Автор: Капланян Оксана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 1 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: р.Адыгея,г. Майкоп
Наименование материала: статья
Тема: Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Статья
«Художественно – эстетическое развитие
детей дошкольного возраста»
Художественная
деятельность
выступает
как
ведущий
способ
эстетического
воспитания
и
развития
детей
дошкольного
возраста.
В
художественном развитии дошкольников центральной является способность
к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию
нового образа (в рисунке, лепке, аппликации, конструировании), который
отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью.
Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру
п р о ц е с с а
д е я т е л ь н о с т и .
Развитие
художественных
способностей
детей
основывается
на
формировании высокой нравственной потребности к творческому труду. Но
эта потребность не может быть реализована без усилий со стороны ребенка;
поэтому так важно воспитать у него трудолюбие, терпение, аккуратность,
самостоятельность, активность, стремление доставить своим трудом радость
о
к
р
у
ж
а
ю
щ
и
м
.
Труд
детей
дошкольного
возраста
является
важнейшим
средством
воспитания;
в
процессе
формируется
личность
ребенка,
складываются
к о л л е к т и в н ы е
в з а и м о о т н о ш е н и я .
Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Труд – это
то,
что
развивает
маленького
человека,
поддерживает
его,
помогает
ему
с
а
м
о
у
т
в
е
р
д
и
т
ь
с
я
.
Труд должен воспитывать детей, наполнять содержанием их умственные и
творческие интересы, возвышая эстетическую красоту. А если учесть, что в
худ оже с т в е н н ом
т руд е
д о ш кол ь н и к
о б н а руж и ва е т
в ы с о к у ю
заинтересованность, то успеваемость и сознательное стремление научиться
б у д е т
п р и о р и т е т н ы м .
Развитие познавательных мотивов – это основа подготовки ребенка к
школе, залог того, что малыш будет расти наблюдательным, любознательным,
сообразительным,
находчивым,
усидчивым,
активно-творческим
и
самостоятельным. Очень важно понять – ребенок не исполнитель, а творец.
Сам сделал своими руками! Смастерил игрушку, поделку, вещь, в которую
вложил
свой
труд,
фантазию,
выдумку
–
такая
работа
дорогого
стоит.
Это ли не радость, если Ваш ребенок встает в позицию созидателя,
начинает ощущать удовольствие и гордость от результатов своего труда, если
он все больше утверждается в своих возможностях, увереннее берется за
и з г о т о в л е н и е
н о в о й
с а м о д е л к и .
Он активно получает знания, умения и навыки, которые станут достоянием
на
всю
жизнь.
Малыш
приобретает
опыт,
который
впоследствии
станет
фундаментом, на который будет опираться объем его новых представлений,
умений, приобретаемых в учебе, в труде, в жизни. Эта работа как никакая
другая
удовлетворяет
познавательную
активность
ребенка,
способствует
р а з в и т и ю
т е х н и ч е с к о г о
м ы ш л е н и я .
С помощью такой работы, доступной ребенку, можно научить его
прогнозировать, предвидеть, представлять, как изменится поделка, если ее
сделать
по-другому,
добавить
новые
элементы
оформления,
изменить
р а з м е р ы ,
ц в е т о в о е
р е ш е н и е ,
п р и м е н и т ь
д р у го й
м а т е р и а л .
Маленький дизайнер творит по законам красоты и гармонии. Ребенок
приобщается к красоте природы и мира, созданного руками людей, учится
понимать
и
ценить
прекрасное,
при
этом
сам
стремится
к
созиданию.
Ручной труд развивает конструктивные способности детей, полезные
практические
навыки
и
ориентировки,
формирует
интерес
к
работе,
готовность справиться с ней, умение оценить свои возможности, стремление
выполнить
работу
как
можно
лучше
(прочнее,
устойчивее,
изящнее,
а
к
к
у
р
а
т
н
е
е
)
.
В
процессе
труда
дети
знакомятся
с
простейшими
техническими
приспособлениями, осваивают навыки работы с некоторыми инструментами,
учатся
бережно
относиться
к
материалам,
к
предметам
труда.
Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах
различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из
него можно делать разнообразные вещи.
Так, обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети
узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать. Дерево можно пилить,
строгать, резать, сверлить, склеивать. Работа с природным материалом дает
возможность знакомить детей с разнообразием его качеств: цветом, формой,
твердостью.
«Ручной
труд»
-
это
словосочетание
перекликается
с
изречением В. И. Сухомлинского: «Ум ребенка - на кончиках его пальцев».
Таким образом, при организации образовательной области «Художественно
–
эстетическое
развитие»,
у
детей
дошкольного
возраста
формируются
умения:
прогнозировать,
предвидеть,
представлять,
фантазировать,
экспериментировать.
Список литературы
1. Буре Р.С. Дошкольник и труд: теория и методика трудового воспитания:
пособие для педагогов дошкольных учреждений / Р.С. Буре. – М.: Мозаика-
Синтез, 2011. – 134
2. Кайгородова Е.В. Организация трудовой деятельности дошкольников с
использованием инновационных форм и методов работы // Сиб. учитель. –
2012. – № 4.
3. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: учеб. пособие для
студ.
высш.
пед.
учеб.
заведений
/
С.А.
Козлова,
Н.К.
Дедовских,
В.Д.
Калишенко и др. ; под ред. С.А. Козловой. – М. : Академия, 2002. – 50 с