Автор: Ивашова Татьяна Федоровна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №9
Населённый пункт: г. Чехов Чеховский район, Россия
Наименование материала: Статья
Тема: Необходимые условия развития одарённости детей среднего школьного возраста.
Раздел: среднее образование
Необходимые условия развития одарённости детей
среднего школьного возраста.
Гении не падают с неба,
они должны иметь возможность
образоваться и развиться.
А. Бебель
Сегодня
надежда
всего
человечества
на
лучшее
связана
с
новым
поколением и прежде всего с одарёнными, талантливыми людьми. Среди самых
интересных и загадочных явлений одарённость занимает одно из ведущих мест.
Проблема её развития всегда волновала педагогов и родителей.
Одарённые дети – это прежде всего дети, обладающие врождёнными
высокими интеллектуальными, физическими, художественными, творческими,
коммуникативными
способностями,
выделяющиеся
яркими,
очевидными,
иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
В этом определении содержится три характеристики:
- В ы с о к и й
у р о в е н ь
р а з в и т и я
с п о с о б н о с т е й ,
я в л я ю щ и х с я
системообразующими для того или иного типа одарённости.
-Высокая
мотивация,
стремление
к
той
или
иной
деятельности,
потребность в умственной нагрузке.
-Сформированность эффективных способов деятельности, особенно для
проявившейся одарённости.
Все
вышеуказанные
характеристики
являются
необходимыми.
Одарённости не существует, если нет хотя бы одной из этих характеристик.
По
исследованиям
учёных,
детей
с
необыкновенно
высоким
общим
уровнем
умственного
развития
в
общей
массе
примерно
2%,
детей
с
признаками специальной умственной одарённости (в определённой области
науки) – 3%, а учащихся, не достигших по каким-либо причинам успехов в
учении, но обладающих яркой познавательной активностью, оригинальностью
психического склада, незаурядными умственными резервами, склонностью к
определённому виду деятельности, - 4,5%.
Опыт работы учителей средних классов с одарёнными детьми помогает в
решении
проблем
практической
реализации
концептуальных
идей
действующих комплексно-целевых программ по развитию одаренных детей и
новых подходов к организации учебного процесса в средней школе.
Целью
работы
с
одаренными
детьми
является
развитие
личности
обучаемого, т.е. появление в личности особых свойств, или новообразований в
психике,
или
способностей,
которые
становятся
неотъемлемым
качеством
личности.
Их
нельзя
забыть,
как
знания.
Способность
может
только
усиливаться,
наращиваться
с
течением
времени,
если
для
этого
создаются
особые условия.
Ориентация младших школьников на гуманизацию процесса образования
и
разностороннее
развитие
личности
ребенка
предполагает
необходимость
гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой
формируются базовые умения, знания и навыки, с деятельностью творческой,
связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся. Современные цели
образования
требуют
совершенно
иного
научно-исследовательского
и
практического подхода к данной проблеме.
Основной
идеей
работы
является
объединение
усилий
педагогов,
родителей,
руководителей
образовательных
учреждений,
руководителей
муниципальных
служб
управления,
творческой
общественности,
с
целью
создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей
района.
Система деятельности по организации работы с одаренными детьми в
образовательном учреждении имеет следующее содержание:
1. Выявление одаренных детей:
— анализ особых успехов и достижений ученика;
— создание банка данных по одаренным детям;
—диагностика
потенциальных
возможностей
детей
с
использованием
ресурсов психологических служб;
—преемственность
между
дошкольным,
начальным
и
средним
образованием посредством создания системы структурных подразделений на
базе общеобразовательных учреждений;
2. Помощь одаренным учащимся в самореализации их направленности:
—создание
для
ученика
ситуации
успеха
и
уверенности,
через
индивидуальное обучение и воспитание;
—включение
в
учебный
план
школы
факультативных
курсов
по
углубленному изучению предметов школьной программы;
—формирование и развитие сети дополнительного образования;
—организация научно-исследовательской деятельности;
—организация
и
участие
в
интеллектуальных
играх,
творческих
конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.
3.
Контроль
над
развитием
деятельности
одаренных
школьников
(тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности; контроль за
обязательным участием одаренных детей в конкурсах разного уровня).
4.
Поощрение
одаренных
детей
(публикация
в
СМИ,
стенд
«Лучшие
ученики школы», система поддержки талантливых и одаренных
детей на
уровне муниципалитета).
5. Работа с родителями одаренных детей.
6. Психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка.
7.
Совместная
практическая
деятельность
одаренного
ребенка
и
родителей.
8.
Поддержка
и
поощрение
родителей
одаренных
детей
на
уровне
муниципалитета.
9. Работа с преподавателями (обучающие семинары по вопросу работы с
одаренными
детьми,
повышение
профессионального
мастерства
через
курсовую подготовку и аттестацию, создание индивидуальной программы по
развитию творческого потенциала талантливого ученика).
Включение
в
работу
с
одаренными
учащимися
в
первую
очередь
учителей, обладающих определенными качествами: учитель для одаренного
ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей
воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более
способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным
ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей,
иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;
- учитель верит в собственную компетентность и возможность решать
возникающие
проблемы.
Он
готов
нести
ответственность
за
последствия
принимаемых
им
решений
и
одновременно
ощущает
себя
человеком,
заслуживающим доверия, уверен в своей, человеческой привлекательности и
состоятельности;
- учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои
проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные
намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует
ценить, уважать и оберегать;
-
учитель
стремится
к
интеллектуальному
самосовершенствованию,
охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других
и
заниматься
самообразованием
и
саморазвитием.
Постоянная
работа
по
совершенствованию
учебно-воспитательного
процесса
в
школе
с
целью
неуклонного снижения учебной и психологической перегрузки учащихся.
В школу дети приходят из детского сада, поэтому развитие одарённости
должно начинаться именно там. Воспитатели методом наблюдения должны
выявить
склонности
ребенка
и
развивать
их.
Когда
ребенок
приходит
из
детского
сада
в
школу,
процесс
развития
должен
продолжаться.
Для
этого
воспитатели должны предоставлять сведения о развитии детей. Эти сведения
должны вноситься в «банк данных». И когда учитель набирает детей в первый
класс, он уже знает, какие дети к нему пришли и в какой сфере необходимо
развивать ребенка.
Таким образом, если работа будет начинаться в детском саду и поэтапно
будет переходить, то у детей будет достойная поддержка для удовлетворения их
потребностей, склонностей. Повысится, прежде всего, уровень знаний, больше
появится
детей,
обучающихся
на
высоком
уровне;
активнее
дети
будут
участвовать в интеллектуальных конкурсах (самое главное, что детям будет
интересно участвовать); повысится участие в олимпиадах разного уровня; в
конечном итоге, повысится результативность исследовательских работ. Очень
хорошо сказал Н. Энкельман: «В жизни важно не то, сколькими талантами
обладает человек, а то, смог ли он какие-нибудь из них развить».
Литература.
1.
Бабаева,
Ю.Д.
Психология
одаренности
детей
и
подростков
/
Ю.Д.Бабаева, Н.А. Лейтис. М., 1996. 408 с.
2.
Куровская,
С.Н.
Одаренный
ребенок
и
семья
/
С.Н.Куровская,
В.П.Тарантей. Мозырь 2006. 157 с.
3.
Малахова,
И.А.
Развитие
личности.
Способность
к
творчеству,
одаренность, талант / И.А.Малахова. Мн., 2002. 157 с.
4. Сакович, Н.А. Использование креативных методов в коррекционно-
развивающей работе психологов системы образования / Н.А.Сакович. Мн.2003.
57 с.
5. Семененя, И.И. Психологические основы взаимодействия учителя с
одаренными детьми / И.И.Семененя. Мозырь 2997. 72 с.
6.
Яковлева
Е.А.
Психологические
условия
развития
творческого
потенциала у детей школьного возраста. – М., 1998, - 268 с.