Автор: Харитонова Ирина Михайловна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: АН ДОО Детский сад №1
Населённый пункт: город Мирный, Республика Саха Якутия
Наименование материала: Статья
Тема: "Сюжетно образные танцы в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
Сюжетно образный танец в детском саду
Для гармоничного развития ребенка, учитывая его физиологические потребности в
движении, необходимо строить музыкальные занятия не только на прослушивании музыки
и пении, но и активно включать хореографические постановки. Движение и игра – важней-
шие компоненты жизнедеятельности детей. Они всегда готовы двигаться и играть - это ве-
дущий мотив их существования.
Проблема заключается в том, что, к сожалению, приходится констатировать, что не
во всех детских садах имеется хореограф. Обычно постановкой танцев занимается сам му-
зыкальный руководитель часто без соответствующей подготовки, а разработок танцеваль-
ных композиций предлагаемых методическими сборниками – единицы. Содержание мето-
дических сборников представлено плясками, или танцами, в которых часто не выявляется
значение танцевальных движений, объединённых в бессмысленной последовательности,
танцевальная лексика ограничена, отсутствует содержание танца. Всё это ведет к низ-
кому уровню развития танцевальной выразительности и творчества у дошкольников. Даже
в комплексной программе «Ладушки» несмотря на мультимедийное сопровождение раздел
«Танцевальные движения» представлен набором элементарных движений с простыми ри-
сунками танцев.
Опираясь на свой 25-летний педагогический опыт, мною была разработана ориги-
нальная методика постановки образно-игровых танцев.
Первый этап - знакомство с хореографией, начинается с разучивания элементарных
движений под музыку, маленькие этюды (кошка и котята), музыкальные игры (солнышко и
дождик).
Это работа со стопами («Карандашики-утюжки»),
- корпусом («Гордый носик»),
- руками («Веточки», «Фонарики»),
- ногами («Весёлые ножки»).
Второй этап – подражание («Повтори за мной!» или «Сделай как я!»). Подражательные
или имитационные сюжетно-образные движения имеют большое значение в развитии и
обучении детей разнообразным видам основных танцевальных движений.
С подражания определённого заданного педагогом образа, его характерных особенностей
(«Лисичка», «Зайчик», «Медведь») начинается освоение ребёнком техники движения. Это
самый доступный способ восприятия детьми любой двигательной деятельности. В этот
этап необходимо включать конкретные явления из окружающей жизни и природы (дождик,
листочек, звездочки, ветерок, шторм, снежинки.)
Также можно привлечь и материал национально-регионального компонента. Какие звери
ещё живут в нашем лесу? В Якутии?
Белый журавль – Стерх. Как ходят, танцуют журавли? Кто у нас самый красивый журавль?
Олени. Как называется наш садик? Оленёнок! Олени сильные, быстрые, красивые, выно-
сливые. Покажите, как выглядит олень? Как он ходит? Как он бежит?
Третий этап – индивидуальное творчество, придумывание. При этом необходимо учи-
тывать то, что музыкальный репертуар должен соответствовать возрастному критерию,
должен иметь свою драматургию, которая сможет активизировать фантазию, направить её,
побудить к творческому использованию выразительных движений.
Очень любят дети игру «Превращение». Используя специальное музыкальное сопровожде-
ние, предлагаю создать определённый образ, по их настроению.
Например, звучит музыкальный фрагмент на нижних регистрах, и я предлагаю детям изоб-
разить то, что они слышат. Это служит и проверкой готовности к творчеству, определению
возможностей дошкольников, их любимых тем и увлечений.
В качестве организационного компонента (когда нужна особая сосредоточенность и внима-
ние) я использую игровой этюд «Мороженое».
От изображения животных и явлений окружающей природы мы переходим к передаче че-
ловеческих характеров и сказочных героев. Например, танец охотников, моряков, гноми-
ков, разбойников, богатырей.
От пантомимических изображений и этюдов можно плавно перейти к сюжетным танцам.
Они вызывают у детей живой интерес. Его привлекательность обусловлена созданием иг-
ровой ситуации, образным перевоплощением, разнохарактерностью персонажей и их отно-
шениями между собой.
Необходимо выработать у дошкольников умение видеть в танце особую форму рассказа,
повествования. Познакомить детей с элементами танца - экспозицией, завязкой, развити-
ем действия, кульминацией, развязкой.
Сюжетные танцы предполагают атрибутику, костюмы.
Четвертый этап – коллективная постановка сюжетных танцев.
Создание игровой ситуации, совместное обсуждение персонажей, их поведения и взаимо-
отношений, создание композиции танца, поиски языка танца (пантомимические и хорео-
графические движения) и постановка рисунка.
В начале - прослушивание и обсуждение музыки, выбор образов.
Затем - совместный поиск характерных движений, атрибутов, соответствующих музыке.
Следующая ступень – придумывание сюжета, выстраивание хореографических комбина-
ций, общего рисунка танца.
Заключительная ступень – отрабатывание движений, синхронности, работа над артистиз-
мом.
Постановка танцев к календарным праздникам и развлечениям
Осенние праздники:
танец листочков,
танец с ленточками,
танец птиц,
танец грибов,
хороводы.
На новогодние утренники:
танец метелиц,
танец снежинок,
танец снеговиков,
танец петрушек,
танец звездочек,
танец пиратов,
танец ковбоев,
танец мушкетеров,
танец оленей,
танец пингвинов,
танец фей.
На весенние праздники:
матросский танец,
Танец цветов,
Танец джентльменов,
Танец «Катюша»,
Танец «Синий платочек» (9 мая),
Танец клякс и красок.
Летние праздники:
танец русалок,
танец моряков,
танец бабочек,
танец с саламой (желаний),
танец стерхов (журавлей),
танец воинов,
танец оленеводов,
танец нерпушек