Напоминание

Развитие познавательной активности


Автор: Мичурина Анна Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №159
Населённый пункт: город Рязань, Рязанская область
Наименование материала: Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников
Тема: Развитие познавательной активности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Экспериментирование как средство развития

познавательной активности дошкольников.

Автор: Мичурина Анна Михайловна

«Что я слышу - забываю.

Что я вижу – я помню.

Что я делаю – я понимаю»

– Конфуций

На

протяжении

всего

дошкольного

детства,

наряду

с

игровой

деятельностью,

огромное

значение

в

развитии

личности

ребенка

имеет

познавательная

деятельность,

которая

понимается

не

только

как

процесс

усвоения

знаний

и

навыков,

а

как

поиск

знаний,

приобретение

их

самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

Ребенок

испытывает

потребность

в

новых

впечатлениях,

которые,

преобразовываясь в познавательную потребность, выступают как база для

других потребностей ребенка.

Познания

мира

живой

и

неживой

природы,

установление

причинно-

следственных

связей

происходят

успешнее

в

процессе

опытнической

деятельности и экспериментирования.

Экспериментальная

деятельность

принципиально

отличается

от

любой

другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, еще не готов и

характеризуется неопределенностью. В ходе поиска он уточняется, при этом

все действия носят пробующий характер.

С возрастом и накоплением определенных знаний, ребенок переходит к

рассуждению о связях между вещами, относит их к определенной группе, т.е.

происходит

мысленное

действие

в

эксперименте.

Детское

мышление

переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному и логическому.

А к а д е м и к

Н . Н .

П од д ь я ко в

с ч и т а е т,

ч т о

в

д е я т е л ь н о с т и

экспериментирования ребенок выступает как исследователь, самостоятельно

воздействующий различными способами на окружающие его предметы и

явления с целью более полного их познания. В ходе экспериментальной

деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством

проведения опыта, и, анализируя, делает вывод. Таким образом он может

самостоятельно овладевать тем или иным знанием о законах или явлениях.

Основной задачей для родителей и воспитателей является поддержание и

развитие

интереса

ребенка

к

исследованиям,

создание

для

этого

благоприятных условий.

Организация

самостоятельно-экспериментальной

деятельности

ребенка

возможна при выполнении педагогом двух важных условий: становление

реальным участником совместного поиска, а не только его руководителем,

включение в реальный, фактически осуществляемый ребенком эксперимент.

Именно

такой

способ

познания

развивает

в

ребенке

творческо-

парадоксальное видение мира и творческое, созидательное отношения к нему.

Самостоятельно

дошкольник

еще

не

может

найти

ответы

на

все

интересующие

его

вопросы

ему

помогают

педагоги.

Одним

из

перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является

метод проектной деятельности. Основываясь на личностно ориентированном

подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к

различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Проект

-

это

конкретное

практическое

творческое

дело,

поэтапное

движение к цели, метод педагогически-организованного освоения ребенком

окружающей

среды.

Под

проектом

понимается

самостоятельная

и

коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый

результат.

Работа над проектом включает несколько этапов:

Постановка цели

Поиск формы реализации проекта

Разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на

основе тематики проекта

Организация развивающей, познавательной, предметной среды.

Определение направления поисковой и практической деятельности.

Организация

совместной

творческой,

поисковой

и

практической

деятельности

Работа над частями проекта, коррекция

Коллективная реализация проекта, его демонстрация

Задачи

исследовательской

деятельности

специфичны

для

каждого

возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль

педагога);

Активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации

(с педагогом);

Формирование

способности

пристально

и

целенаправленно

исследовать объект;

Формирование

начальных

предпосылок

исследовательской

деятельности (практические опыты)

В старшем дошкольном возрасте – это:

Ф о р м и р о в а н и е

п р е д п о с ы л о к

п о и с ко в о й

д е я т е л ь н о с т и ,

интеллектуальной инициативы;

Развитие умения определять возможные методы решения проблем с

помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

Формирование

умения

применять

данные

методы,

способствующие

решению

поставленной

задачи,

с

использованием

различных

вариантов;

Развитие

желания

пользоваться

специальной

терминологией,

вести

конструктивную

беседу

в

процессе

совместной

исследовательской

деятельности;

Воспитание

способности

выдвигать

гипотезы

и

самостоятельно

формулировать выводы.

Данный

метод

позволяет

ребенку

экспериментировать,

синтезировать

полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные

навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившей ситуации

школьного обучения.



В раздел образования