Автор: Хачатурян Елена Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 1 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: р.Адыгея,г. Майкоп
Наименование материала: статья
Тема: Формирование инклюзивной компетентности педагогов в условиях дошкольного образования
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1 «Золотая рыбка№ »
Круглый стол
«Формирование инклюзивной компетентности педагогов в условиях
дошкольного образовательного учреждения»
Г.Майкоп,2019
Цель:
формирование
у
педагогов
психологической
готовности
к
взаимодействию
с
семьей
ребенка
с
ограниченными
возможностями
здоровья, снятие психологических барьеров.
Задачи:
-повышать психолого-педагогическую компетентность педагогов;
-формировать представления о психологических особенностях семьи ребенка
с ограниченными возможностями здоровья;
-проанализировать и определить пути помощи и поддержки семьи ребенка с
ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации.
Ход работы:
Психолог:
Здравствуйте,
уважаемые
педагоги.
Свое
выступление
я
хочу
начать со стихотворения.
Мне страшно. Голова гудит.
Там мечутся слова и просятся уйти.
“Пусти нас, Соня, в мир пусти!”
Но рот мой на замке,
А ключ к замку в мозгу-
И как его достать?
Ну помогите ж мне!
Я не хочу немой остаться,
Но страх засовом запер рот.
Слова рождаются, живут и чудеса творят
В мирах, что в голове я создаю…
И вот В конце концов и умирают.
Чтоб им жить, Их надо в мир, вовне пустить.
Но как? Скажите мне!
А вдруг их люди не поймут?
Сквозь рот мой проходя,
Изменятся слова, их мир не примет,
Оттолкнёт, а вместе с ними- и меня?
2
Как жить? Мне страшно. Голова гудит”. (Соня Ш., у девочки аутизм. На
момент написания стихотворения ей было 8 лет).
Психолог: С помощью данного стихотворения мы можем с вами немного
прочувствовать
то,
что
испытывают
и
чувствуют
дети
с
ограниченными
возможностями здоровья.
Как вы догадались, сегодняшняя наша встреча посвящена работе с детьми
особой категории, а именно формированию инклюзивной компетентности
педагогов в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Важнейшей тенденцией развития современной образовательной практики
является инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями
здоровья. Эффективность реализации образовательной инклюзии во многом
определяется готовностью педагога к взаимодействию как с ребенком с
особенностями развития, так и с его семьей.
Инклюзивное обучение
предполагает
совместное образование
детей
с
особыми
образовательными потребностями
и
нормально
развивающихся
сверстников
в
пределах
одной
группы
по
разным образовательным
маршрутам.
В к л юч е н и е ,
и л и инклюзия
требует
реформирования
образовательного
учреждения
так,
чтобы
оно
отвечало
нуждам
и
потребностям всех детей без исключения.
Одним
из
основных
условий
инклюзивного
образования
является
профессиональная
компетентность
педагогов,
обеспечивающих
обучение,
воспитание и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья.
Показателем профессионализма педагога является его способность гибко
реагировать на особые образовательные потребности нетипичных детей, а
также находить при необходимости альтернативные формы коммуникации с
нетипичным ребенком.
Упражнение
«Котенок».
Участники
встают
в
круг.
Ведущий
просит
передать по кругу газету. Потом предлагает представить, что на этой газете
уснул маленький котенок, и теперь газету нужно передавать друг другу очень
бережно, чтобы не разбудить и не испугать его. В конце упражнения психолог
3
говорит,
что
точно
такое
же
бережное
отношение
важно
сохранять
для
общения с особыми детьми.
Давайте
рассмотрим
модель
формирования
индивидуального
образовательного пространства (слайд на презентации)
Выделяют
совокупность
элементов
в
педагогической
инклюзивной
компетентности с точки зрения практических предметно-манипулятивных
умений и навыков педагога инклюзивной группы:
1.
Создание
инклюзивной
среды
обучения,
предполагающей
активное
участие каждого ребенка в различного рода социальных мероприятиях вне
зависимости от его индивидуальных особенностей. При этом компетентность
педагога
выражается
в
организационном
умении
сформировать
дружественную атмосферу, где все дети имеют возможность удовлетворить
свои образовательные потребности и не оказаться в ситуации социальной
неудовлетворенности. Основными личностными характеристиками педагога
является
открытость
и
его
готовность
к
грамотному
разрешению
возникающих затруднений.
2. Предоставление в случае необходимости для каждого ребенка С ОВЗ
дополнительного временного резерва при выполнении различных учебных
заданий
или
некоторых
социальных
поручений.
Ключевым
индикатором
компетентностных
характеристик
педагога
в
данной
ситуации
является
осознанный
уход
от
стереотипных
представлений
о
соблюдении
фиксированной нормы для всех детей.
3.
Оказание
социально-педагогической
поддержки
ребенку
с
о собенно стями
развития.
Данный
элемент
пр о ф е с с ио на льно й
компетентности
педагога
ориентирован
на
постепенное
развитие
доверительных
отношений
с
ребенком.
При
этом
важным
условием
осуществления социально-педагогической помощи особенным детям служит
комбинированное
сочетание
собственно
профе ссиональных
и
индивидуально-личностных характеристик педагога.
4
4. Мотивированное создание ситуаций взаимной поддержки в системе
«нетипичный ребенок – типичный сверстник». Профессионализм педагога
состоит в создании благоприятной фоновой обстановки развития социальной
субъектности
ребенка
с
ОВЗ,
при
которой
он
демонстрирует
не
только
пассивное
поведение,
но
и
является
активным
участником
всех
взаимодействий субъектов группы.
5.
Умение
выявить
ближайшие
и
отдаленные
академические
и
социализаторские перспективы детей особой категории.
6.
Инициирование
сотрудничества
между
специалистами
различного
профиля
для
достижения
максимально
комплексной
инклюзии
особого
ребенка
в
учебно-воспитательное
пространство.
Данная
способность
педагога
занимает
ведущее
место
в
структуре
его
профессиональной
компетентности
в
области
инклюзивного
образования,
так
как
умение
применять на практике командный подход позволяет достичь всестороннего
раскрытия инклюзивного потенциала дошкольника с ОВЗ.
7. Сочетание основ тактического и стратегического планирования при
разработке
индивидуального
образовательного
маршрута
для
детей
с
особенностями
развития. Педагогический профессионализм выражается в
способности педагога к системному видению всех сильных сторон развития
личности
особенного
ребенка,
его
социально-педагогических
пробелов
и
ст ратегич е ских
ре зервов
для
во сст ановления
п о л н о ц е н н о го
функционирования.
Следует признать продуктивность представленной позиции и значимость
идеи
о
наличии
четкой
взаимосвязи
между
эмоционально-личностной
вовлеченностью педагога и достигнутыми результатами в ходе формирования
готовности дошкольника к включению в более широкий социум.
В работе с особенными детьми важна не только работа с самими детьми,
но
и
их
семьей,
так
как
сама
семья
может
испытывать
трудности
во
взаимоотношениях с детьми. С помощью упражнения «Мать инвалида» мы
5
попытаемся
понять,
что
чувствуют
и
испытывают
родители
в
данной
ситуации.
Упражнение «Мать инвалида». С помощью данного упражнения сейчас
я продемонстрирую то, какие ограничения в обществе испытывают родители
детей с ОВЗ. Группа участвует, отвечая на вопросы.
Глаза: Родителям сложно принять своего ребенка, увидеть его таким,
какой он есть; сложно выводить его в общество и в буквальном смысле «быть
на виду».
Р о т Родители
боятся
рассказывать
о
своем
ребенке,
говорить
о
нем,
рассказывать о своих трудностях и потребностях.
Уши Родители не хотят слышать диагноз ребенка и боятся общественного
мнения и осуждения.
Руки
Родители
чувствуют
себя
связанными,
их
жизнь
меняется
и
во
многом ограничивается. Страх того, что не в их силах вылечить ребенка,
человек «опускает руки»
Сердце. Неутихающая боль, чувство постоянно присутствующее («сердце
разрывается», «болит душа»).
Живот Это область дыхания, центр нашей жизненной силы и энергии.
Многие семьи детей с нарушеньями развития как бы «живут вполсилы»,
«дышат в полдыхания».
Бедра Многие родители боятся рожать детей, ухудшаются супружеские
отношения, формируются супружеские дисгармонии.
Ноги Родителям сложно идти дальше по жизни. Они в буквальном смысле
боятся
сами
«сделать
шаг»,
ограждают
и
ребенка
от
самостоятельных
жизненных шагов. Семья замирает, не развивается
Психолог:
в
такой
изоляции
и
социальном
«коконе»
оказываются
родители детей с нарушениями в развитии. Преодолеть это состояние можно,
ощущая тепло и поддержку как родных людей, так и людей, работающих с
особенными
детьми.
Чувство
командного
единства
чрезвычайно
важно,
поскольку
иногда
именно
детский
сад
-
первая
ступенька
общества
и
6
образования,
которая
может
показать
семье,
что
они
включены
в
это
общество и этот мир. И им уже не так страшно обращаться в социальные
сферы, водить детей в школы и активно включать в мир отношений.
Сейчас мы с вами с помощью упражнения «Кенгуру» поразвиваем нашу
эмпатию и чувство сопереживания другим.
Упражнение «Кенгуру». Участникам на пояс завязывается шарф или
косынка,
образуя
«сумку
кенгуру».
В
нее
сажают
детеныша
—
мягкую
игрушку-зверушку.
По
команде
ведущего
«кенгуру»
начинают
прыгать
к
условленному месту, стараясь не выронить малыша. Руками придерживать
нельзя. Побеждают самые быстрые и заботливые кенгуру.
И т о г.
П с и хо л о г : Специфика
организации
образовательной
и
коррекционной
работы
с
детьми,
имеющими
нарушения
развития,
обусловливает
необходимость
специальной
подготовки
педагогического
коллектива
общеобразовательного
учреждения,
обеспечивающего
интегрированное
/
инклюзивное
образование.
Педагогические
работники
образовательного
учреждения
должны
знать
основы
коррекционной
педагогики
и
специальной
психологии,
иметь
четкое
представление
об
особенностях
психофизического
развития
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
о
методиках
и
технологиях
организации
образовательного и реабилитационного процесса таких детей.
Учитывая,
что
ребенок
с
ограниченными
возможностями
здоровья
получает
возможность
свободного
выбора
образовательного
учреждения,
каждому
педагогу
необходимо
обладать
определенным
уровнем
сформированности
инклюзивной
компетентности
как
составляющей
его
профессиональной компетентности.
В заключении я хочу показать вам видео (Видео про ребенка Дауна). Дети
с синдромом Дауна участвуют в соревнованиях, каждый сам за себя, а что
будет дальше смотрите в видео.
Нам
самим
формально
«здоровым»
людям
необходимо
поучится
взаимопомощи у детей с ограниченными возможностями здоровья.
7