Автор: Петренко Оксана Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКОУ МО НШДС 737
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Интеграция различных видов деятельности на занятиях с использованием нетрадиционных методов"
Раздел: дошкольное образование
Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в
себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира.
Раскрыть
их
помогает
образовательная
деятельность.
На
занятиях,
в
совместной
и
самостоятельной
деятельности
успешно
развиваются
самостоятельность, творчество, умственные способности, учебные интересы,
что содействует процессу активного овладения знаниями.
На протяжении многих лет в ДОУ существовала тенденция увеличения
количества занятий в режиме дня, включения в них не всегда полезного и
необходимого
воспитаннику
содержания,
представляющего,
как
правило,
отрывочные
сведения
из
разных
областей
науки.
Такая
информация
не
становится знанием, поскольку не актуализируется ребёнком в его жизни, и,
соответственно,
не
формируется
целостного
представления
о
мире
как
единой системе, где всё взаимосвязано. Восприятие подобной информации
сказывается и на снижении двигательной активности детей.
Всё это привело к активному поиску связей между образовательными
областями,
использованию
их
в
дифференцированном
обучении
и
в о с п и т а н и и .
П е р е д
п е д а г о г а м и
в с т а л
в о п р о с
о б
использовании интегрированного
подхода
в
образовании
детей
раннего
возраста.
Интеграция – объединение в целое каких либо частей. В настоящее время в
дошкольных образовательных учреждениях создаются модели коррекционно-
развивающей деятельности, которые представляют собой целостную систему.
Интеграция
на
современном
этапе
соединяет
в
себе
понятие
комплексности,
предметности
в
организации
коррекционно-развивающего
обучения, это процесс и результат создания неразрывно связанного, единого,
цельного.
Сущностью интегрированного
подхода
является
соединение
знаний
из
разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на
занятии педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных
областей
развития,
а
дети
осваивают
содержание
различных
разделов
программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации
игровой и самостоятельной деятельности.
Интегрированное занятие может быть организовано в начале темы, раздела
как вводное (обзорное) или в конце изучения темы, как обобщения.
Вводно-обзорное
занятие
создаёт
целостную
картину
изучаемого.
На
последующих за ним занятиях учебный материал детально рассматривается и
анализируется. На заключительном занятии
по теме (разделу) делаются
обобщения и выводы.
Интегрированное занятие осуществляется в несколько этапов:
1 этап - подготовительный: планирование, конструирование структуры
занятия.
В
процессе
календарно-тематического
планирования
следует
определить близкие темы, количество интегрированных занятий, тематику
занятий,
а
также
ответить
на
вопрос:
на
основе
каких
знаний
будет
осуществляться
интеграция?
(Какой
предмет,
тема
станет
ядром
интеграции?). Для этого надо проанализировать программы по предметам.
В
процессе
конструирования
занятия
необходимо
создать
целостную
основу занятия без чётких границ между интегрируемыми частями.
Определившись
с
дидактическим
типом
занятия
и
сформировав
его
желаемую количественную модель, педагог переходит к содержательному
наполнению, дополняя количество качеством.
Содержание
коррекционно-развивающего
обучения
строится
с
учетом
ведущих
линий
познавательного,
речевого,
моторного,
эмоционально-
личностного
развития,
обеспечивая
их
интеграцию
в
различных
видах
деятельности.
2
этап
-
исполнительский: начало
занятия
должно
оказать
на
детей
сильное эмоциональное воздействие. Это может быть в виде торжественного
вступления к действию, настраивающего на определённый лад; проблемной
ситуации, музыкального или видео вступления.
3
этап
-
рефлексивный: после
занятия
проводится
его
анализ.
Необходимо учесть все достоинства и недостатки занятия. Без хорошего
анализа не может быть развития и совершенствования профессиональной
компетенции педагога.
Реализация
интегрированного
занятия
обеспечивается
гибким
применением традиционных видов деятельности:
-
игровой
(дидактические
игры).
Именно
через
игру
эффективно
реализуются
и
познавательная,
и
продуктивная
деятельность.
Игра
заключается
в
воспроизведении
детьми
действий
взрослых
и
отношений
между
ними,
направлена
на
познание
окружающей
действительности.
В
процессе игры создаются наиболее благоприятные условия для умственного
и
физического
развития,
совершенствования
психических
процессов,
формирование личности ребёнка и его поведения.
-
речевой
(беседы,
речевые
ситуации,
отгадывание
загадок).
Речевая
деятельность –
это
полиморфная
категория,
один
из
важнейших
видов
деятельности, ведь речь – это не только средство общения, но и орудие
мышления,
творчества,
носитель
информации,
средство
самопознания,
саморазвития.
Речевая
деятельность
проникает
во
все
другие
виды
деятельности.
- познавательной. Познавательная деятельность позволяет получать знания,
находить способы приобретения этих знаний и применять их на практике – в
конечном итоге даёт возможность коррегировать речевые и мыслительные
процессы.
- театрализованной (движения, жесты, интонация, позы)
-
продуктивная
(изобразительная).
Продуктивная
деятельность –
целесообразная
деятельность
человека,
в
непроизвольной
форме
способствует
психологической
комфортности
(ребёнок
видит
и
радуется
своим
результатам),
разгружает
речевые
фобии,
преодолевает
речевой
негативизм.
В
продуктивной
деятельности
значительно
быстрее
формируются
восприятие
и
осознание
речи,
которая
приобретает
практическую
направленность,
возникающие
проблемные
ситуации
способствуют повышению речевой активности.
- музыкальной (слушание, игры м музыкальным сопровождением)
- физического воспитания (подвижные игры, игровые упражнения)
Таким
образом,
в
коррекционной
работе
задействованы
различные
направления
деятельности.
Все
виды
деятельности
в
процессе
занятий
взаимосвязаны.
Каждый вид деятельности имеет свои особенности и своё влияние на
развитие
способностей
ребёнка.
Смена
видов
деятельности
способствует
активизации детей, концентрирует внимание, переключаемость, повышает
мобильность
психики,
работоспособность,
снимает
у с т а л о с т ь ,
предупреждает утомляемость.
Повышению интереса также способствует использование нетрадиционных
технологий. Нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так
как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий,
желаний и самовыражению в целом. На практике эти задачи реализуются при
включении
в
занятие
нетрадиционных
методов
изобразительной
деятельности.
Рисовать можно чем угодно: пальчиками, оттиск смятой бумагой, оттиск
поролоном, любыми сыпучими продуктами, например крупой.
Чем
же
привлекательно рисование
крупами?
Благодаря
экологической
чистоте рисование крупой – одна из первых техник, которым можно обучать
детей.
Кроме
того,
привлекательность рисования
крупой – в её внешних
свойствах:
у
каждой
свой
цвет,
калибр,
форма
крупинок.
Поверхность
рисунка из крупы рельефна, текстурна. Как же освоить эту премудрость –
рисование крупами?
Самая
первая,
элементарная
техника,
которая
подходит
для
самых
маленьких детишек – это рисование пальчиком по слою крупы. Насыпьте на
стол или на доску слой манки или другой мелкой крупы, разровняем его – вот
и «холст».
Нарисуйте
пальцем
сами
что
сможете:
цветок,
листок,
солнышко…
А
теперь возьмите ручонку малыша в свою руку и попробуйте нарисовать то же
самое его пальчиком. А теперь пусть сам! Такие узоры по крупе развлекают
малыша и развивают у него воображение и мелкую моторику.
Следующая
методика
–
это рисунки
из
крупы «насыпью»: для такого
рисования лучше подходят самые мелкие крупы.
Рисование
крупами на
бумаге
или
картоне
с
помощью
клея.
Сначала
рисуем картинку карандашом. Потом аккуратно покрываем клеем ПВА ту
часть поверхности рисунка, на который будет насыпаться крупа.
Если
мы
хотим
сделать рисунок разноцветным
–
можно
пользоваться
разными крупами, а можно их красить. Манка хорошо красится обычными
цветными мелками (мелок предварительно надо мелко растолочь, смешать с
крупой, насыпать в ёмкость и тщательно потрясти, чтобы прокрасилась по
возможности
каждая
крупинка).
Можно
пользоваться
нетоксичными
пищевыми красителями (помните, каким ярким получается пшено, когда мы
красим его для пасхальных куличей?), можно даже гуашью или акварелью –
но окрашивание влажными красками надо производить заранее, чтобы дать
крупинкам высохнуть.
Таким
образом,
интеграция
различных
видов
деятельности
и
использование
нетрадиционных
технологий
позволяет
повысить
качество
образования,
расширить
возможности
образовательного
пространства,
предупредить
перегрузки
детей,
осуществить
переход
в содержании
образования от многопредметности к интегративности знания.