам из другой страны.

Благодаря таким поездкам развивается открытость по отношению к многообразию

культур и толерантность. Диалог культур – это способ осознания своей культуры,

которая

лишь

при

наличии

другой

культуры

обретает

индивидуальность

и

самобытность.

Поэтому

очень

важным

является

развитие

у

учащихся

межкультурной компетенции.

Международные школьные поездки прокладывают путь к лучшему пониманию

между народами и к более успешному решению проблем в будущем во всем мире.

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

Описывать: объекты и явления окружающего мира, основываясь на личных

наблюдениях.

Объяснять: необходимость сохранения окружающего мира; взаимосвязь человека

с природой.

Прогнозировать: последствия своих действий для окружающей среды, личного

здоровья и здоровья других людей.

Проектировать: создавать мини-проекты по изученным темам.

Оформлять: результаты своих работ: в виде творческих работ, сочинений,

рисунков, плакатов, газет.

Содержание проекта

4-6 класс

Предметное содержание речи.

Сферы общения и тематика.

1. Социально-бытовая сфера общения.

В программе предлагается: Я и мои друзья.

Модификация: Посещение стран ЕС. Ситуации общения, касающиеся поведения дома,

на улице, в парке, в лесу и т.п.

В программе предлагается: Семья. Увлечения.

Модификация: Посещение Голландии. Цветоводство в Голландии, виды растений.

В программе предлагается: Дикие и домашние .животные.

Модификация: Посещение Германии. Забота и охрана диких животных в Германии.

В программе предлагается: Домашние животные в нашей жизни.

Модификация: Посещение Австрии. Мир животных. Названия животных. Отношение к

животным в Европейских странах.

2. Учебно-трудовая сфера общения.

В программе предлагается: Школа. Любимые предметы.

Модификация: Посещение Чехии. Школьная система Европы . Что такое обучение за

границей

?

В программе предлагается: Что мы учимся делать в школе и дома.

Модификация: Посещение Шотландии. Свободное время школьников.

3. Социально-культурная сфера общения.

В программе предлагается: Страны изучаемого языка.

Модификация: Посещение Великобритании. Название страны изучаемого языка, ее

расположение на карте. Государственная символика (флаг, символ страны: Англия -

красная роза, Шотландия - чертополох, Уэльс - нарцисс). Путешествие по странам

изучаемого языка.

В программе предлагается: Города страны изучаемого языка.

Модификация: Посещение Англии. Достопримечательности. Лондонский зоопарк.

Названия животных. О животных, обитающих в зоопарке.

Парки Лондона. Названия растений. Значение зеленых насаждений в жизни человека. О

роли парка в очищении воздуха. Возникновение парков. О многообразии растительного

мира парков.

В программе предлагается: Мой город.

Модификация: Посещение Франции. Забота о родном городе. Некоторые экологические

проблемы Парижа.

В программе предлагается: Природа.

Модификация: Посещение Германии. Бережное отношение к природе в Германии.

Способность ощущать и сознавать себя частью природы и быть ответственным за нее.

Времена года. Погода.

4. Игровая сфера.

В программе предлагается: Герои сказок, мультфильмов, песни, стихи, считалки.

Модификация: Посещение Диснейленда во Франции и Леголенда в Германии.

7-9 класс

Предметное содержание речи.

Сферы общения и тематика.

На каждом последующем этапе обучения сферы общения и тематика предыдущего этапа

расширяются и к ним прибавляется ряд новых тем.

1. Социально-бытовая сфера общения.

В программе предлагается: Мои друзья и я.

Модификация: Посещение Голландии. Взаимоотношения. Помощь друзьям.

В программе предлагается: Воспоминания о летних каникулах.

Модификация: Посещение Польши. Работа в саду. Отдых в деревне. Экскурсии в лес, на

природу. Красная книга. Значение Красной книги.

В программе предлагается: Распорядок дня. Еда.

Модификация: Посещение Испании. Любимые фрукты и овощи. Продукты питания.

В программе предлагается: Здоровье и гигиена.

Модификация: Посещение Франции. Забота о своем здоровье.

В программе предлагается: Досуг. Хобби.

Модификация: Посещение Норвегии. Рыбная ловля. Прогулки на природе. Бережное

отношение к природе.

В программе предлагается: Птицы - наши друзья.

Модификация: Посещение Финляндии. Братья наши меньшие - забота о них.

2. Учебно-трудовая сфера общения.

В программе предлагается: Начало учебного года.

Модификация: Посещение Франции. Везде ли оно одинаково? Школы страны

изучаемого языка. Какие они?

В программе предлагается: Любимые и нелюбимые учебные предметы.

Модификация: Посещение Италии. Школьники Италии, время в школе и за ее

пределами.

В программе предлагается: Спорт и другие увлечения.

Модификация: Посещение Греции. Спорт в нашей жизни. Летние и зимние виды

спорта. Здоровый образ жизни.

3. Социально-культурная сфера.

В программе предлагается: О чем рассказывают письма из стран изучаемого языка.

Модификация: Посещение Греции. Некоторые общие сведения об этих странах.

Природные условия. Климат. Погода. Отношение к природе.

В программе предлагается: Наиболее крупные города этих стран.

Модификация: Посещение Шотландии.Достопримечательности. Парки. Забота о них.

В программе предлагается: Транспорт.

Модификация: Посещение Австрии. Виды транспорта. Транспорт и окружающая среда.

В программе предлагается: Охрана окружающей среды.

Модификация: Посещение Бельгии. Что значит быть другом животных?

В программе предлагается: Город моей мечты. Достопримечательности.

Модификация: Посещение Англии. Зеленые насаждения. Парки, сады. Гайд сад. Забота

о зеленых насаждениях. Река Темза: вода должна быть чистой. Экскурсии по городам

Великобритании.

Методическое обеспечение программы

Форма занятий – экскурсионная поездка, на которой учащиеся получают информацию

об удивительной стране и её народе, а также урок-тренировка включающая а себя

элементы ролевой игры, беседы, тренинги.

Дидактический материал

DVD.

Английские танцы. Аудиокассеты: Шотландские и английские народные песни

"Alastair Мс Donald".

Видеофильмы: "Британия", "Шотландия", «Ирландия», «Франция», «Германия»,

«Австрия», «Нидерланды», «Бельгия», «Польша», «Чехия», «Старая , добрая

Европа».

Литература, связанная с историей и культурой Европы английских издательств.

CD диски.

Музыка в исполнении оркестра волынщиков.

Механизм реализации программы:

Программа осуществляется в три этапа.

1-й этап установочные занятия в МБОУ гимназии № 25 - используется классно-урочная

система.

2-й этап поездка в страну изучаемого языка

3-й

этап

подведение

итогов

(e-mail

переписка,

газета

на

сайте

школы,

презентации, on-line

конференция)

Общее руководство осуществляет директор школы Краева Светлана Николаевна.

Руководитель проекта: Гордеева Валентина Николаевна.

Планирование деятельности – Мурая Е.А. , Маковей Т.Ф., Гордеева В.Н.

Осуществление проекта: Маковей Т.Ф., Гордеева В.Н., Моисеева Л.М.

На базе гимназии №25 г.Краснодара осуществляется сотрудничество с руководством

гимназии №8 г.Тихорецка, в лице директора Свечниковой Н.М. и учителя английского

языка Карая О.В.

Подведение

итогов

реализации

программы

осуществляется

на

методическом

объединении учителей иностранного языка и педагогическом совете.



В раздел образования