Автор: Соболева Инна Кирилловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДЕТСКИЙ САД № 82 Екатеринбург
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: Статья
Тема: Дидактические и развивающие игры с математическим содержанием с использованием набора психолога "Приоритет"
Раздел: дошкольное образование
Дидактические и развивающие игры с математическим
содержанием с использованием набора психолога «Приоритет»
Дети старшего дошкольного возраста начинают подготовку к школе. Им необходимо
усвоить первые математические навыки. Самым эффективным методом, применяемым для
этих
целей,
служит
игра.
Она
позволяет
сформировать,
уточнить
и
закрепить
представление о числах, счете и элементарных математических действиях.
Воспитали,
которые
использовали
в
своей
работе
набор
психолога
«Приоритет»,
отмечают, что с ним намного проще закрепить у детей необходимые знания. Для игр,
приведенных
ниже,
использовался
модуль
7
«Математические
навыки».
Интенсивно
использовались для счета и элементов игры части других модулей.
«Какой цифры не стало»
Цель игры – закрепление навыков порядкового счета, внимательности, памяти.
Дети делятся на пары. Один ребенок (ведущий) раскладывает по порядку карточки с
цифрами от 1 до 10. Затем второй ребенок закрывает глаза. Далее есть два варианта –
первый (легкий): ведущий забирает одну цифру. Второй игрок, открыв глаза, должен
сказать, какой карточки не хватает. Второй вариант (более сложный): ведущий забирает
одну карточку и перемешивает цифры. Второй игрок должен сложить их опять по порядку
и найти недостающую цифру. Если игрок справился с задачей, он становится ведущим.
«Исправление ошибки»
Цель игры – закрепление навыков счета, и обозначения количества соответствующей
цифрой.
В
игре
используются
счетные
карточки
и
любые
предметы
(можно
использовать
счетные палочки, геометрические фигуры (модуль 2) яркие предметы (модуль 3 «Схожее и
различное») и другие элементы набора психолога «Приоритет»).
Педагог
раскладывает
на
демонстрационной
доске
разные
по
количеству
группы
предметов.
Дети
должны
поставить
к
каждой
группе
счетную
карточку,
на
которой
изображена
цифра,
отражающая
количество
предметов
в
группе.
Затем
участники
отворачиваются, а воспитатель проводит некоторые манипуляции:
Переставляет
карточки
таким
образом,
чтобы
количество
предметов
не
совпадало с цифрой;
Перекладывает
предметы
из
одной
группы
в
другую,
чтобы
опять
получилось несовпадение.
После того, он разрешает детям посмотреть и просит обнаружить ошибку. Интересным
вариантом этапа игры становится перемена мест групп предметов, но при этом сохранение
соответствия числа и цифры. В этом случае дети не должны найти ошибку. Игра очень
увлекательна. Ее темп постепенно нарастает, так как дети быстро усваивают необходимые
навыки.
«Найди соседей»
Цель
игры:
закрепление
понятия
последовательные
числа
и
количественных
соотношений между ними.
В игре используются кубики, на грани которых нанесены цифры, и счетные карточки из
модуля 7 «Математические навыки». Педагог выдает детям набор счетных каточек. Затем
он подбрасывает кубик. Дети должны назвать число, которое выпало на верхней грани.
Затем
они
называет
предыдущую
цифру,
и
находят
ее
каточку
в
наборе,
затем
последующую и также выкладывают карточку рядом.
«Сколько у меня в руке»
Цель игры: закрепить навык составления большего числа из двух меньших.
Воспитатель для этой игры готовит мелкие предметы, которые могут поместится в
кулачке ребенка (можно использовать элементы модулей 7 «Математические навыки» и 6
«Хватательные движения»).
Педагог
отбирает
необходимое
количество
элементов
(например
7).
С
детьми
пересчитывает эти элементы. Затем распределяет эти элементы в две руки, так, чтобы не
видели дети (например 3 в одной руке и 4 в другой). Затем воспитатель предлагает детям
выбрать
руку.
Они
выбирают,
например
левую,
в
которой
спрятано
4
предмета.
Пересчитывают, после чего педагог предлагает детям сказать, сколько предметов у него в
другой руке. Тот участник, который назвал правильное число становится ведущим.
С набором «Приоритет» очень легко использовать как уж известные увлекательные
математические игры, так и создавать свои.