Автор: Федорова Юлия Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Средняя общеобразовательная школа №8"
Населённый пункт: г. Саранск
Наименование материала: Статья
Тема: Применение коллективного способа обучения на уроках русского языка
Раздел: начальное образование
Применение коллективного способа обучения
на уроках русского языка
Коллективные виды работы делают урок более интересным, живым,
воспитывают
у
учащихся
сознательное
отношение
к
учебному
труду,
активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно
повторять
материал,
помогают
учителю
объяснять
и
постоянно
контролировать
знания,
умения
и
навыки
у
ребят
всего
класса
при
минимальной затрате времени учителя.
Простейшим
случаем
коллективных
учебных
занятий
на
уроках
русского языка могут служить взаимные диктанты учащихся, когда каждый
по
очереди
работает
с
разными
партнерами
и
выполняет
функции
то
обучающего
(диктующего
и
проверяющего),
то
обучаемого.
Взаимные
диктанты в парах постоянного и сменного состава проводятся начиная с
первого класса. В начале обучения можно использовать разрезную азбуку.
Дети
в
парах
составляют
простые
слова: мама, папа, Таня, Коля. Когда
начинают писать слова, диктуют друг другу по одному слову, затем по два, а
впоследствии небольшие предложения. Эта же работа в парах постоянного и
сменного
состава
по
написанию
взаимных
диктантов
продолжается
во
вторых-четвертых классах.
При
организации
коллективной
работы
на
плечи
учителя
ложатся
хлопоты
по
подготовке
карточек
с
заданиями,
разработке
специальных
заданий, обучению детей новому для них виду сотрудничества.
Эффективно вводить элементы коллективной работы уже с первых дней
учебы
детей
в
школе.
Детей
можно
рассадить
по
группам.
Группы
формируются
за
счет
определенной
расстановки
мебели
(хотя
это
необязательно). Группы по содержанию возникают уже позже. Пока группа –
это механизм поддержки.
Простейшим случаем коллективных учебных занятий могут служить
взаимные диктанты учащихся.
Ниже рассмотрен фрагмент урока русского языка по А.В. Поляковой
(2 класс; тема: «Проверка орфограмм слабых позиций»).
Учитель ставит перед учащимися учебную задачу «Способы проверки
слабых позиций гласных».
На доске записаны следующие слова:
КОСА, ЖИТЕЛЬ, МОРЕ, ЖИВУ, ПИСЬМО, ДРОВА, ПИШЕТ, ПОЛЕТ.
Учитель:
Посоветуйтесь в парах и решите, в каких словах можно проверить
букву,
стоящую
в
слабой
позиции.
Но
будьте
осторожны,
так
как
есть
слова-«ловушки», которые мы еще не можем проверить.
Когда дети готовы отвечать, они берутся за руки, образуя «домик».
Учитель:
Посоветуйтесь в парах и решите, кто из вас будет отстаивать ваши
мнения.
Затем в парах решают, кто будет выступать и один из учеников от
каждой пары поднимает руку. Учитель еще раз спрашивает отвечающего,
договорились ли они в группе, чтобы именно этот ученик выступал от пары?
(это
не
случайно,
так
как
через
эти
постоянные
вопросы
учителя
вырабатывается умение договариваться между собой).
Далее
заслушиваются
ответы
учеников.
Остальные
учащиеся
при
несогласии с мнением отвечающих показывают пальчиком «минус».
На
данном
примере
коллективная
работа
находится
на
начальной
ступени
своего
развития,
то
есть
используются
элементы
коллективной
работы. Но, как уже говорилось, к деятельности учащихся надо приучать
постепенно, вырабатывая умения и навыки работать в паре.
Широкие
возможности
организации
групповой
работы
при
самостоятельном изучении нового материала заложены в использовании на
уроке тетрадей с печатной основой.
При
изучении
материала
в
3
классе,
по
теме
«Именительный
и
винительный падежи прилагательных мужского рода единственного числа» в
парах постоянного состава, предлагаем использовать карточки, содержание
карточек представлено в таблицах 4 и 5.
Таблица 1
Примерное содержание карточки
Карточка 1
дубок (какой ?)
молодой
дубок (какой ?)
красивый
дубок (какой ?)
высокий
Сделай вывод, проверь себя по правилу, помещенному в
учебнике.Вставь пропущенные окончания, поставь ударение,
выдели окончания.
соседск… дом
делов… разговор
дружн… класс
чудесн… земля
Таблица 2
Примерное содержание карточки
Карточка 2
ветер (какой ?)
ветер (какой ?)
ветер (какой ?)
Сделай вывод, проверь себя по правилу, помещенному в
учебнике. Вставь пропущенные окончания, поставь ударение,
выдели окончания.
городск… парк
пионерск… галстук
Дети работают по знакомому им алгоритму:
прочитай и разберись в том, что дано в верхней части карточки;
ответь на вопросы и выполни задания (если они есть);
прочитай нижнюю часть карточки;
выполни это задание в тетради;
проверь себя;
расскажи товарищу о том, что дано в верхней части карточки;
обменяйтесь карточками и тетрадями, проверьте друг у друга
выполнение задания, помещенного в нижней части карточки.
Если
в
тетради
товарища
найдена
ошибка,
то
ее
зачеркивают
карандашом и объясняют, как выполнить задание правильно. На работу в
паре по таким карточкам в среднем уходит 10-12 минут. Тех учащихся,
которые закончили работу по карточкам раньше других, проверяет учитель,
затем
они
помогают
проверить
остальных:
услышать
вывод,
проверить
записки в тетрадях. Затем подводится общий итог работы по карточкам. Здесь
возможны разные варианты: можно провести фронтальную работу, можно
вызвать
любую
пару
к
доске
и
выслушать
их.
Отметки
могут
быть
выставлены
за
работу
по
карточке
(в
тетради)
и
за
устные
ответы.
На
итоговом уроке по теме «Повторение изученного об имени прилагательном»
предлагаем использовать карточки представленные в таблицах 6 и 7.
Таблица 3
Примерное содержание карточки
Контрольная карточка №1
1. Что называется именем прилагательным?
2. С какой частью речи всегда связано имя прилагательное?
3.
Как
можно
проверить
безударные
окончания
имени
прилагательного?
Проверь себя по правилам, помещенным в учебнике.
Запиши предложения, вставь пропущенные окончания, докажи:
По ясн… небу неслись высок… и редк… облака.
Таблица 4
Примерное содержание карточки
Контрольная карточка №2
1. Как изменяется имя прилагательное?
2. Как определить род, число, падеж имени прилагательного?
3. В каком числе имя прилагательное не изменяется по родам?
Проверь себя по правилам, помещенным в учебнике.
Запиши предложения, вставь пропущенные окончания, докажи:
Поднялась высок… трава и скрыла птенцов от чуж… глаз.
Обе карточки дополняют друг друга в верхней части, включая все
вопросы повторения об имени прилагательном.
Иногда возникают опасения: не будут ли дети списывать при такой
работе?
Опыт
показывает,
что
при
систематической
работе
в
парах
постоянного состава учащиеся приходят к выводу, что списывать нет смысла,
так
как
каждый
должен
этот
материал
рассказать
товарищу
и
доказать,
почему вставил именно данные окончания. Кроме того, можно пользоваться
учебником как справочником, чтобы предупредить ошибки и разрешить свои
сомнения.
Учителя
применяют
коллективную
и
групповую
форму
при
закреплении
того
или
иного
материала.
В
качестве
примера
можно
рассмотреть фрагмент внеурочного занятия в 1 классе по теме «Части речи».
В
качестве
закрепления
учащиеся
еще
раз
объединяют
слова
в
3
группы: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Формулируют
правила.
Учитель:
Трудный был урок, много работали. Как теперь можно будет называть
слова?
Дети: части речи.
Учитель:
Давайте хором скажет названия частей речи: имя существительное,
имя прилагательное, глагол. А теперь поиграем. Я буду говорить слова, а вы
должны выбрать из них имена существительные и имена прилагательные, а
затем
записать
в
тетради.
Первый
вариант
будет
записывать
имена
прилагательные, а второй вариант – имена существительные. Итак, будьте
внимательны,
помните
о
словах-«ловушках». Книга.
Красный.
Картина.
Идет.
Пушистый.
Птица.
Стол.
Летит.
Холодный.
Стакан.
Яркий…
Закончили? Какие же слова-«ловушки» встретились в моей речи?
Дети: глаголы.
Учитель:
А сейчас поменяйтесь своими тетрадями с соседями по парте и
проверьте работу своих товарищей.
После проверки задания в парах учащиеся объясняют друг другу свои
ошибки (если таковые имеются). Затем проверяют правильность задания
всем классом на доске.
Обобщив вышесказанное, можно констатировать, что формирование
навыков коллективного труда требует систематической и целенаправленной
организации
учебной
работы
на
коллективных
началах.
При
этом
очень
важно,
чтобы
коллективная
деятельность
с
самого
начала
приносила
учащимся эмоциональное удовлетворение от самого факта участия в общей
работе на уроке. Описанные выше методики коллективных учебных занятий
показывают,
что
целью
происходящей
в
парах
сменного
состава
работы
является
изучение
различных
тем,
а
сотрудничество
и
взаимопомощь
являются всеобщими и постоянными.