Автор: Гетманюк Мария Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования, педагог-организатор
Учебное заведение: МОАУ ДО ЦРТДЮ "Лабиринт"
Населённый пункт: город Киров, Кировская область
Наименование материала: сценарий социального спектакля
Тема: Зависимость — это такое место сценарий социального спектакля
Раздел: дополнительное образование
Зависимость — это такое место
(сценарий социального спектакля)
Гетманюк Мария Владимировна, педагог дополнительного образования
Муниципальное
образовательное
автономное
учреждение
дополнительного
образования «Центр развития творчества детей и юношества «Лабиринт» города
Кирова (МОАУ ДО ЦРТДЮ «Лабиринт»)
В
последнее
время
большой
интерес
у
педагогов
дополнительного
образования
вызывает
социальный
театр,
как
инновационная
форма
профилактической
работы
с
подростками и молодежью. Происходит активное развитие театра как средства передачи
знаний и навыков.
Попробуем рассмотреть понятие социального театра. На сегодняшний день, многие
полагают, что весь театр -
это социальный театр, так как он направлен на вызов
эмоциональной симпатии к героям на сцене, которые зачастую сталкиваются с трудными
жизненными дилеммами. Однако, далеко не весь театр можно отнести к социальному, так
как
главным
отличием
его
от
драматического
театра,
является
нацеленность
на
социальные перемены в процессе его постановки и воспроизведения.
«Социальный
театр
–
это
театр,
в
драматургической
основе
которого
заложена
острая социальная проблема, раскрытая
режиссером, донесенная до зрительного зала
актерами
и
воспринятая
зрителем
в
процессе
просмотра
и
активного
обсуждения
спектакля» - Вера Лыскова, психолог, режиссер АНО «Перспектива», г. Киров
«Социальный театр – это вид театра, освещающий злободневные явления, через
любые выразительные средства и сценические приемы» - Игорь Кузнецов, режиссер
Молодежного театра "Лайт".
При
эффективном
использовании
театр
служит
превосходной
площадкой
для
обсуждения различных деликатных вопросов, о которых не принято говорить публично.
Благодаря театру, аудитория получает информацию в увлекательной и занимательной
форме. В ходе демонстрации социальных постановок создается неформальная обстановка,
в
ходе
которой
происходит
"проигрывание"
опасных
ситуаций
с
целью
выработки
стратегий по их разрешению на личностном уровне.
На
данный
момент
я
являюсь
руководителем
театра
«Апельсин»,
в
котором
занимаются ребята в возрасте от 7 до 15 лет. Наряду с драматическими постановками, мы
занимаемся постановкой социальных спектаклей. Спектакли ставятся как по известным
произведениям, так и по собственным разработкам. Хотелось бы предложить вашему
вниманию авторский сценарий социального спектакля.
Социальный спектакль
«Зависимость – это такое место»
Автор: Гетманюк Мария Владимировна
Действующие роли:
Голос за кадром (далее - ГзК)
Секретарша 1 (С1)
Секретарша 2 (С2)
Николай (Н)
Девушка в черной футболке (Д)
Катя+ друзья (К)
Холмс
Девушка с планшетом
Оля Морозова
Радостный человек
*На
сцене
напротив
друг
друга
располагаются
два
стола.
Столы
чуть
повернуты к зрителям. На одном столе стоит табличка со стрелочкой, указывающей
в зал(выход), на другом за кулисы(вход). За столами работают секретарши.
Голос за кадром: Представьте, что Зависимость – это такое место. Место, открытое
для всех. Место, куда постоянно приходят люди. Иногда по одному, иногда компаниями.
Кто-то думает, что у нас здорово, кто-то бежит от чего-то. Некоторых приводят друзья,
некоторых друзья пытаются увести. Это, знаете, такие хорошие друзья, в отличие от
предыдущих.
С1: Эй, босс! Что за музыка?
С2: Мы же не монстры какие-то.
Так, о чем это я? Ах, да. Нет, вы не думайте, что у нас тут толпами ходят наркоманы
или алкоголики. Хотя, они, конечно, ходят, но выглядят они совсем как обычные люди.
Такие обычные люди в обычном месте. Это я придумал, чтобы они были как обычные
люди. Чтобы девочкам было удобнее работать. Познакомьтесь, кстати, мои помощницы.
Славные девчонки, уж сколько лет у меня на службе.
*Секретарша 2 замирает, поворачиваясь лицом к залу*
ГзК: Это - *Имя* Впускает всех желающих. Добрая душа, поэтому когда вы придете,
скорее всего попытается вас отговорить, переубедить и отправить обратно. И хотя у неё
редко получается…
С2: Босс!
* Секретарша 1 замирает, поворачиваясь лицом к залу *
ГзК: А это - *Имя*.* Секретарша 1 замирает, поворачиваясь лицом к залу *
Отвечает за выход из зависимости. За словом в карман не полезет. Она может
показаться вам вредной, но это уж работа у неё такая. На самом деле…
С1: Босс!
ГзК: кхм… В общем, она ни за что не выпустит вас просто так.
*С1 садится за свой стол*
ГзК: Ещё у нас есть охранник. Мы зовем его Холмс, он уводит разбушевавшихся
посетителей. И ещё есть я…
С1: Эй, босс! Ты мешаешь работать
ГзК: Хорошо, хорошо. Работайте, конечно
*Секретарша 1 раскладывает бумаги на столе. Секретарша 2 что-то напевает
себе под нос*
С1: Слушай, а где папка с шопоголиками?
С2: Где-то между игроманами и наркозависимыми.
С1: Да не могу найти *роется в бумагах* Эта что ли? Нет…
*на сцену стремительным шагом входит мужчина в деловом костюме. Он подходит
к выходу, но на секретаршу не глядит. Смотрит то на часы, то в телефон*
Н: Девушка, выпустите меня, я опаздываю.
С1: Ну здрасте, вы бы ещё кофе попросили. Для вас выход закрыт.
Н: Это как понимать?
С1: А вот так и понимать. До свиданья.
Н: Что значит «до свидания»? Вы обязаны выпустить меня!
С1: Я, товарищ, никому ничего не обязана. Могу впустить ещё раз. Выпустить не
могу.
Н: Да вы хоть понимаете с кем разговариваете?
С2:
Николай
Антонович
Рыбников.
91
года
рождения.
Молодой
и
успешный
предприниматель.
С1:Был.
С2: 23 августа сего года нехило напился и проиграл приличную сумму денег в
казино.
С1: Ууу, батенька, да вы тут не по одной категории проходите.
*Секретарше 2* Где
папка с игроманами?
С2: Где-то рядом с шопоголиками и наркозависимыми.
С1: Да не могу найти! Так… В результате прочно подсел на азартные игры и когда
выберется оттуда не известно. Поэтому, до свиданья.
Н: Что за бред? Откуда вам все это известно? Я никуда отсюда не уйду, пока вы меня
не выпустите.
С1: А вот это вы совершенно верно подметили. Вы никуда отсюда не уйдете, а мы
вас не выпустим.
Охрана!*появляется охранник* Холмс, проводите молодого человека
куда нужно.
*охранник уводит Николая. Николай возмущается*
С1: Ходят тут, права качают.
*на сцене появляется группа молодых людей. Им явно весело, и они, не обращая ни
на кого внимания, проходят в сторону входа.
С1:
Эй,
уважаемые! *Один из компании, оглянувшись, радостно
салютирует и
ставит на стол пустую бутылку*
Следом за ними на сцене появляется
девушка. Она смущенно оглядывается по
сторонам*
К: Добрый вечер.
С2: Добрый вечер. Могу я вам чем-то помочь?
К: Мне бы войти. Мы тут…с друзьями…ну…
С2: *не обращая внимания на вторую* Вы уверенны? Обратно выбраться будет
сложно.
К: Ну я же с друзьями…как-то неудобно. Все вошли, а я нет.
С2 Как зовут?
К: Катя.
С2: Катя, а может быть, не стоит? Подумайте о себе, о жизни. Вам оно нужно?
К:
Мне
Лена
сказала,
что,
если
я
хочу
быть
такой
же
крутой,
как
они,
мне
обязательно нужно войти.
С2 *чуть помедлив* Катя, послушайте. Мы всех впускаем. Но не факт, что вы
вернетесь.
К: Но ведь…друзья… Нет, вы все-таки меня впустите
С2: *делает приглашающий жест в сторону входа*.
*девушка проходит, но в последний момент останавливается*
К: Скажите, а это не больно?
С2: *молчит*
*Катя немного поколебавшись все-таки уходит, на несколько секунд в приемной
повисает молчание. Секретарша 1 что-то пишет, Секретарша 2 задумчиво глядит
вперед*
С2: Жалко. Хорошая она.
С1: Жалкая она. Куда все, туда и я.
Лена ей сказала. Ужасно глупо, как все эти
подростки зависимы от чужого мнения
*на сцену «вылетает» девушка в черной футболке. Её выталкивают так сильно,
что она падает между столами. Прокричав недовольное «Ээээ» она, закинув ногу на ногу
и руки за голову, вальяжно устраивается прямо на полу*
С1: Девушка! Что вы тут разлеглись, это вам не пляж!
Д: Ааа. Все равно умирать, дак какая разница где?
С2: Вы что?! Прямо тут собрались умирать?!
Д:
А
что? *демонстративно
складывает
руки
на
груди,
выпрямляет
ноги
и
закрывает глаза*
С1: А то, что для этого тут есть специально отведенные места. Хотите умирать –
идите туда.
Д: *переворачивается на бок, лениво кладет голову на руку* Ну тогда тащите меня
туда. Мне лень.
С1 *чуть не задыхаясь от возмущения* Охрана!
*появляется Холмс и оттаскивает за кулисы*
С1: *в этот момент все ещё возмущается* Нет вы посмотрите! Совсем оборзели,
наркоманы!
Им
уже
и
умирать
лень!
Давайте
все
тут
будем
умирать!
Превратили
приемную в черт знает что!
С2: Тихо-тихо. Успокойся… Кстати, что ещё за специально отведенные места?
С1: Места, куда отправляют совсем уж безнадежных. Начальство позаботилось.
*На сцене появляется девушка с планшетом*
С2: О! Вот и*Имя*! Интернет подключили?
С1: Добро пожаловать обратно.
*девушка поднимает глаза*. Я на минутку, это не зависимость
С2: *вслед* Если бы, дорогая, это была
не зависимость, ты бы вообще сюда не
пришла.
* девушка уходит в сторону входа, уткнувшись в планшет*
С1: *передразнила* Это не зависимость. *секретарши замирают*
ГзК:
Многие
люди,
приходящие
к
нам,
повторяют
эту
фразу.
Ещё
они
часто
повторяют
С1: «Мне интернет нужен только для работы»
ГзК: или
С2: «Я только почту проверю»
ГзК: А эти бесконечные селфи. Знали бы вы сколько у нас тут таких. Порой они
даже
не
замечают,
как
оказываются
в
нашей
приемной.
Особенно
вот
такие,
с
планшетами, телефонами. Просто никто из них не хочет этого признать. Опять я влез
С2:Никто
не
подсаживается
на телевизор,
интернет.
Просто
нам нужно
больше:
больше каналов, шире экран, выше скорость.
С1:Мы не можем без телевизора и интернета, но нет – никто на них не подсел.
*ролик выключается*
*движение на сцене возобновляется, на сцену вновь выходит Николай*
С1: Опять вы? Я же сказала, что не пущу.
Н: Да вы поймите, у меня там жизнь проходит.
С1: У меня тут кто только не проходит, что мне ваша жизнь.
Н: Да как вы не понимаете?! Я жить хочу! Давайте так! *достает карты* Партия в
покер. Если я выиграю, вы меня выпустите
С1: Какой покер?! Вы тут из-за покера и оказались, а все туда же!
Н: Да как вы не понимаете?! Я жить хочу!
С1: Николай! Вы что думаете, вы тут такой особенный? Если уж зашли, то всё. А то
впусти – выпусти. У нас тут не проходная, между прочим.
Н: Да! У вас тут дурдом! И две чокнутые в приемной! *уходит*
С1: Хам!
С2: Нет, ну я не понимаю людей. Как будто мы их заставляем сюда приходить. И все
им говорят «Не ходите сюда». Вроде уже и реклама, и акции, и мероприятия им всякие. А
они все равно идут и идут. Как-будто медом тут намазано.
*Из-за кулис выбегает Катя*
К:
Миленькие
мои!
Я
больше
не
хочу!
Я
передумала!
*бросается
к
выходу*
Выпустите меня, я хочу обратно!
С1: Девушка, мы вас предупреждали?
С2: Предупреждали.
С1: Отговаривали?
С2: Отговаривали.
С1: Поздно сопли распустили.
К: Я не хочу, не хочу! *падает на колени* Пустите меня в жизнь, пожалуйста. Я к
маме хочу!
С1: К маме она хочет. А думали вы о маме, когда шли сюда? Я вас выпустить не
могу.
С2: Катя, успокойтесь. Здесь мы вам ничем не поможем. Может быть, вам следует
обратиться за помощью?
К: . *резко встает* Мне помощь не нужна! Я не такая! Я так жить не хочу! Зачем вы
меня впустили?! Это вы! Вы во всем виноваты! *убегает*
С1: Здрасте приехали! Сами свою жизнь рушат, и все-то у них виноваты, кроме них
самих. Ну что за люди?
*проверяя бумаги* А имя-то её в списках есть. Может выйти ведь. Только ещё …
*внезапно замолкает*
С2: Что такое?
С1: Поздно. Только уже поздно. Имя исчезло.
С2: Что это значит?
С1: Это значит, что Катю мы больше не увидим.
С2: Может быть это действительно мы виноваты?
С1: И создали же тебя такой сострадательной!
*в приемной повисает тишина, секретарши замирают*
ГзК: Совсем забыл сказать, что они не люди, правда? Вы не догадались?
Да
бросьте, обычный человек давно бы уже «сломался» на такой работе. Хотя, некоторые
люди вообще любят «ломаться». А особенно это любят наши посетители. Ломаются у
входа, ломаются изнутри, ломают себе жизнь, другим жизнь. Хотя без ломки это и не
зависимость уже. Но мои помощницы сломаться не могут, не переживайте. Так уж они
устроены. Так уж я придумал.
*секретарши приходят в движение, их настроение снова в норме*
С2: Чаю? *С2 кивает**наливает чай*
С1: Каждый умник считает, что с ним этого не произойдёт.
С2: А потом прибегают, плачутся, требуют чего-то. От себя надо требовать было, а
не от нас. Верно я говорю?
*С1 кивает*
А то одно расстройство с такой работой. Вроде, помочь хочешь, а не можешь…
На сцене появляется Николай. В руках у него подарочный пакет. Николай подходит
к столу выхода*
Н: Я все понял. Вот вам цветы*достает из пакета букет и кладет на стол* Вот
конфеты. *достает из пакета конфеты и кладет на стол*
С1: *расцвела и засмущалась* Ой. Ну что вы, не стоило.
Н: Можно мне теперь пройти?
С1: *мечтательно глядя на Николая* Нет)
Н: Тьфу *хочет забрать конфеты, но Секретарша бьет его по руке*
С1: Куда? Мое! *после того как Николай уходит - выбрасывает цветы и шоколад в
урну*
С2: Ты что? Зачем?
С1: А ты думаешь, я это есть буду? Не хватало от этих ещё всякую гадость
принимать.
*На сцене вновь появляется девушка в черной футболке. Её снова выталкивают, но
на этот раз она устояла на ногах. Обе Секретарши пьют чай. *
Д : Ну
эй,
ну
нормально-то
нельзя
что
ли?
*Отряхивает
себя,
быстро
осматривается и подсаживается к Секретарше 1* Тут у нас что?
С2: Чаепитие. С конфетами
Д:Конфеты!
С1: *достает урну* Будешь?
Д: * меняется в лице* Терпеть не могу. Тут вход или выход?
С1: Выход. Не первый раз ведь, пора бы уже запомнить.
Д: Склероз! Тогда мне тут делать нечего. *переходит за стол к Секретарше2 * Йоу.
С2: А ты что, не хочешь выйти?
Д: Все хотят. Я просто не питаю себя ложными надеждами.
С2: Погоди. Ты как опять в приемной оказалась?
С1: Ты же это, помирать собралась. Выкарабкалась опять что ли?
Д: А, это не я, это врачи. Моя маман меня то к одним врачам, то к другим. Задолбало
уже, если честно. Я даже в этом была…как его…
С2: В диспансере? *наливает девушке чаю*
Д:
Вот!
В
нем.
О,
спасибочки. *берет чашку* Только смысл? Они стараются,
вытаскивают меня, а я все равно соскакиваю рано или поздно. Как там говорится? «Они
меня тащат, а я тащусь»
*все замирают*
ГзК: А есть и такие посетители, завсегдатаи, так сказать. Они приходят однажды и
остаются до конца. До своего конца, конечно. И как бы ни старались их от сюда вытащить,
они все равно зачем-то возвращаются. Зачем? Да я и сам не понимаю. Так и сидят тут
вплоть до специально отведенных мест и переводят наш чай.
С1: И как же мы докатились до такой жизни?
Д: Скучно было. Хотелось чего-то новенького, новых ощущений, так сказать.
С1: Понравились тебе новые ощущения?
Д: Сначала понравились. *воодушевленно* Так прям ух! *и вновь уныло * потом
погано стало. Так погано, что жить не хочется.
С2: Ну может быть ты могла бы постараться?
С1: Не могла бы. Её в списках на выход нет.
*на сцену выбегает очень радостный человек . Все трое ошарашенно глядят на него
. Человек радостно осматривает помещение, радуется всем подряд и убегает в сторону
входа *
С2: Сколько лет работаю, а все не перестаю удивляться.
С1: Ты смотри, какой радостный. Как в Диснейленд попал.
Д: Куда он так весело?
С2:*вздыхает и делает пометки в бумагах* В пятницу. Алкоголь, табак…спайсы.
ГзК: Неплохо выглядит, да? Со стороны кажется, что ему очень хорошо. Потому что
я так придумал, чтобы все были как обычные люди. А теперь посмотрим, если бы все
было так, как оно есть
*человек резко меняется в поведении. Появляются признаки принятия спайсов*
ГзК: Ну как?
С2: Шеф, пожалуйста, не могу смотреть
С1: Это отвратительно, босс.
*девушка отворачивается, раздается щелчок, человек вновь весел и убегает за
кулисы*
С2: Вот тебе и пятница.
Д: Кто бы мне это показал раньше… меня бы тут, может и не было…
С1: А то тебя никто и никогда не предупреждал.
С2:Помнится мне, пару лет назад на этом самом месте был у нас такой разговор.
С1:Стойте, если сегодня пятница*С2 кивает, С1 быстро сверяется со списками* а
что это у нас тогда Морозова не идет? Ждет, когда я её лично позову? Или не нужно уже?
Д: Тоже «в пятницу»?
С2: Да нет, ну есть такие, которые отсюда выходят. Вот Оля Морозова одна из них.
Д: А от чего лечилась?
С1: Ониомания.
Д: Чего-чего?
С2: Шопоголик она у нас. Год назад к нам впервые пришла. Что-то там у неё не
ладилось, не жизнь, а стресс, вот она и подсела . Представляешь, каждый раз приходила и
приносила с собой то пакеты, то коробки. И все абсолютно бесполезные вещи! Просто
музей бесполезных вещей можно открывать *На сцене появляется Оля* Мы все время
спрашивали её: «Что на этот раз?»
С1: Да-да, она ещё частенько приходила в одежде на пару размеров больше, потому
что
О: 2 вещи по цене одной, ну и что, что моего размера не было.
С2: Ой, столько всего было!
С1: Я лично помню каждую фразу, которой она объясняла свои безумные покупки.
С2: Например, как-то раз она принесла 6 дисков индийского кино
*Оля достает из пакета набор дисков*
О: Один диск всего за 99 рублей!
С1: Потом была рогатка!
О: Это хендмейд. Такую не каждый день купить можно.
С2: А помнишь губную гармошку?
О: Она такая красивая! И блестит!
С1: И мое любимое! Шапка с драконом!
О: Я в ней пойду на новый год! *уходит*
С2: Но финиш был, когда она притащила нам сюда коробку гематогена!
С1: Коробку! Чтоб тебе было понятнее *достает из-под стола коробку** Коробку!
С2: Мы говорим, Оля, зачем тебе столько? А она представляешь, ответила:
*хором* «Так он по акции был» *все смеются*
*возвращается Оля и важным видом уносит коробку*
Д : Погодите, до меня только сейчас дошло. Так вы вообще по зависимостям? Я
думала вы только с наркоманами…
С1: Если бы, а то ходят тут всякие… * на сцене появляется Николай*
О. Вот и наш игроман вернулся. Что, товарищ? Тройка, семерка, туз?
Н: Прекратите издеваться. *вздохнув* Слушайте, ну выпустите, а? Мне очень надо в
жизнь.
С1: Всем надо. Только одни умные и не лезут, куда не надо, а другие вы.
Д: А вы попробуйте цветы и конфеты, может прокатит?
С1: А мы уже попробовали *достает и показывает урну*
Н: Вы что, выкинули мои конфеты?
С1: А вы думали, я их есть буду? Вообще непонятно откуда вы их взяли.
*В
это
время
из-за
кулис
появляется
Оля.
Она
подходит
к
столу
выхода,
оглядывается, говорит «Ну, я пошла!» и уходит. Секретарши помахали ей рукой, Николай
и девушка ошарашенно смотрят вслед*
Н: Не понял! То есть вот так можно было?!
С1:*сдерживая смех* Ну да.
Д: *начинает смеяться, но быстро прекращает* Нет, стойте, так реально можно?
С2: Не слушайте её, так нельзя. Это же Оля Морозова. *Николаю* Она должна была
сегодня выйти.
Н: Да какая разница кто? Почему ей можно, а мне нельзя?
С1: Потому что вашего имени в списках нет. Так все, идите отсюда. А то позову
Холмса.
Д: Кстати, а почему Холмс? Он курит трубку и по вечерам играет на скрипке?
С2: Вообще-то он Петр Иванович. Но мы подумали, что это имя его старит и решили
звать его Холмс.
Д: *смеется* А это имя его не старит, нет.
Н: *все это время нервно расхаживающий по приемной* Послушайте! Вам может и
смешно…
*вдруг девушку резко дергает в сторону*
Д: Чей-то?
С1: Действительно склероз? Ломает тебя опять. Тянет, так сказать.
*девушка хватается за стол*
С2: Борись!
С1: *неторопливо попивая чаек* Лучше не сопротивляйся, все равно затянет.
Д:
*немного подумав отпускает стол. Встает.* А вы не знаете , сколько мне
осталось?
С2: Не положено, извини.
Д: Да мне уже не особо интересно. Просто как говорится «Дожить бы до весны. Так.
Посмотреть»
Уходит. Некоторое время все молчат*
Н: Вам, может, и смешно, а я вот так не хочу.
*секретарше2* Я ещё вернусь
*уходит
С1: *вслед* А у вас так и не будет. Вы же не наркоман.
ГзК: Интересно, как долго он будет сюда приходить?
Многие люди ходят годами, не многие, правда, доходят до конца. Как она, например.
Вы видели? Даже не сопротивлялась? Просто странное нежелание жить. Я про таких
говорю, «дошел до дна».
Интересно, она ещё придет?
С2: Жалко её. Я бы её выпустила?
С1: Да ты бы всех выпустила, будь твоя воля.
С2: А почему нет? Что нам за это будет?
С1: *отставила чашку* А потому что, если начальство узнает, а оно узнает. Мы с
тобой окажемся в специально отведенных местах, куда наша с тобой общая знакомая
стремилась в прошлый раз.
С2: Ну может хоть его выпустим? Уж больно он старается.
С1: Вот, Вовка- добрая душа! ...*и немного подумав добавила*
А он сам выйдет. Его имя в списке есть.
ГзК: Представьте, что Зависимость, это такое место. Представьте, что вы стоите
посреди небольшой приемной. Представьте, что будет дальше, и дальше, и дальше…
Представьте и подумайте: а ваше имя есть в списках?