Напоминание

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ 5 класс "ВОДА НА ЗЕМЛЕ".


Автор: Додонова Марина Юрьевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МОУ Чеботаевская СШ
Населённый пункт: Ульяновская обл, Сурский р-он, с. Чеботаевка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ 5 класс "ВОДА НА ЗЕМЛЕ".
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение

Чеботаевская средняя школа

.

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА

ПО ГЕОГРАФИИ

5 класс

«ВОДА НА ЗЕМЛЕ».

Составила:

учитель географии

Додонова Марина Юрьевна.

Сурского района

Ульяновской области

Тема урока:

Вода на Земле.

№ урока по теме: урок №5 в разделе «Природа Земли»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель урока: сформировать представление о составе гидросферы, о частях

Мирового океана, составе вод суши, значении Мирового круговорота воды в

природе.

Задачи урока:

Образовательные: Изучить понятия: гидросфера, Мировой круговорот воды,

море, айсберг. Изучить состав гидросферы и вод суши. Создать

представление у учащихся о значении круговорота воды в природе. Учить

детей работать с физической картой полушарий, физической картой России,

добывать знания из различных источников географической информации.

Развивающие: формировать умения применять полученные знания при

решении практических задач, выделять главное из увиденного и

услышанного, заполнять кластеры-схемы,.

Воспитательные:

Воспитывать у учащихся умение работать в малых группах (парах), умения

выслушивать ответы одноклассников, анализировать и оценивать их.

Формирование у учащихся самостоятельного, ответственного мышления.

Воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников.

Результат: Учащиеся должны знать составные части гидросферы, Мирового

океана, состав вод суши, основные понятия темы. Уметь показывать на карте

океаны Земли, крупные моря.

Планируемые результаты.

Личностные: осознание ценности географических знаний, как важнейшего

компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять

ее

цели

и

задачи,

умение

вести

самостоятельный

поиск,

анализ,

отбор

информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе;

высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение практическими

умениями работы с учебником.

Предметные: знание

и

объяснение

существенных

признаков

понятий,

использование их для решения учебных задач.

Универсальные учебные действия (УУД).

Личностные: осознавать необходимость изучения темы.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя,

оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной

задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные:

извлекать,

отбирать

и

анализировать

информацию,

добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию

для получения необходимого результата.

Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом (в

малой группе и в коллективе).

Формы организации учебной деятельности: фронтальная,

индивидуальная, парная.

Методы обучения: наглядно – иллюстративный, объяснительно

иллюстративный, частично – поисковый, практическая работа.

Приемы:

Анализ,

синтез,

умозаключение,

обобщение,

графическая,

визуальная формы организации материала.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карта полушарий

глобус.

Используемые учебники и учебные пособия:

1

Учебник

География.

Начальный

курс.

Авторы;

Баринова,

Плешаков,

Сонин. Издательство «Дрофа» Вертикаль.2012г.

2Материалы

рабочей

тетради

к

учебнику

географии

5

класс

(Сонин,

Курчина)

3.Атлас

и

контурные

карты

География.5

класс.

ФГОС

ДРОФА.

ООО

«Издательство ДИК», Москва. «Дрофа» Вертикаль.2012г.

Конспект урока по теме "Вода на Земле" представляет собой выстроенную

систему, соответствующую требованиям ФГОС.

Структура

и ход

урока:

Эпиграф урока.

«Вода!

Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты - сама жизнь. Ты

наполняешь нас невыразимой радостью… Ты – самое большое богатство

на свете»

(Антуан де Сент-Экзюпери)

1.Мобилизующий этап. (Слайд 1)

картинка

Приветствие учащихся, настраивание на урок. Проверка готовности к уроку.

Организационный момент.

Слайд 1.

Учитель. Все встали. Здравствуйте. Садитесь.

Настройтесь и раскрепоститесь.

Урок начнем мы, как всегда,

С вопроса: Все готовы?

Ученики. Да!

Как всегда Вы пришли на самый интересный и загадочный урок – урок

географии. Сегодня отгадать тему урока Вам помогут слайды презентации и

загадки…

2.Самоопределение учащихся на основе антиципации.

Отгадывание загадки (слайд 2)

« С горы сбегая без труда, она гремит как гром

В морозный день она тверда – руби хоть топором!

Нагрей ее – и к небесам она взлетит

Теперь ты мне ответишь сам: тогда зовут ее вода»

(Вода)

- Много меня - пропал бы мир,

Мало меня - пропал бы мир.

- Книзу летит капельками,

А кверху – невидимкой,

- Мы говорим: она течёт;

Мы говорим: она играет;

Она бежит всегда вперёд,

Но никуда не убегает.

(Вода)

- Да, верно, сегодня на уроке речь пойдет о воде на Земле. Сегодня мы

поговорим с вами о её величестве ВОДЕ.

Слайд 3. (Тема урока).

Слайд 4. (Эпиграф)

«Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты - сама жизнь. Ты

наполняешь нас невыразимой радостью… Ты – самое большое богатство на

свете»»

Ребята, перед вами слова известного французского лётчика и писателя,

автора книги «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. Он написал

это после того, как его самолёт потерпел аварию в Сахаре.

Они станут эпиграфом нашего урока.

Как Вы думаете, какие цели и задачи урока мы должны решить, исходя из

темы урока?

Слайд 5.

Сегодня на уроке мы должны:

- сформировать представление о составе гидросферы, о частях Мирового

океана, составе вод суши, значении Мирового круговорота воды в природе.

Научиться по памяти давать определение понятий гидросфера и

мировой круговорот воды, море, айсберг

Заполнить схему «Состав гидросферы»

Уметь описывать мировой круговорот воды, называя процессы и

оболочки Земли.

Приводить примеры значения воды для жизни на Земле и для человека

Мы встречаемся с водой каждый день. Для чего нам нужна вода? ( Ответы

детей.)

Посмотрите, ребята, как много нам всем нужно воды!

Слайд 6.

Проблемный вопрос урока

А много ли воды на нашей планете? (Поднимите руку, кто считает – Мало,

опустите, а теперь - кто считает - Много. И Вы – правы!)

Площадь всех океанов и морей составляет 71 % поверхности Земли. На

долю суши приходится 29%.

Слайд 7.

Посмотрите! Такой видят космонавты Землю из космоса. Из космоса

наша земля кажется голубой. Этой краски больше всего и на глобусе, и на

карте.

Это

так,

потому

что

значительную

часть

поверхности

планеты

занимают водные пространства. Голубым цветом изображены моря, океаны,

реки нашей планеты.

Перед нами глобус – модель Земли.

Наша планета названа Землёй по явному недоразумению.

Если на карту Земли посмотреть -

Земли на Земле всего одна треть.

Но странный вопрос возникает тогда:

Планета должна называться "Вода"? (Усачёв А.А.)

Посмотрите

на

глобус.

Если

быстро

вращать

глобус,

то

он

покажется

одноцветным

голубым.

Космонавты,

возвращаясь

на

Землю

из

космического полета, рассказывают, что они испытывают такое ощущение,

будто совершают посадку не на сушу, а на планету

Вода.

3.Момент осознания учеником недостаточности имеющихся знаний:

Слайд 8.

Проблемный вопрос урока

Воды много, но Хватит ли её всем? (выслушиваются мнения учащихся)

!!!!!!!!Сегодня в течение урока мы попытаемся ответить на поставленный

вопрос.

Слайд 9. (стих) (картинки)

Кто знает, откуда берется вода?

Быть может, из снега? Быть может, из льда?

А может, с подземных ключей она бьет

И всем она жизнь и цветенье дает.

Чтоб нам о воде все - все разузнать,

Немало учебников нужно читать.

А так же различных журналов и книг,

Чтоб все ее тайны открылись нам в миг (С. Олегова)

Мы – исследователи и мы постараемся открыть тайны Воды.

Слайд 10.

Но, Какие сведения о воде Вам уже известны?

Что мы знаем о воде? Давайте вспомним основные свойства воды.

(практическая работа)

Демонстрация воды (На столе стакан с водой.)

Посмотрите внимательно на воду. Какая она? (Прозрачная, жидкая.)

Имеет ли чистая вода запаха? (Нет.) Имеет ли вода цвет? (Нет). Бросим

кусочек сахара в стакан, что происходит? (Сахар растворяется). Если

переливать воду в другой стакан – она течёт. Подведём итог: вода какая?

Слайд 11.

Закрепляем, читаем вместе (Прозрачная, бесцветная жидкость, не имеет

запаха, растворитель, обладает текучестью.)

Слайд 12.

Ребята, как вы думаете, почему существует выражение «Вода – самая

загадочная жидкость на Земле?» (выслушиваются мнения учащихся).

Вы близки к ответу. Мы протираем мокрой тряпкой классную доску.

Прошло несколько минут, и доска высохла. Куда исчезла вода? (Ответы

детей). Вода с неё испарилась, то есть превратилась в пар – прозрачный,

бесцветный газ. Водяной пар – это вода в газообразном состоянии. А если

ведро воды вынести зимой на мороз, что произойдёт? – вода замёрзнет,

превратится в лёд! Лёд и снег – это замёрзшая вода.

Слайд 13.

Итак, вода находится в природе в трёх состояниях: жидком, газообразном и

твёрдом. (демонстрация воды в трех агрегатных состояниях)

Слайд 14.

В природе …....Ливень, дождь, капелька, ручеёк, роса – это вода

в жидком состоянии

Туман, пар, облако – это вода

в парообразном состоянии

Снег, град, иней, лёд – это вода

в твёрдом состоянии

Рабочая тетрадь. Задание 2 стр.63

Слайд 15.

Вода обладает и другими уникальными свойствами

Вода – единственное вещество, существующее в природных

условиях Земли в трёх агрегатных состояниях: лёд, вода и пар.

Вода – единственное вещество, плотность которого повышается с

понижением температуры лишь до +4°С, а затем понижается

(т.е. при температуре +4°С вода самая «тяжёлая»; опускаясь на

дно рек, озёр, она препятствует их промерзанию до дна и позволяет

их обитателям дожить до весны).

Вода – самое теплоёмкое вещество (для нагревания 1 л воды на 1°С

требуется в десятки раз больше энергии, чем для других веществ).

Слайд 16.

«Вода – самая загадочная жидкость на Земле?» Вы согласны с данным

выражением?

---. Что такое вода? Это струйка из крана,

Это волны и шторм на морях-океанах.

В запотевшей бутылке напиток в руке,

И в ключе, и в колодце, и в ручейке.

Да, бывает вода в состоянии разном.

В жидком, твердом она. Даже в газообразном.

Мы не видим ее или не замечаем.

Но, когда ее нет, тяжело ощущаем. (С. Олегова)

Каково же, по-вашему, значение воды?

Слайд 17 - 20. Представленные иллюстрации помогут вам ответить на

вопрос.

-Вода повсюду. Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно

помять лист растения в руках и мы обнаружим влагу.

-В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. Много

воды и в теле человека. Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни

звери, ни птицы, ни люди

Сообщение учащегося о значении воды.

(

Вода

играет

большую

роль

в

жизни

живых

организмов.

Для

многих

растений и животных она является средой обитания, источником пищи и

кислорода. Многие организмы могут содержать большое количество воды.

Например:…слайд 17-20

С помощью воды выводятся из организма вредные вещества, Без воды не

может происходить размножение некоторых организмов. С помощью воды

прорастают

семена,

наливаются

плоды.

Зимой

растения

и

животные,

защищённые снегом и льдом, не погибают.

Люди используют воду для бытовых и хозяйственных нужд. Вода доставляет

человеку эстетическое наслаждение.)

Какой же мы можем сделать вывод о значении воды?

Итак, вода – это жизнь! Нет воды – нет жизни!

Слайд 21.

Минутка отдыха

Физкультминутка

Голова чтоб не болела,

Ей вращаем вправо-влево.

А теперь плечами крутим —

И для них разминка будет.

Тянем наши ручки к небу,

В стороны разводим.

Повороты вправо-влево,

Плавно производим.

Наклоняемся легко,

Достаём руками пол.

Потянули плечи, спинки.

А теперь конец разминке.

Шаг на месте. Ходим строем,

Сейчас дыханье успокоим.

Хоть приятно разминаться,

Вновь пора нам заниматься.

Учитель. Все, закончили разминку.

Сели прямо, держим спинку.

Чтобы уложиться в срок,

Мы продолжим наш урок.

Слайд 22.

Кто из Вас знает, как называется водная оболочка Земли?

Слайд 23. Гидросфера – это водная оболочка Земли. (запись в тетрадь

стр.63 задание 1).

Она состоит из трёх частей. Каких? ( Самост. работа с учебником

параграф

23, пункт 1).

Дополните схему в тетради.

Слайд 24.

Проверим, справились ли вы с заданием - вод Мирового океана;

вод суши и воды, содержащейся в атмосфере.

Слайд 25.

Основную часть гидросферы составляет Мировой океан. (учебник стр.64

рис137)

Слайд 26. Он подразделяется на 4 океана.

Слайд 27.

Покажите

их

на

карте

в

порядке

убывания

их

площади.

(Тихий,

Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый)

Некоторые исследователи выделяют пятый океан - Южный. Южный океан –

водное пространство, окружающее Антарктиду. Однако выделение Южного

океана не общепринято.

Части океанов, которые вдаются в сушу и отличаются свойствами своих вод

называются морями.

Их много. Крупнейшие моря – Филлипинское, Аравийское, Коралловое.(Рис

139стр.116-117 «Океаны Земли»

Состав морской воды (Учебник стр.114 рис 138) К/к

Слайд 28 Воды суши

Реки, озёра, болота, ледники, подземные воды составляют воды суши.

(Задание прочитать текст в учебнике стр.115, п.3 Воды суши. Выполнить задания 9,10, 11 на

стр.64,65 в рабочей тетради. Оказать консультативную помощь учащимся по ходу работы.)

Заслушивает ответы нескольких учащихся

-Посмотрите на карту, назовите крупнейшие реки мира.

-Как называется река, протекающая в нашей местности?

-Как называется крупнейшая река нашего района?

-Как называется крупнейшая река нашей области?

-Найдите озера на карте. Приведите примеры.

-В нашей стране находится самое глубокое озеро в мире. Это Байкал.

Найдите его на карте.

-Болота (Западно-Сибирская низменность. Обозначение на карте)

-Реки, озера, болота в общем количестве воды на Земле составляют всего-то

0,02%.( Рис 137 учебника стр. 114)

-Ледники-около 2%

(образование ледника, где располагаются)

Айсберг –это отколовшиеся глыбы льда образуют плавающие горы.

Ледники в горах.

Ледник – кладовая пресной воды. (Как используется?)

-Подземные воды -2%

(Где располагаются? минеральные воды, источники-выход грунтовых вод на

поверхность

Слайд 29 Вода в атмосфере – это облака, осадки, туман.

А

теперь

я

предлагаю

вам

подумать

над

вопросом: Почему

реки

не

иссякают, подземные воды не исчезают, а моря не переполняются водой?

Думаю, что стихотворение поэта Степана Петровича Щипачева поможет

вам найти верный ответ.

Мириады водяных пылинок

Поднимаются над океаном,

Чтобы тут же в путь пуститься

Длинный

По широтам и меридианам,

Стать сгустившимися облаками,

Тучами, чтоб тяжестью воды

Где-то падать на пески и камни,

На поля и на сады.

О каком процессе, происходящем в природе, здесь идёт речь? Подскажите,

как он называется? (Круговорот воды в природе)

Слайд 30.

Используя рисунок 136 в учебнике стр.113, составьте краткий

рассказ о Мировом круговороте воды в природе.

А теперь - Постарайтесь озвучить представленную схему на данном

слайде, при этом успевая за появляющимися стрелками.

Под действием солнечного тепла вода с поверхности океана испаряется и

поступает в атмосферу. Вода испаряется, а соли растворённые в ней остаются

в океане.

В атмосфере водяной пар охлаждается и превращается в капельки воды

(конденсируется). Капельки воды и кристаллики льда образуют облака. Из

облаков выпадает дождь, который сразу возвращает в океан некоторую часть

воды. Но эта вода уже пресная!

Благодаря ветру облака оказываются над сушей, и из них выпадают осадки в

виде дождя или снега. Выпавшие осадки частично просачиваются вглубь,

пополняя запасы почвенной влаги и подземных вод, а частично стекают в реки

и другие водоёмы. Реки собирают воду из поверхностных источников и

питаются подземными водами и возвращают воду обратно в Мировой океан. С

поверхности океана вода вновь испаряется, и круг океан - атмосфера - суша -

океан замыкается.

Так в природе происходит непрерывный процесс круговорота воды в

природе. (В тетрадь!)

- Какую роль в круговороте воды играет Мировой океан?

-Благодаря чему происходит круговорот воды, что является его

движущей силой?

-Теперь вы точно сможете ответить на вопрос: Почему реки не иссякают,

подземные воды не исчезают, а моря не переполняются водой?

Вывод: Солнце сделало наши водоемы неиссякаемыми. Благодаря Солнцу

существует круговорот воды в природе; реки и подземные воды постоянно

пополняются водой из Мирового океана.

Океан не переполняется водой, потому что этому препятствует процесс

испарения.

Благодаря тому, что вода легко переходит из одного состояния в другое и

непрерывно перемещается, все части гидросферы находятся в неразрывной

взаимосвязи.

4.Закрепление нового материала:

Слайд 31.

Итак, возвращаемся к проблемному вопросу урока

Много ли воды на Земле? Хватит ли воды всем жителям планеты? (Да)

Проблемный вопрос:

На планете Земля -71% воды, суши-29%. Но во многих городах мира,

России, в том числе в Ульяновске множество киосков по продаже питьевой

воды. Почему?

Слайд 32.

(Загрязнение воды)

О пользе воды можно говорить бесконечно.

Не всегда вода имеет только положительное значение. Каждый день где – то

на Земле люди страдают от наводнения. Но, не смотря на это, есть места, где

люди умирают от жажды. В настоящее время в мире резко сокращаются

запасы

пресной

воды.

И

во

многом

причиной

является

деятельность

человека.

Как результат -

в экологическом календаре появилась ещё одна дата. 22

марта

Всемирный

день

воды.

Но

мы

должны

задумываться

о

своих

поступках не только один раз в году, а делать это каждый день, чтобы

обеспечить своё будущее существование на планете

5.Рефлексия.

Слайд 33

Что нового Вы сегодня узнали?

Что понравилось на уроке?

Что удивило?

Все ли цели достигнуты?

Все задачи разрешены?

Выводы:

В ходе исследования мы расширили свои знания о воде (о её свойствах,

состояние, Мировом океане, Мировой круговорот воды в природе,

познакомились с водами Суши и водами атмосферы. Значением воды и

причинами загрязнения водоемов) .

Слайд 34. Проверим ваши знания, ответьте на ряд вопросов теста.

На своих листах Вы ставите № вопроса и букву ответа.

Поставьте себе отметку, на которую Вы думаете ответили.

Проведём взаимопроверку. Поменяйтесь листами с соседом по парте.

Пусть Ваш одноклассник выставит Вам отметку согласно критериям

оценивания. Сверяйтесь с правильными ответами.

Слайд 35. Правильные ответы

Слайд 36. Домашнее задание

Заполнить задания в тетради на печатной основе (стр.63-65)

Слайд 37.

У меня на столе – магниты.

Я вас прошу: Уходя с урока сдать мне Ваши тесты и прикрепить к доске

- жёлтый смайлик с улыбкой, если на уроке Вам было интересно, и Вы всё

поняли,

- синий - если урок Вам не понравился было скучно.

Слайд 38.

Спасибо за работу на уроке! До новых встреч!

Как итог нашего урока, я хочу зачитать вам слова академика И.В.Петрянова.

«… Разве вода – это только та бесцветная жидкость, что налита в стакан?

Нет!

Океан, покрывающий почти всю нашу планету, всю нашу чудесную Землю,

в котором миллионы лет назад зародилась жизнь, - это вода.

Тучи,

облака,

туманы,

несущие

влагу

всему

живому

на

земной

поверхности, - это ведь тоже вода.

Бескрайние ледяные пустыни полярных областей, снеговые покровы, - и

это вода.

Прекрасное многообразие красок солнечного заката, его золотых и

багряных переливов, нежные краски небосвода при восходе Солнца, всё это

работа воды, которая рассеивает солнечный свет, это великий художник вода.

Непрерывно меняется облик Земли. На месте, где возвышались высочайшие

горы,

расстилаются

бескрайние

равнины,

их

создаёт

великий

преобразователь - вода.

Безгранично многообразие жизни. Она всюду на нашей планете. Но жизнь

есть только тем, где есть вода. Нет воды – нет жизни!»



В раздел образования