Напоминание

"Сюжетно образные танцы в детском саду"


Автор: Харитонова Ирина Михайловна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: АН ДОО Детский сад №1
Населённый пункт: город Мирный, Республика Саха Якутия
Наименование материала: Статья
Тема: "Сюжетно образные танцы в детском саду"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сюжетно образный танец в детском саду

Для гармоничного развития ребенка, учитывая его физиологические потребности в

движении, необходимо строить музыкальные занятия не только на прослушивании музыки

и пении, но и активно включать хореографические постановки. Движение и игра – важней-

шие компоненты жизнедеятельности детей. Они всегда готовы двигаться и играть - это ве-

дущий мотив их существования.

Проблема заключается в том, что, к сожалению, приходится констатировать, что не

во всех детских садах имеется хореограф. Обычно постановкой танцев занимается сам му-

зыкальный руководитель часто без соответствующей подготовки, а разработок танцеваль-

ных композиций предлагаемых методическими сборниками – единицы. Содержание мето-

дических сборников представлено плясками, или танцами, в которых часто не выявляется

значение танцевальных движений, объединённых в бессмысленной последовательности,

танцевальная лексика ограничена, отсутствует содержание танца. Всё это ведет к низ-

кому уровню развития танцевальной выразительности и творчества у дошкольников. Даже

в комплексной программе «Ладушки» несмотря на мультимедийное сопровождение раздел

«Танцевальные движения» представлен набором элементарных движений с простыми ри-

сунками танцев.

Опираясь на свой 25-летний педагогический опыт, мною была разработана ориги-

нальная методика постановки образно-игровых танцев.

Первый этап - знакомство с хореографией, начинается с разучивания элементарных

движений под музыку, маленькие этюды (кошка и котята), музыкальные игры (солнышко и

дождик).

Это работа со стопами («Карандашики-утюжки»),

- корпусом («Гордый носик»),

- руками («Веточки», «Фонарики»),

- ногами («Весёлые ножки»).

Второй этап – подражание («Повтори за мной!» или «Сделай как я!»). Подражательные

или имитационные сюжетно-образные движения имеют большое значение в развитии и

обучении детей разнообразным видам основных танцевальных движений.

С подражания определённого заданного педагогом образа, его характерных особенностей

(«Лисичка», «Зайчик», «Медведь») начинается освоение ребёнком техники движения. Это

самый доступный способ восприятия детьми любой двигательной деятельности. В этот

этап необходимо включать конкретные явления из окружающей жизни и природы (дождик,

листочек, звездочки, ветерок, шторм, снежинки.)

Также можно привлечь и материал национально-регионального компонента. Какие звери

ещё живут в нашем лесу? В Якутии?

Белый журавль – Стерх. Как ходят, танцуют журавли? Кто у нас самый красивый журавль?

Олени. Как называется наш садик? Оленёнок! Олени сильные, быстрые, красивые, выно-

сливые. Покажите, как выглядит олень? Как он ходит? Как он бежит?

Третий этап – индивидуальное творчество, придумывание. При этом необходимо учи-

тывать то, что музыкальный репертуар должен соответствовать возрастному критерию,

должен иметь свою драматургию, которая сможет активизировать фантазию, направить её,

побудить к творческому использованию выразительных движений.

Очень любят дети игру «Превращение». Используя специальное музыкальное сопровожде-

ние, предлагаю создать определённый образ, по их настроению.

Например, звучит музыкальный фрагмент на нижних регистрах, и я предлагаю детям изоб-

разить то, что они слышат. Это служит и проверкой готовности к творчеству, определению

возможностей дошкольников, их любимых тем и увлечений.

В качестве организационного компонента (когда нужна особая сосредоточенность и внима-

ние) я использую игровой этюд «Мороженое».

От изображения животных и явлений окружающей природы мы переходим к передаче че-

ловеческих характеров и сказочных героев. Например, танец охотников, моряков, гноми-

ков, разбойников, богатырей.

От пантомимических изображений и этюдов можно плавно перейти к сюжетным танцам.

Они вызывают у детей живой интерес. Его привлекательность обусловлена созданием иг-

ровой ситуации, образным перевоплощением, разнохарактерностью персонажей и их отно-

шениями между собой.

Необходимо выработать у дошкольников умение видеть в танце особую форму рассказа,

повествования. Познакомить детей с элементами танца - экспозицией, завязкой, развити-

ем действия, кульминацией, развязкой.

Сюжетные танцы предполагают атрибутику, костюмы.

Четвертый этап – коллективная постановка сюжетных танцев.

Создание игровой ситуации, совместное обсуждение персонажей, их поведения и взаимо-

отношений, создание композиции танца, поиски языка танца (пантомимические и хорео-

графические движения) и постановка рисунка.

В начале - прослушивание и обсуждение музыки, выбор образов.

Затем - совместный поиск характерных движений, атрибутов, соответствующих музыке.

Следующая ступень – придумывание сюжета, выстраивание хореографических комбина-

ций, общего рисунка танца.

Заключительная ступень – отрабатывание движений, синхронности, работа над артистиз-

мом.

Постановка танцев к календарным праздникам и развлечениям

Осенние праздники:

танец листочков,

танец с ленточками,

танец птиц,

танец грибов,

хороводы.

На новогодние утренники:

танец метелиц,

танец снежинок,

танец снеговиков,

танец петрушек,

танец звездочек,

танец пиратов,

танец ковбоев,

танец мушкетеров,

танец оленей,

танец пингвинов,

танец фей.

На весенние праздники:

матросский танец,

Танец цветов,

Танец джентльменов,

Танец «Катюша»,

Танец «Синий платочек» (9 мая),

Танец клякс и красок.

Летние праздники:

танец русалок,

танец моряков,

танец бабочек,

танец с саламой (желаний),

танец стерхов (журавлей),

танец воинов,

танец оленеводов,

танец нерпушек



В раздел образования