Напоминание

Применение коллективного способа обучения на уроках русского языка


Автор: Федорова Юлия Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Средняя общеобразовательная школа №8"
Населённый пункт: г. Саранск
Наименование материала: Статья
Тема: Применение коллективного способа обучения на уроках русского языка
Раздел: начальное образование





Назад




Применение коллективного способа обучения

на уроках русского языка

Коллективные виды работы делают урок более интересным, живым,

воспитывают

у

учащихся

сознательное

отношение

к

учебному

труду,

активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно

повторять

материал,

помогают

учителю

объяснять

и

постоянно

контролировать

знания,

умения

и

навыки

у

ребят

всего

класса

при

минимальной затрате времени учителя.

Простейшим

случаем

коллективных

учебных

занятий

на

уроках

русского языка могут служить взаимные диктанты учащихся, когда каждый

по

очереди

работает

с

разными

партнерами

и

выполняет

функции

то

обучающего

(диктующего

и

проверяющего),

то

обучаемого.

Взаимные

диктанты в парах постоянного и сменного состава проводятся начиная с

первого класса. В начале обучения можно использовать разрезную азбуку.

Дети

в

парах

составляют

простые

слова: мама, папа, Таня, Коля. Когда

начинают писать слова, диктуют друг другу по одному слову, затем по два, а

впоследствии небольшие предложения. Эта же работа в парах постоянного и

сменного

состава

по

написанию

взаимных

диктантов

продолжается

во

вторых-четвертых классах.

При

организации

коллективной

работы

на

плечи

учителя

ложатся

хлопоты

по

подготовке

карточек

с

заданиями,

разработке

специальных

заданий, обучению детей новому для них виду сотрудничества.

Эффективно вводить элементы коллективной работы уже с первых дней

учебы

детей

в

школе.

Детей

можно

рассадить

по

группам.

Группы

формируются

за

счет

определенной

расстановки

мебели

(хотя

это

необязательно). Группы по содержанию возникают уже позже. Пока группа –

это механизм поддержки.

Простейшим случаем коллективных учебных занятий могут служить

взаимные диктанты учащихся.

Ниже рассмотрен фрагмент урока русского языка по А.В. Поляковой

(2 класс; тема: «Проверка орфограмм слабых позиций»).

Учитель ставит перед учащимися учебную задачу «Способы проверки

слабых позиций гласных».

На доске записаны следующие слова:

КОСА, ЖИТЕЛЬ, МОРЕ, ЖИВУ, ПИСЬМО, ДРОВА, ПИШЕТ, ПОЛЕТ.

Учитель:

Посоветуйтесь в парах и решите, в каких словах можно проверить

букву,

стоящую

в

слабой

позиции.

Но

будьте

осторожны,

так

как

есть

слова-«ловушки», которые мы еще не можем проверить.

Когда дети готовы отвечать, они берутся за руки, образуя «домик».

Учитель:

Посоветуйтесь в парах и решите, кто из вас будет отстаивать ваши

мнения.

Затем в парах решают, кто будет выступать и один из учеников от

каждой пары поднимает руку. Учитель еще раз спрашивает отвечающего,

договорились ли они в группе, чтобы именно этот ученик выступал от пары?

(это

не

случайно,

так

как

через

эти

постоянные

вопросы

учителя

вырабатывается умение договариваться между собой).

Далее

заслушиваются

ответы

учеников.

Остальные

учащиеся

при

несогласии с мнением отвечающих показывают пальчиком «минус».

На

данном

примере

коллективная

работа

находится

на

начальной

ступени

своего

развития,

то

есть

используются

элементы

коллективной

работы. Но, как уже говорилось, к деятельности учащихся надо приучать

постепенно, вырабатывая умения и навыки работать в паре.

Широкие

возможности

организации

групповой

работы

при

самостоятельном изучении нового материала заложены в использовании на

уроке тетрадей с печатной основой.

При

изучении

материала

в

3

классе,

по

теме

«Именительный

и

винительный падежи прилагательных мужского рода единственного числа» в

парах постоянного состава, предлагаем использовать карточки, содержание

карточек представлено в таблицах 4 и 5.

Таблица 1

Примерное содержание карточки

Карточка 1

дубок (какой ?)

молодой

дубок (какой ?)

красивый

дубок (какой ?)

высокий

Сделай вывод, проверь себя по правилу, помещенному в

учебнике.Вставь пропущенные окончания, поставь ударение,

выдели окончания.

соседск… дом

делов… разговор

дружн… класс

чудесн… земля

Таблица 2

Примерное содержание карточки

Карточка 2

ветер (какой ?)

ветер (какой ?)

ветер (какой ?)

Сделай вывод, проверь себя по правилу, помещенному в

учебнике. Вставь пропущенные окончания, поставь ударение,

выдели окончания.

городск… парк

пионерск… галстук

Дети работают по знакомому им алгоритму:

прочитай и разберись в том, что дано в верхней части карточки;

ответь на вопросы и выполни задания (если они есть);

прочитай нижнюю часть карточки;

выполни это задание в тетради;

проверь себя;

расскажи товарищу о том, что дано в верхней части карточки;

обменяйтесь карточками и тетрадями, проверьте друг у друга

выполнение задания, помещенного в нижней части карточки.

Если

в

тетради

товарища

найдена

ошибка,

то

ее

зачеркивают

карандашом и объясняют, как выполнить задание правильно. На работу в

паре по таким карточкам в среднем уходит 10-12 минут. Тех учащихся,

которые закончили работу по карточкам раньше других, проверяет учитель,

затем

они

помогают

проверить

остальных:

услышать

вывод,

проверить

записки в тетрадях. Затем подводится общий итог работы по карточкам. Здесь

возможны разные варианты: можно провести фронтальную работу, можно

вызвать

любую

пару

к

доске

и

выслушать

их.

Отметки

могут

быть

выставлены

за

работу

по

карточке

тетради)

и

за

устные

ответы.

На

итоговом уроке по теме «Повторение изученного об имени прилагательном»

предлагаем использовать карточки представленные в таблицах 6 и 7.

Таблица 3

Примерное содержание карточки

Контрольная карточка №1

1. Что называется именем прилагательным?

2. С какой частью речи всегда связано имя прилагательное?

3.

Как

можно

проверить

безударные

окончания

имени

прилагательного?

Проверь себя по правилам, помещенным в учебнике.

Запиши предложения, вставь пропущенные окончания, докажи:

По ясн… небу неслись высок… и редк… облака.

Таблица 4

Примерное содержание карточки

Контрольная карточка №2

1. Как изменяется имя прилагательное?

2. Как определить род, число, падеж имени прилагательного?

3. В каком числе имя прилагательное не изменяется по родам?

Проверь себя по правилам, помещенным в учебнике.

Запиши предложения, вставь пропущенные окончания, докажи:

Поднялась высок… трава и скрыла птенцов от чуж… глаз.

Обе карточки дополняют друг друга в верхней части, включая все

вопросы повторения об имени прилагательном.

Иногда возникают опасения: не будут ли дети списывать при такой

работе?

Опыт

показывает,

что

при

систематической

работе

в

парах

постоянного состава учащиеся приходят к выводу, что списывать нет смысла,

так

как

каждый

должен

этот

материал

рассказать

товарищу

и

доказать,

почему вставил именно данные окончания. Кроме того, можно пользоваться

учебником как справочником, чтобы предупредить ошибки и разрешить свои

сомнения.

Учителя

применяют

коллективную

и

групповую

форму

при

закреплении

того

или

иного

материала.

В

качестве

примера

можно

рассмотреть фрагмент внеурочного занятия в 1 классе по теме «Части речи».

В

качестве

закрепления

учащиеся

еще

раз

объединяют

слова

в

3

группы: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Формулируют

правила.

Учитель:

Трудный был урок, много работали. Как теперь можно будет называть

слова?

Дети: части речи.

Учитель:

Давайте хором скажет названия частей речи: имя существительное,

имя прилагательное, глагол. А теперь поиграем. Я буду говорить слова, а вы

должны выбрать из них имена существительные и имена прилагательные, а

затем

записать

в

тетради.

Первый

вариант

будет

записывать

имена

прилагательные, а второй вариант – имена существительные. Итак, будьте

внимательны,

помните

о

словах-«ловушках». Книга.

Красный.

Картина.

Идет.

Пушистый.

Птица.

Стол.

Летит.

Холодный.

Стакан.

Яркий…

Закончили? Какие же слова-«ловушки» встретились в моей речи?

Дети: глаголы.

Учитель:

А сейчас поменяйтесь своими тетрадями с соседями по парте и

проверьте работу своих товарищей.

После проверки задания в парах учащиеся объясняют друг другу свои

ошибки (если таковые имеются). Затем проверяют правильность задания

всем классом на доске.

Обобщив вышесказанное, можно констатировать, что формирование

навыков коллективного труда требует систематической и целенаправленной

организации

учебной

работы

на

коллективных

началах.

При

этом

очень

важно,

чтобы

коллективная

деятельность

с

самого

начала

приносила

учащимся эмоциональное удовлетворение от самого факта участия в общей

работе на уроке. Описанные выше методики коллективных учебных занятий

показывают,

что

целью

происходящей

в

парах

сменного

состава

работы

является

изучение

различных

тем,

а

сотрудничество

и

взаимопомощь

являются всеобщими и постоянными.



В раздел образования