Автор: Злобина Зульфия Сафаровна Должность: преподаватель художественных предметов Учебное заведение: МАОУ ДО "ДШИ им. А.В.Ливна" Населённый пункт: г.п. Излучинск, Тюменская область Наименование материала: учебная программа Тема: "Композиция" Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств имени А.В.Ливна» г.п. Излучинск
«КОМПОЗИЦИЯ»
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЙ КЛАСС)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
/рабочая/
ПРОГРАММА
для учащихся 8-11 лет
3года обучения
1
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУДОД
«ДШИ им.А.В.Ливна»
Солонина Т.Н. _______
«__»_________20___г.
СОГЛАСОВАНО:
Педагогический совет Протокол№ ________
«__»__________20___г. Методический совет Протокол№ ________
«__»__________20___г.
Разработка преподавателя
Злобиной З. С.
2013г.
СОДЕРЖАНИЕ
I.Пояснительная записка ………………...…………………………………2-6
-Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе
- Срок реализации учебного предмета
-Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цели и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
-Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание учебного процесса ……………………………………………7
1 год обучения.............................................................................................8-16
2 год обучения…………………………………………….……………..17-24
3 год обучения………………………………………………………..….25-32
III. Требования к уровню подготовки обучающихся …………..............33-35
-
Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
IV.
Формы и методы контроля, система оценок ………….…….……36
-
Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V.
Методическое обеспечение учебного процесса ……………….......37-38
-
Методические рекомендации преподавателям;
-Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
- Дидактические материалы ;
VI.
Список литературы и средств обучения ………………………….39-41
-
Методическая литература
2
- Учебная литература
- Средства обучения
1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль
в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Композиция станковая» разработана
на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической
деятельности при реализации общеразвивающих программ в области
искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской
Федерации
от
21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ,
а
также
с
учетом
многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства в
детских школах искусств.
Учебный предмет «Композиция станковая» занимает важное место в
комплексе предметов программы «Изобразительное искусство». Он является
базовой составляющей для последующего изучения предметов в области
изобразительного искусства.
Программа учебного предмета «Композиция станковая» направлена на
создание условий для познания учащимися приёмов работы в различных
материалах, техниках, на выявление и развитие потенциальных творческих
способностей
каждого
ребёнка,
на
формирование
основ
целостного
восприятия
эстетической
культуры
через
пробуждение
интереса
к
национальной культуре.
Программа
включает
в
себя
четыре
раздела,
объединенных
одной
темой. Обучение
построено
от
«простого»
к
«сложному».
Основы
композиции преподаются упрощенно, элементарно, с учетом возраста. На
данном
этапе
обучения
учащиеся
выполняют
простейшие
упражнения,
изучают свойства плоскости, ее пропорции и форматы, их взаимодействие с
ассоциативным
мышлением,
далее
учиться
учатся
организовывать
уравновешенные композиции.
3
Учатся
использовать
композиционные
возможности
изображения:
выбирать
мотив,
формат,
управлять
листом,
трактовать
предметы
и
пространство (решать систему соподчинения деталей); выделять ритмически
выразительные элементы натуры и выявлять основную цвето - тональную
структуру картины; передавать состояние и настроение.
Содержание
учебного
предмета «Композиция
станковая»
тесно
связано
с
содержанием
учебных
предметов
«Основы
изобразительной
грамоты
и
рисование»,
«Композиция
прикладная»,
«Лепка»,
«Беседы
об
искусстве».
Срок реализации учебного предмета
Срок
реализации
учебного
предмета «Композиция
станковая» - 3 года в
рамках
дополнительной
общеразвивающей
общеобразовательной
программы «Изобразительное искусство».
Возраст детей, приступающих к освоению программы, 7 – 10 лет.
При
реализации
программы
учебного
предмета
продолжительность
учебных занятий составляет 34 недели ежегодно.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета .
Общая
трудоемкость
учебного
предмета
«Станковая
композиция»
при
3-
летнем сроке обучения составляет 408 часов, в том числе аудиторные занятия
- 204 часов, самостоятельная работа - 204часов.
Рекомендуемый
объем
учебных
занятий
в
неделю
по
учебномупредмету
«Композиция станковая» со сроком обучения 3 года составляет:
аудиторные занятия:
1 - 2 год обучения – 2 часа в неделю;
3 год обучения – 2 часа в неделю;
самостоятельная работа:
1- 2 год обучения – 2 часа в неделю;
3 год обучения – 2 часа в неделю;
Экзамен проводится в третьем
классе во втором полугодии, в форме
итогового просмотра. По итогам экзамена проводится отчётная выставка. В
остальное
время
видом
промежуточной
аттестации
служит
творческий
просмотр (зачёт).
4
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной
работы,
аттестации,
учебной нагрузки
Затраты учебного времени,
график промежуточной аттестации
Всего
часов
Год обучения
1 - год
2 - год
3 - год
Полугодия
1
2
3
4
5
6
Аудиторные
занятия
(в часах)
32
36
32
36
32
36
204
Самостоятельная
работа (в часах)
32
36
32
36
32
36
204
Максимальная
учебная нагрузка
(в часах)
64
72
64
72
64
72
408
Вид
промежуточной
аттестации
зачёт
зачёт
экзамен
Форма проведения учебных аудиторных занятий
Занятия по учебному предмету «Композиция станковая» проводятся в
форме аудиторных занятий и самостоятельной (внеаудиторной) работы.
Форма занятий - мелкогрупповая, количество человек в группе - от 4
до
10
человек.
Мелкогрупповая
форма
занятий
позволяет
преподавателю
по ст роить
проце сс
обучения
в
соответ ствии
с
п р и н ц и п а м и
дифференцированного и индивидуального подходов.
Традиционно главной формой обучения является урок. Занятие состоит
из двух уроков, которые рассчитаны на теоретическую и практическую часть.
5
Теоретический
материал
изучается
в
форме
бесед.
Практическая
работа
включат
выполнение
композиционной
работы
в
ходе
творческих
поисковых эскизов. Знакомство с видами станковой композиции происходит
во время посещения выставок, экскурсий в краеведческие и художественные
музеи, просмотры и обсуждения фильмов по теме.
Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована на
выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений
культуры
(выставок,
галерей,
музеев
и
т.
д.),
участие
в
творческих
мероприятиях,
конкурсах
и
культурно-просветительской
деятельности
школы.
Цели и задачи учебного предмета:
Цель:
Создание
условий
для
художественного
образования,
эстетического
воспитания, духовно-нравственного развития детей.
Выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в
раннем детском возрасте.
Формирование
у
детей
младшего
школьного
возраста
комплекса
начальных
знаний,
умений
и
навыков
в
области
художественного
творчества, позволяющих в дальнейшем осваивать учебные предметы
дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в
области изобразительного искусства «Изобразительного искусства».
Задачи учебного предмета:
Научить основам художественной грамоты;
Сформировать стойкий интерес к художественной деятельности;
Знакомство
с
основными
законами,
закономерностями,
правилами
и
приемами композиции;
Научить приемам составления и использования композиции в различных
материалах и техниках;
Научить
творчески
использовать
полученные
умения
и
практические
навыки;
Научить
планировать
последовательность
выполнения
действий
и
осуществлять контроль на разных этапах выполнения работы;
Раскрыть
и
развить
потенциальные
творческие
способности
каждого
ребёнка;
6
Развивать
художественный
вкус,
фантазию,
пространственное
воображение;
Воспитать
внимание,
аккуратность,
трудолюбие,
доброжелательное
отношение друг к другу, сотворчество.
Обоснование структуры программы
Обоснованием
структуры
программы
являются«Рекомендаций
по
организации
образовательной
и
методической
деятельности
при
реализации общеразвивающих программ в области искусств», отражающие
аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса;
В
соответствии
с
данными
направлениями
строится
основной
раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для
достижения
поставленной
цели
и
реализации
задач
предмета
используются следующие методы обучения: словесный (объяснение, беседа,
рассказ);
объяснительно- иллюстративные (демонстрация методических
пособий, иллюстраций);
практический;
эмоциональный
(подбор
ассоциаций,
образов,
с о з д а н и е
художественных
впечатлений).
частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);
творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);
исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также
возможностей других материалов);
Предложенные методы работы в рамках общеразвивающей образовательной
программы
являются
наиболее
продуктивными
при
реализации
поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных
методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.
7
Описание материально-технических условий
реализации учебногопредмета
Каждый
обучающийся
обеспечивается
доступом
к
библиотечным
фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время
самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом для
сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем, в том
числе,
в области архитектуры, транспорта, пейзажа, интерьера, портрета,
костюма.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными
изданиями
основной
и
дополнительной
учебной
и
учебно-методической
литературы
по
изобразительному
искусству,
истории
мировой
культуры,
художественными альбомами.
Мастерская по композиции прикладной должна быть оснащена удобными
столами, мольбертами, компьютером, интерактивной доской.
2.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета «Композиция станковая» построено с
учетом
возрастных
особенностей
детей,
а
также
с
учетом
особенностей
развития
их
пространственного
мышления;
включает
теоретическую
и
практическую части.
Теоретическая
часть
предполагает
изучение
учащимися
теории
композиции, включает в себя задания по аналитической работе в области
композиции, а практическая часть основана на применении теоретических
знаний в учебном и творческом опыте.
Содержание программы включает следующие разделы и темы:
основы композиции станковой
цвет в композиции станковой
сюжетная композиция
декоративная композиция
создание художественного образа в композиции
графика
итоговая работа
8
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Цели и задачи.
Целью является формирование у учащихся элементарные знания и умения
по
композиции,
дать
понятия
о
формате,
форме,
размере,
пропорции
предметов.
З а д ач и -
развивать
художественные способности
учащихся,
умение
составлять, соединять различные части в единое целое в заданном формате,
учитывая формы, размеры, пропорции предметов.
Обучающиеся
знакомятся
с
видами
изобразительной
деятельности
и
техниками
их
исполнения
на
примерах
произведений
отечественных
и
зарубежных
художников.
Получают
практические
навыки
работы
гуашевыми, акварельными красками. Ученики получают начальные сведения
о масштабе изображения, как соотношение размера изображения и размера
изобразительной
плоскости.
Равновесие
в
композиции
на
плоскости
как
зрительное
ощущение
уравновешенности
массы,
величины
различных
элементов
композиции,
которое
зависит
от
занимаемого
ими
места
на
изобразительной плоскости, их тона, цвета. Учатся
анализировать форму
предмета, отмечать его характерные особенности, выразительно передавать
9
их форму. Развитие видения в области цвета, навыки работы с красками и
графическими материалами. Осваивают такие понятия как: «композиция»,
«формат», «форма», «масштаб», «пропорция».
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
№
п/п
Наименование раздела, темы
Вид
учебного
занятия
Общий объем времени
Максималь
ная
учебная
нагрузка
Самостоя
тельная
работа
Аудиторн
ые
занятия
I полугодие
Тема 1. Вводное занятие «Композиция»(1 час)
Вводная беседа об основных законах и правилах композиции, о решающей
роли композиции в изобразительном искусстве. Демонстрация репродукций
произведений великих художников.
Формат: А 4
Материал: бумага, акварель, кисти, палитра.
Самостоятельная
работа: просмотр
репродукций
и
видеоматериалов
в
школьной библиотеке.
Тема 2. «Золотой листопад» (1 час)
«Краски осени», «Осенний лес»
11
Понятия
«композиция»,
«цвет»,
«законы
композиции».
Познакомить
с
работами
художников,
посвященных
осени.
Познакомить
с
гуашевыми
красками
и
правилами
работы
с
ними,
цветовым
кругом,
порядком
расположения цветов радуги. Показать способы смешивания цветов.
Задание:
Рисование с натуры осеннего листа без фона.Правильный выбор формата
листа и композиции.Получение дополнительных цветов из трёх основных.
Достижение с помощью цветовых пятен и линий выразительности рисунка.
Формат: А4, А3.
Материалы: бумага, карандаш, ластик, гуашь, кисти, палитра.
Самостоятельная работа: собрать осенние листья.
Тема 3.«Осенний узор»(4 часа)
«Золотая осень», «Яркие краски осени»
Понятие «узор», «симметрия», «ритм», «формат». Ритм в узоре и в рисунке.
Особенности
гуашевых
красок.Правило
и
техника
работы
гуашью.
Выполнение осенних деревьев расположенных ритмично.
Упражнение:
Составление симметричного узора с помощью осенних листьев, в квадрате
или в круге.Создание образа осеннего леса. Правила компоновки рисунка на
листе и понятие о формате.
Формат: А 3
Материалы: бумага, карандаш, ластик, гуашь, кисти, палитра.
Самостоятельная работа: вырезать из цветной бумаги «осенние листья»
Тема 4.«Ветка дерева» (2 часа)
«Ветка рябины», «Ветка яблони»
Понятие
«диагональ»,
«контраст».
Знакомство
с
работами
художников,
посвященных рябине. Правила компоновки рисунка на листе.
Задание:
Рисование с натуры ветки дерева с введением холодного фона.
Размещение элементов композиции на листе уравновешенно. Правильный
выбор формата листа.
Формат: А3.
Материалы: бумага, карандаш, ластик, гуашь, кисти, палитра.
Самостоятельная работа: рассмотреть фрукты, обратить внимание на цвет и
форму фруктов и запомнить.
Тема 5. «Осенний урожай» (4 часа)
12
«Яблоки и груши», «Тыква и овощи»
Понятие
«форма», «контрастные
цвета»,
«равновесие»,
«
натюрморт».
Знакомство с творчеством художников. Представление о форме предметов.
Этапы построения композиции. Гармоничное расположение предметов на
листе, стремиться к равновесию.
Задание :
Создание
натюрморта
из
фруктов.
Гармоничная
группировка
элементов
аппликации на листе. Правильный выбор формата листа.
Формат: А3.
Материалы: цветная бумага, клей, цветной картон, ножницы.
Задание на дом: узнать, какие ягоды собирают на Югорской земле.
Тема6. Итоговая работа«Сбор урожая» (4 часа)
«Осенний сад», «Богатство Югры»
Общая
форма
и
пропорции
предметов.
Этапы
построения
композиции.
Основные
и
дополнительные
цвета.Элементарные
основы
построения
фигуры человека.
Понятие о пропорциях и об «основных и составных»
цветах.
Задание:
Рисование
по
представлению.
Умение
группировать
предметы
в
композицию,
выбор
формата
листа.
Получение
составных
цветов
путем
смешения
двух
основных
цветов.
Освоение
навыка
смешивания
красок.
Создание образов фруктовых деревьев и фигуры людей, используя основные
и
составные
цвета.
Рисование
с
натуры
фруктов
или
овощей.
Умение
группировать предметы в композицию, выбор формата листа. Закрепление
навыка
смешивания
красок.
Создание
образов
фруктов
или
овощей,
используя основные и составные цвета.
Формат: А3.
Материалы: бумага, карандаш, ластик, гуашь, кисти, палитра.
Самостоятельная работа: наблюдать за снежинками и рассмотреть рисунок
кристаллов снежинок.
II ЧЕТВЕРТЬ
РАЗДЕЛ 2. КРАСОТА ОСЕНИ И ЗИМЫ.
Тема 1.«Снежинки» (2 часа)
«Зимние узоры», «Кокошник для Снегурочки»
Понятия
«симметрия»,
«контраст»,
«узор»,
«ритм»,
«кокошник».
Историческая справка о кокошнике.
Представление о форме снежинок,
13
кокошника.
Формы
русского
узора.
Знакомство
зеркально-симметричной
композицией.
Задание:
Выполнение
декоративного
узора
кокошника.
Зеркально-симметричная
композиция, гармоничное заполнение плоскости изображением.
Работа ведётся на тонированном листе, узор выполняется белой гуашью.
Формат: А3.
Материалы: тонированнаябумага, карандаш, ластик, гуашь, кисти, палитра.
Самостоятельная работа: принести иллюстрации деревьев зимой.
Тема 2.«Зимние узоры» (4 часа)
«Зимний лес», «Зимняя сказка»
Понятия «пейзаж», «ритм», «контраст», «холодная палитра».
Знакомство с
жанром
изобразительного
искусства
–
пейзаж.Знакомство
с
творчеством
художников
(Грабарь,
О.Кангина,
Ю.Ст арохамская,
К . Ю о н ) .
Выразительность формы и силуэта.
Задание:
Рисование по образцу и наблюдению. Сочетание силуэтных пятен разной
тональности и линии. Выполнение творческой работы, с помощью цветовых
пятен, мазков и линий достижение выразительности рисунка.
Формат: А3.
Материалы: бумага, карандаш, ластик, гуашь, кисти, палитра.
Самостоятельная
работа: принестиизображения
либо
репродукции
северного сияния.
Тема 3 . «Северное сияние» (4 часа)
Северное сияние в сказках и легендах народов севера. Северная природа в
творчестве художников Югры.Свет и цвет в композиции.Цветовое богатство
северного неба. Теплые и холодные цвета.
Задание:
Особенности изображения северного сияния. Сочетания контрастных цветов.
Смешивание основных и составных цветов с белилами.
Формат: А3.
Материалы: бумага, карандаш, ластик, гуашь, кисти, палитра.
Самостоятельная работа: принести репродукции, иллюстрации, фотографии
с изображением дворцов.
14
Тема 4 . «Серебряное королевство» (6 часов)
«Царство Снежной Королевы», «Сказочная Лапландия»
Понятие «архитектура», «глухие и звонкие цвета». Знакомство с творчеством
художников – иллюстраторов. Конструктивное построение архитектурных
сооружений. Применение белого и черного цвета.
Задание:
Упражнение на высветление и затемнение с помощью белого и черного цвета.
Изображение ледяных дворцов.
Формат: А3.
Материалы: бумага, карандаш, ластик, гуашь, кисти, палитра.
Самостоятельная работа: узнать какие птицы живут на Севере и как они
выглядят.
III ЧЕТВЕРТЬ
Раздел 3. КРАСОТА РУССКОЙ ЗИМЫ.
Тема 1. Птицы зимой (6 часов)
«Снегири и синицы», «Снегирь на ветке рябины».
Вестники
холодов
-
птицы
–
зимовщики.
Знакомство
с
творчеством
художников – анималистов. Простые геометрические фигуры в предметах
сложной
формы. Выразительность
формы
и
силуэта. Понятия
«цветовой
контраст» и «силуэт».
Задание:
Рисунок птицы с помощью «волшебной капельки», по представлению или по
образцу.Предварительно
на
листе
проводится
разметка
карандашом.
Выделение главного в композиции размером и цветом, смешивание цветов с
белилами. Тональная растяжка. Создание образа птиц.
Формат: А3.
Материалы: бумага, карандаш, ластик, гуашь, кисти, палитра.
Самостоятельная работа: узнать, какие животные живут в Югре.
Тема 2. «Животные Югры» (6 часов)
«Олень», «Медведь», «Лисица» и др.
Понятие «горизонт», «пространство», «равновесие», «формат». Знакомство с
произведениями художников – анималистов. Манера поведения, повадки и
среда
обитания
изображаемых
животных.
Конструктивное
построение
животных. Смысловое
соподчинение
масс,
цветовое
соподчинение
идеи.
Масштабность и значение пауз, для выявления смыслового центра. Решение в
цвете. Виды равновесия в композиции.
15
Задание:
Создание
образа
северных
животных.
Правила
компоновки
на
листе
и
понятие о формате. Конструктивное построение. Смысловое соподчинение
масс, цветовое соподчинение идеи. Акцент смыслового центра. Решение в
цвете. Виды равновесия в композиции.
Формат: А 3 Материалы: бумага, гуашь, кисти, палитра.
Самостоятельная работа: рассмотреть платки.
Тема 3. «Платок для мамы» (4 часа)
«Летний шарф».
Понятие «декоративно-прикладное искусство», «узор», «контраст», «центр»,
«симметрия»,
«ассиметрия».
Особенности
выполнения
эскиза
платка.
Способы декорирования платка.
Знакомство с творчеством художников,
работающих в технике «батик».
Задание:
Выполнение
эскиза
для
платка.
Растительные
формы
для
узора
платка.
Сочетание
декоративных
элементов
в
композиции
платка.
Общее
композиционное решение – формат, цветовая гамма.
Формат: А 3 Материалы: бумага, гуашь, кисти, палитра.
Самостоятельная работа: принести иллюстрации цветов.
Тема 4. «Весенние цветы» (4 часа)
«Цветыродного края», «Цветы, включенные в Красную книгу»
Понятия «Красная книга», «экология». Конструктивное построение цветов.
Творчество художников, воспевающих красоту цветов. Композиция на листе.
Пропорции
и
форма
цветов. Выразительность
силуэта
изображаемых
предметов.
Задание:
Рисование по образцу и представлению. Изображение цветов на фоне.
Закрепление навыка работы гуашевыми красками. Соблюдение пропорции и
формы изображаемых предметов.
Формат: А3.
Материалы: бумага, гуашь, кисти, палитра.
Самостоятельная работа: внимательно рассмотреть улицы Излучинска.
IV ЧЕТВЕРТЬ
Весна. Признаки весны. Стихи и загадки о весне. Знакомство с творчеством
художников – пейзажистов. Понятия «пейзаж», «графика», «пространство»,
«смешанная техника». Знакомство со смешанной техникой.
Особенности
работы с гелевой ручкой и акварелью.
Задание:
Выполнение композиции по тему. Применение декоративной графики для
обработки
форм,
крупных
и
мелких,
простых
и
сложных,
объемных
и
плоских. Приемы работы в смешанной технике акварель – гелевая ручка.
Формат: А3.
Материалы: бумага, акварель, соль, гелевые ручки или тушь, перо.
Самостоятельная работа: принести изображения космических кораблей.
Тема 2.«Ледоход» (4 часа)
«На берегу Ваха», «Ледоход на Вахе», «Весеннее пробуждение»
Весенние изменения в природе. Особенности выполнения пейзажа. Понятия
«пейзаж»,
«горизонт»,
«вертикаль»,
«горизонталь».
Пропорции
и
выразительность формы. Понятие цветового контраста.
Задание:
Выполнение пейзажа с введением в композицию воды. Закрепление умений
при работе в смешанной технике. Создание весеннего пейзажа.
Формат: А3.
Материалы: бумага, акварель, соль, гелевая ручка или тушь, перо.
Самостоятельная работа: узнать о Ю. Гагарине.
Тема 3.«Космическое путешествие» (4 часа)
«Пейзаж неведомой планеты», «Фантастический город»
Первый
космонавт
–
Юрий
Гагарин.
Понятия
«космос»,
«космонавты»,
«пространство»,
«фантастика».
Продолжаем
знакомство
со
смешанной
техникой.
Особенности работы с восковыми
мелками и акварелью.
Конструктивное построение космических кораблей, архитектурных зданий,
планет. Понятие тонового контраста.
Задание:
Составление
композиции
на
тему.
Изображение
светлых
предметов
на
темном фоне. Приемы работы в смешанной технике акварель - восковые
мелки.
Формат: А3.
Материалы: бумага, карандаш, восковый мелок, акварель.
Самостоятельная
работа: Рассмотреть
внимательно
улицы
Излучинска,
принести фотографии.
17
Тема 4.Итоговая работа«Мой край» (4 часа)
«Улицы Излучинска», «Родной мой дворик»
Особенности
Северной
природы.
Творчество
художников,
воспевающих
родной
край.
Композиция
на
листе.
Пропорции
и
форма
предметов.
Перспективные
сокращения. Выразительность
силуэта
изображаемых
предметов. Последовательность выполнения работы в смешанной технике.
Задание:
Составление композиции с введением архитектурных форм (дома) и пейзажа.
Рисование
по
памяти
и
представлению.
Закрепление
навыка
работы
в
смешанной
технике.
Соблюдение
пропорции
и
формы
изображаемых
предметов
Формат: А3.
Материалы: бумага, карандаш, восковый мелок, акварель.
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Цели и задачи.
Цель - развитие у учащихся образное мышление и творческие способности,
усвоение
и
совершенствование
у
учащихся
простейших
сведений
о
композиции, достижение выразительности композиции.
Задачи
–
развивать
художественные способности
учащихся,
умение
применять базовые принципы композиции.
Обучающимся прививаются
умение наблюдать жизнь. Необходимый
запас жизненных наблюдений является основным условием работы учащихся
18
над
композицией.
Знакомятся с видами изобразительной деятельности и
техниками
их
исполнения
на
примерах
произведений
художников
-
классиков. Учатся использовать композиционные возможности изображения:
выбирать
мотив,
формат,
управлять
листом,
трактовать
предметы
и
пространство (решать систему соподчинения деталей); выделять ритмически
выразительные
элементы
натуры
и
выявлять
основную
цвето-тональную
с т р у к т у р у
к а р т и н ы ;
п е р е д а в а т ь
с о с т о я н и е
и
н а с т р о е н и е
В число заданий включаются задания по орнаментальной композиции,
художественной иллюстрации, театральному костюму, видам графики и др.
Основы
композиции
преподаются
упрощенно,
элементарно,
с
учетом
возраста.
На
данном
этапе
обучения
учащийся
выполняет
простейшие
упражнения, изучает свойства плоскости, ее пропорции и форматы и их
взаимодействие
с
ассоциативным
мышлением,
далее
учиться
понимать
условный "вес" элементов композиции и в первую очередь организовывать
уравновешенные композиции.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 год обучения
№
п/п
Наименование раздела, темы
Вид
учебного
занятия
Общий объем времени
Максималь
ная
учебная
нагрузка
Самостоя
тельная
работа
Аудиторн
ые
занятия
I полугодие
Повторение правил техники безопасности. Инструменты и материалы,
необходимые на уроках.
Знакомство с работами художников - классиков.
Знакомство
с
работами
учащихся
старших классов. Понятия как
«прямая», «кривая», «пятно», «акцент», «контраст масс» и «контраст линий».
Диагностирующий
уровень
развития
художественно-
творческих
способностей.
Задание:
Рисунок на тему «Летний сад». Игра с линиями и пятнами (помогает изучить
их
влияние
на
динамику
композиции:
множество
аспектов
условного
"движения" в картине определяются линиями расположенными под углом к
ее краям). Достижение контрастности масс. Усиление яркости цвета.
Формат: А3.
Материалы: бумага, карандаш, акварель.
Самостоятельная работа: собрать осенние листья и высушить.
Тема 2.«Осенний букет» (4 часа)
«Подсолнухи», «Букет листьев».
Понятия
«композиция»,
«цвет»,
«законы
композиции». Знакомство
с
инструментами
и
материалами.
Познакомить
с
работами
художников,
посвященных осени. Гуашевые краски, возможности и правила работы с
ними, цветовым кругом. Понятие о «центре», «цветовом пятне».
Задание:
Упражнения:
-
смешивание
красок:
синие,
зеленые,
желтые,
красные,
оранжевые, коричневые. Выполнение рисунка осеннего букета. Равновесие
на листе. Не вдаваясь в чрезмерную детализацию, сосредоточить внимание на
цветовом решении и на основных контрастах между освещенной и теневой
частью, между прямыми, вертикальными линиями и плавными изгибами
веток. С помощью цветовых пятен и линий достижение выразительности
рисунка.
Формат: А3.
Материалы: бумага, карандаш, акварель.
Самостоятельная работа: собрать осенние листья и высушить.
Тема 3. «Богатый улов» (4 часа)
«Щука», «Карась», «Окунь».
Знакомство с произведениями художников – анималистов. Конструктивное
построение рыб. Масштабность. Равновесие в композиции.
Задание:
21
Создание образа рыб, которые обитают в нашем краю. Правила компоновки
на
листе
и
понятие
о
формате.
Конструктивное
построение.
Смысловое
соподчинение
масс,
цветовое
соподчинение
идеи.
Акцент
смыслового
центра. Решение в цвете. Достижение равновесия в композиции.
Формат: А 3
Материалы: бумага, карандаш, гуашь.
Самостоятельная работа: узнать, какие водоплавающие птицы обитают в
реках Югры, принести картинки.
Тема4. «Водоплавающие птицы родного края» (4 часа)
Понятие «горизонт», «пространство», «равновесие», «формат». Знакомство с
произведениями художников – анималистов. Манера поведения, повадки и
среда
обитания
водоплавающих
птиц.
Конструктивное
построение
птиц.
Решение в цвете. Виды равновесия в композиции.
Задание:
Создание
образа
водоплавающих
птиц.
Правила
компоновки
на
листе.
Конструктивное
построение.
Смысловое
соподчинение
масс,
цветовое
соподчинение идеи.
Акцент смыслового центра. Решение в цвете. Виды
равновесия в композиции.
Формат: А 3
Материалы: акварель, гуашь по выбору.
Самостоятельная работа: собрать осенние листья и высушить.
II ЧЕТВЕРТЬ
Раздел 2. КРАСОТА ОСЕНИ И ЗИМЫ.
Тема 1.«Осенний пейзаж» (2 часа)
«Золотая осень», «На берегу Ваха».
Понятие «горизонт», «пространство», «равновесие»,
«формат», «яркость»,
«звучность». Знакомство с произведениями художников – классиков.Картина
и
ее
формат:
квадратный,
прямоугольный,
вытянутый
в
ширину,
прямоугольный вытянутый в высоту, овальный и круглый. Прямоугольный
широкий формат более логичен для данной композиции, в которой надо
передать
ощущение
большего
простора
и
свободы.
Выбранный
формат
рассматривается, как пространство, в котором элементы ее располагаются
определенным образом и эти элементы должны быть уравновешенны.
Задание:
Создание
осеннего
пейзажа
с
помощью
осенних
листьев.
Выполнение
оттиска листьев на цветном фоне. Правила компоновки на листе и понятие о
формате. Достижение яркости и звучности цвета.
22
Формат: А 3
Материалы: бумага, карандаш, гуашь.
Самостоятельная
работа: приготовить
рассказ
на
тему
«Богатство
Югорской земли».
Тема 2.«Богатство Югры» (4 часа)
«Туесок с грибами и ягодами», «Лукошко с фруктами»,
«Беличьи запасы», «Богатство Югры».
Понятие
«форма», «контрастные
цвета»,
«равновесие»,
«натюрморт».
Знакомство с творчеством художников на данные темы. Формы предметов.
Гармоничное расположение предметов на листе, стремиться к равновесию.
Задание:
Составление
композиции.
Анализировать
его
составляющие
и
при
этом
воспринимать
их
цельно,
выделять
главное.
Гармоничная
группировка
элементов на листе. Правильный выбор формата листа. Формат: А3
Материалы: бумага, карандаш, гуашь.
Самостоятельная работа: принести иллюстрации снежинок.
Тема 3.«Снежинки» (4 часа)
«Корона», «Маски».
Понятия, «ритм»,
«карнавал». Способы
достижения
декоративности.
Выразительность формы и силуэта. Выбор формата.
Задание:
Выполнение
по
образцу
и
наблюдению.
Последовательность
выполнения
творческой работы.
Способы достижения
декоративности. Достижение
выразительности и аккуратности. Сочетание элементов композиции.
Формат: А4
Материалы: бумага, карандаш, гуашь.
Самостоятельная
работа: прочитать по выбору сказки «Сивка - бурка»,
«Хозяйка Медной горы», «Серебреное копытце». П. Бажов.
Тема 4. Коренной житель Югры (6 часов)
«На стойбище», «Хант», «Хантыйка».
Знакомство
с
понятием
«портрет»,
«пропорция»,
«однофигурная
и
многофигурная композиция».Этапы построения композиции. Элементарные
основы построения фигуры человека.
Задание:
23
Составление композиции с введением фигуры человека.
Построение
композиции.
Акцентировать
внимание
на
соразмерность,
на
соотношение частей фигуры между собой.
Формат: пастельная бумага – А3.
Материалы: бумага, карандаш, гуашь.
Самостоятельная работа: принести иллюстрации деревьев зимой.
III ЧЕТВЕРТЬ
Раздел 3. КРАСОТА РУССКОЙ ЗИМЫ.
Тема 1.«Деревенская улица» (4 часа)
«Деревенский двор», «Домашние птицы», «Кормушка для домашних птиц».
Домашние птицы зимой. Понятия «пятно», «силуэт», «контраст». Знакомство
с творчеством художников, посвященным птицам. Композиционная схема.
Особенности построения домов. Конструктивное построение птицы.
Задание:
Выполнение
птиц,
по
представлению
или
по
образцу.
Достижение
насыщенности,
звучности
цвета.
Смешивание
цветов
с
белилами.
Тональная растяжка. Создание образа домашних птиц. Формат: А 3
Материалы: бумага, карандаш, гуашь
Самостоятельная
работа: принести иллюстрации с изображением фигуры
человека в движении.
Тема 2.«Зимние забавы» (6 часов)
«На катке», «Лыжники», «Катание с горы».
Понятие
«многофигурная
композиция»,
«плановость»,
«равновесие».
Знакомство
с
творчеством
художников
–
классиков.
Конструктивное
построение.
Композиционное расположение персонажей
на плоскости.
Основные
цветовые
пятна
фона
и
персонажей.
Тональных
и
цветовых
отношений.
Задание:
Изображение фигуры человека в движении. Использование нетрадиционных
способов для изображения. Нанесение основных цветовых пятен фона и
персонажей. Передача в композиции пространственные отношения.
Соблюдение тональных и цветовых отношений. Проработка деталей по
сухому слою.
Формат: А 3
Материалы: восковые мелки, белила, акварельные краски, соль.
24
Самостоятельная работа: узнать у родителей о родственниках, воевавших
во время ВОВ.
Тема 3.«Портрет мамы». (6 часов)
Понятие
«портрет»,
«пропорции».
Элементарные
основы
выполнения
портрета.
Простейшая
конструкция
головы.
Значение
цвета
в
портрете.
Знакомство с творчеством художников – портретистов.
Задание:
Выполнение
портрета
по
памяти
и
представлению.
Соблюдение
последовательности
построения
портрета.
Упражнения
на
смешивание
красок. Прорисовка деталей.
Формат: А 3
Материалы: А3, акварель, цветные карандаши.
Самостоятельная работа: узнать у родителей о родственниках, воевавших
во время ВОВ.
Тема 4.«Подвиг военных пилотов» (4 часа)
«Военные самолеты», «Воздушный бой».
Элементарное
представление
о
построении
фигуры
человека
и
военной
воздушной техники. Творчество художников, воспевающих подвиг военных
во время Великой Отечественной войне. Понятия «мужество», «подвиг»,
«Родина»,
«пропорции».
Деление
сложной
формы
на
про стые
геометрические
фигуры. Выразительность
формы
и
силуэта. Понятие
о
темных и светлых цветах.
Задание:
Выполнение
фигуры
с
передачей
характерных
особенностей.
Этапы
выполнения военной техники и фигуры человека. Передача мужественности,
смелости, решительности в характере героя.
Формат: А 3
Материалы: бумага, акварель, цветные карандаши, гуашь.
Самостоятельная работа: узнать, какие бывают весенние цветы.
IV ЧЕТВЕРТЬ
Раздел 4. ВЕСЕННЯЯ КАПЕЛЬ.
Тема 1.«Домашние питомцы» (6 часов)
25
«Кошка», «Прогулка с собакой», «Друг».
Конструктивное построение животных (кошки, собаки). Стихи и загадки о
домашних животных. Знакомство с творчеством художников – анималистов.
Понятия «анималист», «пропорции», «смешанная техника».
Задание:
Выполнение композиции по теме. Применение декоративной графики для
обработки
форм,
крупных
и
мелких,
простых
и
сложных,
объемных
и
плоских. Приемы работы в смешанной технике акварель – тушь, перо.
Формат: А 3
М ате риа лы : акварель,
соль,
гелевая
ручка,
или
тушь,
п е р о .
Самостоятельная работа: Принести веточки вербы.
Тема 2.«Пасхальный натюрморт» (4 часа)
«Вербное воскресение».
Понятие «пасха», «пасхальное яйцо», «писанки», «крашенки», «натюрморт».
Контрастные цвета. История возникновения праздника. Цветовая гармония в
декоративных композициях. Выразительность. Цветовое решение.
Задание: Выполнение
натюрморта.
Способы
выполнения
натюрморта.
Плановость. Достижение выразительности силуэтов.
Формат: А3
Материалы: цветная бумага, картон или бумага, гуашь.
Самостоятельная работа: Узнать какие животные обитают в Югре.
Тема 3.Итоговая работа «Животные Югры» (6 часов)
«Красная книга Югры», «Лесные жители», «Хозяин тайги»
Понятия
«Красная
книга»,
«экология».
Конструктивное
построение
животных.
Творчество
художников
анималистов.
Композиция
на
листе.
Пропорции и форма
животных.
Выразительность силуэта изображаемых
фигур. Последовательность выполнения композиции.
Задание:
Рисование по
образцу и представлению. Закрепление
навыка работы
гуашевыми
красками.
Соблюдение
пропорции
и
формы
изображаемых
предметов.
Формат: А 3
Материалы: бумага, карандаш, гуашь.
3 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Цели и задачи.
26
Цель
- совершенствовать у учащихся образное мышление и творческие
способности, закреплять у учащихся элементарные знания и навыки по
композиции.
Задачи – развивать художественные способности учащихся, уметь применять
базовые принципы композиции.
Изучается
основы
передачи
композиционного
движения
в
рисунке.
Наблюдаются схемы построения движения в повседневной жизни, «статика»,
«динамика».
Прослеживаем
единство
форм
на
основе
соподчинения
и
гармонии.
Особое
внимание
обращаем
на
цельность
композиционного
решения,
выявление
главного,
продумываем
ритмику
пятен.
Смысловое
соподчинение масс, цветовое соподчинение идеи. Учатся использовать свет,
как
средство
выявления
главного,
по
смыслу
в
композиции,
передавать
состояние,
выстраивать
тоном
сюжетную
линию.
В
тематической
композиции
–
применение
светотени
и
ее
законов,
выявить
светом
с м ы с л о в о й
ц е н т р
к о м п о з и ц и и .
Учащиеся
учатся
выполнять
эскизы
композиции
на
свободную
тему,
на
заданную тему. Эскизы выполняются на заданных форматах (прямоугольник,
квадрат, круг, овал и т.д.).
Ученики учатся создавать композицию используя, все приобретенные знания
в
композиции
(«равновесие»,
«симметрия»,
«асимметрия»,
«контраст»,
«нюанс» и т.д.).
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 год обучения
№
Наименование раздела, темы
Вид
Общий объем времени
27
п/п
учебного
занятия
Максималь
ная
учебная
нагрузка
Самостоя
тельная
работа
Аудиторн
ые
занятия
I полугодие
Раздел 1. Краски осени.
16
1
2
3
«Летний натюрморт»: «Солнечные фрукты»,
«Овощи с грядки».
«Насекомые»: «Жук», «Божия коровка»,
«Стрекоза».
«Сказки народов севера».
Урок
Урок
Урок
8
12
12
4
6
6
4
6
6
Раздел 2. Красота осени и зимы.
16
1
2
3
«Семейный портрет».
«Зимние спортивные игры»
«Лыжники», «На катке» и др. «Подвиг
русских солдат» «Артиллерия наступает»,
«Танки идут в бой».
Урок
Урок
Урок
12
12
8
6
6
4
6
6
4
II полугодие
Тема 1. «Летний натюрморт» (4 часа)
«Солнечные фрукты», «Овощи с грядки».
Повторение правил техники безопасности. Инструменты и материалы,
необходимые
на
уроках. Проводится
вводная
беседа
по
композиции.
Упражнения на применение законов композиции. Размещаем вырезанные из
цветной
бумаги
простые
фигуры
на
листе
(Квадрат,
треугольник,
прямоугольник и т.д.), уравновешиваем композицию. Применение законов
композиции
в
натюрморте,
акцент
внимания
на
законе
равновесии:
«Симметрии»
–
«Асимметрии».
Решение
в
тоне
и
цвете. Знакомство
с
работами художников - классиков. Знакомство
с
работами
учащихся
старших
классов.
Понятия
как
«пятно»,
«акцент»,
«контраст
масс».
Диагностирующий
уровень
развития
художественно-
творческих
способностей.
Задание:
Рисунок на тему «Летний натюрморт».
Упражнение с пятнами (помогает
изучить их влияние на динамику композиции: множество аспектов условного
"движения" в картине определяются линиями расположенными под углом к
ее
краям).
Выполнение
композиции
с
применением
законов
композиции,
акцент
внимания на законе равновесии: «Симметрии» – «Асимметрии».
Решение в цвете или тоне. Формат: А3
Материалы: бумага, карандаш, гуашь или акварель Самостоятельная
работа: наблюдение за изменениями в природе, запомнить состояния.
Тема 2. «Насекомые» (6 часов)
«Жук», «Божия коровка», «Стрекоза».
Понятие
«пространство»,
«равновесие»,
«формат».
Знакомство
с
произведениями художников – анималистов. Среда обитания изображаемых
насекомых.
Конструктивное
по строение
н а с е ком ы х .
Смысловое
соподчинение масс, цветовое соподчинение идеи. Масштабность и значение
пауз, для выявления смыслового центра. Виды равновесия в композиции.
Задание:
Выполнение
образа
насекомого
по
выбору.
Создание
образа
северных
животных.
Правила
компоновки
на
листе
и
понятие
о
формате.
Конструктивное
построение.
Смысловое
соподчинение
масс,
цветовое
соподчинение идеи.
Акцент смыслового центра. Решение в цвете. Виды
29
р а в н о в е с и я
в
к о м п о з и ц и и .
Формат: А 3
Материалы: бумага, карандаш, гуашь или акварель Самостоятельная
работа: узнать, какие птицы живут на Севере и как они выглядят.
Тема 3. «Сказки народов севера» (6 часов)
Понятие «горизонт», «пространство», «равновесие», «формат». Знакомство с
произведениями художников – анималистов. Манера поведения, повадки и
среда
обитания
изображаемых
животных.
Конструктивное
построение
животных. Смысловое
соподчинение
масс,
цветовое
соподчинение
идеи.
Масштабность и значение пауз, для выявления смыслового центра. Решение в
цвете. Виды равновесия в композиции.
Задание:
Выполнение иллюстрации к сказке коренных народов севера. Введение в
композицию образа человека и животного. Правила компоновки на листе и
понятие о формате. Конструктивное построение. Смысловое соподчинение
масс, цветовое соподчинение идеи. Акцент смыслового центра. Решение в
цвете.
Формат: А3.
Материалы: сухие листья, гуашь по выбору.
Самостоятельная работа: принести фотографии семьи.
II ЧЕТВЕРТЬ
Раздел 2. КРАСОТА ОСЕНИ И ЗИМЫ.
Тема 1. «Семейный портрет» (6 часов)
Понятие «портрет». Особенности выполнения портрета. Этапы работы над
портретом. Пропорции лица человека. Конструктивное построение.
Знакомство с творчеством художников – портретистов.
Задание:
Выполнение многофигурного портрета. Последовательность работы над
портретом. Соблюдение пропорции лица человека. Конструктивное
построение. Общее композиционное решение – формат, цветовая гамма.
Формат: А3
Материалы: бумага, кисти, гуашь.
Самостоятельная работа: принести фотографии зимних видов спорта.
Тема 2. «Зимние спортивные игры» (6 часов)
«Лыжники», «На катке» и др.
Эмоционально
–
образная
выразительность
цвета.
Цвет
и
настроение.
Развитие
образного
мышления. Обращаем
внимание
при
работе
на
композиционно пластическую взаимосвязь фигур, цельность фигур. Нужно
30
выполнить эскизы композиции на основе цветовых и ритмических ситуаций в
повседневной жизни. Понятия «пятно», «силуэт», «контраст». Знакомство с
творчеством художников. Композиционная схема. Особенности построения
домов. Конструктивное построение фигуры человека.
Задание:
Выполнение
многофигурной
тематической
композиции
добиваясь
эмоционально
–
образной
выразительности
цвета.
Достижение
композиционно
пластической
взаимосвязи
фигур,
цельности
фигур.
Выполнение композиции на основе цветовых и ритмических ситуаций в
повседневной
жизни.
Понятия
«пятно»,
«силуэт»,
« ко н т р а с т » .
Композиционная схема.
Конструктивное построение фигур.
Достижение
насыщенности, звучности цвета. Смешивание цветов с белилами.
Формат: А3.
Материалы: бумага, кисти, гуашь.
Самостоятельная работа: узнать у родителей о родственниках, воевавших
во время ВОВ.
Тема 3. «Подвиг русских солдат» (4 часа)
«Артиллерия наступает», «Танки идут в бой».
Элементарное представление о построении фигуры человека и военной
техники. Творчество художников, воспевающих подвиг военных во время
Великой Отечественной войне. Понятия «мужество», «подвиг», «Родина»,
«пропорции». Деление сложной формы на простые геометрические фигуры.
Выразительность формы и силуэта. Понятие о темных и светлых цветах.
Задание:
Выполнение
фигуры
с
передачей
характерных
особенностей.
Этапы
выполнения военной техники и фигуры человека. Передача мужественности,
смелости, решительности в характере героя.
Формат: А3.
Материалы: бумага, кисти, гуашь.
Самостоятельная работа: Зарисовать предметы, которые находятся на
вашем рабочем столе.
III ЧЕТВЕРТЬ
31
Раздел 3. КРАСОТА РУССКОЙ ЗИМЫ.
Тема 1. «Мой рабочий стол» (4 часа)
Цветовая
гармония в декоративных
композициях.
Выразительность.
Цветовое решение.
Единство форм на основе соподчинения и гармонии.
Композиции
из
нескольких
предметов,
не
сложные
ритмические
композиционные
ходы.
Особое
внимание
на
цельность
композиционного
решения, выявление главного, ритмику пятен.
Задание:
Выполнение декоративного натюрморта.
Достижение выразительности
силуэтов. Цветовая
гармония в декоративных
композициях.Достижение
цельности композиционного решения, выявление главного, продумывание
ритмики пятен. Цветовое соподчинение идеи. Соблюдение масштабности и
значение пауз, выявление смыслового центра.
Формат: А3.
Материалы: бумага, кисти, гуашь.
Самостоятельная работа: Узнать, какие бывают профессии.
Тема 2. «Профессия» (6 часов)
«Учитель», «Медсестра», «Пожарный».
Особенности выполнения тематической композиции. Варианты построения
композиции.
Понятия
«профессия»
«пропорции»
и
«выразительность
формы»,
«цветового
контраста».
Этапы
выполнения
композиции.
Фигура
человека в интерьере и в экстерьере. Выбор размера изображения на листе и
количества
необходимых
планов
для
построения
композиции
зависит
от
замысла. Регулировать композиционное равновесие.
Задание:
Рисование по памяти и представлению. Выполнение в тематической
композиции фигуры человека в интерьере и в экстерьере.Этапы выполнения
композиции. Достижение композиционного равновесия.
Формат: А3.
Материалы: бумага, кисти, гуашь.
Самостоятельная работа: Узнать, какие бывают русские народные
праздники.
Тема 3. «Русские народные праздники» (6 часов)
«Колядки», «Святки».
Знакомство с народными праздниками их значением.Творчество художников.
Целостный
образ
героев.
Понятия
«пропорция»,
«однофигурная
и
32
многофигурная композиция». Этапы построения композиции. Элементарные
основы построения фигуры человека.
Задание:
Рисование
тематической композиции. Создание образа
древне – русских
героев. Построение композиции. Акцентировать внимание на соразмерность,
на
соотношение
частей
фигуры
между
собой.
Гармоническое
сочетание
основных и дополнительных цветов.
Формат: А3.
Материалы: бумага, кисти, гуашь.
Самостоятельная работа: Узнать, какие бывают русские народные
праздники.
IV ЧЕТВЕРТЬ
Раздел 4. ВЕСЕННЯЯ КАПЕЛЬ.
Тема 1. «На морском дне» (4 часа)
«Аквариум», «Медузы», «Морские рыбы».
Особенности
декоративного
изображения
морских
рыб.
Понятия
«пропорции» и «выразительность формы»
в декоративной композиции.
Понятие
«цветового
контраста».
Усиление
декоративности.
Регулировать
композиционное равновесие. Вносить момент сказочной фантастичности -
орнамент.
Задание:
Рисование по памяти и представлению. Закрепление умений при работе в
смешанной технике. Создание образа морских животных.Усиление эффекта
декоративной
выразительности,
располагая
орнаментальный
рисунок
по
линиям развития формы, избегая свободных, отвлеченных направлений.
Формат: А3.
Материалы: восковые мелки, акварель, белила.
Самостоятельная работа: Узнать, какие бывают русские народные
праздники.
Тема 1: «Декоративный натюрморт» (6 часов)
«Утренний натюрморт», «Пасхальный натюрморт»,
«Вербное воскресение», «Праздничный натюрморт».
Конструктивное построение бытовых предметов. Знакомство с творчеством
художников, посвященной быту.
Понятие
«натюрморт», «пропорции»,
«смешанная техника». Цветовая гармония в декоративных композициях.
33
Выразительность. Цветовое решение. Приемы соединения отдельно стоящих
предметов в единую композицию.
Задание:
Рисование по представлению и образцу. Выполнение композиции по теме.
Применение декоративной графики для обработки форм, крупных и мелких,
простых и сложных, объемных и плоских. Приемы работы в смешанной
технике акварель – масляная пастель.
Формат: А3.
Материалы: акварель, соль, масляная пастель.
Самостоятельная работа: Принести фотографии пейзажа.
Тема 3.Итоговая работа. Свободная тема (6 часов)
«Пейзаж»,
«После
дождя»,
«Пасмурный
день»,
«Песня
дождя».
Знакомство с творчеством художников – классиков. Композиция на листе.
Последовательность выполнения композиции. Учащиеся выполняют эскизы
композиции на свободную тему, на заданную тему. Эскизы выполняются на
заданных
форматах
(прямоугольник,
квадрат,
круг,
овал
и
т.д.).
Ученики
создают,
композицию
используя,
все
приобретенные
знания
в
композиции
(«равновесие»,
«симметрия»,
«асимметрия»,
«контраст»,
«нюанс» и т.д.).
Задание:
Рисование
на
свободную
тему.
Закрепление
навыка
работы
гуашевыми
красками.
Соблюдение
пропорции
и
формы
изображаемых
предметов. Цветовое решение.
Формат: А3.
Материалы: бумага, гуашь, кисти.
34
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Результатом
освоения
учебного
предмета
«Композиция
станковая»
является
приобретение
обучающимися
следующих
знаний,
умений
и
навыков:
Знание требований техники безопасности в аудитории;
Знание видов и жанров изобразительного искусства;
Знание основных понятий
в композиции:
силуэт,
композиция,
пропорции,
формат
(вертикальный,
горизонтальный,
квадратный),
форма, тон, нюанс, светлотный контраст;
Знание
основных
элементов
композиции,
закономерностей
построения художественной формы;
Знание
принципов
сбора
и
систематизации
подготовительного
материала и способов его применения для воплощения творческого
замысла
Знание этапов построения композиции;
Умение применять полученные знания о выразительных средствах
композиции
–
ритме,
линии,
силуэте,
тональности
и
тональной
пластике, цвете, контрасте – в композиционных работах;
Умение
использовать
средства
живописи
и
графики,
их
изобразительно-выразительные возможности;
Умение
находить
живописно-пластические
решения
для
каждой
творческой задачи;
Умение использовать колорит и гармонию цветовых оттенков;
Умение применять полученные знания о выразительных средствах
композиции
–
ритме,
линии,
силуэте,
тональности
и
тональной
пластике, цвете, контрасте – в композиционных работах;
Умение
использовать
средства
живописи
и
графики,
их
изобразительно-выразительные возможности;
Умение
находить
живописно-пластические
решения
для
каждой
творческой задачи;
Навыки работы по композиции.
35
Требования к уровню подготовки обучающихся
на различных этапах обучения
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Знать:
Основные понятия
в композиции:
линия, точка, штрих, рисунок,
цвет, композиция, пропорции, формат, форма, тон, нюанс, контраст;
Элементарные
основы
композиции:
приемы
композиции
–
ритм,
симметрия, асимметрия, равновесия частей композиции, выделение
центра;
средства
композиции
–
формат,
п р о с т р а н с т во ,
композиционный
центр,
равновесие,
ритм,
контраст,
цвет,
декоративность;
Различать «теплые» и «холодные» цвета;
Изученных художников – классиков и их работы.
Уметь:
Правильно компоновать предметы на формате листа;
Выбирать формат в соответствии с композицией работы;
Правильно определять и выделять центр композиции;
Составлять симметричную и асимметричную композицию;
Составлять простой орнамент;
Применять
полученные
знания
и
умения
в
процессе
творческой
деятельности.
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Знать:
Художественные материалы и инструменты;
Основные понятия
в композиции:
линия, точка, штрих, рисунок,
цвет,
композиция,
пропорции,
формат
( в е р т и к а л ь н ы й ,
горизонтальный, квадратный), форма, тон, нюанс, контраст;
Элементарные основы композиции: приемы композиции
– ритм,
симметрия, асимметрия, равновесия частей композиции, выделение
центра; средства композиции – формат, пространство (многоплановая
композиция,
одноплановая
композиция),
композиционный
центр
(совпадает с центром композиции, смещен от центра), равновесие,
ритм, контраст, цвет, декоративность;
Этапы построения композиции;
Изученных художников – классиков и их работы.
Уметь:
Верно
и
выразительно
передавать
простейшую
форму,
основные
пропорции, общее строение и цвет предметов;
36
Правильно держать лист бумаги, карандаш и кисть, свободно рисовать
карандашом – без напряжения проводить линии в нужном направлении,
не вращая при этом лист бумаги;
Правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски,
покрывая ими нужную поверхность в пределах намеченного контура;
Определять
величину
изображения
и
уметь
расположить
его
в
зависимости от размера листа бумаги;
Передавать
в
тематических
рисунках
смысловую
взаимосвязь
элементов композиции;
Применять
полученные
знания
и
умения
в
процессе
творческой
деятельности.
3 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Знать:
Элементарные основы конструктивного построения;
Основные понятия в композиции: силуэт, композиция, пропорции,
формат
(вертикальный,
горизонтальный,
квадратный),
форма,
тон,
нюанс, светлотный контраст;
Элементарные
основы
композиции:
приемы
композиции
–
ритм,
симметрия,
асимметрия,
равновесия
частей
композиции,
выделение
центра; средства композиции – формат, пространство (многоплановая
композиция,
одноплановая
композиция),
композиционный
центр
(совпадает
с
центром
композиции,
смещен
от
центра),
равновесие,
ритм, контраст, цвет, декоративность;
Этапы построения композиции;
Уметь:
Определять гармоничное сочетание цветов в окраске предметов;
Сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать
линию симметрии;
Правильно определять и изображать форму предметов, их
пропорции, конструктивное строение, цвет;
Выделять наиболее интересное, впечатляющее в сюжете,
подчеркивать композиционный центр;
Соблюдать последовательность выполнения композиции;
Использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе,
прямоугольнике, круге;
Использовать силуэт и светлотный контраст;
Применять полученные знания и умения в процессе творческой
деятельности.
37
4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Программа
учебного
предмета
«Композиция
станковая»
предусматривает
текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестацию.
Контроль
знаний,
умений
и
навыков
обучающихся
обеспечивает
оперативное
управление
учебным
процессом
и
выполняет
обучающую,
проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Текущий
контроль
успеваемости
обучающихся
проводится
в
счет
аудиторного
времени,
предусмотренного
на
учебный
предмет
в
виде
проверки
самостоятельной
работы
обучающегося,
обсуждения
этапов
работы,
выставления
оценок.
Текущий
контроль
знаний
учащихся
осуществляется преподавателем практически на всех занятиях.
В качестве средств текущего контроля успеваемости учащихся программой
предусмотрено
введение
трехкомпонентной
оценки:
за
фантазию,
композицию и технику исполнения. Это обеспечивает стимул к творческой
деятельности и объективную самооценку учащихся. Так же преподаватель
имеет
возможность
по
своему
усмотрению
проводить
промежуточные
просмотры по разделам программы.
Промежуточная
аттестация
(зачёт)
проводится
в
счет
аудиторного
времени
предусмотренного
на
учебный
предмет,
в
форме
творческого
просмотра
в
конце
каждой
четверти.
По
итогам
просмотра
учащимся
выставляются оценки.
По
окончании
изучения
предмета
проводится итоговая
аттестация
(экзамен),
во
внеаудиторное
время,
оценка
за
который
заносится
в
свидетельство об окончании предмета «Композиция станковая». Учащемуся
предлагается
выполнить
сюжетную
композицию
на
заданную
тему
(например,
«Славянские
праздники»,
«В
мире
сказок»,
«Каникулы»,
«Легенды и сказания народов севера»). На выполнение задания отводится 8
часов.
Оценка
работ
учащихся
ставится
исходя
из
прописанных
ниже
критериев.
Критерии оценок
По
результатам
текущей,
промежуточной
и
итоговой
аттестации
выставляются оценки: отлично, хорошо и удовлетворительно.
“5” «отлично» - ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением
необходимой
последовательности;
работа
выполнена
без
трещин,
сколов,
ровная с четким декором, отличается творческим подходом, оригинальностью
идеи, грамотным исполнением.
“4”
«хорошо»
-
в
работе
есть
незначительные
недочеты,
при
работе
в
материале есть небрежность; ученик справляется с задачами, но прибегает к
помощи преподавателя.
38
“3” «удовлетворительно»- работа выполнена под руководством
преподавателя, самостоятельность обучающегося практически отсутствует,
работа выполнена неряшливо, ученик безынициативен.
5.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Д л я
р а з в и т и я
н а в ы к о в
т в о р ч е с к о й
р а б о т ы
у ч а щ и х с я
программойпредусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на
различных
этапах
обучения,
что
позволяет
педагогу
полнее
учитывать
индивидуальные возможности и личностные особенности ребёнка, достигать
более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей
детей младшего школьного возраста.
Применяются следующие средства дифференциации:
а) разработка заданий различной трудности и объема;
б)
разная
мера
помощи
преподавателя
учащимся
при
выполнении
учебных заданий;
в) вариативность темпа освоения учебного материала;
г) индивидуальные и дифференцированные домашние задания.
Основной задачей дифференциации и индивидуализации при объяснении
материала является формирование умения у учеников применять полученные
ранее знания. При этом на этапе освоения нового материала учащимися
предлагается воспользоваться ранее полученной информацией.
Учащиеся могут получить разную меру помощи, которую может оказать
педагог посредством инструктажа, технических схем, памяток.
Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому
создание творческой атмосферы способствует её продуктивности.
В процессе освоения программы применяются 3 вида заданий:
-
тренировочные,
в
которых
предлагается
работа
по
образцу,
с
иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются с целью
довести до стандартного уровня первоначальные знания, умения навыки;
- частично-поисковые, где учащиеся должны самостоятельно выбрать тот
или иной известный им способ изображения предметов;
- творческие, для которых характерна новизна формулировки, которую
ученик
должен
осмыслить,
самостоятельно
определить
связь
между
неизвестным
и
арсеналом
своих
знаний,
найти
способ
изображения
заданного.
39
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
Самостоятельные работы по учебному предмету «Станковая композиция»
просматриваются
преподавателем
еженедельно.
Оценкой
отмечаются
все
этапы работы: сбор материала, эскиз, картон, итоговая работа. Необходимо
дать возможность ученику глубже проникнуть в предмет изображения, создав
условия для проявления его творческой индивидуальности.
Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована на
выполнение
домашнего
задания
детьми,
посещение
ими
учреждений
культуры (выставок, галерей, музеев и т. д.), участие детей в творческих
мероприятиях,
конкурсах
и
культурно-просветительской
деятельности
образовательного учреждения.
Средства обучения
-
материальные: учебные аудитории, специально оборудованные
наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
-
наглядно
-
плоскостные:
наглядные
методические
пособия,
карты,
плакаты,
фонд
работ
учащихся,
настенные
иллюстрации,
магнитные доски, интерактивные доски);
-
демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии,
демонстрационные модели, натюрмортный фонд;
-
электронные
образовательные
ресурсы:
мультимедийные
учебники,
мультимедийные
универсальные
энциклопедии,
сетевые
образовательные ресурсы;
-
аудиовизуальные:слайд-фильмы,
видеофильмы,
учебные
кинофильмы, аудио-записи.
40
6.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Методическая литература
1.
Изобразительное
искусство,
станковая
композиция,
декоративно-
прикладная
композиция,
рисунок,
лепка:
программы
д ля
подготовительных групп детских художественных школ /[Сост. Т. Б.
Донцова, Н. В. Жуков, С. М. Даниэль и др.]. – М.,1987. – 11с., табл.
2.
Алехин
А.Д.
Изобразительное
искусство.
Художник.
Педагог.школа:
книга для учителя. - М.: Просвещение, 1984
3.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- 3-е
изд.- М.: Просвещение, 1991
4.
Горяева Н.А. первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Книга
для учителя. М.: Просвещение, 1991
5.
Давыдов
В.В.
Проблемы
развивающего
обучения.
Опыт
теоретиче ского
и
экспериментального
п с и хо л о г и ч е с ко го
исследования. - М.: Педагогика,1989
6.
Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. - М.: Просвещение, 1996
7.
Казакова
Т.С.
Изобразительная
деятельность
и
художественное
развитие дошкольника. М.: Педагогика, 1983
8.
Кирилло
А.
Учителю
об
изобразительных
материалах.
-
М.:
Просвещение, 1971
9.
Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. - М.: Столетие, 1998
10.Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. - М.:
Просвещение, 1985
11.Курчевский В.В. А что там, за окном? - М.: Педагогика, 1985
12.Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника. - М.:
Просвещение, 1977
13.Полунина
В.
Искусство
и
дети.
Из
опыта
работы
учителя.
-
М.:
Просвещение, 1982
14.Сокольникова
Н.М.
Изобразительное
искусство
и
методика
его
преподавания в начальной школе. - М., Академия, 2008
15.Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.
- М.: Просвещение, 1985
41
16.Щеблыкин
И.К.,
Романина
В.И.,
Когогкова
И.И.
Аппликационные
работы в начальных классах. - М.: Просвещение, 1990
Список учебной литературы
1.
Акварельная
живопись:
Учебное
пособие.
Часть
1.
Начальный рисунок. - М.: Издательство школы акварели
Сергея Андрияки, 2009
2.
Бесчастнов
М.П.
Графика
пейзажа.-
М.:
Гуманитарное
издание ВЛАДОС, 2008
3.
Искусство
вокруг
нас.
Учебник
для
2
кл./Под
ред.
Б.М.Неменского. - М.: Просвещение, 1998
4.
Искусство
и
ты.
Учебник
для
1
кл./Под
ред.
Б.М.
Неменского. - М.: Просвещение, 1998
5.
Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб.пособие
для
студентов
вузов,
обучающихся
по
специальности
"Изобразительное искусство"- М.: Гуманитар. изд. центр
ВЛАДОС, 2008
6.
Ломоносова М.Т. Графика и живопись: учеб.пособие - М.:
Астрель: АСТ, 2006
7.
Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия
развития, 2009
8.
Шалаева Т.П. Учимся рисовать.- М.: АСТ Слово, 2010
9.
Кузин В. С. Изобразительное искусство: рабочая тетрадь.
1 кл. – 5-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2006.
10.
Кузин В. С. Изобразительное искусство: рабочая тетрадь.
2 кл. – 4-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2006.
11.
Кузин В. С. Изобразительное искусство: рабочая тетрадь.
3 кл. – 2-е изд., - М.: Дрофа, 2006.
12.
Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А.
Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.
13.
Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр.
Э. А. Болдиной. М.: ООО «Мир книги», 2005.
14.
Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э.
А. Болдиной. М.: ООО «Мир книги», 2005.
15.
Ушакова
О.
Д.
Великие
художники:
Справочник
школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004.
Средства обучения:
42
На
уроках
«Композиция
прикладная»
используется
большое
количество
разнообразных
наглядных
пособий.
Они
необходимы,
для
ознакомления
учащихся со способами изготовления изделий. С инструментами, которые
будут
использованы
при
работе
в
материале,
их
назначением
и
использованием на каждом этапе урока, с применением работы над заданием.
Типы пособий:
Натуральные наглядные пособия – образец изготавливаемого предмета, его
развертка или выкройка, материалы и инструменты, применяемые на уроках;
Образец –
конкретный
предмет,
который
при
его
рассматривании
будет
мысленно
расчленён
на
отдельные
составляющие
детали,
дальнейший
анализ, который позволит определить действия и операции . необходимые для
изготовления всего изделия.
Устное описание внешнего предмета и его конструкции – способствует
образованию у детей правильного представления о предмете творчества;
Электронные
образовательные
ресурсы
–
мультимедийные
учебники,
мультимедийные
универсальные
энциклопедии,
сетевые
образовательные
ресурсы;
Аудиовизуальные – слайд-фильмы, видео-фильмы, учебные кино-фильмы,
аудио записи.
Материальные
–
для
полноценного
усвоения
заданий
каждого
раздела
программы
необходимо,
чтобы
обучающиеся
были
обеспечены
всеми
необходимыми материалами.
43