Напоминание

"Инклюзивное образование в ДОУ"


Автор: Фаустова Наталья Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Новоаганский детский сад комбинированного вида Снежинка"
Населённый пункт: г.п Новоаганск Нижневартовский район ХМАО – Югра
Наименование материала: статья
Тема: "Инклюзивное образование в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Инклюзивное образование в ДОУ»

Инклюзивное образование–это процесс развития общего образования, который

обеспечивает доступ к обучению для всех, в том числе и для учащихся с ОВЗ.

Представленное направление является самым активно развивающимся в учебно –

воспитательной практике и позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья

получить более качественное образование и комфортнее адаптироваться к социуму.

Основными недостатками этого процесса выступает неприспособленность

образовательной среды к условиям пребывания детей, то есть ребенок с ОВЗ должен быть

достаточно подготовлен в познавательном и личностном развитии, поэтому, для

облегчения процесса инклюзивного образования предполагается введение системы

коррекционно – развивающей и психолого –педагогической помощи ребенку с ОВЗ

Основные принципы инклюзивного образования

1.все дети имеют право посещать дошкольное учреждение -это не зависит от

особенностей ребенка или предпочтений педагогов;

2.система должна адаптироваться к потребностям ребенка, а не наоборот;

3.образовательная среда должна быть физически доступной и позитивной, дружелюбной

по отношению

к различным группам детей;

4.местное сообщество должно участвовать в решении всех вопросов, связанных с

инклюзией;

5.детский сад, семья, ребенок и общество несут совместную ответственность за решение

проблем, и проблемы должны решаться с учетом социальной модели.

Инклюзивное образование, если оно основано на правильных принципах, помогает

предотвратить дискриминацию в отношении детей, и поддерживает детей с особыми

потребностями в их праве быть равноправными членами своих сообществ и общества в

целом.

Дошкольное учреждение комбинированного типа, один из тех видов организаций которое

позволяет более успешно организовывать процесс включения детей с ограниченными

возможностями здоровья в коллектив здоровых сверстников.

Именно в дошкольных организациях ком бинированного типа имеется возможность

обеспечить всех детей, несколько выделяя из общей массы категорию особенных,

различными видами комплексной помощи, в рамки которой входит и квалифицированная

медицинская помощь, психолого-педагогическая поддержка, коррекционное воздействие и

многие другие структурные единицы воспитательно-образовательного процесса.

В дошкольных организациях комбинированного типа у детей с особыми

образовательными потребностями имеется возможность в разнообразных видах

деятельности, будь то групповые виды работы (режимные моменты, занятия, прогулки)

или межгрупповые (экскурсии, праздники, театр) находиться среди своих сверстников,

общаться с ними, видеть достижения других детей, стремиться увеличить свои.

Одним из важнейших плюсов в процессе инклюзивного образования в дошкольных

организациях комбинированного типа является решение важной проблемы, связанной с

воспитанием, как у детей, так и у родителей терпимого отношения к «особым» детям,

уважения к ним, внимательного отношения к их проблемам.

В дошкольных организациях образования комбинированного типа создаётся возможность

обеспечения раннего выявления отклонений в развитии и осуществления ранней

коррекционной помощи. Это доступно благодаря наличию необходимых специалистов и

активной работы психолого - медико-педагогического консилиума, которые постоянно

проводят диагностику уровня развития детей. Каждый ребенок, имеющий проблемы в

развитии, может достигнуть значительных успехов, если ему будут обеспечены

комплексная диагностика, профилактическая и коррекционно-педагогическая помощь при

адекватном обучении и воспитании. Чем раньше начинается работа по сопровождению,

тем она эффективнее. Своевременно оказанная адекватная помощь может изменить судьбу

ребенка даже при серьезных врожденных нарушениях психофизического развития.

Важным является и то, что вся развивающая среда дошкольной организации

образования комбинированного типа направлена на развитие обычных детей и на

коррекцию и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. Так, например,

наличие во всех группах разнообразных зон и уголков, в которых присутствуют различные

пособия, игры, выполняющие необходимые функции для различных категорий детей.

Возможность использования различных помещений детского сада для работы с детьми,

направленной как на развитие, так и на коррекцию. Вариативность развивающей среды

дошкольной организации образования комбинированного типа позволяет решать

разнообразные вопросы общеразвивающего и коррекционно-педагогического процессов

Дошкольная организация выполняет не только образовательные функции, но и является

основной сферой жизнедеятельности ребенка. Через уважение и принятие

индивидуальности каждого из них происходит формирование личности, имеющей свою

собственную образовательную траекторию. Вместе с тем, воспитанники в детском саду

находятся в коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать

взаимоотношения, совместно с педагогом творчески решать образовательные проблемы.

Можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование расширяет личностные

возможности всех детей, помогает выработать такие качества, как гуманность,

толерантность, готовность к помощи. Инклюзивное образование является принципиально

новой системой, где воспитанники и педагоги работают над общей целью – доступным и

качественным образованием для всех без исключения детей.



В раздел образования