Напоминание

Видеоматериалы и игровое кино на уроках литературы


Автор: Рыжова Вера Абдылхановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Средняя школа №25 им Н.К. Крупской
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Видеоматериалы и игровое кино на уроках литературы
Раздел: полное образование





Назад




Видеоматериалы и игровое кино на уроках литературы

Проблема использования медиавизуальных средств и в частности кино на

уроках литературы не новая. Мнения на этот счет разные. Одни считают, что

делать это нужно; другие с ними не соглашаются, думая, что учитель

таким

образом просто дает себе возможность отдохнуть; третьи сомневаются, ведь

уроки литературы - это все-таки прежде всего работа с художественным текстом.

Сегодня, в век информационных технологий, когда кино так прочно вошло в

жизнь

школьника,

трудно

отказаться

от

соблазна

прибегнуть

на

уроках

литературы к помощи киноискусства. Важно, как это умело сделать?

Назначение уроков литературы в формировании духовного облика и

нравственных

ориентиров

молодого

поколения.

Литературе

принадлежит

ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии

школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания,

без чего невозможно духовное развитие нации в целом.

Перед учителем стоит важная задача: соединить воедино урок литературы,

ученика и жизнь. Как добиться того, чтобы ученики ощутили, какое отношение

лично к ним имеют муки и переживания Андрея Болконского или сомнения

Родиона Раскольникова?

Как обеспечить урок литературы золотым запасом

эмоциональных переживаний и нравственных прозрений? Связь преподавания

литературы

с

жизнью

-

это

не

только

непосредственное

обращение

к

материалам

сегодняшнего

дня,

а

прежде

всего

внутренняя

направленность

анализа произведения, его одухотворенность современностью. Здесь главное -

научить

видеть

через

литературу,

в

литературе

серьезные

проблемы

жизни

человека, общества, мира, думать о них, откликаться на них.

В решении этой задачи современный учитель не мыслит своей деятельности

без

использования

межпредметных

связей:

живописи,

музыки,

театра,

кинематографа. Именно они в совокупности с литературой создают целостную

картину

мира,

жизни

человека,

его

стремлений

и

надежд.

«Литература

способствует

возвышению

души»,

-

сказал

однажды

Д.С.Лихачев.

А

с

1

духовностью,

с

нравственностью

у

нас,

как

известно,

далеко

не

всё

благополучно. Не секрет, что современный школьник книге предпочитает кино.

Сегодня в силу бурного развития кинематографа и информационных технологий

видеокультура безжалостно вытесняет литературу из сферы детских интересов,

но при неограниченном доступе в Интернет в поле интересов ученика попадает

много

педагогически

неконтролируемой

аудиовизуальной

информации.

Если

раньше

основным способом воздействия на сознание было слово, то сейчас,

когда

прошла

повсеместная

компьютеризация,

развитие

Интернет-общения,

появление сотовых телефонов, эстетически оформленное слово перестало быть

главным и отошло в сторону. Теперь детям легче воспринимать информацию не

через

художественный

образ,

а

через

его

визуальное

изображение.

Но

при

этом

наблюдается

диспропорция

художественного

уровня

экранных

искусств, их воспитательных возможностей и низкого уровня художественного

развития

большинства

школьных

зрителей,

которые

способны

воспринимать

лишь линейное повествование. Отсюда и пристрастие только к развлекательным

программам,

боевикам

и

триллерам,

отсутствие

художественного

вкуса

и

культуры восприятия экранных искусств. Неслучайно Министерство культуры

России

обнародовало

список

ста

лучших

фильмов,

рекомендованных

для

изучения в школе. И в этом списке фильмы, о которых мы с успехом можем

говорить на уроках литературы- «А зори здесь тихие» С.Ростоцкого, «Судьба

человека»

С.Бондарчука,

«Тихий

Дон»

С.Герасимова,

«Бесприданница»

Я.

Протазанова, «Война и мир» – С. Бондарчука, «Гамлет» – Г. Козинцева, «Дама с

собачкой» – И. Хейфица, «Дворянское гнездо» – А. Кончаловского «Золушка» –

Н. Кошевероваа, М. Шапирова, «Калина красная» – В. Шукшина, «Мать» – В.

Пудовкина, «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» – Н. Михалкова, Собачье

сердце – В.Бортко, «Пиковая дама» – Я. Протазанова, «Чучело» – Р. Быкова.

При современном техническом развитии урок не может быть не насыщен

имеющимися возможностями, не может быть серым, скучным, неубедительным.

Использование

ИКТ,

медиавизуальных

средств,

в

том

числе

и

кино,

в

2

учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного

образования.

Нельзя

сбрасывать

со

счетов

и

психологический

фактор:

современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в

такой форме, нежели при помощи устаревших иллюстраций, схем и таблиц. При

этом

неокрепшая

психика

ребенка,

подростка

фактически

оказывается

захваченной

в

плен

супервизуальностью

.

Задача

учителя

превратить

кинематограф из соперника литературы в ее союзника.

Вопрос обращения на уроках литературы к киноискусству изучается давно, в

свое

время

было

написано

много

работ

по

этой

проблеме.

Сегодня

это

в

основном

статьи,

предлагающие

методику

работы

с

мультимедийными

средствами., больших монографических работ по данной проблеме практически

нет. Изучая историю вопроса, обращалась к методическому пособию для учителя

Якушиной

Л.С.

«Использование

экранных

и

звуковых

средств

на

уроках

литературы.»(1985),

исследованию

Гельмонта

А.

М.

«Актуальные

вопросы

школьного

кино»,

книге

Черепинского

С.И.

«

Учебное

кино:

история

становления, современное состояние, тенденции развития дидактических идей»,

Люблинского П.И. «Кинематограф и дети», статьям Н.К.Крупской, Титова А.А.

«Кинофильм на уроках литературы» В.Ф.Шаталова «Учить каждого» и другим.

Не утратила сегодня своей актуальности книга известного педагога Л.С.

Айзермана

«На

уроке

литературы

и

в

залах

кинотеатра»,

в

которой

он

доказывает, что уроки литературы, школа, кино, книги, телевидение - это вовсе

не разные миры. Это разные проявления одного и того же мира, одних и тех же

забот,

исканий,

размышлений,

тревог.

И

уже

потому

они

не

могут

быть

отторгнуты друг от друга.

Интересен

цикл

статей санкт-петербургского

учителя

литературы,

кандидата

педагогических

наук,

доцента

РГПУ

Татьяны

Вячеславовны

Рыжковой. В них она ставит задачу показать коллегам, как и для чего можно

использовать на уроке экранизации программных произведений. Т.В. Рыжкова

предлагает

систему

работы

с

кино

на

уроке,

которая

позволяет

делать

экранизацию отправной точкой разговора именно о литературе.

3

В современной школе учитель располагает целым арсеналом технических

средств

обучения,

которые

позволяют

сделать

урок

литературы

ярким

и

интересным.

Видеофильмы

(художественные

или

научно-популярные)

на

видеокассетах, DVD-дисках, в Интернете давно и прочно вошли в практику

работы.

Поэтому

вопрос

сегодня

стоит

не

в

том,

где

найти

необходимые

материалы, сколько в эффективности их использования.

Мы

уже

не

можем

обойтись

без

документальных

фильмов

«Час

ученичества» о Марине Цветаевой, «Дом мастера» и «Андреевский спуск» о

М.А.Булгакове,

учебных

программ

о

Пушкине,

фрагментов

спектаклей

при

изучении комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» и А.С.Грибоедова «Горе от ума», пьес

Чехова и замечательных экранизаций классики.

Использование таких материалов возможно на любом этапе изучения темы и

урока. Важно, чтобы просмотр видеоматериала не стал самоцелью, чтобы он не

подменил

собой

урок

литературы.

Поэтому,

приступая

к

изучению

темы,

обязательно

необходимо

продумать

систему

привлечения

того

или

иного

видеофрагмента, решая для себя вопросы: «Что необходимо просмотреть? На

каком

этапе

занятия?

Каков

объем

видеоматериала?

Какова

цель

его

использования?» Если учитель не определил это точно, то все превратится в

очередной просмотр телевизора, которого в нашей жизни и так слишком много

Главные требования к видеоматериалам, демонстрируемым на уроках.

При

работе

с

видеозаписью

очень

важно

не

забывать

о

главном

методическом приеме. Видеозапись надо как бы ввести в содержание своей

работы, объяснить детям, с какой целью Вы собираетесь показать ее, что они

должны уяснить себе в процессе просмотра. После окончания демонстрации

следует узнать, как класс воспринял содержание видеозаписи (о чем она и как

она связана с вашим заданием?), т.е. достигнута ли цель показа. А далее нужно

обязательно

связать

содержание

видеозаписи

с

той

последующей

работой,

которую Вы организуете в классе. Иными словами, видеозапись не должна быть

изолированным моментом урока (показ ради показа). Ее содержание должно

работать на методическую цель урока.

4

Итак, видеозаписи дети не просто смотрят, они их должны анализировать.

Одна из задач учителя - научить детей аналитической работе с видеоматериалом.

Задания

к

демонстрируемым

на

уроках

материалам

могут

быть

самыми

разнообразными.

Обучение

с

использованием

видеоматериала

значительно

перестраивает осмысление.

Подытоживая

вышеизложенное,

можно

еще

раз

сформулировать

основные условия, определяющие эффективность использования видеоматериала

на уроках литературы, и свести их к следующим дидактическим положениям:

- используемый на уроках видеоматериал должен быть понятен, доступен,

интересен

детям,

т.е.,

иными

словами,

должен

обязательно

соответствовать

возрастным особенностям школьников;

-разумная дозировка видеоматериала;

- для достижения педагогического эффекта использовать видеоматериал в

медиаобразовательных целях надо систематически, в течение всего года, так как

систематичность

в

использовании

видеоматериалов

создает

дополнительные

условия для обогащения личности каждого учащегося;

- демонстрация видеоматериала на уроках представляет собой новую,

нетрадиционную

форму

организации

учебной

деятельности

школьников.

Предъявление экранного изображения на уроке должно восприниматься детьми

не как развлечение, а как материал для вдумчивой, серьезной аналитической

работы, зачастую выполняемой ими самостоятельно;

-

учитель

должен

методически

грамотно

вводить

видеоматериал

в

структуру урока и обязательно использовать содержание видеоинформации в

теме урока.

Классификация видов киноматериалов.

Включение

киноматериалов

в

урок

должно

быть

так

же

интересно

учителю,

как

и

зрителям-учащимся.

Виды

киноматериалов,

которые

мы

используем на уроке, можно классифицировать так:

а) художественные произведения:

5

- экранизации литературных произведений – фильмы;

-

видеозаписи

спектаклей

по

драматическим

произведениям

писателей;

-

видеозаписи

художественных

программ

в

исполнении

профессиональных

артистов, читающих стихи и прозу;

- записи многочисленных высокого уровня телепрограмм и концертов, в которых

исполняются

музыкальные

произведения

на

стихи

поэтов-классиков

и

современных поэтов) и т.д.

б) документальные фильмы и передачи:

- документальные фильмы о жизни и творчестве известных писателей прошлого и

наших современников;

-

документальные фильмы, характеризующие важные этапы истории России, в

которых содержатся сведения о деятелях русской культуры (например, эпоха

декабристов,

гражданская

война,

коллективизация,

Великая

Отечественная

война);

-

многочисленные

телевизионные

программы

информационного

и

мемуарного

характера

-

беседы

и

интервью

журналистов

с

писателями

и

деятелями

культуры ;

- встречи писателей и поэтов со зрителями в телевизионных студиях

в) авторские программы и телепередачи

г) учебные передачи цикла «Школьнику для урока».

Использование видеинформации на разных этапах уроков

Фактически подавляющая часть видеоинформации носит внешкольный

характер. Учитель обязан придать ей учебные признаки. То есть внешкольная

информация, вводимая в урок, должна отвечать определенным педагогическим

требованиям.

Такая

видеозапись

должна

органически

вписаться

в

урок,

совместиться с программным материалом. Эти задачи решает учитель, который

выступает в роли автора и редактора подобранной им видеоинформации. А позже

учитель

ведет

урок,

на

котором

демонстрируется

подготовленная

видеоинформация.

6

Использование

видеоматериалов

может

осуществляться

на

разных

этапах урока:

• как форма проверки домашнего задания;

• как способ создания проблемной ситуации;

• как способ объяснения нового материала;

как форма изучения биографии писателя;

• как форма закрепления изученного;

• как способ проверки знаний в процессе урока.

Обилие иллюстраций, анимаций, презентаций и видеофрагментов, звуковое

сопровождение проблемных вопросов и задач позволяют ученику расширить

кругозор и углубить свои знания.

Совмещение видео-, аудио- и текстового материала, способствует творческому

осмыслению содержания урока и повышает мотивацию учения.

Уроки с использованием видеоматериалов - это и уроки объяснения нового

материала в диалоговом режиме, и урок-лекция, и урок-обобщение, и урок-

научная конференция, и интегрированный урок, и урок-презентация, и урок-

дискуссия.

Никто

не

будет

спорить,

что

применение

любой

визуальной

информации на занятии имеет положительный эффект

На уроке знакомства с жизнью поэта или писателя сообщение учителя

сопровождается

документальным

видеофильмом,

демонстрации

эпизодов

из

экранизаций

художественных

произведений

помогают

создать

об ра з

литературного героя.

Сложностей при внедрении данной технологии, безусловно, много. Но как

говорит В.Ф.Шаталов: «Сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к

каждому ученику, создать условия для развития способностей, заложенных в

каждом.

Самое

главное-

учитель

должен

помочь

ученику

осознать

себя

личностью, пробудить интерес в познании себя, жизни, мира…».

Методические приемы в использовании медиавизуальных средств:

7

а) использование документальных и мемуарных материалов при изучении

биографии и творческого пути писателя (фрагменты документальных фильмов и

передач можно включать в рассказ учителя о жизни и деятельности писателя, а

также в индивидуальные выступления учащихся);

б) использование киноэкранизаций и видеоспектаклей для анализа содержания и

художественных особенностей литературных произведений:

-

при

сравнении

фрагмента

текста

и

фильма

выявляются

особенности

эпического произведения (наличие и отсутствие авторского текста в книге и

фильме);

- путем сравнения просмотренного отрывка из спектакля и чтения текста пьесы

выявляется специфика драматического произведения (обострённый конфликт,

яркость характеристик персонажей, динамичность действия);

-

анализируя

чтение

стихотворения

или

слушая

музыкальное

произведение,

учитель вместе с учениками выявляет особенности лирического вида творчества

(нацеливая внимание на чувства и настроение исполнителей);

в) путём сравнительного анализа можно выстроить интересную работу по

развитию речи:

- например, определить художественные средства характеристики героев при

просмотре

двух

одинаковых

фрагментов

из

спектаклей

разных

театров

(«Ревизор» Н.В.Гоголя в Малом театре и в театре Сатиры; «Вишнёвый сад»

А.П.Чехова во МХАТе и в постановке В.Трушкина; «На дне» М. Горького в

«Современнике» и в театре О.Табакова);

- полнее выявить впечатление от лирического произведения, слушая романс на

стихи И.С.Тургенева в исполнении драматического актёра Д.Певцова и оперной

певицы Л.Казарновской. И т.д.

г)

использование

презентаций..

Это

могут

быть

и

уроки

по

биографиям

писателей с богатым иллюстративным материалом, а могут быть и тесты и игры,

обобщающие

пройденный

материал.

Презентации

наполнены

различным

медиаматериалом:

иллюстрациями

к

произведению,

видеофрагментами,

аудиозаписями. Всё это даёт возможность более полно знакомиться с изучаемым

8

произведением. Всё это разнообразит урок литературы и прививает интерес у

ребят к нашему предмету

Особенное внимание хочется обратить на использование на уроке

игрового кино. По мнению санкт-петербургского учителя литературы, кандидата

педагогических наук, доцента РГПУ Татьяны Вячеславовны Рыжковой, опыт

экспериментальной работы позволяет утверждать, что «при использовании на

уроке

экранизаций

литературных

произведений

интерес

к

литературе

повышается, а литературное развитие школьников протекает интенсивнее при

специально

организованном

взаимодействии

читательской

и

зрительской

деятельности».

Вот ряд методических условий, обеспечивающих эффективность этого

взаимодействия:

1)

необходимо

предварительное

знакомство

учеников

со

средствами

кинематографической выразительности;

2) процесс взаимодействия читательской и зрительской деятельности должен

проходить в несколько этапов:

подготовка учеников к восприятию кинофильма;

обмен впечатлениями о кинофильме после его просмотра;

создание проблемной ситуации, мотивирующей обращение школьников к

литературному источнику;

сопоставительный анализ кинофильма и художественного текста на уровне

либо эпизода, либо целого;

3) в процессе изучения произведения литературы читательская деятельность,

мотивированная

зрительской,

должна

в

конечном

итоге

преобладать

над

зрительской деятельностью.

Знакомство учеников с художественным языком кинематографа начинается с

основных понятий киноискусства: представлений о кадре, плане, ракурсе, цвете,

свете, звуке (шум, голос, музыка), монтаже как изобразительно-выразительных

9

средствах

кинематографа;

роли

оператора,

сценариста

и

т.д.

Работа

эта

проводится постепенно, и, конечно, не на одном уроке.

В

5–6-м

классах

мы

знакомим

детей

с

экранизацией

литературного

произведения как одной из его интерпретаций. Мы сравниваем литературное

произведение и его экранизацию в целом. Наша задача — показать детям, что в

основе экранизации — литературное произведение и сценарий, созданный на его

основе, и что экранизация и её первоисточник порой значительно отличаются

друг от друга.

В 5-м классе игровое кино обычно приходит на урок литературы вместе с

литературной сказкой. Это может быть «Снежная королева» Г.К. Андерсена и

Е.Л. Шварца, «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина,

«Аленький цветочек» С.Т. Аксакова, «Чёрная курица, или Подземные жители»

А.Погорельского,

«Золушка»

Ш.Перро

и

Е.Л. Шварца,

«Три

Толстяка»

Ю.К. Олеши и др. — в зависимости от круга чтения, предлагаемого программой

и учебником. Все эти литературные сказки имеют киноверсии.

В 5 классе интересную работу с учащимися можно провести при изучении

рассказа И.С.Тургенева «Муму»

Э к р а н и з а ц и я

п о в е с т и

И . С . Т у р г е н е в а

« М у м у » (студия

«Союзмультфильм»,1987

год,

режиссер

В.Караваев)

представляет

собой

интересный вариант книгопрочтения, рассчитанный на детей младшего возраста.

Мультфильм

небольшой

по

продолжительности

(17

минут),

и

это

позволяет просмотреть и проанализировать его прямо на уроке. Это можно

сделать

только

на

заключительном

этапе

изучения

повести,

когда

она

уже

прочитана и осмыслена на занятиях. В таком случае просмотр фильма покажет

учащимся возможности творческой интерпретации литературного произведения,

а анализ ее закрепит обобщит сказанное ранее.

Интересными для ребят могут стать уроки внеклассного чтения.

Фильм Р.Быкова по повести Железникова «Чучело» глубоко затрагивает ребят

и

предоставляет

возможности

учиться

искусству

диалога,

формировать

10

коммуникативные,

познавательные,

личностные

универсальные

учебные

действия. Фильм, созданный в 1984 году был подобен взрыву. Отклики на него от

восторженных до возмущенных. На уроке мы с ребятами пытаемся разобраться в

замысле

писателя

и

кинорежиссера,

в

ребячьих

характерах.

Тема

урока

формулируется в форме вопроса: «Почему они такие?» Урок проводится в 7

классе, и ребята овладевают умением вести дискуссию

В

8

классе

учащиеся

знакомятся

с

повестью

Тургенева

«Ася»

и

трагедией

Шекспира «Ромео и Джульетта», а мы обсуждаем фильм И.Фрэза «Вам и не

снилось»

(по

одноименной

повести

Г.Щербаковой

).

Взаимоотношения

современных Ромео и Джульетты, любовь и долг, любовь подростков и конфликт

со взрослыми, семья и школа, отцы и дети – вот круг проблем для обсуждения.

Проблемный вопрос заложен в формулировке темы урока: «Всегда ли любовь

права?» Анализируя поведение героев повести, понимание ими любви, долга,

ответственности,

внутрисемейные

отношения,

учащиеся

вырабатывают

нравственные ориентиры, учатся вести диалог, отстаивать свою позицию

При изучении творчества Островского модно обратитсяк фильму Э Рязанова

«Жестокий

романс».

«Жестокий

романс»

это

не

экранизация

«Бесприданницы», а фильм, снятый по мотивам пьесы Островского. Он дает

простор для

размышлений над нравственными проблемами и возможность

вовлечь ребят в дискуссию, позволяет увидеть интерпретацию образов пьесы

современным

кинематографом

и

выявить

соотношение

между

пьесой

Островского и современной экранизацией ее.

Самая объемная тема в 10 классе- « Творчество Л. Н. Толстого». И как тут

не обратиться к экранизации романа, к фильму С. Бондарчука « Война и мир».

На уроках по роману « Война и мир» я использую экранизацию тех эпизодов,

где кинематографический образ для детей сильнее словесных описаний. Поле

Аустерлица,

Бородинское

сражение,

партизанская

война-

вместо

длинного,

многословного

рассказа,

кто

где

стоял

и

куда

продвигался,

-

впечатляющая

панорама битвы, одичавшие в дыму сражения кони, патриотический подъем

11

русских воинов... Первый бал Наташи - прекрасно увидеть блеск и очарование

старинных танцев. Вот сама Наташа: то, что мы видим, без слов передает

девичью красоту, грацию, чистоту и легкость, упоение танцем.

И все же даже самая лучшая экранизация не может передать то, что

составляет сильнейшую сторону толстовского гения: передать даже не чувства

людей , но тончайшие подробности чувств. Попробуем убедить в этом ребят.

Спросим, как можно, например, экранизировать сцену смерти князя Андрея?

Все

будут

плакать,

столпившись

вокруг

гроба

с

телом

покойного.

Каждый

произнесет

небольшую

речь...

Но

Толстой

пишет:

«Николушка

плакал

от

страдальческого недоумения, разрывавшего его сердце. Графиня и Соня плакали

от жалости к Наташе и от того, что его нет больше. Старый граф плакал о том,

что скоро, он чувствовал, и ему предстояло сделать тот же шаг. Наташа и княжна

Марья теперь тоже плакали, но они плакали не от своего личного горя;

они

плакали от благоговейного умиления, охватившего их души перед сознанием

простого и торжественного таинства смерти, совершившегося перед ними».

Разве это может передать экран?

Или сцена встречи Пьера и Наташи после смерти Андрея, когда Пьер,

разговаривая с княжной Марьей, не узнает сидящую рядом Наташу. Посмотрим

фрагмент и сравним с романом. « В это время княжна сказала: « Наташа» . И

лицо с внимательными глазами, с трудом, с усилием, как отворяется заржавевшая

дверь, улыбнулось, и из этой растворенной двери вдруг пахнуло и обдало Пьера

тем давно забытым счастьем, о котором, в особенности теперь, он не думал.

Пахнуло, охватило и поглотило его всего. Когда она улыбнулась, уже не могло

быть сомнений: это была Наташа, и он любил ее».

Какая наивеликолепнейшая игра может передать это? Как и что должен

делать в эту минуту актер - растерянно поправлять очки? И только-то? Что мы,

зрители, узнаем о любви, которая таилась подспудно и вдруг вспыхнула в самую

неожиданную минуту?

Подобных примеров для сравнения можно подобрать много. Я думаю, это

убеждает ребят в том, что посмотреть фильм- еще не значит- познакомиться с

12

писателем.

Думающего

ученика,

возможно,

встреча

с

фильмом

заставит

обратиться к тексту.

Таким образом, фильм позволяет познакомить с эпохой, поговорить о вечных

ценностях, привлечь внимание к Толстому- писателю, обсудить игру актеров и

тем самым проникнуть во внутренний мир героев.

В 11 классе я обращаюсь к кино , изучая пьесу Горького « На дне».

Здесь

могут

помочь

фрагменты

из

фильма

-

спектакля

«

На

дне»

постановке

Московского Художественного Академического театра им. Горького) и фильма «

Без

солнца»,

в

которых

разными

режиссерами

(К.С.Станиславский,

В.Л

Немирович-Данченко и Юлий Карасик

)

по- разному трактуется сама пьеса и

образы Луки , Сатина и других героев.

Эти фрагменты дают благодатный

материал для дискуссии на уроке. Первый фрагмент « Лука и Анна». В роли

Луки- Грибов и Глузский. Предлагается сравнить игру актеров. Кому вы больше

верите? В ком больше сострадания? Сцена « Лука и Пепел». В роли Пепла - С.

Яров

и

Гостюхин. Какому исполнителю роли Луки поверит Пепел? Почему?

Третий фрагмент- « Лука и актер». В ком больше веры в человека, в его силы и

возможности- в Луке - Грибове или Луке- Глузском? Почему? Каким вы увидели

Актера в пьесе (Орлов) и фильме ( Приз)? После просмотра фрагмента

« Притча о праведной земле» предлагается решить вопрос о том,

кто из актеров

( Грибов или Глузский) убедительнее в этой сцене и почему? Сравнить два

монолога

Сатина

«

Человек-

это

звучит

гордо»

и

подумать,

в

чем

принципиально новый подход к ключевой сцене в фильме? Фрагменты фильмов,

давая разную, даже противоречивую трактовку основных образов, позволяют

поспорить по тем вопросам, которые поставил писатель: «...что лучше, истина

или

сострадание?

Что

важнее?»;

что

такое

гуманизм?

Лука-

лжец

или

врачеватель

душ?

всегда

ли

правдой

душу

вылечишь?

и

др.

Учащиеся

убеждаются

в

том,

что

одну

и

у

же

роль

можно

сыграть

по-

разному,

в

зависимости от понимания произведения.

В 11 классе считаю целесообразным обратиться к фильму «Я-русский

солдат», в основе которого лежит роман Б. Васильева « В списках не значился» .

13

Кино может вплетаться в нашу совместную с учениками жизнь, и тогда оно -

помощник и друг. Или оно в нашу совместную жизнь не вплетается, воспитывает

само по себе, а иногда само по себе портит. Заменить литературу оно не может,

но помочь на уроке литературы, несомненно, может .

Таким образом, использование на уроке литературы медиавизуальных средств

и кино в частности позволяет решать самые разные задачи. Можно с большой

долей

уверенности

утверждать,

что

интерес

к

литературе

повышается,

а

литературное

развитие

школьников

протекает

интенсивнее

при

правильно

и

интересно

организованном

взаимодействии

читательской

и

зрительской

деятельности.

Учитель русского языка и литературы

Средней школы №25 им Н.К. Крупской

г. Ульяновска

Рыжова В.А.

14



В раздел образования