Напоминание

Теоретические основы формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста.


Автор: Верьялова Елена Вениаминовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Шемуршинский детский сад "Сказка"
Населённый пункт: с.Шемурша Чувашской республики
Наименование материала: статья
Тема: Теоретические основы формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Теоретические основы формирования нравственных качеств у детей дошкольного

возраста

.

Воспитание разносторонне развитой личности – это необходимое условие развития

общества.

Если

задача

решается

успешно,

то

процветает

и

общество,

потому

что

разносторонне развитая личность содействует прогрессу общества.

Нравственное

воспитание,

имеющее

творческий

характер

и

позитивную

социальную

направленность,

содействует

этому.

Соответственно

многие

педагоги

центральным направлением,

имеющихся в

воспитании целостной личности, считают

нравственное.

Дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности.

Нравственное

воспитание

происходит

благодаря

целенаправленным

педагогическим

воздействиям. Ознакомлению ребёнка с нравственными нормами поведения в процессе

различной

деятельности

(играх,

труде,

занятиях

и

др.),

имеющих

морально

ценную

значимость. Всё это является для ребёнка своеобразной школой, где он приобретает опыт

моральных

отношений.

Усваивает

правила

поведения,

элементарную

культуру

деятельности (имеющую значение в организации учебного труда в школе), культуру речи,

и, главное у него формируется эмоционально нравственное отношение к окружающему

миру: отзывчивость, сопереживание, сочувствие, оказание взаимопомощи и др.

Воспитание нравственных качеств с помощью сказкотерапии (Д. Бретт, Д. Милс, Р.

Кроули, Д.Соколов, Л.П. Стрелкова и др.), через трудовую деятельность (В.Г. Нечаева,

С.И. Корзакова, С.И. Радина и др.), художественную литературу (Н.С. Карпинская, Л.Н.

Стрелкова, В.А. Елисеева, Г.Н. Пантелеев), игровую деятельность (А.М. Виноградова, Л.С.

Выготский, Р.И. Жуковская, Р.А. Иванкова, А.П. Усова, И.Г. Яновская и другие).

Именно

старший

дошкольный

возраст

Является

сензитивным

периодом

в

воспитании

нравственных

качеств.

Нравственность

представляет

собой

сложное

социально-

психологическое

образование,

состоящее

из

личных

убеждений

и

эмоциональных позиций, «контролирующих» потребности и мотивы и определяющих

интересы личности, её духовный облик и образ жизни.

Несмотря на множественность подходов к исследованию проблемы воспитания

нравственных

качеств

детей,

остаются

недостаточно

выясненными

механизмы

становления и развития начал их нравственного сознания, не в полной мере выявлены

ресурсы

для

совершенствования

содержания

и

технологии

его

формирования.

Также

недостаточно

изучены

и

выявлены

возможности

и

особенности

реализации

индивидуального подхода к детям в процессе соответствующей педагогической работы.

Вычленение

проблемы

нравственного

воспитания

современных

дошкольников

посредством игры из общего тематического поля исследований, позволит более глубоко

осмыслить

пути,

средства,

возможности

и

специфику

педагогической

работы

по

формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Вопросы

воспитания

нравственных

качеств

у

детей

будут

актуальными

на

протяжении всего периода развития человеческого общества, потому что нравственные

качества являются главным компонентом в воспитании личности, поэтому мы считаем.

Что

необходимо

изучить

эти

вопросы.

Но

несмотря

на

усиление

внимания

к

формированию

нравственных

качеств

детей,

ряд

аспектов

этой

проблемы

остаётся

недостаточно изученным, в частности определение педагогических условий развития у

старших дошкольников нравственных качеств в процессе игровой деятельности.

Необходимо

отметить,

что

важнейшим

первоначальным

этапом

становления

нравственности,

как

характеристики

качества

личности

человека

учёные

считают

дошкольный возраст. Доказательством этому является достаточно большое количество

работ, посвящённых нравственному развитию детей (Р.С. Буре, А.М. Виноградова, Г.Н.

Година, Т. С. Комарова, А.И. Липкина, С.В. Петерина, Т.О. Пономаренко, С. Е. Рыжикова,

Е.В. Субботский и др.).

Анализ

научной

и

методической

литературы

позволили

условно

выделить

и

описать возрастную периодизацию начал нравственного сознания дошкольников, которая

отражает

характеристики

генетически

первичных

этапов

развития

индивидуального

нравственного сознания:

3-

4

года

-

нечёткость

и

«размытость»

нравственных

представлений,

неопределённость

нравственных

чувств

и

эмоций,

нестабильность

отношений,

«размытость» моральной мотивации – « диффузное» нравственное сознание;

4 – 5 лет – недостаточная чёткость в дифференцировке нравственных категорий при

чётком выделении, поляризации и адекватной эмоциональной окрашенности категорий

«добро»

и

«зло»;

нестабильность

нравственного

выбора

и

отношений

«общая

нравственная не дифференцированность»;

5- 7 лет – способность давать определения нравственным понятиям на основе их

структурирования, возможность достаточно тонкой их дифференцировки, способность

совершения позитивного нравственного выбора – «структурированная целостность начал

нравственного сознания».

Между 6 -7 годами жизни ребёнка происходит не только общее и характерное для

этого

периода

накопление

информации

нравственно

-

ценного

содержания,

но

и

её

дифференцирование.

Именно

в

этом

возрасте

у

детей

появляется

способность

к

определению

и

формулировке

понятий.

При

этом

понятия

добра

и

зла

предельно

абстрактны, и требуется их конкретизация для того, чтобы руководствоваться ими в

повседневных жизненных ситуациях.

Основная

задача

нравственного

воспитания

старших

дошкольников

состоит,

прежде

всего,

в

закреплении,

углублении

и

расширении

всего

того,

что

они

уже

приобрели. В повседневной педагогической практике воспитатель должен стремиться,

чтобы моральные чувства ребёнка становились более глубокими, и их проявление в

отношениях

к

людям,

их

деятельности,

к

родной

стране

более

устойчивыми

и

организованными. Нравственные представления детей о явлениях общественной жизни, о

присущих

людям

качествах

(таких

как,

справедливость

и

честность,

трудолюбие

и

ответственность и др.) становятся более осознанными в старшем дошкольном возрасте.

Приобретают

большую

обобщённость,

и

навыки

нравственного

поведения

-

более

естественными и прочными, обретают большую широту и устойчивость, чтобы ребёнок

всегда вёл себя по правилам не только в детском саду и дома, но и в любой обстановке, не

только на глазах взрослых, под контролем, но и по собственному побуждению.

Расширение

опыта,

накопление

знаний

детей

старшего

дошкольного

возраста

приводит, с одной стороны, к дальнейшему углублению и дифференцировке нравственных

представлений, с другой – к большей обобщённости, приближающей их к элементарным

нравственным понятиям (о дружбе, об уважении к старшим и т.п.). Формирующиеся

нравственные представления начинают играть регулирующую роль в поведении детей, их

отношении к окружающим.

В период старшего дошкольного возраста, когда понятия «можно» и

«нельзя»,

«хорошо» и «плохо» воспринимаются уже осмысленно, необходимо добиваться, чтобы

ребёнок придерживался основных правил поведения, как в присутствии взрослых, так и в

их

отсутствие.

В

этот

период

у

детей

формируют

ответственность

за

собственное

поведение, организованность, чувство товарищества, взаимопомощь, доброжелательность,

общительность, т.е. те качества, которые помогают моральной ориентации в обществе

людей. Вот почему особое внимание уделяется развитию общественных навыков, умению

соблюдать

нормы

поведения

в

коллективе,

считаться

с

мнением

сверстников,

а

при

необходимости отстаивать свое право в корректной форме без ссор и конфликтов.

В дошкольном возрасте нравственные представления дошкольника влияют на его

обыденную

жизнь.

В

реальной

жизни

ребёнок

демонстрирует

попытки

совершать

нравственные действия и разрешать конфликты, проявляя эмоциональную направленность

на окружающих.

Как отмечает М.Б. Вехова, у старших дошкольников всё чаще наблюдается не

прагматическое

поведение,

когда

моральный

поступок

связан

с

выгодой

для

себя,

а

бескорыстное, когда поведение не зависит от внешнего контроля, а его мотивом является

нравственная самооценка.

По данным А.М. Виноградовой, в возрасте 6- 7 лет дошкольники переходят от

стихийной

нравственности

к

сознательной.

Для

них

нравственная

форма

начинает

выступать,

как

регулятор

взаимоотношений

между

людьми.

Старший

дошкольник

понимает,

что

норму

необходимо

соблюдать,

чтобы

коллективная

деятельность

была

успешной.

Необходимость

во

внешнем

контроле

за

соблюдением

нормы

со

стороны

взрослого

отпадает.

Поведение

ребёнка

становится

нравственным

даже

в

отсутствие

взрослого и в случае, если ребёнок уверен в безнаказанности своего поступка и не видит

выгоды для себя.

Эффективным методом уточнения и систематизации нравственных представлений

старших дошкольников является игра.

Игра,

как

средство

активного,

действенного

проникновения

ребёнка

в

жизнь

взрослых. Игра является условием открытия ребёнком человеческих взаимоотношений.

Игра одно из наиболее эффективных средств формирования культуры поведения.

Она,

как

способ

познания

окружающего

мира,

даёт

ребёнку

в

яркой,

доступной

и

интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации,

заставляет задуматься над своими поведенческими манерами. Для этих целей используют

самые разнообразные виды игр.

В

процессе

игры

дети

не

только

познают

мир,

но

и

учатся

самостоятельно

действовать

в

различных

ситуациях.

Педагогическую

ценность

игр

усиливает

их

эмоциональность. Дети в игре испытывают различные чувства: радость, интерес, волю к

победе, а иногда и огорчение, досаду. Все эти чувства создают у детей эмоциональный

настрой, на основе которого происходит нравственное развитие личности.

В игровой

деятельности

обязательные

правила

сочетаются

с

инициативой,

творческой

самостоятельностью.

Важно, чтобы усвоение правил в играх требовало от старших детей нравственного

напряжения, усилия воли, сдержанности и постоянного элементарного самоконтроля:

чтобы

ребёнок

как

бы

примерял

и

сравнивал

свои

действия

с

тем,

что

предписано

правилом. Это развивает в нём самосознание, умение оценивать своё поведение.

Для того, чтобы ребёнок понял объективное значение передаваемых ему норм и

требований, необходимо вызвать у него соответствующее эмоциональное отношение и

помочь ему реализовать это отношение в практическом опыте. Наибольшие возможности

для этого создаются в игре, в процессе которой дети начинают не только осознавать, но и

переживать необходимость выполнения нравственных норм для достижения успеха всеми

участниками. Совместная деятельность в игре детей

объективно требует кооперации,

взаимопомощи,

вызывает

общность

эмоциональных

переживаний,

что

создаёт

возможности

для

формирования

эмоционального

отношения

друг

к

другу,

чувства

дружбы, симпатии. В этих условиях дети начинают ориентироваться на сверстников,

обращать внимание на их нужды, состояние, возникающие трудности.

Таким

образом,

неоценимо

значение

игры

для

нравственного

формирования

личности дошкольника, ведь ребёнок формируется при выполнении правил в играх при

общении со сверстниками в реальных отношениях по поводу игры.



В раздел образования