Напоминание

Формирование инклюзивной компетентности педагогов в условиях дошкольного образования


Автор: Хачатурян Елена Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 1 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: р.Адыгея,г. Майкоп
Наименование материала: статья
Тема: Формирование инклюзивной компетентности педагогов в условиях дошкольного образования
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №1 «Золотая рыбка№ »

Круглый стол

«Формирование инклюзивной компетентности педагогов в условиях

дошкольного образовательного учреждения»

Г.Майкоп,2019

Цель:

формирование

у

педагогов

психологической

готовности

к

взаимодействию

с

семьей

ребенка

с

ограниченными

возможностями

здоровья, снятие психологических барьеров.

Задачи:

-повышать психолого-педагогическую компетентность педагогов;

-формировать представления о психологических особенностях семьи ребенка

с ограниченными возможностями здоровья;

-проанализировать и определить пути помощи и поддержки семьи ребенка с

ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации.

Ход работы:

Психолог:

Здравствуйте,

уважаемые

педагоги.

Свое

выступление

я

хочу

начать со стихотворения.

Мне страшно. Голова гудит.

Там мечутся слова и просятся уйти.

“Пусти нас, Соня, в мир пусти!”

Но рот мой на замке,

А ключ к замку в мозгу-

И как его достать?

Ну помогите ж мне!

Я не хочу немой остаться,

Но страх засовом запер рот.

Слова рождаются, живут и чудеса творят

В мирах, что в голове я создаю…

И вот В конце концов и умирают.

Чтоб им жить, Их надо в мир, вовне пустить.

Но как? Скажите мне!

А вдруг их люди не поймут?

Сквозь рот мой проходя,

Изменятся слова, их мир не примет,

Оттолкнёт, а вместе с ними- и меня?

2

Как жить? Мне страшно. Голова гудит”. (Соня Ш., у девочки аутизм. На

момент написания стихотворения ей было 8 лет).

Психолог: С помощью данного стихотворения мы можем с вами немного

прочувствовать

то,

что

испытывают

и

чувствуют

дети

с

ограниченными

возможностями здоровья.

Как вы догадались, сегодняшняя наша встреча посвящена работе с детьми

особой категории, а именно формированию инклюзивной компетентности

педагогов в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Важнейшей тенденцией развития современной образовательной практики

является инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями

здоровья. Эффективность реализации образовательной инклюзии во многом

определяется готовностью педагога к взаимодействию как с ребенком с

особенностями развития, так и с его семьей.

Инклюзивное обучение

предполагает

совместное образование

детей

с

особыми

образовательными потребностями

и

нормально

развивающихся

сверстников

в

пределах

одной

группы

по

разным образовательным

маршрутам.

В к л юч е н и е ,

и л и инклюзия

требует

реформирования

образовательного

учреждения

так,

чтобы

оно

отвечало

нуждам

и

потребностям всех детей без исключения.

Одним

из

основных

условий

инклюзивного

образования

является

профессиональная

компетентность

педагогов,

обеспечивающих

обучение,

воспитание и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья.

Показателем профессионализма педагога является его способность гибко

реагировать на особые образовательные потребности нетипичных детей, а

также находить при необходимости альтернативные формы коммуникации с

нетипичным ребенком.

Упражнение

«Котенок».

Участники

встают

в

круг.

Ведущий

просит

передать по кругу газету. Потом предлагает представить, что на этой газете

уснул маленький котенок, и теперь газету нужно передавать друг другу очень

бережно, чтобы не разбудить и не испугать его. В конце упражнения психолог

3

говорит,

что

точно

такое

же

бережное

отношение

важно

сохранять

для

общения с особыми детьми.

Давайте

рассмотрим

модель

формирования

индивидуального

образовательного пространства (слайд на презентации)

Выделяют

совокупность

элементов

в

педагогической

инклюзивной

компетентности с точки зрения практических предметно-манипулятивных

умений и навыков педагога инклюзивной группы:

1.

Создание

инклюзивной

среды

обучения,

предполагающей

активное

участие каждого ребенка в различного рода социальных мероприятиях вне

зависимости от его индивидуальных особенностей. При этом компетентность

педагога

выражается

в

организационном

умении

сформировать

дружественную атмосферу, где все дети имеют возможность удовлетворить

свои образовательные потребности и не оказаться в ситуации социальной

неудовлетворенности. Основными личностными характеристиками педагога

является

открытость

и

его

готовность

к

грамотному

разрешению

возникающих затруднений.

2. Предоставление в случае необходимости для каждого ребенка С ОВЗ

дополнительного временного резерва при выполнении различных учебных

заданий

или

некоторых

социальных

поручений.

Ключевым

индикатором

компетентностных

характеристик

педагога

в

данной

ситуации

является

осознанный

уход

от

стереотипных

представлений

о

соблюдении

фиксированной нормы для всех детей.

3.

Оказание

социально-педагогической

поддержки

ребенку

с

о собенно стями

развития.

Данный

элемент

пр о ф е с с ио на льно й

компетентности

педагога

ориентирован

на

постепенное

развитие

доверительных

отношений

с

ребенком.

При

этом

важным

условием

осуществления социально-педагогической помощи особенным детям служит

комбинированное

сочетание

собственно

профе ссиональных

и

индивидуально-личностных характеристик педагога.

4

4. Мотивированное создание ситуаций взаимной поддержки в системе

«нетипичный ребенок – типичный сверстник». Профессионализм педагога

состоит в создании благоприятной фоновой обстановки развития социальной

субъектности

ребенка

с

ОВЗ,

при

которой

он

демонстрирует

не

только

пассивное

поведение,

но

и

является

активным

участником

всех

взаимодействий субъектов группы.

5.

Умение

выявить

ближайшие

и

отдаленные

академические

и

социализаторские перспективы детей особой категории.

6.

Инициирование

сотрудничества

между

специалистами

различного

профиля

для

достижения

максимально

комплексной

инклюзии

особого

ребенка

в

учебно-воспитательное

пространство.

Данная

способность

педагога

занимает

ведущее

место

в

структуре

его

профессиональной

компетентности

в

области

инклюзивного

образования,

так

как

умение

применять на практике командный подход позволяет достичь всестороннего

раскрытия инклюзивного потенциала дошкольника с ОВЗ.

7. Сочетание основ тактического и стратегического планирования при

разработке

индивидуального

образовательного

маршрута

для

детей

с

особенностями

развития. Педагогический профессионализм выражается в

способности педагога к системному видению всех сильных сторон развития

личности

особенного

ребенка,

его

социально-педагогических

пробелов

и

ст ратегич е ских

ре зервов

для

во сст ановления

п о л н о ц е н н о го

функционирования.

Следует признать продуктивность представленной позиции и значимость

идеи

о

наличии

четкой

взаимосвязи

между

эмоционально-личностной

вовлеченностью педагога и достигнутыми результатами в ходе формирования

готовности дошкольника к включению в более широкий социум.

В работе с особенными детьми важна не только работа с самими детьми,

но

и

их

семьей,

так

как

сама

семья

может

испытывать

трудности

во

взаимоотношениях с детьми. С помощью упражнения «Мать инвалида» мы

5

попытаемся

понять,

что

чувствуют

и

испытывают

родители

в

данной

ситуации.

Упражнение «Мать инвалида». С помощью данного упражнения сейчас

я продемонстрирую то, какие ограничения в обществе испытывают родители

детей с ОВЗ. Группа участвует, отвечая на вопросы.

Глаза: Родителям сложно принять своего ребенка, увидеть его таким,

какой он есть; сложно выводить его в общество и в буквальном смысле «быть

на виду».

Р о т Родители

боятся

рассказывать

о

своем

ребенке,

говорить

о

нем,

рассказывать о своих трудностях и потребностях.

Уши Родители не хотят слышать диагноз ребенка и боятся общественного

мнения и осуждения.

Руки

Родители

чувствуют

себя

связанными,

их

жизнь

меняется

и

во

многом ограничивается. Страх того, что не в их силах вылечить ребенка,

человек «опускает руки»

Сердце. Неутихающая боль, чувство постоянно присутствующее («сердце

разрывается», «болит душа»).

Живот Это область дыхания, центр нашей жизненной силы и энергии.

Многие семьи детей с нарушеньями развития как бы «живут вполсилы»,

«дышат в полдыхания».

Бедра Многие родители боятся рожать детей, ухудшаются супружеские

отношения, формируются супружеские дисгармонии.

Ноги Родителям сложно идти дальше по жизни. Они в буквальном смысле

боятся

сами

«сделать

шаг»,

ограждают

и

ребенка

от

самостоятельных

жизненных шагов. Семья замирает, не развивается

Психолог:

в

такой

изоляции

и

социальном

«коконе»

оказываются

родители детей с нарушениями в развитии. Преодолеть это состояние можно,

ощущая тепло и поддержку как родных людей, так и людей, работающих с

особенными

детьми.

Чувство

командного

единства

чрезвычайно

важно,

поскольку

иногда

именно

детский

сад

-

первая

ступенька

общества

и

6

образования,

которая

может

показать

семье,

что

они

включены

в

это

общество и этот мир. И им уже не так страшно обращаться в социальные

сферы, водить детей в школы и активно включать в мир отношений.

Сейчас мы с вами с помощью упражнения «Кенгуру» поразвиваем нашу

эмпатию и чувство сопереживания другим.

Упражнение «Кенгуру». Участникам на пояс завязывается шарф или

косынка,

образуя

«сумку

кенгуру».

В

нее

сажают

детеныша

мягкую

игрушку-зверушку.

По

команде

ведущего

«кенгуру»

начинают

прыгать

к

условленному месту, стараясь не выронить малыша. Руками придерживать

нельзя. Побеждают самые быстрые и заботливые кенгуру.

И т о г.

П с и хо л о г : Специфика

организации

образовательной

и

коррекционной

работы

с

детьми,

имеющими

нарушения

развития,

обусловливает

необходимость

специальной

подготовки

педагогического

коллектива

общеобразовательного

учреждения,

обеспечивающего

интегрированное

/

инклюзивное

образование.

Педагогические

работники

образовательного

учреждения

должны

знать

основы

коррекционной

педагогики

и

специальной

психологии,

иметь

четкое

представление

об

особенностях

психофизического

развития

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

о

методиках

и

технологиях

организации

образовательного и реабилитационного процесса таких детей.

Учитывая,

что

ребенок

с

ограниченными

возможностями

здоровья

получает

возможность

свободного

выбора

образовательного

учреждения,

каждому

педагогу

необходимо

обладать

определенным

уровнем

сформированности

инклюзивной

компетентности

как

составляющей

его

профессиональной компетентности.

В заключении я хочу показать вам видео (Видео про ребенка Дауна). Дети

с синдромом Дауна участвуют в соревнованиях, каждый сам за себя, а что

будет дальше смотрите в видео.

Нам

самим

формально

«здоровым»

людям

необходимо

поучится

взаимопомощи у детей с ограниченными возможностями здоровья.

7



В раздел образования