Автор: Уланова Галина Серафимовна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: КОГОБУ СШ с УИОП пгт Кикнур
Населённый пункт: Кировская область
Наименование материала: Формирование нравственных качеств подростка на основе развития самосознания, самооценки
Тема: Гражданско-патриотическое воспитание школьников
Раздел: среднее образование
Уланова Галина Серафимовна,
учитель химии, классный руководитель 6 класса
КОГОБУ СШ с УИОП пгт Кикнур
Формирование нравственных качеств подростка
на основе развития самосознания, нравственной самооценки
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк
представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк
представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность… Маленький
индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а
потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает? Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Древняя притча
Подростковый возраст – это особая пора, когда совершается переход от
детства к взрослости. Современный подросток много знает, у него есть свои
любимые занятия, он стремится определить и утвердить свое собственное
отношение
ко
всему,
с
чем
встречается
в
жизни,
-
к
школе,
учебным
предметам, труду, искусству, но прежде всего к окружающим людям, их
поступкам, поведению, требованиям.
В подростковом периоде происходит качественный сдвиг в развитии
самосознания.
У
подростка
начинает
формироваться
позиция
взрослого
человека, которая проявляется чувством взрослости и признанием взрослости
подростка другими людьми. Это означает, что подросток субъективно уже
вступил
в
новые
отношения
с
окружающими
взрослыми,
с
миром
их
ценностей.
Подросток
активно
овладевает
этими
ценностями.
Они
составляют новое содержание его сознания, существуют как цели и мотивы
поведения и деятельности, как требования к себе и другим, как критерии
оценок
и
самооценки.
По
определению
Л.С.Выготского
самосознание
является социальным сознанием, перенесенным внутрь.
Самооценка
–
отношение
человека
к
своим
спо собно стям,
возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику.
Самооценка – это специальная функция самосознания. Самосознание –
это познание самого себя.
Самосознание
ребенка
возникает
и
развивается
на
основе
такой
практической деятельности ребенка, которая предполагает его собственную
активность и сотрудничество с окружающими людьми, а система воспитания
и образования играет в этом процессе решающую роль.
Возникновение
потребности
в
знании
собственных
особенностей,
интереса к себе и размышлений о себе – характерная особенность детей
подросткового
возраста.
Размышления
подростка
о
себе
имеют
преднамеренный
характер,
расцениваются
им
как
необходимые.
Важный
мотив возникновения у подростка размышлений о себе – его потребность
занимать достойное положение в кругу сверстников и стремление найти
близких друзей.
Большинство
подростков
стараются
одновременно
равняться
на
нескольких человек, т.е. желаемый образ собственной личности создается из
качествнескольких людей: у одного человека мысленно заимствуются одни
качества,
у
другого
–
другие
или
сходные
с
первыми
и
т.д.
Подростки
равняются на взрослых, ребят старше себя и сверстников, причем сверстники
занимают очень важное место.
Общение
с
товарищами
и
друзьями
очень
значимо
для
развития
у
подростка средств понимания другого человека и себя, для формирования у
него представления о себе. Благодаря участию в обсуждениях формируется
умение выделять, сравнивать и оценивать нравственное содержание, мотивы,
последствия поступков, видеть и осознавать правильность и ошибочность
оценок, суждений, доказательств, как собственных, так и других участников
обсуждения.
Все
это
нужно
для
того,
чтобы
правильно
понять
другого
человека и себя.
Одна из важнейших особенностей подросткового возраста – развитие
нравственного сознания: нравственных представлений, понятий, убеждений,
системы
оценочных
суждений,
которыми
подросток
н ач и н а е т
руководствоваться в поведении. В зависимости от того, какой нравственный
опыт
приобретает
подросток,
какую
нравственную
деятельность
он
осуществляет, будет складываться его личность.
У подростка могут наблюдаться и некоторые нарушения поведения –
акцентуации
характера
–
это
крайние
варианты
нормы,
при
которых
отдельные черты характера чрезмерно усилены, акцентированы, заметны.
Такое
усиление
отдельных
проявлений
характера
делает
человека
избирательно уязвимым к отдельным психогенным реакциям, сохраняя его
устойчивость к другим.
Подросток стремится к общению, но чувство собственной уникальности
и
боязнь
быть
непонятым
и
осмеянным,
точно
также
как
ощущение
нереализованности
собственных
возможностей,
часто
делают
его
плохим
партнером по диалогу. Волнующее открытие собственного внутреннего мира
обуславливает и ослабление диалога его самосознания к монологу.
Итак,
основными
условиями,
влияющими
на
возникновение
новообразований в психике подростка, в частности, на формирование нового
уровня самосознания, являются прежде всего такие объективные факторы,
как социальные условия жизни подростка, новые требования к его поведению
и
деятельности
в
системе
отношений
со
взрослыми
и
т.д.
При
анализе
причин,
обуславливающих
процесс
становления
личности
подростка,
необходимо
учитывать
и
биологические
(половое
созревание),
и
психологиче ское
(усложнение
форм
абстрактного
мы ш л ен и я,
дифференциация
и
утончение
эмоциональной
сферы,
расширение
сферы
волевой активности и пр.) изменения, без которых трудно понять поведение
подростка во всей его сложности и противоречивости.
Таким образом, процесс развития самосознания подростка протекает на
фоне
совокупности
изменившихся
к
этому
возрасту
биологических
и
психологических
особенностей
в
социальных
условиях,
в
которых
повышаются требования к его личности.
М.М.Боришевский,
исследуя
моральную
саморегуляцию
поведения
подростков, отмечал, что если подросток, обладая устойчивой и адекватной
самооценкой,
находится
в
условиях,
которые
способствуют
нормальному
удовлетворению
его
потребностей
в
самоутверждении,
то
моральная
саморегуляция его поведения проявляется на достаточно высоком уровне. У
подростка
развивается
умение
владеть
своими
эмоциональными
состояниями, контролировать себя. Если подросток с устойчивой, адекватной
самооценкой
попадает
в
такие
условия
общения,
когда
он
постоянно
сталкивается с недооценкой его возможностей, ущемление достоинства, то он
значительно меняет свои поведенческие реакции.
В
соответствии
с
самооценкой
и
самоуважением
осуществляется
саморегуляция поведения. Если самооценка, то есть представления человека
о
самом
себе,
недостаточно
точно
отражает
действительные
свойства
личности,
то
и
поведение
становится
менее
мотивированным
и
целенаправленным;
в
нем
появляется
нервность
(импульсивность).
Такое
явление препятствует оптимальной адаптации человека и может привести к
психологическим конфликтам.
Дети в возрасте 9-10 лет уже могут относительно адекватно оценить
свои
личностные
качества.
Однако
в
своих
самооценках
они
опираются
большей частью на мнение окружающих, а не на самоанализ. Интерес к
своей собственной индивидуальности еще в полной мере не пробудился. Он
появляется
в
11-12
лет,
когда
начинают
осознаваться
и
фиксироваться
фрагментарные «образы Я», тесно связанные с различными конкретными
ситуациями.
Эти
образы
нередко
могут
быть
противоречивы
и
не
дают
ребенку целостного представления о самом себе. В 13 лет формируется
тенденция
к
выявлению
более
общих
личностных
качеств,
которые
не
обязательно оцениваются подростком в рамках конкретной ситуации, а уже
осознаются как свои особенности, индивидуальность, нечто свойственное
только ему. «Образ Я» становится практически целостным, но отличается
схематичностью,
так
как
затрагивает
преимущественно
физические
и
наиболее
элементарные
психические
свойства
подростка.
В
14
лет
самосознание поднимается на новую ступень, когда подростки уже могут
оценить в себе личностные качества абстрактного уровня (темперамент, воля,
моральные качества и др.), «образ Я» становится более обобщенным. В 15-17
лет
представления
о
себе
охватывают
уже
все
стороны
собственной
личности,
во
всей
их
многогранности
и
единстве,
суждения
о
себе
совершенствуются,
подвергаются
самокритике,
самооценка
становится
наиболее
точной.
Об
этом
можно
судить
по
значениям
адекватности
самооценки, возрастная динамика которой выглядит следующим образом: 11-
12 лет – 0,53; 13 лет – 0,63; 14 лет – 0,68; 15-17 лет – 0,75. То есть в конце
подросткового периода представления подростка о себе в среднем на 75%
совпадают с мнением о нем опытных педагогов, а это говорит о достаточно
высокой адекватности «образа Я» свойствам конкретной личности. Мы с
ребятами учимся оценивать самих себя, выполняем специальные задания,
которые
помогают
разобраться
в
самих
себе.
Опираясь
на
известные
методики,
в
пятом
классе
определяли
уровень
самооценки.
Результаты
следующие: у одного из девятнадцати человек самооценка завышенная, у
одного заниженная, у остальных – правильная. При проведении вербальной
диагностики самооценки личности результаты оказались такими же.
Сопоставление
величины
адекватности
самооценки
с
характером
поведения подростков убедительно указывает на то, что чем ниже уровень
самосознания,
тем
чаще
возникают
импульсивные
действия,
острые
и
затяжные
психогенные
реакции,
возникает
патологическое
формирование
личности с девиантными формами поведения. Исследования адекватности
самооценки
у
подростков
с
патологическим
формированием
личности
показывают, что ее значения в интервале 13-17 лет стабильны и в среднем
составляют
0,60
усл.
единицы.
Это
означает,
что
у
них
развитие
самосознания как бы приостанавливается на уровне младшего подросткового
возраста,
сохраняя
присущую
этому
возрасту
схематичность
и
фрагментарность. Понятно, что оптимальнаясаморегуляция поведения при
этом
невозможна.
Действия
такого
подростка
представляют
строго
ограниченный набор реакций (весьма незначительный), который не может
способствовать
успешной
адаптации
в
условиях
динамично
меняющихся
воздействий микросоциума.
Для
того,
чтобы
успешно
способствовать
повышению
уровня
самосознания подростка, принимаем следующие меры:
-
стараемся
сохранять
доверительные
отношения
с
ребятами,
основанные на уважении и душевной теплоте;
- продолжаем приобщать к труду, искусству;
- проводим беседы на темы: «Расскажи мне обо мне», «Познай самого
себя», «Конфликты и способы их разрешения»
Проблема самосознания является актуальной в современном мире. Даже
частичное ее решение послужит нравственному оздоровлению общества и
создаст условия для выражения духовных стремлений отдельной личности.
Для
этого
формирование
самосознания
должно
стать
составной
и
неотъемлемой частью воспитательного процесса в целом, в условиях тесного
взаимодействия сотрудников школы с родителями.