Напоминание

"Разностороннее развитие детей младшего дошкольного возраста посредством преобразования предметно-развивающей среды с учетом ФГОС, направленной на обеспечение способности воспитанников к организации своей деятельности самостоятельно"


Автор: Бердашкевич Ольга Егоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №36"
Населённый пункт: Кемеровская область, г.Новокузнецк
Наименование материала: Научная работа
Тема: "Разностороннее развитие детей младшего дошкольного возраста посредством преобразования предметно-развивающей среды с учетом ФГОС, направленной на обеспечение способности воспитанников к организации своей деятельности самостоятельно"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 36»

«Разностороннее развитие детей младшего дошкольного возраста

посредством преобразования предметно – развивающей среды с учетом

ФГОС, направленной на обеспечение способности воспитанников к

организации своей деятельности самостоятельно»

Выполнила: Бердашкевич Ольга Егоровна

Новокузнецк 2016 год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………

3

1.

Особенности содержания предметно-развивающей среды в младшей

группе……………………………………………………………………………… 4

1.1.

Принципы построения предметно-развивающей среды

в младшей группе……………………………………………………

6

1.2.

Основные развивающие центры в содержании предметно-раз-

в и в а ю щ е й

с р е д ы

в

м л а д ш е й

г р у п п е

……………………………………

7

Заключение …………………………………………….………………………… 10

Литература ………………………………………………………………………

11

Введение

П

едагоги и психологи утверждают, что на развитие ребёнка оказывают влияние на-

следственность, среда и воспитание.

К

аждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в

ДОУ

должны

быть созданы условия для воспитания, обучения и развития детского коллектива в

целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивиду-

альность и творчество.

Важной

задачей

при

введении

Федеральных

государственных

образовательных

стандартов становиться совершенствование педагогического процесса и повышение раз-

вивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации предмет-

но –

развивающе

й среды, обеспечивающей творческую активность и

способность

наибо-

лее полно реализовать себя.

В соответствии с ФГОС основная общеобразовательная программа дошкольного

учреждения строится с учетом принципа интеграции образовательных областей, в соответ-

ствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями воспитанников.

Решение же программных образовательных задач предусматривается не только в совмест-

ной деятельности педагогов и воспитанников, но и в самостоятельной деятельности д

етей

.

Современная предметно-развивающая среда моделирует функциональное развитие

деятельности ребенка, в ней заложена «информация», которая сразу себя не обнаруживает

полностью, а побуждает ребенка к поиску. Такая среда соответствует субкультуре детства,

отличающейся от мира взрослых. Она обеспечивает максимальную реализацию образова -

тельного потенциала пространства группы и материалов, оборудования и инвентаря для

развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенно-

стей и коррекции недостатков их развития.

Она должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей

и взрослых во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также

возможности для уединения.

Предметно-развивающая среда ДОУ является одним из основных средств, форми-

рующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Так как

именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружаю-

щем мире, культура взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми.

Поэтому одной из задач нашего учреждения является создание предметно-про-

странственной среды многогранно влияющей на развитие наших воспитанников, способ-

ствующей их разностороннему развитию и обеспечивающей психическое и эмоциональ -

ное благополучие.

При создании развивающей образовательной среды педагогический коллектив ру-

ководствуется ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ и к

условиям ее реализации.

Организуя предметную среду, необходимо учитывать всё, что способствовало бы

становлению базовых характеристик личности воспитанников, показатели их здоровья,

психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого раз-

вития, а также эмоционально - потребностной сферы.

В построении предметно-пространственной среды необходимо опираться на модель

личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Так как окружение

позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия детей, включить

их в активную познавательную деятельность. Окружающая среда при этом выступает дви-

жущей силой в целостном процессе становления личности ребенка, стимулирует развитие

всех

потенциальных

индивидуальных

возможностей

ребенка,

его

самостоятельности,

способности овладевать разными видами деятельности.

1.

Особенности содержания предметно-развивающей среды

в младшей группе

Важной задачей ДОУ при введении Федеральных государственных образователь-

ных стандартов становится совершенствование педагогического процесса и повышение

развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации пред-

метно – развивающей среды, обеспечивающей творческую активность и способность наи-

более полно реализовать себя.

Авторы «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васи-

льевой указывают на важность формирования у детей представления о том, что среда

должна быть динамичной (изменяемой) и вариативной. Поэтому, включая детей в процесс

организации среды и ее изменения, педагог советуется с детьми, обсуждает возможные ва -

рианты и ненавязчиво формирует у детей эстетические представления об окружающем.

При этом тактично подводит к пониманию того, что красиво, а что не очень, что можно

сделать, а что делать нецелесообразно.

В младшем дошкольном возрасте продолжает развиваться наглядно-действенное

мышление, деятельность ребенка может приобретать направленный характер с учетом до-

стигнутого результата. Важно организовать среду, которая позволяла бы развивать

на-

глядно-действенное мышление. Особая задача педагога заключается в том, чтобы создать

определенную

культурную среду с четко заданными правилами. Для этой цели нужно

структурировать пространство группы («Здесь игровой уголок, где играют дети», «Здесь

место отдыха», «Здесь место, где проводят занятия») и определить правила игры для каж-

дого его участка, а также условия, при которых действия ребенка позитивно оцениваются,

а его инициатива получает поддержку. Такая система правил регулирует взаимоотношения

детей, способствует их умственному развитию, развивает произвольность, а также преду-

преждает конфликты. Следует иметь в виду: поведение детей младшего дошкольного воз-

раста носит ситуативный характер, поэтому следует структурировать систему ситуаций, в

которых оказывается ребенок.

Авторы программы рекомендуют эстетическую среду составить из изобразитель-

ных материалов и оборудования для рисования, лепки, аппликации. Все это должно быть

продумано в позиции соответствия не только решаемыми задачами, но и требованиями

красоты. Среда должна развивать эстетические чувства, вызывать желание заниматься

изобразительной деятельностью, конструированием, формировать стремление бережно от-

носиться ко всему, что окружает на занятии.

В организации среды для занятий изобразительной деятельностью предусматрива-

ют использование произведений изобразительного искусства, в том числе неродного. Вме-

сте с тем необходимо во всем соблюдать меру. Развивающую эстетическую среду образу-

ют творческие работы детей. Их следует выставлять в групповом помещении. Такая среда

имеет огромное воспитательное значение. Дети, увидев свои рисунки (лепку, аппликации)

среди работ своих товарищей, получают возможность сравнивать их. Кроме того, они чув-

ствуют себя комфортнее уже оттого, что их работа выставлена среди других.

В вышеназванной программе указано также на необходимость организовать в груп -

пе уголок (зону искусств), где постоянно будут находиться различные произведения искус-

ства, в том числе те, с которыми дети знакомятся на занятиях.

Обязательно должны быть созданы условия (художественная зона) для игр, игр -

драматизаций, самостоятельной художественной деятельности детей с разными видами

материалов, в которую по мере необходимости включается воспитатель.

«Воспитатель должен создать эстетически развивающую среду, содействующую це-

ленаправленному обучению, развитию и вызывающую у детей интерес к тому, что они де -

лают» [4].

В условиях внедрения ФГОС современная предметно- развивающая среда должна

быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариатив-

ной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и

содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения (в том

числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым,

спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений пред-

метно- развивающей средыв зависимости от образовательной ситуации, в том числе от

меняющихся интересов и возможностей детей.

3) Полифункциональность материалов предполагает:

● возможность разнообразного использования различных составляющих предмет-

ной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;

● наличие в группе полифункциональных предметов, в том числе природных мате -

риалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в

качестве предметов-заместителей в детской игре.

4) Вариативность среды предполагает:

● наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения

и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих

свободный выбор детей;

● периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов,

стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую актив-

ность детей.

5) Доступность среды предполагает:

● доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образова-

тельный процесс;

● свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям,

обеспечивающим все основные виды детской активности.

6) Безопасность предметно-развивающей среды предполагает соответствие всех её

элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их

Проанализировав состояние предметно-развивающей среды в младшей группе, мы

пришли к решению провести функциональное зонирование группы, используя принципы

построения предметно-развивающей среды:

1.1.

Принципы построения предметно-развивающей среды в младшей груп-

пе

Важно при формировании предметно-пространственной среды учитывать следую-

щие принципы её построения, рекомендованные ФГОС:

- принцип дистанции позиции при взаимодействии;

- принцип активности самостоятельности, творчества;

- принцип стабильности – динамичности развивающей среды;

- принцип комплексирования и гибкого зонирования;

-принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической органи-

зации среды;

- принцип открытости и закрытости (природе, культуре, Я - образ);

- гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять

свои склонности в соответствии с общественными нормами;

- принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционально-

го благополучия каждого ребёнка и взрослого.

1.2. Основные центры в содержании предметно-развивающей среды

в младшей группе

При проектировании группового пространства «проиграли» несколько вариантов

планировки. В результате обсуждения остановились на варианте, который наиболее соот-

ветствовал педагогическим и гигиеническим требованиям, предъявленным к оформле-

нию групп для детей данного возраста, и приступили к его практической реализации.

В

результате

этой

работы

мы

получили

новую

планировку

группы,

где

среда

рассматривается как условие развития ребенка, пространство, где ребенок продвигается в

своем развитии.

Мы так организовали детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы

воспитанники упражняли себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать,

добиваться поставленной цели. При этом показателем развития ребёнка являются не зна -

ния и навыки, а способность организовать свою деятельность самостоятельно: поставить

перед собой цель, оборудовать своё рабочее место, спланировать деятельность, приложить

волевые усилия, выстроить логическую цепочку действий, добиваться задуманного ре-

зультата, проявляя при этом положительные культурно-этические качества в общении с

взрослыми и сверстниками.

Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятель-

но осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания

от педагогов.

Психология дошкольника такова, что всё должно быть освоено и закреплено им в

практической деятельности, а педагог внимательно наблюдает, делает выводы и организо-

вывает для детей развивающее пространство.

В содержании предметно-развивающей среды нашей группы обозначились следу -

ющие центры:

1. Коммуникативный круг. Мы используем в своей работе «круг приветствия», ко-

торый проводим каждый день в утренний отрезок времени, и он стал органической ча-

стью жизни ребенка.

Цель работы – развитие коммуникативных навыков детей. В группе обозначена ли-

ния круга, которая также стала составляющей предметно-развивающей среды.

2.

Центр песка и воды.

Игры с песком и водой позволяют ребенку самостоятельно экспериментировать,

развивают творчество, помогают ему в доступной и интересной форме познать свой-

ства и качества природных материалов. Важно, чтобы ребенок самостоятельно убирал

за собой, соблюдал во время игры аккуратность.

3 . Сенсорный центр.

Сенсорика – это чувство ощущения. Эти игры дают опыт работы с самыми разны -

ми материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сенсорной систе -

мы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные

нам природой, должны работать, а для этого им необходима «пища».

Мы

придаем

огромное

значение

сенсорному

воспитанию:

упражнения

на

«сенсорном материале» развивают в детях самостоятельность, активность, стремление к

деятельности. Пространство, где находятся все сенсорные материалы для развития слуха,

зрения, осязания, тактильных ощущений отделено низким шкафчиком. Основное место

занимают игры и пособия по ознакомлению детей с сенсорными эталонами.

Рамки с застежками (пуговицами, петлями, пряжками, шнурками) учат навыкам

самообслуживания, помогают приобрести малышу независимость, уверенность себе. Все

это готовит

руку ребенка к письму. Детям показываем последовательность действий с

любым видом застежек, от простой к самой сложной.

Материалы для развития чувств построены таким образом, чтобы развивать по

отдельности различные сферы чувств:

-

цилиндры-вкладыши,

цветные

таблички

-

для

развития

зрения.

В

первой

коробочке только 6 табличек, окрашенных попарно в 3 цвета: красный, синий, желтый.

Это пособие даем детям в возрасте до 3-х лет. Во второй коробочке – 11 пар табличек. Это

пособие даем ребенку после 3-х лет;

- шершавые таблички, набор тканей – для развития осязания. Упражняясь, ребенок

будет получать не только представление о свойствах различных материалов, но и запоми-

нать названия;

-

шумящие коробочки – для развития слуха;

- геометрические тела, волшебный мешочек – для развития тактильной памяти,

мелкой

моторики

рук.

Дети

знакомятся

со

свойствами

геометрических

тел,

их

различиями.

На этих материалах малыш учится слушать тишину, звуки, различать цвет, форму

предметов. Сенсорные эталоны составляют основу любой деятельности человека. Их цель

– удовлетворить жажду познания окружающего мира и одновременно побудить детей к

самостоятельной

деятельности.

Эти

пособия

избавляют

ребенка

от

мелочной

опеки

взрослого, но требуют внимания-поддержки. Поэтому у нас материалы расположены в

доступных для детей местах, слева направо, в порядке усложнения.

По мнению В. А. Сухомлинского «на кончиках пальцев находятся истоки таланта».

4 . Познавательны центр.

Здесь расположены пособия для обучения счету, вычислениям, папки, альбомы с

иллюстрациями,

книжный

уголок,

настольно-печатные

игры,

закрепляющие

знания

детей,

полученные

на

занятиях.

На

полочках

разложена

познавательная

красочная

информация,

красивые картинки, открытки. Среда, представленная в данном центре,

удовлетворяет любознательность ребенка, стимулирует его к познавательной активности,

самостоятельности

5.Центр художественного творчества.

Мы включили сюда материалы, дающие детям возможность заняться изодеятель-

ностью, театрализованными играми, конструированием. В течение дня ребенок по соб -

ственному желанию рисует, лепит, строит. Материалы он выбирает сам по своему жела -

нию. Происходит это без понуждения или предложений от воспитателя. Перед уходом де-

тей домой педагог говорит: «Давайте все вместе посмотрим, что наши дети сегодня захоте-

ли сделать сами».Педагог хвалит инициативу ребенка, а не продукт.

Занятия детьми

художественным творчеством не является только средством к

эстетическому воспитанию, но служит преимущественно одним из главных проводником

к пониманию окружающего, отчетом умения видения, средством к запоминанию.

6. Центр практической жизни.

В этом центре собраны не просто сюжетные игрушки для простого

манипулирования ими детьми. Здесь мы также устроили зону практической

жизни, где собрали материалы для проведения следующих упражнений:

-

откручивание- закручивание,

-

сворачивание по-разному салфеток,

-

пересыпание сыпучих материалов без ложки,

-

пересыпание с ложкой,

-

переливание из воды из одной емкости в другую.

Дети

учатся правильно накрыть на стол (расставить тарелки, разложить вилки,

ложки), пригласить друзей в гости, угостить их, купать и одевать кукол, мыть кукольную

посуду, гладить и стирать кукольные вещи.

В этой зон имеются необходимые удобные для детей «инструменты» и приспособления

для мытья рук, вытирания пыли, подметания пола, мытья посуды, глажения, приготовле-

ния пищи. Все материалы красивы, притягательны и всегда находятся в определенном ме -

сте. В ходе игры у детей проявляются активность, инициативность, самостоятельность,

развивается внутренняя мотивация к самообучению, развиваются социальные навыки.

7. Центр двигательной активности.

Своеобразный маленький стадион. Здесь собраны разноцветные флажки, ленточ-

ки, мячи, кегли и т. д. Все это оборудование дети используют по своему желанию. Кроме

того, предлагаем детям ударные инструменты. При ритмических движениях у детей ча-

сто возникает желание отбивать такт. Они хлопают в ладоши или помогают себе при по -

мощи барабанчика, бубна. В группе достаточно пространства для свободного перемеще-

ния детей, кроме того, в раздевалке расположен спортивный уголок.

Цель формирования данного центра – физическое развитие детей, усовершенство -

вание их движений, развитие крупной моторики.

В группе также выделено место для «зоны уединения»(Палатка, она легкая, перено-

сится в любое место по желанию ребенка). Цель – дать возможность ребенку побыть с со -

бой наедине, почувствовать себя психологически комфортно.

Оформление группы выполнено в единой цветовой гамме, причем, использовали

светлые пастельные тона. На этом фоне контрастируют яркие игрушки. Еще раз хочу

подчеркнуть, что предпочтение отдано развивающим играм и пособиям. В этом возрасте

важно

развитие

познавательных

интересов,

умений,

целеполагания:

чтобы

голова

замыслила, а рука сделала, чтобы сенсорно-моторная и вербальная

познавательная

деятельности дополняли одна другую.

В группе нет закрытых шкафов и коробок, все пособия размещены так, чтобы ре-

бенок мог их самостоятельно взять, руководствуясь своим желанием.

Эти моменты нашли отражение в содержании предметно-развивающей среды

в

младшей группе

Заключение

Из вышесказанного следует, что

для обеспечения подлинного развития ребенка

необходимо единство развивающей предметной среды и воспитательно-образовательного

процесса. Тогда предметная среда детства даст возможность извлечь из нее информацию,

необходимую для постановки и решения задач той или иной деятельности, которая осу -

ществляется только при условии, что у ребенка есть соответствующие объекты и сред-

ства, сформированы необходимые способы действия.

Активность ребенка в условиях обогащенной развивающей среды стимулируется

свободой выбора деятельности. Ребенок играет, исходя из своих интересов и возможно-

стей, стремления к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственно-

му желанию, под воздействием привлекающих его внимание игровых материалов. В таком

подходе к организации детской деятельности уже заложен механизм развития ответствен -

ности за результат развития самостоятельности.

Свобода и самодеятельность – это возможность для ребенка «выбирать работы для

собственного развития и предаваться одной работе продолжительное время по собственно-

му побуждению, сравнивать, рассуждать, исправлять собственные ошибки без посто-

ронней помощи.

Наше правило – «хотите научить – дайте малышу возможность делать, совершать

ошибки, даже на них учиться!»

Таким образом нами решаются основные цели дошкольного обучения и воспитания

в условиях внедрения ФГОС: эмоциональное благополучие каждого воспитанника, разви -

тие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к лю -

дям, к себе, включение в различные формы сотрудничества.

Литература

1.

Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. От 23.97.2013);

2.

Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду»

/ под. ред. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : «Мозаика-

Синтез», 2005. – 344 с.;

3.

Нищева Н.В., Предметно - пространственная развивающая среда в детском саду /

Н. В. Нищева. – СПб : «Детство – Пресс», 2006. – 128с.;

4.

Петровский В.А., Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В.

А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. – М. : Научно – ме-

тодическое объединение «Творческая педагогика», 1993. – 256с;

5.

Программа воспитания и обучения в детском саду / под. ред. М. А. Васильевой, В.

В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 4-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-Сити, 2006. –

232 с.;

6.

Проект ФГОС дошкольного образования;

7.

Рыжова Н.А., Развивающая среда дошкольных учреждений / Н. А. Рыжова. – М. :

«Линка – Пресс», 2003. – 192 с.;



В раздел образования