Напоминание

Гражданско-патриотическое воспитание школьников


Автор: Уланова Галина Серафимовна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: КОГОБУ СШ с УИОП пгт Кикнур
Населённый пункт: Кировская область
Наименование материала: Формирование нравственных качеств подростка на основе развития самосознания, самооценки
Тема: Гражданско-патриотическое воспитание школьников
Раздел: среднее образование





Назад




Уланова Галина Серафимовна,

учитель химии, классный руководитель 6 класса

КОГОБУ СШ с УИОП пгт Кикнур

Формирование нравственных качеств подростка

на основе развития самосознания, нравственной самооценки

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк

представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк

представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность… Маленький

индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а

потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает? Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Древняя притча

Подростковый возраст – это особая пора, когда совершается переход от

детства к взрослости. Современный подросток много знает, у него есть свои

любимые занятия, он стремится определить и утвердить свое собственное

отношение

ко

всему,

с

чем

встречается

в

жизни,

-

к

школе,

учебным

предметам, труду, искусству, но прежде всего к окружающим людям, их

поступкам, поведению, требованиям.

В подростковом периоде происходит качественный сдвиг в развитии

самосознания.

У

подростка

начинает

формироваться

позиция

взрослого

человека, которая проявляется чувством взрослости и признанием взрослости

подростка другими людьми. Это означает, что подросток субъективно уже

вступил

в

новые

отношения

с

окружающими

взрослыми,

с

миром

их

ценностей.

Подросток

активно

овладевает

этими

ценностями.

Они

составляют новое содержание его сознания, существуют как цели и мотивы

поведения и деятельности, как требования к себе и другим, как критерии

оценок

и

самооценки.

По

определению

Л.С.Выготского

самосознание

является социальным сознанием, перенесенным внутрь.

Самооценка

отношение

человека

к

своим

спо собно стям,

возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику.

Самооценка – это специальная функция самосознания. Самосознание –

это познание самого себя.

Самосознание

ребенка

возникает

и

развивается

на

основе

такой

практической деятельности ребенка, которая предполагает его собственную

активность и сотрудничество с окружающими людьми, а система воспитания

и образования играет в этом процессе решающую роль.

Возникновение

потребности

в

знании

собственных

особенностей,

интереса к себе и размышлений о себе – характерная особенность детей

подросткового

возраста.

Размышления

подростка

о

себе

имеют

преднамеренный

характер,

расцениваются

им

как

необходимые.

Важный

мотив возникновения у подростка размышлений о себе – его потребность

занимать достойное положение в кругу сверстников и стремление найти

близких друзей.

Большинство

подростков

стараются

одновременно

равняться

на

нескольких человек, т.е. желаемый образ собственной личности создается из

качествнескольких людей: у одного человека мысленно заимствуются одни

качества,

у

другого

другие

или

сходные

с

первыми

и

т.д.

Подростки

равняются на взрослых, ребят старше себя и сверстников, причем сверстники

занимают очень важное место.

Общение

с

товарищами

и

друзьями

очень

значимо

для

развития

у

подростка средств понимания другого человека и себя, для формирования у

него представления о себе. Благодаря участию в обсуждениях формируется

умение выделять, сравнивать и оценивать нравственное содержание, мотивы,

последствия поступков, видеть и осознавать правильность и ошибочность

оценок, суждений, доказательств, как собственных, так и других участников

обсуждения.

Все

это

нужно

для

того,

чтобы

правильно

понять

другого

человека и себя.

Одна из важнейших особенностей подросткового возраста – развитие

нравственного сознания: нравственных представлений, понятий, убеждений,

системы

оценочных

суждений,

которыми

подросток

н ач и н а е т

руководствоваться в поведении. В зависимости от того, какой нравственный

опыт

приобретает

подросток,

какую

нравственную

деятельность

он

осуществляет, будет складываться его личность.

У подростка могут наблюдаться и некоторые нарушения поведения –

акцентуации

характера

это

крайние

варианты

нормы,

при

которых

отдельные черты характера чрезмерно усилены, акцентированы, заметны.

Такое

усиление

отдельных

проявлений

характера

делает

человека

избирательно уязвимым к отдельным психогенным реакциям, сохраняя его

устойчивость к другим.

Подросток стремится к общению, но чувство собственной уникальности

и

боязнь

быть

непонятым

и

осмеянным,

точно

также

как

ощущение

нереализованности

собственных

возможностей,

часто

делают

его

плохим

партнером по диалогу. Волнующее открытие собственного внутреннего мира

обуславливает и ослабление диалога его самосознания к монологу.

Итак,

основными

условиями,

влияющими

на

возникновение

новообразований в психике подростка, в частности, на формирование нового

уровня самосознания, являются прежде всего такие объективные факторы,

как социальные условия жизни подростка, новые требования к его поведению

и

деятельности

в

системе

отношений

со

взрослыми

и

т.д.

При

анализе

причин,

обуславливающих

процесс

становления

личности

подростка,

необходимо

учитывать

и

биологические

(половое

созревание),

и

психологиче ское

(усложнение

форм

абстрактного

мы ш л ен и я,

дифференциация

и

утончение

эмоциональной

сферы,

расширение

сферы

волевой активности и пр.) изменения, без которых трудно понять поведение

подростка во всей его сложности и противоречивости.

Таким образом, процесс развития самосознания подростка протекает на

фоне

совокупности

изменившихся

к

этому

возрасту

биологических

и

психологических

особенностей

в

социальных

условиях,

в

которых

повышаются требования к его личности.

М.М.Боришевский,

исследуя

моральную

саморегуляцию

поведения

подростков, отмечал, что если подросток, обладая устойчивой и адекватной

самооценкой,

находится

в

условиях,

которые

способствуют

нормальному

удовлетворению

его

потребностей

в

самоутверждении,

то

моральная

саморегуляция его поведения проявляется на достаточно высоком уровне. У

подростка

развивается

умение

владеть

своими

эмоциональными

состояниями, контролировать себя. Если подросток с устойчивой, адекватной

самооценкой

попадает

в

такие

условия

общения,

когда

он

постоянно

сталкивается с недооценкой его возможностей, ущемление достоинства, то он

значительно меняет свои поведенческие реакции.

В

соответствии

с

самооценкой

и

самоуважением

осуществляется

саморегуляция поведения. Если самооценка, то есть представления человека

о

самом

себе,

недостаточно

точно

отражает

действительные

свойства

личности,

то

и

поведение

становится

менее

мотивированным

и

целенаправленным;

в

нем

появляется

нервность

(импульсивность).

Такое

явление препятствует оптимальной адаптации человека и может привести к

психологическим конфликтам.

Дети в возрасте 9-10 лет уже могут относительно адекватно оценить

свои

личностные

качества.

Однако

в

своих

самооценках

они

опираются

большей частью на мнение окружающих, а не на самоанализ. Интерес к

своей собственной индивидуальности еще в полной мере не пробудился. Он

появляется

в

11-12

лет,

когда

начинают

осознаваться

и

фиксироваться

фрагментарные «образы Я», тесно связанные с различными конкретными

ситуациями.

Эти

образы

нередко

могут

быть

противоречивы

и

не

дают

ребенку целостного представления о самом себе. В 13 лет формируется

тенденция

к

выявлению

более

общих

личностных

качеств,

которые

не

обязательно оцениваются подростком в рамках конкретной ситуации, а уже

осознаются как свои особенности, индивидуальность, нечто свойственное

только ему. «Образ Я» становится практически целостным, но отличается

схематичностью,

так

как

затрагивает

преимущественно

физические

и

наиболее

элементарные

психические

свойства

подростка.

В

14

лет

самосознание поднимается на новую ступень, когда подростки уже могут

оценить в себе личностные качества абстрактного уровня (темперамент, воля,

моральные качества и др.), «образ Я» становится более обобщенным. В 15-17

лет

представления

о

себе

охватывают

уже

все

стороны

собственной

личности,

во

всей

их

многогранности

и

единстве,

суждения

о

себе

совершенствуются,

подвергаются

самокритике,

самооценка

становится

наиболее

точной.

Об

этом

можно

судить

по

значениям

адекватности

самооценки, возрастная динамика которой выглядит следующим образом: 11-

12 лет – 0,53; 13 лет – 0,63; 14 лет – 0,68; 15-17 лет – 0,75. То есть в конце

подросткового периода представления подростка о себе в среднем на 75%

совпадают с мнением о нем опытных педагогов, а это говорит о достаточно

высокой адекватности «образа Я» свойствам конкретной личности. Мы с

ребятами учимся оценивать самих себя, выполняем специальные задания,

которые

помогают

разобраться

в

самих

себе.

Опираясь

на

известные

методики,

в

пятом

классе

определяли

уровень

самооценки.

Результаты

следующие: у одного из девятнадцати человек самооценка завышенная, у

одного заниженная, у остальных – правильная. При проведении вербальной

диагностики самооценки личности результаты оказались такими же.

Сопоставление

величины

адекватности

самооценки

с

характером

поведения подростков убедительно указывает на то, что чем ниже уровень

самосознания,

тем

чаще

возникают

импульсивные

действия,

острые

и

затяжные

психогенные

реакции,

возникает

патологическое

формирование

личности с девиантными формами поведения. Исследования адекватности

самооценки

у

подростков

с

патологическим

формированием

личности

показывают, что ее значения в интервале 13-17 лет стабильны и в среднем

составляют

0,60

усл.

единицы.

Это

означает,

что

у

них

развитие

самосознания как бы приостанавливается на уровне младшего подросткового

возраста,

сохраняя

присущую

этому

возрасту

схематичность

и

фрагментарность. Понятно, что оптимальнаясаморегуляция поведения при

этом

невозможна.

Действия

такого

подростка

представляют

строго

ограниченный набор реакций (весьма незначительный), который не может

способствовать

успешной

адаптации

в

условиях

динамично

меняющихся

воздействий микросоциума.

Для

того,

чтобы

успешно

способствовать

повышению

уровня

самосознания подростка, принимаем следующие меры:

-

стараемся

сохранять

доверительные

отношения

с

ребятами,

основанные на уважении и душевной теплоте;

- продолжаем приобщать к труду, искусству;

- проводим беседы на темы: «Расскажи мне обо мне», «Познай самого

себя», «Конфликты и способы их разрешения»

Проблема самосознания является актуальной в современном мире. Даже

частичное ее решение послужит нравственному оздоровлению общества и

создаст условия для выражения духовных стремлений отдельной личности.

Для

этого

формирование

самосознания

должно

стать

составной

и

неотъемлемой частью воспитательного процесса в целом, в условиях тесного

взаимодействия сотрудников школы с родителями.



В раздел образования