Авторы: Ямбаршева Людмила Ивановна, Яшметова Ольга Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов, учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Сернурская средняя школа № 1 имени Героя Советского Союза А.М. Яналов"
Населённый пункт: пгт. Сернур, Сернурский район, Республика Марий Эл
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках в рамках ФГОС"
Раздел: начальное образование
МОУ «Сернурская средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Советского Союза А.М. Яналова»
Тема выступления: «Развитие
творческих способностей
детей младшего школьного возраста
на уроках в рамках ФГОС»
Подготовила: учитель начальных классов
Ямбаршева Л.И.
Сернур, 2019
«Дети должны расти в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества…»
В. А. Сухомлинский.
Детские
творческие
способности
–
это
естественное
поведение
ребёнка
на
фоне
отсутствия стереотипов, где точкой отсчёта является норма, и чем дальше от неё, тем
показатели творчества выше.
Творческие способности - это такие психические свойства и качества личности, которые
необходимы для успешного овладения различными видами художественной деятельности
и развития творчества;
- это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность
выполнения им творческой деятельности различного рода.
Цели
занятий
по
творческому
развитию
— помочь малышу раскрыть внутренний
потенциал,
способствовать
становлению
неординарной,
разносторонне
развитой,
гармоничной личности.
Задачи творческих занятий:
познакомить с разнообразными видами творческой деятельности, привить вкус к
таким занятиям;
развивать
навык
комбинирования
элементов
и
нестандартное
мышление,
формировать умение решать творческие задачи, используя новые выразительные
средства;
способствовать
развитию
интуиции,
яркой
фантазии,
стимулировать
полёт
воображения;
развивать инициативность, самоорганизацию и смелость;
формировать умение преодолевать стрессовые состояния путём трансформации
болезненных
переживаний
в
созидательную
деятельность:
создание
картин,
музыкальную или театральную импровизацию, стихосложение, дизайн интерьера и
т. д.;
стимулировать развитие речи как основу творческого мышления.
Критерии творческой активности учащихся
•
Психологические задатки
•
Способность к концентрации внимания
•
Интеллект
•
Память, воображение
•
Личностный статус
•
Мотивация достижений
•
Привычки
•
Притязания
•
Талант
•
Устремлённость
•
Цели и ценности (здоровье, материальные блага, общение)
Все дети без исключения — талантливы
Пробудить заложенное в каждом ребёнке созидательное начало, помочь сделать первые
шаги в творчестве - задача не из лёгких. Период начального обучения в школе заключает в
себе огромные возможности для развития творческих способностей младших школьников.
Следовательно,
задача
школы
–
создать
такую
обстановку,
в
которой
возможно
максимальное развитие этих качеств у ребёнка.
Способы стимулирования творческих способностей
1.Благоприятная атмосфера в классе.
2. Доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребёнка.
3. Обогащение окружающей среды ребёнка самыми новыми и разнообразными для него
предметами, с целью развития его любознательности.
4. Поощрение высказывания оригинальных идей.
5.Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.
6. Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
Диапазон творческих задач на уроках необычайно широк по сложности. При решении
происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то
и требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение анализировать,
сопоставлять, комбинировать и т.д. - всё то, что в совокупности и составляет творческие
способности.
Большую роль по развитию творческих способностей играют сочинения.
«Представьте, что мы получили письмо от ребят из жаркой Африки, где никогда не бывает
зимы. Вас они просят рассказать об этом времени года. Что вы им расскажите о зиме?»
Или:
«Дед Мороз не знает, что такое лето, чем летом занимаются. Он просит вас рассказать о
лете».
Каждый ребёнок хочет творить. На своих уроках я стараюсь пробуждать заложенное
творческое начало, учить трудиться, помогаю ребёнку понять и найти себя для радостной,
счастливой и наполненной жизни, сделать первые шаги в творчестве.
Таким образом, воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в
том
случае,
если
оно
будет
представлять
собой
целенаправленный
процесс,
в
ходе
которого
решается
ряд
частных
педагогических
задач,
направленных
на
достижение
конечной цели.