Автор: Баева Светлана Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №71"
Населённый пункт: город Череповец, Вологодская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Календарно-тематический план по правилам дорожного движения средняя группа
Раздел: дошкольное образование
Календарно-тематический план
по правилам дорожного движения
(средняя группа)
Сентябрь
Наблюдение
Близлежащая улица: закрепить знания о транспорте, дорожных
знаках, светофоре
Беседа
« Безопасная улица» - закрепить правила переходы улицы при
двустороннем движении, назначение дорожных знаков
пешеходный переход, подземный переход.
«Светофор» о назначении светофора
«Транспорт (пассажирский и специальный)»
Д/ и
« Это я, это я – это все мои друзья» - закрепить правила
поведения на улице и в транспорте.
«Светофор и пешеходы» - закрепить знания цветов светофора.
Умение правильно действовать на сигналы.
СР/и
« Мы – водители» - закрепить знания о труде водителя, о том что
водитель должен следить за своим здоровьем, проходить
медосмотр перед поездкой. «Автосервис»
ЧХЛ
В. Кожевникова « Светофор»
П/и
«Тише едешь-дальше будешь» - упражнять в беге с остановкой
по сигналу светофора
Работа с родителями
Индивидуальные беседы: «Родители – пример для детей в
соблюдении правил дорожного движения»
Октябрь
Наблюдение
Обсуждение правильности выбора места для игр.
Наблюдение за транспортом, въезжающим на территорию д/с.
Наблюдение за транспортом через окно группы
Беседы
« Мчаться по улице автомобили» - закрепить знания о видах
общественного транспорта, расширить представление о правилах
поведения в нём. Дать представление о таком специальном
транспорте как экскаватор, подъёмный кран, бульдозер,
бетономешалка.
«Пешеходный
переход» - познакомить детей с происхождением значений «Зебра,
пешеходный переход».
ЧХЛ
Рассказ И. Серякова «Улица, где все спешат»
Д/и
« Расположи правильно дорожный знак» - закрепить знания о
назначении различных дорожных знаках
СР/и
«ГИБДД» - создать игровую обстановку ( Машины и пешеходы
соблюдают правила дорожного движения, машины уступают
дорогу транспорту особого назначения, регулировщик следит за
безопасным движением) воспитывать уважение к труду
работников инспекции безопасности движения) .
«Автобус»
П/и
«Цветные автомобили» - продолжать развивать двигательную
активность с помощью игр с предметами (руль – разных цветов)
Работа с родителями
Родительское собрание «Родителям дошкольников о правилах
дорожного движения».
Ноябрь
ЧХЛ
Б. Житков «Что я видел» ( главы о Москве, улицах, светофоре) -
закрепить знания о правилах дорожного движения «
Сказка про дорожные знаки»
Беседы
« Правила пешехода» - расширять знания о правилах пешехода
на дороге, тротуаре, закрепить знания о понятиях «островок
безопасности» « переход» Познакомить с запрещающими
знаками: « Пешеходное движение запрещено» «Велосипедное
движение запрещено».
Д/и
« Играй да смекай» - развивать умственные способности и
зрительное восприятие; учить соотносить речевую форму
описания дорожных знаков с их графическим изображением;
воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.
«ПДД», «Дорожная азбука», «Безопасность в автобусе».
С – р игры
«Улица» - в гараже стоит много машин разного назначения;
водители берут документы у диспетчера, получают задание,
заправляют машину на автозаправочной станции, возят
пассажиров.
«Автосервис»
П/и
«Светофор» - упражнять в беге, умении действовать по сигналу
светофора, «Регулировщик».
Работа с родителями
Консультация: «Родителям дошкольников о правилах дорожного
движения».
Декабрь
Самостоятельная
деятельность
Рисование: «Пешеходы идут по улице» - побуждать передавать
впечатления от окружающего ( дома, транспорт); закрепить
умение рисовать фигуру человека в движении, соблюдая
пропорции фигуры и части тела
Наблюдение
Как взрослые переходят через дорогу с колясками и детьми:
обратить внимание, что в это время нельзя отвлекаться
Гололед на дороге
Сильный снегопад во время движения транспорта
Беседа
« Пост ГАИ» - дать представление о назначении поста ГАИ на
дороге, познакомить с особенностями работы сотрудников
ГАИ, закрепить правила дорожного движения,
предназначенные для пешеходов и водителей на макете
СР/и
«Улица» - движение транспорта и пешеходов регулирует
светофор, мамы с колясками и детьми постарше переходят
улицу
ЧХЛ
Я. Пишумова « Посмотрите - постовой» М.
Ильин, Е. Сигал «Машины на нашей улице»
Индивидуальная работа
«Загадки светофора»
Д/и
«Светофор и дети» - закрепить знания цветов светофора.
Умение правильно действовать на сигналы.
«Полоса препятствий» - закрепить знания правил дорожного
движения, развивать дух соревнования
Работа с родителями
Консультация « Правила поведения в автобусе»
Январь
Совместная деятельность
Рисование « Знаки дорожного движения» - упражнять в
рисовании разными изобразительными материалами, передавая
форму и содержание знаков; закрепить знание знаков дорожного
движения. «Куда пойдёшь
и что найдёшь» - учить ориентироваться в пространстве:
движение прямо, направо, налево, по кругу в соответствии с
дорожными знаками «Движение прямо», «Движение направо»,
«Движение налево», «Круговое движение»
Беседа
« Будь осторожен» - познакомить с опасностями зимней дороги
для пешеходов, закрепить знания о запрещающих и
предупреждающих знаках (Остановка, Перекрёсток, Место
стоянки) ( Осторожно – дети, двустороннее движение )
«Осторожно, гололед»
Д/и
« Собери светофор» - закрепить знания о цветах светофора их
назначением, развивать дух соревнования
СР/и
«Автобаза» - закрепить знания о работе водителя ( в гараже
стоит много машин разного назначения, водитель получает
задание у диспетчера, заправляет машины бензином, возят
пассажиров на автобусе, доставляют врачей к больным )
формировать умение играть сообща, дружно.
«Регулировщик»
ЧХЛ
Г. Цыферов «Сказки на колёсах»
П/и
«Автомобили» - закрепить правила дорожного движения, упр в
умении действовать по сигналу.
Работа с родителями
Консультации «Безопасное место во дворе для катания на лыжах
и санках». «Удобная одежда и обувь для прогулки».
Февраль
Совместная деятельность
Конструирование «Улица» ( с использованием строительного
набора, бумаги, бросового материала) - уточнить место
расположения домов, зелёных насаждений, проезжей части и
тротуара. «Город»
Рассматривание
Картин изображающих дорожное движение в зимний период –
закрепить знания о правилах переходы дороги в зимний
период.
Беседа
« Метро» - познакомить с подземным транспортом «метро»,
его особенностями правилами поведения в нём пассажиров.
Д/и
« Стоп» - закрепить знания о сигналах светофора, упражнять в
умении быстро реагировать на сигнал.
П/и
«Воробышки и автомобиль» - учить действовать по сигналу,
развивать двигательную активность.
СР/и
«Улица» - предложить объединить с играми «Семья», «Детский
сад», «Магазин» и др. «Перекресток».
ЧХЛ
С. Маршак «Скверная история
» Г.П.
Шалаева «Мои друзья-дорожные знаки».
Работа с родителями
Консультация «Знаки дорожного движения» (форму, цвет,
назначение).
Март
Совместная
деятельность
Развитие речи «Составление рассказов из личного опыта «Как я
шёл с мамой в детский сад» - учить составлять рассказ на
предложенную тему. «Мы
путешествуем в метро» - закрепить знания о таком транспорте
как метро; продолжать знакомить с правилами поведения и
культурой общения в метро, дать знания о безопасности при
поездке в метро. «
Вечер загадок о
транспорте»
Беседа
« Знаки сервиса» - дать знания о знаках сервиса: « Телефон,
Автозаправка, Пункт питания, Пункт медпомощи»
Д/и
« Спецрейс» - закрепить знания о видах транспорта ( спец
машинах ) познакомить с их функциями и назначениями«
«Подумай – отгадай» - активизировать процессы мышления,
внимания и речи детей; уточнить представление о транспорте и
правилах дорожного движения; воспитывать сообразительность
и находчивость.
СР/и
«Улица» - водители сдают экзамен на знание правил дорожного
движения в игре «Школа Светофора»
ЧХЛ
Чтение стихотворений о знаках
Работа с родителями
Консультация «Как приучить детей переходить проезжую часть».
Апрель
Прогулка
Рисование цветными мелками «Дорожная азбука» - расширить
знания о дороге и правилах поведения на ней, закрепить знания
о разных видах транспорта и дорожных знаков, воспитывать
осознанное отношение к выполнению правил поведения на
улице.
Наблюдение
Проезжая часть улицы: понаблюдать, как тормозят машины в
дождливую погоду и как это опасно для пешеходов.
Наблюдение за экскаватором
Наблюдение за легковыми машинами
Беседа
« Опасный перекрёсток» - расширять знания об особенностях
движения транспорта на перекрёстке, дать представление о
«регулируемом перекрёстке» и о работе регулировщика
продолжать знакомить с правилами передвижения пешеходов и
машин с помощью трёхцветного светофора
Д/и
« Улица» - расширять знания об улице, дороге, перекрёстке,
познакомить с элементарными правилами передвижения по ним.
«ПДД»
«Дорожная азбука»
«Дорожные знаки»
ЧХЛ
Д. Денисова «Как перейти улицу»
Л.И.Радзиевская
«Ты и дорога»
Заучивание
Т. Шорыгина « Светофор»
Работа с родителями
Беседа «Наиболее безопасный путь от дома до д / сада»
Май
Самостоятельная
деятельность
Аппликация «Улица» - побуждать создавать сюжетную
композицию, передавая определённую дорожную ситуацию.
Рисование: « Улица города» - побуждать отражать впечатления
от окружающего, используя имеющиеся изобразительные
навыки и умения; изображать части улицы, транспорт, знаки,
пешеходов
Беседа
« Где ремонтируют машины»- уточнить знания о мастерских
по ремонту автотранспорта, познакомить со знаком
«Техническое обслуживание автомобилей» и игровыми
действиями «осмотр машин», «закручивание гаек», «мойка»
«ДПС»
«Мужские профессии: автомеханик»
«Инспектор ДПС»
«Водитель и пешеход»
Д/и
« Дорожные знаки» - закрепить знания о дорожных знаках
( запрещающими, предупреждающими, указательными )
СР/и
«Автосалон» - закрепить знания о многообразии транспорта
разного назначения, правила дорожного движения
ЧХЛ
Н. Носов «Автомобиль»
Чтение стихов и загадок: «О дорожном
порядке».
Совместная деятельность
Развлечение « Кто самый грамотный» - закрепить знания
ориентироваться на дороге, используя правила дорожного
движения для пешеходов и водителей в различных
практических ситуациях
Работа с родителями
Консультация «Стоячий транспорт на дороге»
Июнь – август
Беседа
« Как правильно кататься на велосипеде»- уточнить правила
езды на велосипеде, познакомить со знаком « движение на
велосипедах запрещено»
Совместная деятельность
Развлечение « Путешествие по городу» - закрепить знания
дорожного движения
Д/и
« Веселый жезл» - обобщить представления о правилах
поведения пешеходов на улице; активизировать знания детей, их
речь, память, мышление; воспитывать желание выполнять ПДД
в жизни.
« Путешествие по городу» - закрепить знания дорожного
движения
СР\и
«Транспорт нашего города – закрепить знания транспорта
нашего города, правила поведения пассажиров в нём, пешеходов
на дороге, воспитывать дружеские отношения между детьми
Игра – драматизация «Путешествие в деревню» - закрепить
знания правил дорожного движения и поведения на улице;
формировать умение ориентироваться в основных дорожных
знаках, а также пользоваться пассажирским транспортом
ЧХЛ
О. Тарутин «Для чего нам светофор?» А. Дорохов «Зелёный,
жёлтый, красный»
Работа с родителями
Консультации «Правила поведения в транспорте. Если купили
ребёнку самокат или велосипед, показать, где можно на нём
кататься, учить ребёнка при падении обращаться за помощью к
взрослому»