Напоминание

Необходимые условия развития одарённости детей среднего школьного возраста.


Автор: Ивашова Татьяна Федоровна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №9
Населённый пункт: г. Чехов Чеховский район, Россия
Наименование материала: Статья
Тема: Необходимые условия развития одарённости детей среднего школьного возраста.
Раздел: среднее образование





Назад




Необходимые условия развития одарённости детей

среднего школьного возраста.

Гении не падают с неба,

они должны иметь возможность

образоваться и развиться.

А. Бебель

Сегодня

надежда

всего

человечества

на

лучшее

связана

с

новым

поколением и прежде всего с одарёнными, талантливыми людьми. Среди самых

интересных и загадочных явлений одарённость занимает одно из ведущих мест.

Проблема её развития всегда волновала педагогов и родителей.

Одарённые дети – это прежде всего дети, обладающие врождёнными

высокими интеллектуальными, физическими, художественными, творческими,

коммуникативными

способностями,

выделяющиеся

яркими,

очевидными,

иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

В этом определении содержится три характеристики:

- В ы с о к и й

у р о в е н ь

р а з в и т и я

с п о с о б н о с т е й ,

я в л я ю щ и х с я

системообразующими для того или иного типа одарённости.

-Высокая

мотивация,

стремление

к

той

или

иной

деятельности,

потребность в умственной нагрузке.

-Сформированность эффективных способов деятельности, особенно для

проявившейся одарённости.

Все

вышеуказанные

характеристики

являются

необходимыми.

Одарённости не существует, если нет хотя бы одной из этих характеристик.

По

исследованиям

учёных,

детей

с

необыкновенно

высоким

общим

уровнем

умственного

развития

в

общей

массе

примерно

2%,

детей

с

признаками специальной умственной одарённости (в определённой области

науки) – 3%, а учащихся, не достигших по каким-либо причинам успехов в

учении, но обладающих яркой познавательной активностью, оригинальностью

психического склада, незаурядными умственными резервами, склонностью к

определённому виду деятельности, - 4,5%.

Опыт работы учителей средних классов с одарёнными детьми помогает в

решении

проблем

практической

реализации

концептуальных

идей

действующих комплексно-целевых программ по развитию одаренных детей и

новых подходов к организации учебного процесса в средней школе.

Целью

работы

с

одаренными

детьми

является

развитие

личности

обучаемого, т.е. появление в личности особых свойств, или новообразований в

психике,

или

способностей,

которые

становятся

неотъемлемым

качеством

личности.

Их

нельзя

забыть,

как

знания.

Способность

может

только

усиливаться,

наращиваться

с

течением

времени,

если

для

этого

создаются

особые условия.

Ориентация младших школьников на гуманизацию процесса образования

и

разностороннее

развитие

личности

ребенка

предполагает

необходимость

гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой

формируются базовые умения, знания и навыки, с деятельностью творческой,

связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся. Современные цели

образования

требуют

совершенно

иного

научно-исследовательского

и

практического подхода к данной проблеме.

Основной

идеей

работы

является

объединение

усилий

педагогов,

родителей,

руководителей

образовательных

учреждений,

руководителей

муниципальных

служб

управления,

творческой

общественности,

с

целью

создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей

района.

Система деятельности по организации работы с одаренными детьми в

образовательном учреждении имеет следующее содержание:

1. Выявление одаренных детей:

— анализ особых успехов и достижений ученика;

— создание банка данных по одаренным детям;

—диагностика

потенциальных

возможностей

детей

с

использованием

ресурсов психологических служб;

—преемственность

между

дошкольным,

начальным

и

средним

образованием посредством создания системы структурных подразделений на

базе общеобразовательных учреждений;

2. Помощь одаренным учащимся в самореализации их направленности:

—создание

для

ученика

ситуации

успеха

и

уверенности,

через

индивидуальное обучение и воспитание;

—включение

в

учебный

план

школы

факультативных

курсов

по

углубленному изучению предметов школьной программы;

—формирование и развитие сети дополнительного образования;

—организация научно-исследовательской деятельности;

—организация

и

участие

в

интеллектуальных

играх,

творческих

конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.

3.

Контроль

над

развитием

деятельности

одаренных

школьников

(тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности; контроль за

обязательным участием одаренных детей в конкурсах разного уровня).

4.

Поощрение

одаренных

детей

(публикация

в

СМИ,

стенд

«Лучшие

ученики школы», система поддержки талантливых и одаренных

детей на

уровне муниципалитета).

5. Работа с родителями одаренных детей.

6. Психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка.

7.

Совместная

практическая

деятельность

одаренного

ребенка

и

родителей.

8.

Поддержка

и

поощрение

родителей

одаренных

детей

на

уровне

муниципалитета.

9. Работа с преподавателями (обучающие семинары по вопросу работы с

одаренными

детьми,

повышение

профессионального

мастерства

через

курсовую подготовку и аттестацию, создание индивидуальной программы по

развитию творческого потенциала талантливого ученика).

Включение

в

работу

с

одаренными

учащимися

в

первую

очередь

учителей, обладающих определенными качествами: учитель для одаренного

ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей

воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более

способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным

ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей,

иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;

- учитель верит в собственную компетентность и возможность решать

возникающие

проблемы.

Он

готов

нести

ответственность

за

последствия

принимаемых

им

решений

и

одновременно

ощущает

себя

человеком,

заслуживающим доверия, уверен в своей, человеческой привлекательности и

состоятельности;

- учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои

проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные

намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует

ценить, уважать и оберегать;

-

учитель

стремится

к

интеллектуальному

самосовершенствованию,

охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других

и

заниматься

самообразованием

и

саморазвитием.

Постоянная

работа

по

совершенствованию

учебно-воспитательного

процесса

в

школе

с

целью

неуклонного снижения учебной и психологической перегрузки учащихся.

В школу дети приходят из детского сада, поэтому развитие одарённости

должно начинаться именно там. Воспитатели методом наблюдения должны

выявить

склонности

ребенка

и

развивать

их.

Когда

ребенок

приходит

из

детского

сада

в

школу,

процесс

развития

должен

продолжаться.

Для

этого

воспитатели должны предоставлять сведения о развитии детей. Эти сведения

должны вноситься в «банк данных». И когда учитель набирает детей в первый

класс, он уже знает, какие дети к нему пришли и в какой сфере необходимо

развивать ребенка.

Таким образом, если работа будет начинаться в детском саду и поэтапно

будет переходить, то у детей будет достойная поддержка для удовлетворения их

потребностей, склонностей. Повысится, прежде всего, уровень знаний, больше

появится

детей,

обучающихся

на

высоком

уровне;

активнее

дети

будут

участвовать в интеллектуальных конкурсах (самое главное, что детям будет

интересно участвовать); повысится участие в олимпиадах разного уровня; в

конечном итоге, повысится результативность исследовательских работ. Очень

хорошо сказал Н. Энкельман: «В жизни важно не то, сколькими талантами

обладает человек, а то, смог ли он какие-нибудь из них развить».

Литература.

1.

Бабаева,

Ю.Д.

Психология

одаренности

детей

и

подростков

/

Ю.Д.Бабаева, Н.А. Лейтис. М., 1996. 408 с.

2.

Куровская,

С.Н.

Одаренный

ребенок

и

семья

/

С.Н.Куровская,

В.П.Тарантей. Мозырь 2006. 157 с.

3.

Малахова,

И.А.

Развитие

личности.

Способность

к

творчеству,

одаренность, талант / И.А.Малахова. Мн., 2002. 157 с.

4. Сакович, Н.А. Использование креативных методов в коррекционно-

развивающей работе психологов системы образования / Н.А.Сакович. Мн.2003.

57 с.

5. Семененя, И.И. Психологические основы взаимодействия учителя с

одаренными детьми / И.И.Семененя. Мозырь 2997. 72 с.

6.

Яковлева

Е.А.

Психологические

условия

развития

творческого

потенциала у детей школьного возраста. – М., 1998, - 268 с.



В раздел образования