Автор: Мичурина Анна Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №159
Населённый пункт: город Рязань, Рязанская область
Наименование материала: Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников
Тема: Развитие познавательной активности
Раздел: дошкольное образование
Экспериментирование как средство развития
познавательной активности дошкольников.
Автор: Мичурина Анна Михайловна
«Что я слышу - забываю.
Что я вижу – я помню.
Что я делаю – я понимаю»
– Конфуций
На
протяжении
всего
дошкольного
детства,
наряду
с
игровой
деятельностью,
огромное
значение
в
развитии
личности
ребенка
имеет
познавательная
деятельность,
которая
понимается
не
только
как
процесс
усвоения
знаний
и
навыков,
а
как
поиск
знаний,
приобретение
их
самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
Ребенок
испытывает
потребность
в
новых
впечатлениях,
которые,
преобразовываясь в познавательную потребность, выступают как база для
других потребностей ребенка.
Познания
мира
живой
и
неживой
природы,
установление
причинно-
следственных
связей
происходят
успешнее
в
процессе
опытнической
деятельности и экспериментирования.
Экспериментальная
деятельность
принципиально
отличается
от
любой
другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, еще не готов и
характеризуется неопределенностью. В ходе поиска он уточняется, при этом
все действия носят пробующий характер.
С возрастом и накоплением определенных знаний, ребенок переходит к
рассуждению о связях между вещами, относит их к определенной группе, т.е.
происходит
мысленное
действие
в
эксперименте.
Детское
мышление
переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному и логическому.
А к а д е м и к
Н . Н .
П од д ь я ко в
с ч и т а е т,
ч т о
в
д е я т е л ь н о с т и
экспериментирования ребенок выступает как исследователь, самостоятельно
воздействующий различными способами на окружающие его предметы и
явления с целью более полного их познания. В ходе экспериментальной
деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством
проведения опыта, и, анализируя, делает вывод. Таким образом он может
самостоятельно овладевать тем или иным знанием о законах или явлениях.
Основной задачей для родителей и воспитателей является поддержание и
развитие
интереса
ребенка
к
исследованиям,
создание
для
этого
благоприятных условий.
Организация
самостоятельно-экспериментальной
деятельности
ребенка
возможна при выполнении педагогом двух важных условий: становление
реальным участником совместного поиска, а не только его руководителем,
включение в реальный, фактически осуществляемый ребенком эксперимент.
Именно
такой
способ
познания
развивает
в
ребенке
творческо-
парадоксальное видение мира и творческое, созидательное отношения к нему.
Самостоятельно
дошкольник
еще
не
может
найти
ответы
на
все
интересующие
его
вопросы
–
ему
помогают
педагоги.
Одним
из
перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является
метод проектной деятельности. Основываясь на личностно ориентированном
подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к
различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Проект
-
это
конкретное
практическое
творческое
дело,
поэтапное
движение к цели, метод педагогически-организованного освоения ребенком
окружающей
среды.
Под
проектом
понимается
самостоятельная
и
коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый
результат.
Работа над проектом включает несколько этапов:
Постановка цели
Поиск формы реализации проекта
Разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на
основе тематики проекта
Организация развивающей, познавательной, предметной среды.
Определение направления поисковой и практической деятельности.
Организация
совместной
творческой,
поисковой
и
практической
деятельности
Работа над частями проекта, коррекция
Коллективная реализация проекта, его демонстрация
Задачи
исследовательской
деятельности
специфичны
для
каждого
возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль
педагога);
Активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации
(с педагогом);
Формирование
способности
пристально
и
целенаправленно
исследовать объект;
Формирование
начальных
предпосылок
исследовательской
деятельности (практические опыты)
В старшем дошкольном возрасте – это:
Ф о р м и р о в а н и е
п р е д п о с ы л о к
п о и с ко в о й
д е я т е л ь н о с т и ,
интеллектуальной инициативы;
Развитие умения определять возможные методы решения проблем с
помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
Формирование
умения
применять
данные
методы,
способствующие
решению
поставленной
задачи,
с
использованием
различных
вариантов;
Развитие
желания
пользоваться
специальной
терминологией,
вести
конструктивную
беседу
в
процессе
совместной
исследовательской
деятельности;
Воспитание
способности
выдвигать
гипотезы
и
самостоятельно
формулировать выводы.
Данный
метод
позволяет
ребенку
экспериментировать,
синтезировать
полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные
навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившей ситуации
школьного обучения.