Напоминание

Музыкотерапия как средство коррекции эмоционального поведения детей


Автор: Дуркина Людмила Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №5" с. Усть-Цильма
Населённый пункт: Республика Коми с. Усть-Цильма
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Музыкотерапия как средство коррекции эмоционального поведения детей
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формы и методы оздоровления детей

Пояснительная записка « Музыкотерапия».

Работая в детском саду, можно наблюдать, что многие дошкольники не

могут самостоятельно справиться с нервно – психическими нагрузками,

которые они испытывают в ДОУ и дома. Именно это приводит многих детей

к различным отклонениям в поведении. И педагоги должны всеми

возможными средствами решать эти проблемы. Одним из таких средств

является музыкотерапия, которая представляет собой совокупность приемов

и методов, способствующих формированию богатой эмоциональной сферы, и

практических занятий и упражнений, способствующих нормализации

психической жизни ребенка. Музыкотерапия предусматривает как целостное

и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего

фактора воздействия (музыкальные произведения), так и дополнение

музыкальным сопровождением других профилактических приемов

(психогимнастика, логоритмика).

Музыкотерапия – метод, использующий музыку как средство

нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных

и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в

поведении, при коммуникативных затруднениях.

Цель: познакомить ребенка с музыкальным звуком, заинтересовать

музыкальными занятиями через игру.

Музыкотерапия ориентирует педагога на сотрудничество с ребенком, на

интеграцию различных видов художественной деятельности.

Поэтому музыкотерапию, как метод коррекции, рекомендуется применять

не только на музыкальных, но и на физкультурных занятиях, утренней

гимнастике, бодрящей гимнастике после дневного сна, вечерах досуга,

занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, в повседневной

деятельности, самостоятельных играх и т.д.

Кружок по музыкотерапии проводится один раз в неделю:

в средней группе 10 – 15 минут;

в старшей группе 15 – 20 минут;

в подготовительной группе 20 – 25 минут.

Двигательные упражнения.

Релаксация.

Задача работы детского сада – сохранение и укрепление физического и

психического здоровья детей.

Оздоровительная работа предусматривает следующие мероприятия:

утренняя гимнастика, закаливание, занятие физкультурой, ежедневные

прогулки 2 раза в день, подвижные, спортивные игры, еженедельные

спортивные праздники и развлечения, досуги, Дни здоровья, экскурсии,

походы, катание на лыжах, велосипедах и т.д.

Музыкально-оздоровительная

работа

в

ДОУ

новое

направление

в

воспитании дошкольников.

Музыка – это одно из средств физического развития детей. Этот вывод

послужил

стимулом

для

создания целой

системы

музыкально-

оздоровительной работы в ДОУ, которая является новым направлением, как

в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников, и цель этой

системы: организовать

музыкально-оздоровительную

работу

в

ДОУ,

обеспечивающую

каждому

ребенку

укрепление

психического

и

физического

здоровья,

выявление

и

развитие

музыкальных

и

творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу

жизни.

Музыкотерапия – важная составляющая музыкально-оздоровительной

работы ДОУ. Музыкальное сопровождение способствует коррекции

психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой

деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает

иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность. Музыкотерапия

проводится педагогами в течение всего дня – детей встречают, укладывают

спать, поднимают после дневного сна, используют ее в качестве фона для

занятий, свободной деятельности.

Тематический план

Формы работы

Объем учебной нагрузки по программе (кол – во)

Всего занятий

В неделю

4

В год

34

«Содержание по музыкотерапии».

Средняя группа

Направлено

на

достижение

цели

развития

музыкальности

детей,

способности эмоционально воспринимать музыку

через решение следующих задач:

• развитие музыкально художественной деятельности;

• приобщение к музыкальному искусству.

Развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к

музыкальному искусству

Продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание слушать ее.

Обогащать

музыкальные

впечатления,

способствовать

дальнейшему

развитию основ музыкальной культуры, осознанного отношения к музыке.

Формировать навыки культуры слушания музыки.

Развивать

умение

чувствовать

характер

музыки,

узнавать

знакомые

произведения,

Формировать

умение

замечать

выразительные

средства

музыкального

произведения

(тихо,

громко,

медленно,

быстро).

Развивать

способность различать звуки по высоте (высокий, низкий).

Формировать навыки выразительного пения, умение петь протяжно

подвижно.

Развивать умение брать дыхание между короткими музыкальными

фразами.

.

Продолжать

формировать

у

детей

навык

ритмичного

движения

в

соответствии с характером музыки.

Продолжать

совершенствовать

навыки

основных

движений

(ходьба

«торжественная», спокойная, «таинственная»; бег легкий и стремительный).

Способствовать

развитию

эмоционально-образного

исполнения

музыкально-игровых упражнений

Развивать умение инсценировать песни и ставить небольшие

музыкальные спектакли.

Календарно – тематический план средняя группа

Меся

ц

Недел

я

Тема

Задачи

Кор

рект.

1

«Упражнение для

развития носового

дыхания»

Плотно закрыть рот,

закрыть одну ноздрю

пальцем медленно вдыхать

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

«Часики»

и выдыхать через другую

и наоборот.

Стоя, ноги слегка

расставить, руки опустить.

Размахивая прямыми

руками вперёд (вдох) –

назад (выдох)

произносить: Тик – так

(10-12 раз).

2

«Упражнение для

развития носового

дыхания»

«Трубач»

Вдох одной ноздрёй

(другая прижата), выдох

другой (первая прижата).

Сидя на стуле, кисти рук

сжаты в кулаки и подняты

вверх перед ртом.

Медленный выдох с

громким произношением

звука: «ф-ф-ф» (4-5 раз).

3

«Упражнение для

развития носового

дыхания»

«Петушок машет

крыльями»

Вдох медленный ртом,

толчкообразный выдох

носом.

. Встать прямо руки

опущены. Поднять руки в

стороны, затем похлопать

ими по бёдрам. Выдыхая,

произносить «ку-ка-ре-ку).

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

4

«Упражнение для

развития носового

дыхания».

«Каша кипит»

Вдох и выдох через

сомкнутые губы (углы рта

растянуты).

Сидя, одну руку положить

на живот, другую - на

грудь. Втянуть живот и

набрать воздух в грудь –

вдох, опустить грудь

выпятить живот – выдох.

При выдохе громкое

произнесение звука «ф – ф

– ф».

5

«Упражнение для

развития носового

дыхания»

Сомкнув губы надуть

щёки, после чего, прижав

кулаки к щекам, медленно

«Часики»

выдавить воздух через

сжатые губы.

При выполнении

упражнения следить за

осанкой.

6

«Упражнение для

развития носового

дыхания»

«Трубач»

Вдох носом. На выдохе

медленно произнести звук

«м-м-м».

Упражнение выполнять .

сидя на стульях.

7

«Упражнение для

развития носового

дыхания».

«Петушок машет

крыльями»

Глубокий вдох – выдох

через нос с

произношением звука: «м-

м-м» (рот плотно закрыт).

Следить за осанкой.

Н

О

Я

Б

Р

Ь

8

«Упражнение для

развития носового

дыхания».

«Каша кипит».

Вдох через нос короткими

толчками (рот плотно

закрыт), выдох

поочерёдно через левую и

правую ноздрю (другая

плотно прижата пальцем,

рот закрыт.

Втянуть живот – вдох,

выпятить – выдох на звук

«ф – ф – ф».

9

«Упражнение для

развития носового

дыхания»

«Паровозик».

Произносить любые слова,

живот постепенно

втягивается.

Ходить по комнате,

выполняя попеременно

движения руками и

приговаривая «чух – чух –

чух».

10.

«Упражнение для

развития носового

дыхания».

«На турнике».

Полный вдох через рот

под счёт 1:2:3:4. Нос

зажать пальцами –

задержка дыхания под

счёт 5:6:7; под счёт 8:9:10

– выдох через нос.

Полный вдох через рот.

Стоя, ноги вместе,

гимнастическую палку

держать в руках перед

собой. Поднять палку

вверх, подняться на носки

– вдох, палку опустить на

лопатки – длинный выдох

с произнесением звука «ф

– ф – ф».

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

11.

«Упражнение для

развития носового

дыхания».

«Насос».

Положить на ладонь

легкую бумажку – сдуть

её, делая поочерёдно

выдох левой или правой

ноздрёй (рот плотно

закрыт).

Встать прямо, ноги

вместе, руки вдоль

туловища. Вдох, затем

наклон туловища в

сторону. Выдох, руки

скользят, при этом громко

произносить «с – с – с –

с!».

12.

«Упражнение на

развитие носового

дыхания».

«Музыкальная

эстафета».

«Ныряльщики»: разводим

руки в стороны, делая

вдох ртом. Обхватываем

себя руками и приседаем

(опускаемся под воду),

выдох ртом.

Дети делятся на две

группы. Нужно добежать

до барабана, ударить по

нему и прибежать назад.

Я

Н

В

А

Р

Ь

13.

Упражнение на

развитие носового

дыхания «Кто лучше

надует игрушку?».

«Змея».

Вдох – носом (1-4),

медленный выдох через

рот, в отверстие игрушки

(1-8).

Лёжа, дети шипят

(длинный звук), усиливая

и ослабляя звук, выполняя

при этом извивающие

движения на месте.

14.

Упражнение на развитие

носового дыхания.

«Музыкальная

эстафета»».

Дать понюхать цветок,

духи, фрукты.

Дети громко квакают

(короткий, отрывистый

звук). Резко выпячивая

живот на выдохе.

Детей поделить на две

группы. Для игры

использовать разные

музыкальные

инструменты».

15.

«Лыжник».

«Пилка дров».

Стоя , ноги полусогнуты и

расставлены на ширину

ступни. Имитируем ходьбу

на лыжах. Выдох через

нос с произношением

звука «м – м – м» (1-2

минуты).

Дети становятся друг

против друга парами.

Берутся за руки и

имитируют пилку дров.

Руки на себя – вдох, от

себя – выдох (5-6 раз).

16.

«Вырастем большие».

«Паровозик».

Ноги на ширине плеч,

руки вдоль туловища.

Поднять сцепленные руки

вверх – вдох, опустить

вниз – медленный выдох с

произношением слова:

«Ух» (5-6 раз).

Ходить по комнате,

выполняя попеременно

Ф

Е

В

Р

А

Л

движения руками и

приговаривая «чух – чух –

чух».

17.

«На турнике».

«Пилка дров».

Использовать

гимнастическую палку.

Поднять палку – вдох,

опустить – выдох с

произношением звука «ф –

ф – ф» (4-5 раз).

Дети становятся парами

друг против друга.

Упражнение повторить (5-

6 раз).

18.

«Ёжик».

«Музыка и движение»

Сидя на коврике, ноги

вместе, упор на кисти рук

сзади. Согнуть ноги в

коленях и поднять их к

груди, медленный выдох

на звук «ф – ф – ф».

Выпрямить ноги – вдох (4-

5 раз).

Дети двигают различными

частями тела под

определённый

музыкальный темпоритм.

Быстрый темп – круги

руками, медленный темп –

повороты головы, вальс –

кружение, марш –

строевой шаг.

19.

«Кошка».

«Музыка и движение».

Ноги врозь, руки согнуты

в локтях на уровне пояса,

выполнять пружинящие

повороты корпуса, ноги не

отрывать, руками делать

хватательные движения с

резким вдохом носом.

Дети двигаются

различными частями тела

Ь

под определённый

темпоритм.

20.

«Обними плечи».

«Змея».

«Слон».

Ноги врозь, руки согнуты

в локтях и подняты на

уровень плеч. Сведение

рук перед грудью (сверху

удобная вам рука). При

встречном движении рук

сжимается верхний отдел

лёгких, в этот момент

происходит быстрый,

шумный вдох).

Дети медленно двигаются

по полу, воспроизводя

угрожающее шипение.

Дети под «тяжелую»

музыку медленно,

вразвалочку двигаются,

имитируя слона.

21.

«Шарик».

«Подвижный оркестр».

Выдох. На вдохе живот

надувается, как шарик, а

на выдохе – втягивается.

В зале располагаются на

определённом расстоянии

музыкальные

инструменты. Ребёнок под

музыку должен успеть

добежать до инструментов

и стукнуть по ним.

22.

«Цыплёнок».

«Музыкальная

эстафета».

Дети имитируют писк

цыплёнка: «пи – пи – пи».

Детей разделить на две

группы. Нужно добежать

до музыкального

инструмента, ударить по

нему и прибежать назад.

23.

«Кошка».

Следить за осанкой.

Руками делать

хватательные движения с

резким вдохом носом.

М

А

Р

Т

А

П

Р

Е

Л

Ь

«Прыжки».

Совершаются вперед-

назад, затем в стороны –

на двух, затем на одной

ноге. Упражнение

выполняется с закрытым

ртом.

24.

«Машина»».

«Смеющиеся

человечки».

Дети становятся на одной

линии, делают вдох,

«наливают бензин» и

начинают движение

вперёд, при этом делая

губами «бр – р –р».

Победил тот, кто дальше

всех уехал на одном

дыхании.

. Дети ложатся друг другу

на живот, головой вверх.

Смех распространяется по

всей цепочке.

25.

«Сеньор помидор».

«Музыкальная

эстафета».

Стоя. Рот плотно закрыт.

Нос зажат пальцами.

Делается попытка

выдохнуть воздух. Щёки

при этом раздуваются,

создаётся максимальное

напряжение мышц,

участвующих в выдохе.

Музыкальные

инструменты.

26.

«Шарик».

«Жуки».

Повторить 6-8 раз.

Дыхание в движении.

Дети «жужжат», «летая»

по залу.

27.

«Кто быстрее?».

«Смеющиеся

человечки».

Дети соревнуются, кто

быстрее всех на одном

выдохе произнесёт «да –

да – да».

Первый ребёнок начинает

смеяться. Смех

М

А

Й

распространяется по

цепочке.

28.

«Вырастающие звуки»».

«Спиной к спине».

Дети по кругу садятся на

корточки и начинают

произносить звук «о».

Сначала тихо, а потом всё

громче. Так же произносят

другие звуки.

Дети становятся парами

спиной друг к другу и

начинают с закрытым

ртом произносить звук,

стараясь почувствовать

вибрацию партнёра.

29.

«Сеньор помидор».

«Смеющиеся

человечки».

Максимальное

напряжение мышц,

участвующих в выдохе.

Вибрационная графика.

30.

«Машина».

«Змея»

«Музыкальная

эстафета».

Дети делают вдох и

начинают движение

вперёд. Победил тот, кто

дальше всех уехал на

одном дыхании.

Дети медленно двигаются

по полу, воспроизводя

угрожающее шипение.

Музыкальные

инструменты.

31.

«Шарик».

«Паровозик».

Упражнение повторить 6-8

раз.

Дети, встав паровозиком

отстукивают ритм в

движении, попеременно

двигая руками при этом

приговаривая «чух – чух –

чух».

32.

«Подвижный оркестр».

«Музыкальная

эстафета».

«Вырастем большие».

Музыкальные

инструменты.

Музыкальные

инструменты.

Упражнение повторить 5-6

раз.

33.

«Шарик».

«Змея».

«Прыжки»

Упражнение повторить 6-8

раз.

Дети медленно двигаются

по полу, воспроизводя

угрожающее шипение.

Совершаются вперед-

назад, затем в стороны –

на двух, затем на одной

ноге. Упражнение

выполняется с закрытым

ртом.

34.

«Каша»

«Спиной к спине».

«Кошка».

Упражнение повторить 6-8

раз.

Дети становятся парами

спиной друг к другу и

начинают с закрытым

ртом произносить звук,

стараясь почувствовать

вибрацию партнёра.

Следить за осанкой.

Руками делать

хватательные движения с

резким вдохом носом.

Старшая группа.

Направлено

на

достижение

цели

развития

музыкальности

детей,

способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих

задач:

• развитие музыкально художественной деятельности;

• приобщение к музыкальному искусству.

Развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к

музыкальному искусству

Продолжать

развивать

интерес

и

любовь

к

музыке,

музыкальную

отзывчивость на нее.

Развивать музыкальную память.

Формировать

певческие

навыки,

умение

петь

легким

звуком

в

диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы, брать дыхание

перед началом песни, между музыкальными фразами.

Содействовать проявлению самостоятельности, творческому

исполнению песен разного характера.

Развивать песенный музыкальный вкус.

Развивать навык импровизации мелодии на заданный текст.

Развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер -

музыки,

ее

эмоционально-образное

содержание;

умение

свободно

ориентироваться

в

пространстве,

выполнять

проcтые

перестроения,

самостоятельно

переходить

от

умеренного

к

быстрому

или

медленному

темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами.

Продолжать

развивать

навыки

инсценирования

песен;

умение

изображать сказочных животных и птиц (лошадка, коза, лиса, медведь, заяц,

журавль, ворон и т.д.) в разных игровых ситуациях.

Развивать танцевальное творчество; формировать умение придумывать

движения к пляскам, танцам.

Совершенствовать умение самостоятельно придумывать движения.

Побуждать к инсценированию содержания песен.

Развивать

умение

исполнять

простейшие

мелодии

на

детских

музыкальных инструментах.

Развивать творчество, побуждать детей к активным самостоятельным

действиям.

Календарно – тематический план старшая группа

Месяц

Неде

ля

Тема

Задачи

Кор

рект.

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

1

* «Музыкальная

эстафета»

& «Шарик»

Познакомить с муз.

звуком (муз. инструм.).

дети делятся на две

группы, добежать до

инструмента, ударить и

убежать.

Следить за осанкой.

Вдох – живот

надувается, выдох –

втягивается.

2

* «Звуки и движения»

& «Гармошка»

Продолжить работу над

муз. звуком (муз. инстр.)

Осанка. Вдох – ребра

(гармошка) разв., на

выдохе «гармошка»

медленно возвращ. в

исходн. положение.

3

*«Музыка и движение»

& «Гармошка»

Дети двигаются

различными частями

тела.

Следить за осанкой. 6-8

раз.

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

4

&«Шарик»

*« Подвижный оркестр»

Выдох. Вдох – живот

надувается, как шарик.

Выдох – втягивается 6 –

8 раз.

Три ударных

инструмента,

расположенных на

определённом

расстоянии. Под музыку

добежать и стукнуть по

ним.

5

& «Шарик»

*«Музыка и движение»

& «Звуковое знакомство»

Следить за осанкой.

Вдох через нос, выдох

ртом.

Менять движения в

соответствии с музыкой.

Знакомство ребенка с

явлением звуковой

вибрации.

6

& «Гармошка»

*«Поезд»

Осанка. Повторить 6-8

раз, следить за

дыханием.

Дети становятся

паровозиком, ноги

отстукивают ритм на

месте, а потом в

движении.

7

& «Шарик»

*«Поезд»

Повторить 6-8 раз.

Отстукивают ритм пока

ладошками потом

ногами в движении.

8

*«Музыкальная эстафета».

& «Дыхание и речь».

Дети делятся на две

группы. Добежать до

муз. инструмента и

обратно (бубен,

барабан).

Произносить любые

слова, живот

постепенно втягивается.

Н

О

Я

Б

Р

Ь

9

& «Дыхание и речь».

*«Подвижный оркестр»

Произносить любые

слова, живот

постепенно втягивается.

Под музыку ребенок

бежит к музыкальным

инструментам,

расположенных в виде

треугольника и ударяет

по ним.

10.

& «Дыхание и речь».

*«Подвижный оркестр.

Дети самостоятельно

называют слова,

которые хотят

произнести.

Три музыкальных

инструмента

(треугольник,

металлофон, бубен)

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

11.

& «Шарик».

& «Гармошка».

*«Звуки и движения».

Следить за дыхание ,

повторить 6 – 8 раз

каждое.

Дети меняют движения

самостоятельно.

12.

& «Орган».

*«Змея»

& «Звуковое знакомство».

Дети одновременно

поют каждый свою ноту.

Дети шипят ( длинный

звук), усиливая и

ослабляя звук, выполняя

при этом извивающиеся

движения на месте.

Дети стоят с закрытыми

глазами и

разговаривают, поют,

произносят любые

звуки.

13.

& «Орган».

*«Змея».

& «Звуковое знакомство».

Дети поют каждый свою

ноту, прислушиваются к

своим ощущениям.

Дети медленно

двигаются по полу,

воспроизводя

угрожающее шипение.

Дети выбирают тот

Я

Н

В

А

Р

Ь

голос, который им

показался наиболее

приятным.

14.

*«Круг»

& «Лягушка».

*«Мышка»

Дети образуют круг,

один ребёнок

становится в центре и

закрывает глаза. Дети

начинают издавать

звуки. Постепенно круг

сужается.

Дети громко квакают

(короткий, отрывистый

звук). Резко выпячивая

живот на выдохе.

Под быструю музыку

дети делают юркие

движения под музыку.

15.

& «Лягушка».

*«Пантера»

Дети громко квакают,

резко выпячивая живот

на выдохе.

Под музыку

выполняются короткие

перебежки, прыжки,

затем остановка

(«замирание»), далее

опять прыжки.

16.

& «Цыпленок».

*«Черепаха».

*«Круг».

Дети имитируют писк

цыпленка: «пи – пи –

пи».

Выполняются очень

медленные движения,

сопровождаемые

звуками.

Дети постепенно

сужают круг, при этом

издают звуки.

17.

*«Вырастающие звуки».

Направление

вибрационной звуковой

волны в различные

участки тела. Дети

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

18.

& «Геометрические

фигуры».

*«Вырастающие

звуки».

& «Геометрические

фигуры».

*«Музыкальная эстафета».

сидят по кругу на

корточках, произносят

звук «о». Сначала очень

тихо, затем постепенно

поднимаясь все громче.

Дети выстраиваются в

различные

геометрические фигуры

и начинают « звучать».

Дети по кругу садятся

на корточки, произносят

звуки, постепенно

«вырастая».

Дети выстраивают

геометрические фигуры

(квадрат, круг,

треугольник и т.д.) и

начинают «звучать».

Приготовить

музыкальные

инструменты.

19.

*«Вырастающие звуки».

& «Геометрические

фигуры».

Направление

вибрационной звуковой

волны в различные

участки тела с помощью

движений.

Вибрационная графика.

20.

& «Гармошка».

*«Змея».

Упражнение повторить

6-8 раз. Следить за

осанкой.

Дети медленно

двигаются по полу,

воспроизводя

угрожающее шипение.

М

А

Р

Т

*«Слон».

Дети под «тяжелую»

музыку медленно,

вразвалочку двигаются,

имитируя слона.

21.

& «Дыхание и речь».

& «Ветер».

При произнесении

любых слов с четко

артикулируемыми

согласными звуками

живот постепенно

втягивается.

Одна группа детей

изображает завывание

ветра, другая –

имитирует волны,

качающиеся деревья и

т.д.

22.

&«Спиной к спине».

* «Круг».

Направление

вибрационной звуковой

волны. Дети становятся

парами спиной друг к

другу и начинают с

закрытым ртом

поизносить звук.

Ребенок, стоящий в

центре, старается

ощутить звуковое

кольцо вокруг себя.

23.

& «Ветер».

& «Гармошка».

*«Прыжки».

Сила дыхательных

мышц.

Повторить 6-8 раз.

Совершаются вперед-

назад, затем в стороны –

на двух, затем на одной

ноге. Упражнение

выполняется с

закрытым ртом.

24.

*«Прыжки».

&«Толкание живота».

Озвученное движение.

Озвученное движение.

Упражнение

выполняется с

закрытым ртом, с

добавлением

соответствующих

А

П

Р

Е

Л

Ь

М

А

Й

*«Музыкальная

импровизация».

движений.

Различные движения

под музыку.

25.

& «Толкание живота».

& «Вращение руками».

*«Музыкальная эстафета».

Озвученные движения.

Озвученные движения.

Музыкальные

инструменты.

26.

&«Гармошка».

*«Жуки».

& «Вырастающие звуки».

Повторить 6-8 раз.

Дыхание в движении.

Направление звуковые

волны.

27.

*«Качели».

& «Озвученные эмоции».

*«Музыкальная

импровизация».

Озвученное движение,

которое исполняется в

паре.

Достижение ребенком с

помощью звука

определенного

психоэмоционального

состояния.

Различные движения

под музыку. Снятие

эмоционального

напряжения.

28.

«Звуки и движения».

*«Круг».

Дети меняют движения

самостоятельно, при

появлении нового

инструмента».

Направление

вибрационной звуковой

волны.

29.

&«Смеющиеся

человечки».

*«Прыжки».

Вибрационная графика.

Совершаются вперед –

назад, затем в стороны -

на двух, одной ноге.

30.

&«Озвученные эмоции».

&«Лодочка».

&«Хаос».

Достижение ребенком с

помощью звука

определенного

психоэмоционального

состояния.

31.

&«Хаос».

Вибрационная графика.

&«Геометрические

фигуры».

*«Поезд».

Вибрационная графика.

Дети, встав

паровозиком,

отстукивают ритм в

движении.

32.

*«Качели».

&«Толкание живота».

*«Смеющиеся человечки».

Озвученные движения.

Озвученные движения.

Вибрационная графика.

33.

& «Вращение руками».

*«Музыкальная

эстафета».

*«Поезд».

Озвученные движения.

Музыкальные

инструменты.

Дети, встав

паровозиком,

отстукивают ритм в

движении.

34.

*«Вырастающие звуки».

& «Геометрические

фигуры».

*«Музыкальная

импровизация».

Направление

вибрационной звуковой

волны в различные

участки тела. Дети

сидят по кругу на

корточках, произносят

звук «о». Сначала очень

тихо, затем постепенно

поднимаясь все громче.

Дети выстраиваются в

различные

геометрические фигуры

и начинают « звучать».

Различные движения

под музыку. Снятие

эмоционального

напряжения.

*Музыкально –

двигательная игра.

&Певческое дыхание.

Подготовительная группа

Направлено

на

достижение

цели

развития

музыкальности

детей,

способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих

задач:

• развитие музыкально художественной деятельности;

• приобщение к музыкальному искусству».

Музыкально-художественная

деятельность,

приобщение

к

музыкальному искусству

Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать

художественно-эстетический вкус.

Обогащать

музыкальные

впечатления

детей,

вызывать

яркий

эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.

Знакомить с элементарными музыкальными понятиями: музыкальный

образ,

выразительные

средства,

музыкальные

жанры

(балет,

опера);

профессиями (пианист, дирижер, композитор, певица и певец, балерина и

болеро, художник и др.).

Продолжать развивать навыки восприятия звуков по высоте в пределах

квинты—терции.

Обогащать

впечатления

детей,

формировать

музыкальный

вкус,

развивать музыкальную память.

Способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха.

Знакомить с элементарными музыкальными понятиями (темп, ритм).

Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию.

Закреплять практические навыки выразительного исполнения песен в

пределах от до первой октавы до ре второй октавы.

Учить брать дыхание и удерживать его до конца фразы; обращать

внимание на артикуляцию (дикцию), закреплять умение петь самостоятельно,

индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него.

Развивать умение самостоятельно придумывать мелодии, используя в

качестве образца русские народные песни; самостоятельно импровизировать

мелодии на заданную тему по образцу и без него, используя для этого

знакомые песни, музыкальные пьесы и танцы.

Способствовать

дальнейшему

развитию

навыков

танцевальных

движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с

разнообразным

характером

музыки,

передавая

в

танце

эмоционально-

образное содержание.

Развивать

танцевально-игровое

творчество;

формировать

навыки

художественного исполнения различных образов при инсценировании песен,

театральных постановок.

Способствовать развитию творческой активности детей в доступных

видах музыкальной исполнительской деятельности (игра в оркестре, пение,

танцевальные движения и т.п.).

Совершенствовать

умение

импровизировать

под

м уз ы ку

соответствующего

характера

(лыжник,

конькобежец,

наездник,

рыбак;

лукавый котик; сердитый козлик и т.п.).

Закреплять умение придумывать движения, отражающие содержание

песни; выразительно действовать с воображаемыми предметами.

Развивать самостоятельность в поисках способа передачи в движениях

музыкальных образов.

Формировать

музыкальные

способности;

содействовать

проявлению

активности и самостоятельности.

Совершенствовать навыки игры на музыкальных инструментах.

Календарно – тематический план подготовительная группа

Месяц

Неде

ля

Тема

Задачи

Кор

рект.

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

1

* «Звуки и движения»

& «Гармошка»

Познакомить с муз.

звуком (муз. инструм.)

Следить за осанкой.

2

* «Звуки и движения»

& «Гармошка»

Продолжить работу над

муз. звуком (муз. инстр.)

Осанка. Вдох – ребра

(гармошка) разв., на

выдохе «гармошка»

медленно возвращ. в

исходн. положение.

3

*«Музыка и движение»

& «Гармошка»

Дети двигаются

различными частями

тела.

Следить за осанкой. 6-8

раз.

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

4

&«Шарик»

*« Музыка и движение»

Выдох. Вдох – живот

надувается, как шарик.

Выдох – втягивается 6 –

8 раз.

Под музыку дети

двигаются разными

частями тела.

5

& «Шарик»

*«Музыка и движение»

& «Звуковое знакомство»

Следить за осанкой.

Вдох через нос, выдох

ртом.

Менять движения в

соответствии с музыкой.

Знакомство ребенка с

явлением звуковой

вибрации.

6

& «Гармошка»

Осанка. Повторить 6-8

раз, следить за

дыханием.

*«Поезд»

Дети становятся

паровозиком, ноги

отстукивают ритм на

месте, а потом в

движении.

7

& «Шарик»

*«Поезд»

Повторить 6-8 раз.

Отстукивают ритм пока

ладошками потом

ногами в движении.

Н

О

Я

Б

Р

Ь

8

*«Музыкальная эстафета».

& «Дыхание и речь».

Дети делятся на две

группы. Добежать до

муз. инструмента и

обратно (бубен,

барабан).

Произносить любые

слова, живот

постепенно втягивается.

9

& «Дыхание и речь».

*«Подвижный оркестр»

Произносить любые

слова, живот

постепенно втягивается.

Под музыку ребенок

бежит к музыкальному

инструменту,

расположенных в виде

треугольника и ударяет

по ним.

10.

& «Дыхание и речь».

*«Подвижный оркестр»

Дети самостоятельно

называют слова,

которые хотят

произнести.

Три музыкальных

инструмента

(треугольник,

металлофон, бубен)

Д

11.

& «Шарик».

& «Гармошка».

*«Звуки и движения».

Следить за дыхание ,

повторить 6 – 8 раз

каждое.

Дети меняют движения

самостоятельно.

12.

& «Орган».

*«Змея»

Дети одновременно

поют каждый свою ноту.

Дети шипят( длинный

звук), усиливая и

Е

К

А

Б

Р

Ь

Я

Н

В

А

Р

Ь

& «Звуковое знакомство».

ослабляя звук, выполняя

при этом извивающиеся

движения на месте.

Дети стоят с закрытыми

глазами и

разговаривают, поют,

произносят любые

звуки.

13.

& «Орган».

*«Змея».

& «Звуковое знакомство».

Дети поют каждый свою

ноту, прислушиваются к

своим ощущениям.

Дети медленно

двигаются по полу,

воспроизводя

угрожающее шипение.

Дети выбирают тот

голос, который им

показался наиболее

приятным.

14.

&«Буквы алфавита».

& «Лягушка».

*«Мышка»

Каждый ребенок

изображает своим телом

любую букву алфавита,

при этом с закрытым

ртом произносят звук.

Дети громко квакают

(короткий, отрывистый

звук). Резко выпячивая

живот на выдохе.

Под быструю музыку

дети делают юркие

движения под музыку.

15.

& «Живые буквы».

& «Лягушка».

*«Пантера»

Дети, изображая телом

буквы, хором

озвучивают их.

Дети громко квакают,

резко выпячивая живот

на выдохе.

Под музыку

выполняются короткие

перебежки, прыжки,

затем остановка

(«замирание»), далее

опять прыжки.

16.

& «Живые буквы».

Дети, изображая телом

Ф

Е

В

Р

А

Л

& «Цыпленок».

*«Черепаха»

буквы, выстраивают из

них различные слова и

затем хором озвучивают

их.

Дети имитируют писк

цыпленка: «пи – пи –

пи».

Выполняются очень

медленные движения,

сопровождаемые

звуками.

17.

18.

*«Вырастающие звуки».

& «Геометрические

фигуры».

*«Вырастающие

звуки».

& «Геометрические

фигуры».

& «Смеющиеся

человечки».

Направление

вибрационной звуковой

волны в различные

участки тела. Дети

сидят по кругу на

корточках, произносят

звук «о». Сначала очень

тихо, затем постепенно

поднимаясь все громче.

Дети выстраиваются в

различные

геометрические фигуры

и начинают « звучать».

Дети по кругу садятся

на корточки, произносят

звуки, постепенно

«вырастая».

Дети выстраивают

геометрические фигуры

(квадрат, круг,

треугольник и т.д.) и

начинают «звучать».

Ребёнок ложится на

спину. Ему на живот

головой (лицом кверху)

ложится другой, также и

остальные дети. Первый

ребёнок начинает

смеяться. Смех

распространяется по

всей цепочке.

19.

& «Смеющиеся

человечки».

Вибрационная графика.

Ь

*«Вырастающие звуки».

& «Геометрические

фигуры».

Направление

вибрационной звуковой

волны в различные

участки тела с помощью

движений.

Вибрационная графика.

20.

& «Шарик».

*«Змея».

*«Слон».

Упражнение повторить

6-8 раз. Следить за

осанкой.

Дети медленно

двигаются по полу,

воспроизводя

угрожающее шипение.

Дети под «тяжелую»

музыку медленно,

вразвалочку двигаются,

имитируя слона.

21.

& «Дыхание и речь».

& «Ветер».

*«Музыкальная

импровизация».

При произнесении

любых слов с четко

артикулируемыми

согласными звуками

живот постепенно

втягивается.

Одна группа детей

изображает завывание

ветра, другая –

имитирует волны,

качающиеся деревья и

т.д.

Дети передают в звуке

любые свои ощущения.

22.

& «Буквы алфавита».

& «Круг».

*«Музыкальная

импровизация».

Направление

вибрационной звуковой

волны. Звуки

произносятся

максимально долго.

Ребенок, стоящий в

центре, старается

ощутить звуковое

кольцо вокруг себя.

Начало самореализации

личности ребенка.

23.

& «Ветер».

& «Гармошка».

Сила дыхательных

мышц.

Повторить 6-8 раз.

М

А

Р

Т

А

П

Р

Е

Л

Ь

*«Прыжки».

Совершаются вперед-

назад, затем в стороны –

на двух, затем на одной

ноге. Упражнение

выполняется с

закрытым ртом.

24.

*«Прыжки».

&«Толкание живота».

& «Смеющиеся

человечки».

Озвученное движение.

Озвученное движение.

Упражнение

выполняется с

закрытым ртом, с

добавлением

соответствующих

движений.

Вибрационная графика.

Смех распространяется

по всей цепочке.

25.

& «Толкание живота».

& «Вращение руками».

*«Музыкальная эстафета».

Озвученные движения.

Озвученные движения.

Музыкальные

инструменты.

26.

&«Гармошка».

*«Жуки».

& «Вырастающие

фигуры».

Повторить 6-8 раз.

Дыхание в движении.

Звуковые фигуры.

27.

&«Мельница».

& «Озвученные эмоции».

*«Музыкальная

импровизация».

Озвученное движение.

Достижение ребенком с

помощью звука

определенного

психоэмоционального

состояния.

Различные движения

под музыку. Снятие

эмоционального

напряжения.

28.

&«Буквы алфавита».

*«Живые буквы».

*«Круг».

Звуковые фигуры.

Звуковые фигуры.

Направление

вибрационной звуковой

волны.

29.

&«Смеющиеся

человечки».

Вибрационная графика.

М

А

Й

*«Прыжки».

*«Расслабление».

Совершаются вперед –

назад, затем в стороны -

на двух, одной ноге.

При произнесении звука

тело предельно

расслабляется.

30.

&«Озвученные эмоции».

&«Лодочка».

&«Хаос».

Достижение ребенком с

помощью звука

определенного

психоэмоционального

состояния.

31.

&«Хаос».

&«Геометрические

фигуры».

*«Поезд».

Вибрационная графика.

Вибрационная графика.

Дети, встав паровозиком

отстукивают ритм в

движении.

32.

*«Мельница».

&«Толкание живота».

*«Куча – мала».

Озвученные движения.

Озвученные движения.

Вибрационная графика.

33.

&«Смеющиеся

человечки».

*«Музыкальная

импровизация».

*«Музыкальная

эстафета».

Вибрационная графика.

Различные движения

под музыку. Снятие

эмоционального

напряжения.

Озвученные движения.

Музыкальные

инструменты.

34.

&«Буквы алфавита».

*«Живые буквы».

*«Круг».

*«Подвижный оркестр»

Звуковые фигуры.

Звуковые фигуры.

Направление

вибрационной звуковой

волны.

Три музыкальных

инструмента

(треугольник,

металлофон, бубен)

*Музыкально –

двигательная игра.

&Певческое дыхание.

Чтобы заинтересовать детей кружок проходит в форме игры. На первом

занятии кружка идёт беседа с детьми о том, для чего нужна дыхательная

музыкотерапия. В цикле дыхательной музыкотерапии решаются конкретные

психофизические задачи по реабилитации ребёнка:

Отработка певческого дыхания;

Нормализация ритма дыхания;

Освоение дыхательных вибраций;

Увеличение силы дыхательных мышц;

Создание баланса между дыханием и движением;

Вводный курс дыхательной музыкотерапии

«Музыкальные игры».

Цель: познакомить ребёнка с музыкальным звуком, заинтересовать

музыкальными занятиями через игру. («Звуки и движения», «Музыка и

движения», «Музыкальная эстафета», «Подвижный оркестр», «Поезд».

Основной курс дыхательной музыкотерапии

Музыка дыхания.

Певческое дыхание («Гармошка», «Шарик», «Дыхание и

речь»).

Ритмика дыхания («Озвученное дыхание», «Мышка», «Слон»,

«Черепаха»).

Дыхательные вибрации («Орган», «Тарахтелка»).

Длительность выдоха (звукообразы) («Лягушка», «Змея»,

«Цыплёнок», «Самолёт», и т.д.).

Сила дыхательных мышц («Ветер», «Кто громче»).

Дыхание в движении («Два барана», «Жуки»).

Повышение эмоционального тонуса («Музыкальная

импровизация»).

Вокальная звукотерапия.

Курс строится с учётом трёх факторов воздействия музыки на организм

человека: вибрационного, физиологического, и психологического. Будучи

базовым, курс закладывает основные приёмы взаимодействия ребёнка со

звуком, которые потом используются в музыкотерапии в дыхательной

гимнастике.

Курс состоит из трёх частей:

- вибрационные упражнения,

- физиологические упражнения,

- психологические упражнения.

Длительность одного кружка по вокальной звукотерапии зависит от возраста

детей, но не должна превышать 15 – 20 минут в связи с большой

интенсивностью нагрузки на дыхательный и связочный аппарат.

Вибрационные упражнения

Задача: знакомство ребёнка с явлением звуковой вибрации в различных её

проявлениях и поиск вместе с ним его индивидуальной примарной вибрации

– вибрации, которая по ощущениям кажется ребёнку наиболее приятной

(«Звуковое знакомство», «Нахождение примарного тона»).

Физиологические упражнения

Задача: направление вибрационной звуковой волны в различные участки

тела с помощью движений.

Первая серия. Звуковые фигуры и позы

Дети с закрытым ртом произносят звук, при этом выполняют

разнообразные фигуры.

1.

Индивидуальные упражнения.

«Столб», «Крест», «Буквы алфавита», «Колобок», «Домик».

2.

Групповые упражнения.

«Живые буквы», «Круг», «Вырастающие звуки», «Спиной к спине».

При групповом выполнении звуковых упражнений вибрационные и

психологические эффекты усиливаются.

Вторая серия. Вибрационная графика

«Хаос», «Геометрические фигуры», «Куча-мала», «Смеющиеся

человечки».

Третья серия. Озвученные движения

И.п.-стоя. Упражнения выполняются с закрытым ртом, сначала голосом,

затем с добавлением соответствующих движений.

«Маятник», «Волчок», «Качели», «Мельница», «Вращение руками»,

«Толкание живота» и др.

Психологические упражнения

Задача: достижение ребёнком с помощью звука определённого

психоэмоционального состояния.

1.

Озвученные эмоции.

2.

Звуковые подражания.

3.

Метод психического действия.

4.

Интонационное общение.

5.

Звуковые игры и сказки.

6.

Звуковая релаксация:

примарный тон.

примарная медитация.

7.

Дыхательно-звуковые ритмические импровизации.

При помощи дыхательной музыкотерапии можно моделировать эмоции,

помочь сбалансировать психоэмоциональное состояние и поведение

ребенка. Подвижный и расторможенный ребенок, благодаря дыхательным

упражнениям успокаивается, а нерешительный и неконтактный ребенок

значительно повышает свой собственный тонус, уровень бодрости.

Кружок по дыхательной музыкотерапии дают богатый опыт общения,

наполняют жизнь радостными и яркими впечатлениями.



В раздел образования