Автор: Казначеева Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 1 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: р.Адыгея,г. Майкоп
Наименование материала: статья
Тема: Использование методов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Использование
методов
мнемотехники
в работе с детьми
дошкольного
возраста.
Прежде,
чем
говорить
о
мнемотехнике,
хочется
поговорить
о
памяти
Память - это основа
психической жизни, основа нашего сознания. Любая
про стая
или
сложная
деятельно сть
о снована
на
том,
что
о б р а з
воспринятого
сохраняется
в
памяти,
по
крайней
мере,
несколько
секунд.
Информация
от
наших
органов
чувств
была
бы
бесполезной,
если
бы
память
не
сохраняла
связи
между
отдельными
фактами
и
событиями.
Выделяют
3
вида
памяти:
наглядно
–
образную,
словесно
–
логическую
и
эмоциональную.
Наша
память
многолика.
Она
бывает
кратковременной,
и
долговременной,
а
еще
разделяют
на
механическую,
т.е.
«зубрежку»
и
смысловую,
которая
сводится
к
осмысленному,
запоминанию.
Основу
памяти
составляет
генетически
обусловленная
способность
запечатлевать
информацию,
другими
словами,
природная
пластичность
нервно-мозговой
ткани
«мнема».
Нашу
память
можно
сравнивать
с
домами,
где
фундамент
составляет
природная
память,
а
все
остальные
конструкции
-
культурная.
В
качестве
строительных
материалов
будем
использовать
различные
спо собы
осмысления,
обработки
информации.
Эти
способы
начали
придумывать
еще
наши
далекие
предки.
Произнося
длинные
речи
без
бумажек,
они
как
бы
соотносили
каждую
часть
доклада
с
какой-либо
комнатой,
а
свой
дом
все
знают
и
хорошо
помнят,
таким
образом,
они
являются
родоначальниками
приема,
который
сейчас
называют
мнемотехническим,
или
мнемотехникой.
И так, мнемотехника
-
это
технология
развития
памяти.
А так, как память - это сложная функция мозга, состоящая из восприя тия,
запоминания,
хранения
и
воспроизведения
информации,
в
первую
очередь
надо
обратить
внимание
на
совершенствование
восприятия:
зрения,
слуха,
тактильных и вкусовых ощущениях и т.д. Сразу хочется рассказать об очень
интересном
пособие
для
игр
на
развитие
обоняния
–
«нюхательные
баночки».
Баночки
могут
быть
любой
формы,
любого
вида,
главное,
чтобы
ребенку
было
удобно
узнать
какому
предмету,
веществу,
образу
принадлежит этот запах (например - формы от Киндер сюрприза, в которых
делаются
шилом
дырочки).
Для
развития
тактильных
ощущений
детям
предлагаются
тактильные
дощечки,
по
которым
ребенок
определяет
структуру
материала,
может
быть
количество
предметов,
буквы,
цифры
и
т.д.
Вторая
большая
задача
-
это
сформировать
у
детей
навыки
запоми-
нания
любой
информации,
используя
следующие
методы:
-
метод
«крокирования»
-
метод
эйдетизма
-
метод
ассоциативных
цепочек
-
метод
трансформации
-
метод
Цицерона
-
метод
опор.
И третья большая задача - научить детей управлять своим вниманием,
сделать
его
послушным.
Для
того,
чтобы
занятия
мнемотехникой
были
эффективными,
необхо-
димо,
чтобы
у
детей
уже
был
определенный
словарный
запас,
т.е.
занятия
лучше
начинать
с
детьми 4
-
5 лет, хотя можно и раньше, и конечно все
занятия
проводятся
в
форме
игры.
Методика
мнемотехники
предполагает
возможность
выбора
педагогом
формы
проведения
занятия.
Мнемотехнику
можно
вести
либо
в
виде
самостоятельного
занятия,
либо
включать
ее
элементы в различные виды занятий и даже в различные виды деятельности
детей.
Методика
мнемотехники используется не только в детском саду, но и
в
школе,
поэтому
некоторые
методы,
предложенные
методикой
более
подходят
к
школьникам.
Более
доступным
и
широко
применяемым
является метод
«крокирования»
- использование
чертежей,
схем,
набросков,
зарисовок.
Также
используются
мнемотаблицы
и
коллажи.
Мнемотаблица
–
это
схема,
структура, в которую
можно
заложить
различную
информацию.
Мнемотаблицы
решают
одновременно в одном задании ряд задач.
Для
детей
средней
и
старшей
группы
можно
использовать
более
легкие
таблички с рисунками, главное при составлении таблиц, чтоб рисунки были
связаны
между
собой,
т.к.
дети,
для
запоминания
таблиц
должны
составить
рассказ или связать их по смыслу, или классифицировать.
Дальше
мы
рассмотрим
коллаж.
Коллаж
-
это
определенный
формат
картона
или
плотный
лист
бумаги,
на
который
наклеиваются
или
накладываются, рисуются
различные
картинки,
буквы,
геометрические
фигур
цифры.
Используя
коллаж,
мы
выполняем
следующие
задачи:
1.
Закрепление
различных
методов
запоминания.
2.
Развитие
фотографической
памяти.
3.
Расширение
словарного
запаса,
образного
восприятия,
умение
говорить,
рассказывать.
4.
Обучающая задача, т.к. в коллаж вмещают различную информацию.
А
теперь
остановимся
на
играх
и
игровых
упражнениях,
так
называемых
«кроках».
Напомню,
что
это
различные
чертежи,
схемы,
наброски,
зарисовки.
Например:
1.
Упражнение
«Чтение
письма
по
рисунку»
-
дети
получают
письмо
-схему,
которое
они
должны
расшифровать.
2.
Игра «Светофор» - дети должны определить место определенного звука в
слове и выложить карточки-схемы по порядку, это и будет
для детей подсказкой в воспроизведении цепочки слов.
Зарисовка
слов
дает
возможность
развивать
воображение,
мышление,
творческие
способности
детей,
способствует
запоминанию
слов,
заставляет
думать.
Благодаря
зарисовкам
дети
быстрее
запоминают
стихи,
можно
по
зарисовкам
предложить
отгадать
какое-либо
стихотворение у ж е знакомое
детям.
Очень
эффективен
прием
зарисовки
на
начальном
этапе
обучения
в
игре
«Цепочка
слов»,
где
дети
делают д л я себя
наброски,
изображая
услышанное
слово.
Таким
образом,
у
детей получается
цепочка
рисунков,
по
которой
они
легко
вспомнят
все с л о ва . Э т у и г р у можно
усложнить,
предложить
закрыть
свои
подсказки и вспомнить,
что
было
нарисовано,
а
еще
можно
вспомнить
и
воспроизвести
наброски
по
памяти
на
другом
листочке.
Следующий
метод
-
это метод
ассоциативных
цепочек
или
метод
«чепухи».
Он
заключается
в
том,
что
дети
из
предложенных с л о в или
набора картинок составляют рассказ – «чепуху», они как бы дурачатся и в
такой игре быстро запоминают цепочку слов. Например, слова:
птичка,
мяч, листок, котенок и т.д. С этими словами придумываем рассказ "Птичка
играет
в мяч,
мяч обмахивается
листочком,
листок
укусил
котенка
и
т.д."
Н а первый
взгляд нам кажется
это полной бессмыслицей, а дети
каждое
слово
ассоциируют
с
каким-либо
действием,
местонахождением
и
т.д.
Можно провести игры типа «Чего не стало» и «Путаница».
Следующий метод - метод эйдетизма.
Этот
метод
заключается
в
образном
мышлении,
умении
воспроизвести
в
своей
памяти яркие
образы,
действия
с
ними.
В
своей
работе
можно
использовать такие
и гр ы , как
«Объяснялки»
-
дети
объясняют
значение
слова,
как
они
его
понимают,
«На
что
похожи»
-
детям
показывают
картинку,
например, а дети воображают, что это может быть.
«Давайте
выучим
стихи»
-
в
этой
игре
детям
читаем
стихотворение
и
предлагаем,
как
бы
попасть
в
него,
представить
себе
образы,
героев
этого
стихотворения,
игра
«Вкусный
цвет».
Очень
хорошо
использовать
этот
метод
для
развития
воображения,
фантазии.
Например:
«Давайте
отправимся покататься на облаках», «Путешествие в сказочный лес» и т.д.
Следующий
метод
- метод
Цицерона -
этот
метод
запоминания
состоит
в
том, что игрушки, предметы, картинки или слова расположены
(т.е.
нарисованы,
написаны,
разложены
и
т.д.)
на
разных
уровнях.
С
помощью этого метода мы решаем не только задачу развития памяти, но и,
что
очень
важно
для
детей,
учим
их
ориентироваться
в
пространстве,
использовать
в
своей
речи
предлоги.
Например,
игра
"Магазин
игрушек"
-
на столе под покрывалом стоит много игрушек, дети
смотрят на них 60
секунд,
потом
отворачиваются
и
воспитатель
изменяет
их
расположение.
Игровое
упражнение
«Цветик
–
семицветик»
для
того,
чтобы
детям
было
легче
запомнить
расположение
лепестков,
мы
используем
игру
«На
что
похоже?»
(красный
-
на
мак,
оранжевый
на
апельсин,
желтый
-
на
солнышко
и
т.
д.)
Дети
смотрят
на
цветок
10 -
1 5
секунд
и
по
памяти
выбирают
и
раскладывают
лепестки
в
нужно
порядке.
Можно
еще
использовать
такие
игры,
как
«Квадратные
часы»,
«Чего
не
стало
и
где?»,
«Восстанови
рисунок»,
«Размести
зверей».
Следующий метод - метод трансформации или превращения.
Благодаря
этому
методу
мы
развиваем
мыслительные
процессы,
фантазию.
Например,
задание с
пластилином,
с
палочками,
с
геометрическими
фигурами
и
т.д.
Можно
использовать
такие
игры,
как
«Перевертыши»,
«Дорисуй-ка», «Мартышки»,
«Новая
фигура».
И
последний
метод
- это
метод
образно-смысловых
опор -
дети
запоминают
при
помощи
связывания
по
смыслу
определенных
слов,
звуков,
цифр
и
т.д.
Например,
игра
«Запомни
звуки»,
«Вспомни
картинку»,
«Придумаем
мультик».
Таким
образом,
рассмотрев
все
методы,
мы
видим,
что
их
можно
использовать
в
любом
виде
деятельности,
в
любом
режимном
моменте.
Благодаря этим методам у детей развиваются не только все виды памяти, но
и
мыслительная
деятельность,
связная
речь.
У
детей
появляются
предпосылки
к
самообучению,
умение
проводить
самоанализ,
дети
становятся
более
раскрепощенными
и
самостоятельными.