Напоминание

Взаимодействие семьи и детского сада по развитию коммуникативных умений детей с КИ


Автор: Бобанова Светлана Валерьевна
Должность: педагог дошкольного образования
Учебное заведение: КОУ"НШООВЗ №1"
Населённый пункт: г.Нижневартовск
Наименование материала: Статья
Тема: Взаимодействие семьи и детского сада по развитию коммуникативных умений детей с КИ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Светлана Валерьевна Бобанова,

высшая квалификационная категория, воспитатель

КОУ «Нижневартовская школа для детей с ограниченными

возможностями здоровья №1»

г. Нижневартовск

Взаимодействие семьи и детского сада по

развитию

коммуникативных умений (детей с КИ).

Аннотация.

В

данной

статье

рассматриваются

принципы,

направления,

формы

организации

работы,

м е т о д ы

в з а и м о д е й с т в и я

с

с ем ь е й

и м е ю щ и х

имплантированных

детей,

и

целесообразности

их

использования.

Определяющим социальным фактором,

влияющим

на

становление

личности,

является

семья.

Главное

условие

развития

взаимодействия

с

семьей

-

общение в системе «педагог-ребенок-семья».

К л ю ч е в ы е

с л о в а . Коммуникативные

умения,

взаимодействия

детского

сада

с

семьёй,

кохлеарно

имплантированные дети, принципы организации работы,

вовлечение

родителей

в

единое

пространство,

направления работы с родителями, формы партнерского

взаимодействия с семьей,

педагог – ребёнок – семья.

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй по

развитию

коммуникативных

умений

всегда

была

актуальной.

Актуальна,

потому,

что

большинство

родителей,

в

настоящей

время

не

имеют

возможности

уделять достаточно времени общению со своим ребёнком и

не замечают, что дети испытывают серьезные трудности в

общении

с

окружающими.

В

связи

с

этим

и

культура

семейного общения постепенно сужается, что не может не

сказываться на качестве детско-родительских отношений и,

соответственно,

на

развитии

ребёнка.

Поэтому

задача

педагогов донести эту информацию до родителей, научить

родителей

как

правильно

общаться

с

кохле арно

имплантированными детьми, на что обращать внимание, а

также

помочь

ребенку

вступить

в

сложный

мир

взаимоотношений и адаптироваться в нем.

У кохлеарно

имплантированных

детей

заметно

ограничены

возможности

спонтанного

формирования

коммуникативных умений и навыков, это обусловлено тем,

что дети не имеют слухового опыта, не умеют слышать и

слушать.

Поэтому

процесс

коммуникативного

развития

имплантированных

детей

должен

осуществляться

в

специально организованной среде, которую может создать

взаимосвязанная

работа

специалистов,

воспитателей

детского сада и родителей.

Свою работу с детьми мы начинаем с развития

довербальных навыков - предшественников языка - контакт

«глаза в глаза», совместный взгляд (внимание) ребенка и

взрослого на предмет, умение соблюдать очередность при

общении, устанавливать связь между звуком и действием.

Подход

к

такому

ребенку

аналогичен

естественному

поведению матери со слышащим ребенком. Надо следовать

за его взглядом и комментировать то, на что он смотрит,

даже если сначала он не понимает.

Мы стремимся убедить родителей в том, что именно их

роль

в

речевом

развитии,

развитии

коммуникативных

умений

значима,

что

все

усилия

без

их

помощи

будут

недостаточными, а иногда и вовсе безрезультатными.

Что

развитие

коммуникативных

умений

у

ребенка

с

кохлеарной имплантации будет приносить максимальную

пользу для ребенка только, если:

- КИ хорошо работает и ребенка постоянно его носит;

- КИ правильно настроен;

- в процесс вовлечены все люди, заботящиеся о ребенке:

родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, сверстники,

педагоги.

- происходит в естественных условиях, дома, на улице, в.

гостях

и

пр.

В

этих

ситуациях

слуховое

развитие

происходит

естественно,

непроизвольно,

интегрально.

Здесь

ведущая

роль

принадлежит

родителям

и

то,

как

активно

они

будут

участвовать

в

этом

проце ссе.

- во время целенаправленных занятий с сурдопедагогом,

воспитателями,

психологом,

логопедом,

музыкальным

руководителем

и

родителями.

Эти

занятия

позволяют

быстрее

развить

навыки,

которые

хуже

развиваются

в

естественных ситуациях.

Использую следующие принципы при организации работы в

рамках новых форм взаимодействия с семьей:

1.Информационная

открытость

детского

сада

для

семьи (каждому родителю обеспечивается возможность

знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

2.Доброжелательный

стиль

общения

педагогов

с

родителями.

Позитивный

настрой

на

общение

является

прочным

фундаментом,

на

котором

строится

вся

работа

педагогов

группы

с

родителями.

Педагог

общается

с

родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким

будет отношение семьи к детскому саду в целом.

3.Индивидуальный

подход.

П е д а г о г,

о б щ а я с ь

с

родителями,

должен

чувствовать

ситуацию,

настроение

родителей. Необходимо педагогическое умение воспитателя

успокоить родителя, предложить пути выхода из той или

иной ситуации.

4.Сотрудничество,

а

не

наставничество. Позиция

наставления и пропаганды педагогических знаний сегодня

вряд

ли

принесет

положительные

результаты.

Гораздо

эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и

поддержки

семьи

в

сложных

педагогических

ситуациях,

демонстрация заинтересованности педагога разобраться в

проблемах семьи и искреннее желание помочь.

5.Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться

в режиме развития, а не функционирования, представлять

собой

мобильную

систему,

быстро

реагировать

на

изменения

социального

со ст ава

родителей,

и х

образовательные потребности и воспитательные запросы. В

зависимости

от

этого

должны

меняться

формы

и

направления работы детского сада с семьей.

Для

того

чтобы

спланировать

работу

с

родителями,

мы

должны хорошо знать родителей своих воспитанников.

Вовлечение родителей в единое пространство детского

развития осуществляется в трех направлениях:

повышение педагогической культуры родителей;

вовлечение родителей в деятельность группы и ДОУ;

совместная работа в организованной непосредственной

деятельности дошкольников.

С

целью

повышению

родительской

компетентности

в

развитии коммуникативных умений и навыков у детей, в

нашем детском саду используются разные формы и методы

взаимодействия.

Формы партнерского взаимодействия с семьей

I. Индивидуальные:

анкетирование, опросы родителей;

индивидуальные беседы индивидуальные консультации;

экскурсии по группе;

посещение семьи;

мини-встречи во время приема и ухода детей;

II.

Коллективные:

групповые и общие родительские собрания;

коллективные консультации;

анкетирование;

круглый стол;

вечера вопросов и ответов;

дни открытых дверей;

спортивные праздники: «Папа, мама, я — спортивная

семья»

III.

Наглядные и письменные:

информационные стенды (родительские уголки);

выставки детских работ;

папки-передвижки;

памятки;

Прежде чем начать работу с семьей ее необходимо изучить.

Методы изучения семьи следующие:

1.

Наблюдение за общением родителей и детей.

2.

Опросы родителей, беседа с ними.

3.

Посещение семей на дому — домашние визиты.

4.

Анкетирование.

Во

время

знакомства

с

ребёнком

и

семьей

мы

устанавливаем

первичные

контакты,

анализируем

индивидуальные ресурсы и потребности ребёнка, ресурсы

семьи.

В ходе наблюдений и бесед с родителями нам важно

понять,

как

с

ребёнком

общаются

дома

в

приёмной

группы), чем ребёнок любит заниматься, а чем не любит,

чем чаще всего занимаются с ребёнком мама, папа, бабушки

и дедушки, братья и сёстры. На этом этапе, мы можем,

первично предположить

какими средствами и формами

общения с ребёнком владеет взрослый, соответствуют ли

они

уровню

психофизического

развития

ребёнка,

его

потребностям,

насколько

взрослый

чувствителен

к

коммуникативным сигналам ребёнка.

Есть ли у взрослого в

данный момент потребность и ресурсы для коммуникации с

ребёнком,

стремится

ли

взрослый

создавать

ситуацию

совместной

деятельности,

каковы

коммуникативные

потребности

ребёнка,

у

кого

в

семье

есть

реальная

возможность активного участия в повседневной жизни и

развитии ребёнка.

В

дальнейшем,

с

родителями

планируем

и

проводим

консультации, в ходе которых для родителей уточняется

информация о возрастных формах, способах и средствах

общения, определяются конкретные задачи и направления

работы

по

развитию

коммуникативно-речевых

умений,

навыков

социального

взаимодействия.

В

течение

всего

консультативного периода на личном уровне обогащается и

систематизируется коммуникативный, педагогический опыт

родителей и других членов семьи, участвующих в жизни

ребёнка.

Планируем занятия, помогающие родителям освоить

способы

и

приемы

развития

у

ребёнка

умения

концентрироваться

на

прикосновениях

взрослого,

на

его

лице,

на

предъявляемых

взрослым

предметах,

звуках,

движениях.

Обращаем

внимание

на

формирование

у

ребёнка умения соблюдать очерёдность, развитие навыков

подражания,

обучение

действиям

с

предмет ами,

формирование

делового

сотрудничества

с

взрослым,

игровых навыков, развитие понимания простых жестов и

обращенной

речи,

обучение

использованию

этих

жестов

для

коммуникации

(сообщать

о

своих

потребностях,

отказываться, просить, спрашивать, здороваться, прощаться

и др.).

Свою работу по развитию коммуникативных умений, я

провожу

не

только

на

занятиях,

а

большую

часть

вне

занятий – это режимные моменты, самообслуживание, труд

в

природе,

на

прогулке,

хозяйственно

бытовой

труд,

игры.

Игры и упражнения, направленны на знакомство детей

друг

с

другом,

создание

положительных

эмоций,

на

развитие коммуникативных умений, способностей. Так же

для

снятия

напряжения,

усталости

использую

в

своей

работе

пластические

упражнения

(физкультминутки),

упражнения на мимику, жесты.

Например, игры:

«Доброе утро».

Каждый ребенок получает возможность поприветствовать

детей группы, воспитателя,

и рассказать, какое у него

настроение. Это пробуждает у детей интерес, стимулирует

их

готовность

прислушиваться

друг

к

другу

и

самое

главное, дарит им возможность почувствовать себя в центре

внимания.

«Кто Я? »

Цель: Развивать у ребенка внимание к самому себе.

Воспитатель задает вопрос, а дети по очереди стараются

ответить на вопрос «Кто я? ». Каждое предложение должно

начинаться с местоимения «Я»

(я Рахим, я мальчик, я хороший, я веселый, я люблю играть)

и т. д.

Учитывая,

большую

загруженность

родителей,

накопленную к концу дня усталость, советую «играть на

кухне».

Предлагаю

игровые

упражнения

на

развитие

мелкой моторики рук (помогите маме перебрать горох, рис).

Я считаю, что игра и игровые упражнения являются для

ребёнка

мотивом

в

преодолении

речевых

нарушений,

преодолении страха, скованности. Игра приносит ребёнку

радо сть,

развивает

его

психиче ские

п р о ц е с с ы ,

двигательную активность.

Нам очень важно увидеть то, как ребёнок усваивает

практический смысл процесса коммуникации, как взрослый

чувствует и понимает коммуникативные сигналы ребёнка,

как меняет своё коммуникативное поведение в соответствии

с коммуникативным поведением ребёнка, и необходима ли

д о п о л н и т е л ь н а я

п о д д е р ж к а

в

ф о р м и р о в а н и и

взаимодействия, диалога «взрослый-ребёнок».

Постепенно родители убеждаются, что их активное

участие в жизни детского сада важно, т.к. это важно для их

собственных детей. Что это влечёт за собой благотворное

развитие

коммуникативных

умений

общения

и

прослеживается взаимосвязь «педагог – ребёнок – семья».

Список литературы.

1. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков

общения с взрослыми и сверстниками / Л.М Шипицына и

др.. СПб.: Детство-Пресс, 2012.

2.

Бабунова

Т.М.

Дошкольная

педагогика

педагогика

развития. Магнитогорск, 2010.

3.

Корепанова

М.В.,

Харлампова

Е.В.

Познаю

себя.

Методические

рекомендации

к

программе

социально-

личностного

развития

детей

дошкольного

возраста.

М.,

2011.

4.

Меренков

А.В.

Родители

и

педагоги:

растим

ребенка

вместе

/

А.В.

Меренков.

-

Екатеринбург:

Изд-во

Дома

учителя, 2010.

5. От рождения до школы. Основная общеобразовательная

программа

дошкольного

образования.

/

Под

ред.

Н.Е.

Вераксы,

Т.С.

Комаровой,

М.А.

Васильевой.

-

М.:

МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

6. Петрущенко Н.А. Детский сад и семья - взаимодействие

и

сотрудничество

/

Н.А.

Петрущенко,

Н.Е.

Зенченко

//

Воспитатель ДОУ. - 2013.



В раздел образования