Автор: Бобанова Светлана Валерьевна
Должность: педагог дошкольного образования
Учебное заведение: КОУ"НШООВЗ №1"
Населённый пункт: г.Нижневартовск
Наименование материала: Статья
Тема: Взаимодействие семьи и детского сада по развитию коммуникативных умений детей с КИ
Раздел: дошкольное образование
Светлана Валерьевна Бобанова,
высшая квалификационная категория, воспитатель
КОУ «Нижневартовская школа для детей с ограниченными
возможностями здоровья №1»
г. Нижневартовск
Взаимодействие семьи и детского сада по
развитию
коммуникативных умений (детей с КИ).
Аннотация.
В
данной
статье
рассматриваются
принципы,
направления,
формы
организации
работы,
м е т о д ы
в з а и м о д е й с т в и я
с
с ем ь е й
и м е ю щ и х
имплантированных
детей,
и
целесообразности
их
использования.
Определяющим социальным фактором,
влияющим
на
становление
личности,
является
семья.
Главное
условие
развития
взаимодействия
с
семьей
-
общение в системе «педагог-ребенок-семья».
К л ю ч е в ы е
с л о в а . Коммуникативные
умения,
взаимодействия
детского
сада
с
семьёй,
кохлеарно
имплантированные дети, принципы организации работы,
вовлечение
родителей
в
единое
пространство,
направления работы с родителями, формы партнерского
взаимодействия с семьей,
педагог – ребёнок – семья.
Проблема взаимодействия детского сада с семьёй по
развитию
коммуникативных
умений
всегда
была
актуальной.
Актуальна,
потому,
что
большинство
родителей,
в
настоящей
время
не
имеют
возможности
уделять достаточно времени общению со своим ребёнком и
не замечают, что дети испытывают серьезные трудности в
общении
с
окружающими.
В
связи
с
этим
и
культура
семейного общения постепенно сужается, что не может не
сказываться на качестве детско-родительских отношений и,
соответственно,
на
развитии
ребёнка.
Поэтому
задача
педагогов донести эту информацию до родителей, научить
родителей
как
правильно
общаться
с
кохле арно
имплантированными детьми, на что обращать внимание, а
также
помочь
ребенку
вступить
в
сложный
мир
взаимоотношений и адаптироваться в нем.
У кохлеарно
имплантированных
детей
заметно
ограничены
возможности
спонтанного
формирования
коммуникативных умений и навыков, это обусловлено тем,
что дети не имеют слухового опыта, не умеют слышать и
слушать.
Поэтому
процесс
коммуникативного
развития
имплантированных
детей
должен
осуществляться
в
специально организованной среде, которую может создать
взаимосвязанная
работа
специалистов,
воспитателей
детского сада и родителей.
Свою работу с детьми мы начинаем с развития
довербальных навыков - предшественников языка - контакт
«глаза в глаза», совместный взгляд (внимание) ребенка и
взрослого на предмет, умение соблюдать очередность при
общении, устанавливать связь между звуком и действием.
Подход
к
такому
ребенку
аналогичен
естественному
поведению матери со слышащим ребенком. Надо следовать
за его взглядом и комментировать то, на что он смотрит,
даже если сначала он не понимает.
Мы стремимся убедить родителей в том, что именно их
роль
в
речевом
развитии,
развитии
коммуникативных
умений
значима,
что
все
усилия
без
их
помощи
будут
недостаточными, а иногда и вовсе безрезультатными.
Что
развитие
коммуникативных
умений
у
ребенка
с
кохлеарной имплантации будет приносить максимальную
пользу для ребенка только, если:
- КИ хорошо работает и ребенка постоянно его носит;
- КИ правильно настроен;
- в процесс вовлечены все люди, заботящиеся о ребенке:
родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, сверстники,
педагоги.
- происходит в естественных условиях, дома, на улице, в.
гостях
и
пр.
В
этих
ситуациях
слуховое
развитие
происходит
естественно,
непроизвольно,
интегрально.
Здесь
ведущая
роль
принадлежит
родителям
и
то,
как
активно
они
будут
участвовать
в
этом
проце ссе.
- во время целенаправленных занятий с сурдопедагогом,
воспитателями,
психологом,
логопедом,
музыкальным
руководителем
и
родителями.
Эти
занятия
позволяют
быстрее
развить
навыки,
которые
хуже
развиваются
в
естественных ситуациях.
Использую следующие принципы при организации работы в
рамках новых форм взаимодействия с семьей:
1.Информационная
открытость
детского
сада
для
семьи (каждому родителю обеспечивается возможность
знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
2.Доброжелательный
стиль
общения
педагогов
с
родителями.
Позитивный
настрой
на
общение
является
прочным
фундаментом,
на
котором
строится
вся
работа
педагогов
группы
с
родителями.
Педагог
общается
с
родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким
будет отношение семьи к детскому саду в целом.
3.Индивидуальный
подход.
П е д а г о г,
о б щ а я с ь
с
родителями,
должен
чувствовать
ситуацию,
настроение
родителей. Необходимо педагогическое умение воспитателя
успокоить родителя, предложить пути выхода из той или
иной ситуации.
4.Сотрудничество,
а
не
наставничество. Позиция
наставления и пропаганды педагогических знаний сегодня
вряд
ли
принесет
положительные
результаты.
Гораздо
эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и
поддержки
семьи
в
сложных
педагогических
ситуациях,
демонстрация заинтересованности педагога разобраться в
проблемах семьи и искреннее желание помочь.
5.Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться
в режиме развития, а не функционирования, представлять
собой
мобильную
систему,
быстро
реагировать
на
изменения
социального
со ст ава
родителей,
и х
образовательные потребности и воспитательные запросы. В
зависимости
от
этого
должны
меняться
формы
и
направления работы детского сада с семьей.
Для
того
чтобы
спланировать
работу
с
родителями,
мы
должны хорошо знать родителей своих воспитанников.
Вовлечение родителей в единое пространство детского
развития осуществляется в трех направлениях:
повышение педагогической культуры родителей;
вовлечение родителей в деятельность группы и ДОУ;
совместная работа в организованной непосредственной
деятельности дошкольников.
С
целью
повышению
родительской
компетентности
в
развитии коммуникативных умений и навыков у детей, в
нашем детском саду используются разные формы и методы
взаимодействия.
Формы партнерского взаимодействия с семьей
I. Индивидуальные:
анкетирование, опросы родителей;
индивидуальные беседы индивидуальные консультации;
экскурсии по группе;
посещение семьи;
мини-встречи во время приема и ухода детей;
II.
Коллективные:
групповые и общие родительские собрания;
коллективные консультации;
анкетирование;
круглый стол;
вечера вопросов и ответов;
дни открытых дверей;
спортивные праздники: «Папа, мама, я — спортивная
семья»
III.
Наглядные и письменные:
информационные стенды (родительские уголки);
выставки детских работ;
папки-передвижки;
памятки;
Прежде чем начать работу с семьей ее необходимо изучить.
Методы изучения семьи следующие:
1.
Наблюдение за общением родителей и детей.
2.
Опросы родителей, беседа с ними.
3.
Посещение семей на дому — домашние визиты.
4.
Анкетирование.
Во
время
знакомства
с
ребёнком
и
семьей
мы
устанавливаем
первичные
контакты,
анализируем
индивидуальные ресурсы и потребности ребёнка, ресурсы
семьи.
В ходе наблюдений и бесед с родителями нам важно
понять,
как
с
ребёнком
общаются
дома
(и
в
приёмной
группы), чем ребёнок любит заниматься, а чем не любит,
чем чаще всего занимаются с ребёнком мама, папа, бабушки
и дедушки, братья и сёстры. На этом этапе, мы можем,
первично предположить
какими средствами и формами
общения с ребёнком владеет взрослый, соответствуют ли
они
уровню
психофизического
развития
ребёнка,
его
потребностям,
насколько
взрослый
чувствителен
к
коммуникативным сигналам ребёнка.
Есть ли у взрослого в
данный момент потребность и ресурсы для коммуникации с
ребёнком,
стремится
ли
взрослый
создавать
ситуацию
совместной
деятельности,
каковы
коммуникативные
потребности
ребёнка,
у
кого
в
семье
есть
реальная
возможность активного участия в повседневной жизни и
развитии ребёнка.
В
дальнейшем,
с
родителями
планируем
и
проводим
консультации, в ходе которых для родителей уточняется
информация о возрастных формах, способах и средствах
общения, определяются конкретные задачи и направления
работы
по
развитию
коммуникативно-речевых
умений,
навыков
социального
взаимодействия.
В
течение
всего
консультативного периода на личном уровне обогащается и
систематизируется коммуникативный, педагогический опыт
родителей и других членов семьи, участвующих в жизни
ребёнка.
Планируем занятия, помогающие родителям освоить
способы
и
приемы
развития
у
ребёнка
умения
концентрироваться
на
прикосновениях
взрослого,
на
его
лице,
на
предъявляемых
взрослым
предметах,
звуках,
движениях.
Обращаем
внимание
на
формирование
у
ребёнка умения соблюдать очерёдность, развитие навыков
подражания,
обучение
действиям
с
предмет ами,
формирование
делового
сотрудничества
с
взрослым,
игровых навыков, развитие понимания простых жестов и
обращенной
речи,
обучение
использованию
этих
жестов
для
коммуникации
(сообщать
о
своих
потребностях,
отказываться, просить, спрашивать, здороваться, прощаться
и др.).
Свою работу по развитию коммуникативных умений, я
провожу
не
только
на
занятиях,
а
большую
часть
вне
занятий – это режимные моменты, самообслуживание, труд
в
природе,
на
прогулке,
хозяйственно
–
бытовой
труд,
игры.
Игры и упражнения, направленны на знакомство детей
друг
с
другом,
создание
положительных
эмоций,
на
развитие коммуникативных умений, способностей. Так же
для
снятия
напряжения,
усталости
использую
в
своей
работе
пластические
упражнения
(физкультминутки),
упражнения на мимику, жесты.
Например, игры:
«Доброе утро».
Каждый ребенок получает возможность поприветствовать
детей группы, воспитателя,
и рассказать, какое у него
настроение. Это пробуждает у детей интерес, стимулирует
их
готовность
прислушиваться
друг
к
другу
и
самое
главное, дарит им возможность почувствовать себя в центре
внимания.
«Кто Я? »
Цель: Развивать у ребенка внимание к самому себе.
Воспитатель задает вопрос, а дети по очереди стараются
ответить на вопрос «Кто я? ». Каждое предложение должно
начинаться с местоимения «Я»
(я Рахим, я мальчик, я хороший, я веселый, я люблю играть)
и т. д.
Учитывая,
большую
загруженность
родителей,
накопленную к концу дня усталость, советую «играть на
кухне».
Предлагаю
игровые
упражнения
на
развитие
мелкой моторики рук (помогите маме перебрать горох, рис).
Я считаю, что игра и игровые упражнения являются для
ребёнка
мотивом
в
преодолении
речевых
нарушений,
преодолении страха, скованности. Игра приносит ребёнку
радо сть,
развивает
его
психиче ские
п р о ц е с с ы ,
двигательную активность.
Нам очень важно увидеть то, как ребёнок усваивает
практический смысл процесса коммуникации, как взрослый
чувствует и понимает коммуникативные сигналы ребёнка,
как меняет своё коммуникативное поведение в соответствии
с коммуникативным поведением ребёнка, и необходима ли
д о п о л н и т е л ь н а я
п о д д е р ж к а
в
ф о р м и р о в а н и и
взаимодействия, диалога «взрослый-ребёнок».
Постепенно родители убеждаются, что их активное
участие в жизни детского сада важно, т.к. это важно для их
собственных детей. Что это влечёт за собой благотворное
развитие
коммуникативных
умений
общения
и
прослеживается взаимосвязь «педагог – ребёнок – семья».
Список литературы.
1. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков
общения с взрослыми и сверстниками / Л.М Шипицына и
др.. СПб.: Детство-Пресс, 2012.
2.
Бабунова
Т.М.
Дошкольная
педагогика
–
педагогика
развития. Магнитогорск, 2010.
3.
Корепанова
М.В.,
Харлампова
Е.В.
Познаю
себя.
Методические
рекомендации
к
программе
социально-
личностного
развития
детей
дошкольного
возраста.
М.,
2011.
4.
Меренков
А.В.
Родители
и
педагоги:
растим
ребенка
вместе
/
А.В.
Меренков.
-
Екатеринбург:
Изд-во
Дома
учителя, 2010.
5. От рождения до школы. Основная общеобразовательная
программа
дошкольного
образования.
/
Под
ред.
Н.Е.
Вераксы,
Т.С.
Комаровой,
М.А.
Васильевой.
-
М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
6. Петрущенко Н.А. Детский сад и семья - взаимодействие
и
сотрудничество
/
Н.А.
Петрущенко,
Н.Е.
Зенченко
//
Воспитатель ДОУ. - 2013.