Напоминание

технологическая карта урока "Кислоты"


Автор: Букина Ольга Георгиевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ "Школа №160"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: технологическая карта урока "Кислоты"
Раздел: среднее образование





Назад




МБОУ «Школа №160», Нижегородская область, город Нижний Новгород

Разработка технологической карты урока по тебе «Кислоты»

8 класс.Химия

Выполнил:

Букина Ольга Георгиевна

Учитель Химии

Высшая категория

Урок 4. Тема Кислоты

Тип урока Комбинированный

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые УУД

познавательные

регулятивные

коммуникативные

личностные

1

2

3

4

5

6

I. Этап «Актуализация знаний и умений»

1. Организует

деятельность по

проверке усвоения

пройденного

материала:

- Самостоятельная

работа 5 минут.

(Приложение № 1)

- проводит опрос,

направленный на

проверку усвоения

основных понятий

изучаемой темы,

во фронтальном

режиме;

- подводит итог

опроса

Все учащиеся:

выполняют

самостоятельную

работу по

вариантам.

Отвечают на

вопросы учителя

Слушают

заключение

учителя

Понимать смысл

полученной

информации.

Анализировать

задания, применять

полученные знания при

выполнении работы

Уметь слушать в

соответствии с целевой

установкой.

Дополнять, уточнять

высказанные мнения

по существу вопроса.

Осуществлять само- и

взаимоконтроль

Адекватно

использовать

письменную речь.

Формирование навыков

добросовестного

отношения к учебе.

2. Организует

деятельность по

актуализации

понятия

«кислота»,

предлагает

ответить на

Отвечают по

вызову учителя

или по желанию.

Умение создавать

обобщения,

устанавливать

Уметь слушать в

соответствии с целевой

установкой.

Воспринимать на слух

ответы учащихся.

Строить

Развивать

любознательность и

интерес к изучению

вопросы.

- Что же такое

кислота?

Вспомним вкус

лимона.

-.Как можно

распознать

кислоты не пробуя

их?

Слушают ответы

одноклассников.

Обсуждают ответы

одноклассников

аналогии, выдвигать

гипотезы.

Дополнять, уточнять

высказанные мнения

по существу

полученного задания

монологическое

высказывание,

адекватно использовать

устную речь

предмета.

II. Этап «Изучение нового материала»

1. Организует

проведение

демонстрационны

хопытов,

(изменение

окраски

индикаторов в

растворах

соляной и серной

кислот)

оформление и

обсуждение их

результатов:

- предлагает

вспомнить

правила

безопасной работы

в химической

лаборатории.

- предлагает

обсудить

результаты

эксперимента

Вспоминают и

озвучивают

правила

безопасной работы

в химической

лаборатории.

Наблюдают за

изменением

окраски лакмуса и

метилоранжевого

в растворах

кислот.

Обсуждают

результаты

эксперимента.

Осознанно и

произвольно строить

речевые высказывания.

Проводить наблюдение

и Актуализировать

знания об изменении

окраски индикаторов

Описывать

самостоятельно

проведенные

эксперименты,

Слушать в

соответствии с целевой

установкой; дополнять,

уточнять ответы

одноклассников по

существу

поставленного задания.

Осуществлять

контроль своей

деятельности в

процессе достижения

результата.

Преобразовывать

практическую задачу в

Строить понятные для

собеседника речевые

высказывания.

Выражать свое

собственное мнение о

полученном результате.

Формируют основы

безопасного образа

жизни.

Грамотно обращаться с

веществами в

химической

лаборатории и в быту

- предлагает

оформить

результаты

эксперимента в

тетради,

2.Просит

обратиться к

таблице кислот,

обращает

внимание на

состав кислот.

- просит выделить

общие признаки и

дать определение

кислоты

- вводит понятие

кислота

- обращает

внимание на

разное количество

атомов водорода у

кислот.

- дает определение

основности

кислоты.

3.Организует

деятельность по

выделению

классификационн

ых признаков

кислот; (по

основности – 3

группы, по

Обобщают

сведения

Оформляют

результаты

эксперимента в

тетради.

Знакомятся с

таблицей,

Отвечают по

вызову учителя

или по желанию.

Слушают ответы

одноклассников.

Строят

предположения

Записывают

определение в

тетрадях

Слушают учителя,

делают записи в

тетрадях.

Заполняют схемы.

используя язык химии.

Обобщать и

интерпретировать

информацию,

представленную в

табличной форме.

Осуществлять

классификацию,

составлять

классификационную

таблицу.

Строить логические

рассуждения, создавать

обобщения, делать

выводы.

Давать определения

понятиям

познавательную

Дополнять, уточнять

высказанные мнения

по существу.

Осознанно

использовать речевые

средства, владеть

устной и письменной

речью, монологической

контекстной речью.

Понимать границы

собственного знания и

«незнания»

содержанию О – 2

группы).

- Предлагает

заполнить схему.

4. Организует

деятельность по

выявлению

классификационн

ых признаков

кислот по

признаку

растворимости.

- обозначает

нерастворимую

кремниевую

кислоту.

-обращает

внимание на

угольную и

сернистую

кислоты, как на

летучие,

записывает

уравнения

реакций

разложения этих

кислот на доске.

5. Предлагает

определить тип

связи в молекулах

кислот.

- объясняет, что

кислоты образуют

Обращаются к

таблице

растворимости,

делают выводы.

Отвечают по

вызову учителя

или по желанию.

Слушают ответы

одноклассников.

Строят

предположения

Осуществлять

классификацию,

создавать обобщения,

делать выводы.

Анализировать

задания, применять

полученные знания

Давать определения

понятиям

Слушать в

соответствии с целевой

установкой;

Применять полученные

ранее знания

Осуществлять учебное

сотрудничество с

учителем

Воспитание

трудолюбия,

самостоятельности в

приобретении новых

знаний.

ионы 2-х видов,

заряд кислотного

остатка « - « и

равен основности

кислоты.

- Предлагает

вспомнить

определение

«С,О.» и алгоритм

определения

С,О,элементов ( на

примере Н

2

SO

4

)

6. Организует

деятельность по

выполнению

заданий на

расстановку С.О.

в кислотах

- открывает на

экране

правильный ответ

- контролирует

процесс

выполнения

заданий

7. Предлагает

рассмотреть

физические

свойства кислот.

Организует

проведение

демонстрационны

хопытов ( видео) :

Вызванный

учащийся: у доски

выполняет

задание.

Остальные

учащиеся:

выполняют

задание в тетради

Наблюдают за

экспериментом.

Обсуждают

результаты

эксперимента.

Обобщают

сведения

Использовать знаково-

символические

средства для

выполнения заданий

Выполнять учебные

действия в

материализованной

форме. Использовать

правила (алгоритм) в

планировании и

контроле способа

решения задачи.

Осуществлять

самоконтроль процесса

решения задачи и

коррекцию своей

деятельности

Вызванный учащийся:

строить

монологическое

высказывание,

адекватно использовать

речь. Понимать и

адекватно

воспринимать

замечания учителя

Грамотно обращаться с

веществами в

химической

лаборатории и в быту

Принимать и уважать

достижения химии.

разведение конц.

Серной кислоты,

обугливание

органического

вещества конц.

Серной кислотой.

- Озвучивает

правила

безопасной работы

с конц. кислотами.

Слушать в

соответствии с целевой

установкой;

Формируют основы

безопасного образа

жизни.

III. Этап «Закрепление нового материала»

1. Организует

деятельность по

выполнению

задания

предложенного

учителем ( на

экране)

Приложение № 2).

Самостоятельно

выполняют

задание

предложенное

учителем.

Использовать знаково-

символические

средства для

выполнения заданий

Осуществлять

классификацию кислот

по разным признакам.

Выполнять учебные

действия в

материализованной

форме. Использовать

правила (алгоритм) в

планировании и

контроле способа

решения задачи.

Формирование навыков

самоконтроля.

Воспитание

трудолюбия,

самостоятельности в

приобретении новых

знаний и умений.

2. Организует

работу по анализу

выполнения

задания -

предлагает

осуществить

самооценку;

- предлагает

озвучить

правильный ответ;

- предлагает

сравнить свой

ответ с

озвученным

Отвечают по

вызову учителя

или по желанию.

Слушают ответы

одноклассников.

Обсуждают ответы

одноклассников

Анализировать

объекты с выделением

существенных и

несущественных

признаков

Принимать и сохранять

учебную задачу.

Уметь слушать в

соответствии с целевой

установкой.

Дополнять, уточнять

высказанные мнения

по существу

полученного задания.

Осуществлять само- и

взаимоконтроль

Осознанно строить

речевое высказывание,

уметь слушать

собеседника; адекватно

использовать устную

речь.

Строить продуктивное

взаимодействие со

сверстниками и

взрослыми

Понимать и адекватно

воспринимать

замечания учителя

Формирование навыков

самоконтроля и

самооценки.

правильным

ответом;

- предлагает

учащимся,

допустившим

ошибки,

установить их

причины

IV. Этап «Домашнее задание»

Подводит итог

урока, отмечает

наиболее

активных

учащихся,

выставляет

отметки по

результатам

работы на уроке.

Организует

объяснение

выполнения

домашнего

задания: 1. § 20

учебника.

2. Ответить на

вопросы и

выполнить

задания после

текста § 20

учебника: № 3, 4 ,

5.

( Приложение №

3 ) Карточки с

Слушают учителя.

Записывают

домашнее задание

Адекватно

воспринимать оценку

учителя

Формирование основ

зкологической

культуры и

безопасности

жизнедеятельности

заданиями по

вариантам.

Приложение № 1. 1 вариант: 1. Приведите формулы оксидов, соответствующих основаниям: , Cr(OH)

3

, Ba(OH)

2

. KOH

2. Приведите формулы оснований, образованных элементами: Hg(II), Al, Li. Назовите основания.

Подчеркните формулы щелочей.

2 вариант: 1. Приведите формулы оксидов, соответствующих основаниям: Zn(OH)

2

, Fe(OH)

3

, RbOH.

1.

Приведите

формулы

оснований,

образованных

элементами: Na,

Mn(II),

Sr. Назовите

основания.

Подчеркните

формулы

нерастворимых оснований.

Приложение № 2

1 Выберите кислоты

А – H2SO4

Б - NaOH

В - HClO4

Г - NaHCO3

2. Классифицируйте кислоты по основности:

HClO, H4P2O7, H3AsO2, HIO4, H2S

3. Определите валентность кислотного остатка

HClO4, H2Se, H4XeO6

4. Определите степень окисления элементов в кислотах:

H2WO4, H2MoO4, H3AsO4

Приложение № 3. Карточки с индивидуальными заданиями.

Задания на закрепление пройденного материала. Кислоты. Задание. Проведите анализ кислоты по плану:

1. Дать название кислоте.

2. Установить качественный и количественный состав кислоты («количество атомов – название химического элемента в родительном

падеже»).

3. Установить общее количество атомов в молекуле.

4. Вычислить относительную молекулярную массу (Mr).

5. Вычислить массовую долю элементов, входящих в состав кислоты по формуле:

ω

( Э )

=

,

где

ω (Э) – массовая доля химического элемента

ν (Э) – количество атомов химического элемента (индекс в формуле соединения)

Ar (Э) – относительная атомная масса химического элемента (найти значение в Периодической системе химических элементов)

Mr – относительная молекулярная масса химического соединения (использовать значение пункта 4)

6.Классифицировать данное соединение: а) по наличию атомов кислорода; б) по количеству атомов водорода.

7. Вычислить степень окисления элементов, входящих в состав кислоты.

8. Определить заряд кислотного остатка.

9. Составить формулу соответствующего кислоте оксида.

10. Вычислить массу 0,5 моль данной кислоты по формуле:

m =

, где

m – масса кислоты

ν – количество вещества кислоты (по условию задачи)

Mr – относительная молекулярная масса химического соединения (использовать значение пункта 4)

Вариант 1

HClO

Вариант 2

H

3

PO

4

Вариант 3

H

3

BO

3

Вариант 4

HBr

Вариант 5

HI

Вариант 6

HCl

Вариант 7

HClO

4

Вариант 8

H

2

SiO

3

Вариант 9

H

2

SO

4

Вариант 10

H

2

SO

3

Вариант 11

H

2

S

Вариант 12

H

3

PO

3

Вариант 13

HNO

3

Вариант 14

HNO

2

Вариант 15

H

2

SeO

4

Вариант 16

H

3

AsO

4

Вариант 17

HF

Вариант 18

H

2

CO

3

Вариант 19

HPO

3

Вариант 20

H

2

S

2

O

3

Вариант 21

HClO

2

Вариант 22

HClO

3

Вариант 23

HIO

4

Вариант 24

H

2

MnO

4

Вариант 25

H

2

CrO

4

Составьте инструкцию, в виде рисунка, по безопасному обращению с серной кислотой.



В раздел образования