Автор: Фаустова Наталья Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Новоаганский детский сад комбинированного вида Снежинка"
Населённый пункт: г.п Новоаганск Нижневартовский район ХМАО – Югра
Наименование материала: статья
Тема: "Инклюзивное образование в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
«Инклюзивное образование в ДОУ»
Инклюзивное образование–это процесс развития общего образования, который
обеспечивает доступ к обучению для всех, в том числе и для учащихся с ОВЗ.
Представленное направление является самым активно развивающимся в учебно –
воспитательной практике и позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья
получить более качественное образование и комфортнее адаптироваться к социуму.
Основными недостатками этого процесса выступает неприспособленность
образовательной среды к условиям пребывания детей, то есть ребенок с ОВЗ должен быть
достаточно подготовлен в познавательном и личностном развитии, поэтому, для
облегчения процесса инклюзивного образования предполагается введение системы
коррекционно – развивающей и психолого –педагогической помощи ребенку с ОВЗ
Основные принципы инклюзивного образования
1.все дети имеют право посещать дошкольное учреждение -это не зависит от
особенностей ребенка или предпочтений педагогов;
2.система должна адаптироваться к потребностям ребенка, а не наоборот;
3.образовательная среда должна быть физически доступной и позитивной, дружелюбной
по отношению
к различным группам детей;
4.местное сообщество должно участвовать в решении всех вопросов, связанных с
инклюзией;
5.детский сад, семья, ребенок и общество несут совместную ответственность за решение
проблем, и проблемы должны решаться с учетом социальной модели.
Инклюзивное образование, если оно основано на правильных принципах, помогает
предотвратить дискриминацию в отношении детей, и поддерживает детей с особыми
потребностями в их праве быть равноправными членами своих сообществ и общества в
целом.
Дошкольное учреждение комбинированного типа, один из тех видов организаций которое
позволяет более успешно организовывать процесс включения детей с ограниченными
возможностями здоровья в коллектив здоровых сверстников.
Именно в дошкольных организациях ком бинированного типа имеется возможность
обеспечить всех детей, несколько выделяя из общей массы категорию особенных,
различными видами комплексной помощи, в рамки которой входит и квалифицированная
медицинская помощь, психолого-педагогическая поддержка, коррекционное воздействие и
многие другие структурные единицы воспитательно-образовательного процесса.
В дошкольных организациях комбинированного типа у детей с особыми
образовательными потребностями имеется возможность в разнообразных видах
деятельности, будь то групповые виды работы (режимные моменты, занятия, прогулки)
или межгрупповые (экскурсии, праздники, театр) находиться среди своих сверстников,
общаться с ними, видеть достижения других детей, стремиться увеличить свои.
Одним из важнейших плюсов в процессе инклюзивного образования в дошкольных
организациях комбинированного типа является решение важной проблемы, связанной с
воспитанием, как у детей, так и у родителей терпимого отношения к «особым» детям,
уважения к ним, внимательного отношения к их проблемам.
В дошкольных организациях образования комбинированного типа создаётся возможность
обеспечения раннего выявления отклонений в развитии и осуществления ранней
коррекционной помощи. Это доступно благодаря наличию необходимых специалистов и
активной работы психолого - медико-педагогического консилиума, которые постоянно
проводят диагностику уровня развития детей. Каждый ребенок, имеющий проблемы в
развитии, может достигнуть значительных успехов, если ему будут обеспечены
комплексная диагностика, профилактическая и коррекционно-педагогическая помощь при
адекватном обучении и воспитании. Чем раньше начинается работа по сопровождению,
тем она эффективнее. Своевременно оказанная адекватная помощь может изменить судьбу
ребенка даже при серьезных врожденных нарушениях психофизического развития.
Важным является и то, что вся развивающая среда дошкольной организации
образования комбинированного типа направлена на развитие обычных детей и на
коррекцию и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. Так, например,
наличие во всех группах разнообразных зон и уголков, в которых присутствуют различные
пособия, игры, выполняющие необходимые функции для различных категорий детей.
Возможность использования различных помещений детского сада для работы с детьми,
направленной как на развитие, так и на коррекцию. Вариативность развивающей среды
дошкольной организации образования комбинированного типа позволяет решать
разнообразные вопросы общеразвивающего и коррекционно-педагогического процессов
Дошкольная организация выполняет не только образовательные функции, но и является
основной сферой жизнедеятельности ребенка. Через уважение и принятие
индивидуальности каждого из них происходит формирование личности, имеющей свою
собственную образовательную траекторию. Вместе с тем, воспитанники в детском саду
находятся в коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать
взаимоотношения, совместно с педагогом творчески решать образовательные проблемы.
Можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование расширяет личностные
возможности всех детей, помогает выработать такие качества, как гуманность,
толерантность, готовность к помощи. Инклюзивное образование является принципиально
новой системой, где воспитанники и педагоги работают над общей целью – доступным и
качественным образованием для всех без исключения детей.