Автор: Соколова Екатерина Сергеевна Должность: учитель географии Учебное заведение: МБОУ Акуловская СОШ Населённый пункт: деревня Акулово, Московская область Наименование материала: учебная программа Тема: кружок для первого класса"Азбука эколят" Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Акуловская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
директор МБОУ
Акуловской СОШ
________ Н.А.Павлова
Приказ № ___от
«___» августа 2015г
«Согласовано»
заместитель директора
по УВР
______О.В. Данилова
28 августа 2015г
«Рассмотрено»
на ШМО _________
__________________
_______/__________/
«__» августа 2015г
Программа кружка внеурочной деятельности в
начальной школе
"Азбука эколят"
1 класс
Учитель: Соколова Екатерина Сергеевна
Количество часов в неделю: 1 час
Всего в год: 34 часа
2015 – 2016 учебный год
Данная
рабочая
программа внеурочной деятельности в начальной школе
"Азбука эколят" для 1 класса составлена на основе нормативных документов.
Нормативные документы:
1.Федеральный закон об образовании от 29.12.2012г.
2. Приказ Минобразования России от 09.03.2004г. №1312 «Об утверждении
федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для
общеобразовательных
учреждений
РФ,
реализующих
программы
общего
образования.
3
.
Авторская программа Плешакова А.А. (Образовательная система «Школа
России»).
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
31.03.2014 № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников,
рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном
процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные
программы общего образования» .
6. Образовательная программа МБОУ Акуловской СОШ
на 2015-2016
учебный год.
7. Учебный план МБОУ Акуловской СОШ по истории на 2015-2016
учебный год.
Программа кружка внеурочной деятельности в начальной школе
"Азбука эколят"
Пояснительная записка
Актуальность. Слово “Экология” дословно переводится как “наука о доме”,
то есть о том, что окружает человека в биосфере. Воспитание экологической
культуры – важнейшая задача сложившейся ситуации в современном мире.
Закон
“Об
экологическом
образовании”,
принятый
во
многих
регионах,
ставит
своей
задачей
создание
системы
экологического
образования
и
является
основанием
для
поиска
и
разработки
эффективных
средств
экологического
образования
населения.
Анализ
состояния
экологического
образования
в
начальных
классах
свидетельствует
о
необходимости
совершенствования
всей
системы
воспитательной
работы
с
младшими
школьниками, одной из приоритетных целей которой является становление
экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать
с окружающим миром и осознающей свое место в Природе.
Миссией образовательного учреждения является создание ситуации развития
ребенка,
обеспечивающей
формирование
полноценного
экологического
сознания
и
поведения,
воспитание
гуманной
личности,
для
которой
характерна осознанная необходимость гармонизации своего образа жизни с
окружающим
социальным
и
природным
миром.
Необходимым
средством
эффективной
реализации
эколого
–
ориентированной
педагогической
деятельности коллектива является программа “Юный эколог”.
Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных –
поможет ребенку по-новому взглянуть на природу. Знание закономерностей
её развития в дальнейшем поможет бережнее относиться к окружающему
миру.
Цель: формирование
и
развитие
экологически
грамотного
поведения
у
младших школьников.
Задачи:
1.
Сформировать знания о единстве живой и неживой природы;
2.
Познакомить с нормами и правилами поведения в природе;
3.
Обобщить сведения обучающихся об эстетическом, оздоровительном и
познавательном значении природы для людей;
4.
Развивать
потребность
в
необходимости
и
возможности
решения
экологических проблем, доступных младшему школьнику, стремлению к
активной практической деятельности по охране окружающей среды;
5.
Воспитывать ответственное отношения к природе.
Основные принципы содержания программы:
принцип единства сознания и деятельности;
принцип наглядности;
принцип личной ориентации;
принцип системности и целостности;
принцип экологического гуманизма,
принцип краеведческий,
принцип практической направленности.
Теоретические
основы
программы
–
учитывание
возрастной
психологии,
экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи
экологической
этики
(В.
Е.
Борейко)
и
концепция
лично стно
ориентированного образования (В. В. Сериков).
Технические данные:
1. Представленная образовательная программа по внеурочной деятельности
разработана для учащихся начальной школы 1–4 классов. Программа состоит
из четырех частей, связанных друг с другом. 1 год обучения – “Экология
моего дома”, 2 год обучения – “Неживое в природе”, 3 год обучения – “Жизнь
растений и грибов”, 4 год обучения – “Экология животных”.
“Экология моего дома” (Кружок «Азбука эколят») 1 – год обучения
Введение – 2 ч.
1 раздел – “Дом и школа” – 13 ч.
2 раздел – “Солнце, воздух и вода” – 10 ч.
3 раздел – “Мой край” – 3 ч.
1 раздел – “Моя страна” – 4 ч.
Кружок рассчитан на 34 часа – 1 час в неденю
Содержание данной программы реализуется через деятельностный подход,
создание
на
занятиях
проблемных
ситуаций,
ситуации
оценки
и
прогнозирования последствий поведения человека.
Практическая,
деятельностная
направленность
курса
реализуется
через
исследовательские задания, практикумы, игровые занятия, опыты. Формы
организации: коллективная, групповая, индивидуальная.
Основными методами обучения являются методы наблюдений, анализ, синтез
и
т.д.,
ролевые
и
дидактические
игры,
творческие
задания,
опыты
и
практические
работы,
изготовление
поделок
из
природного
материала,
разработка и создание экознаков.
Результативность. Результатом
работы кружка
«Азбука эколят» будет
экологический паспорт-альбом ребенка, включающий в себя теоретический,
практический,
исследовательский,
творческий
результат
работы
детей
за
целый год.
Содержание образовательного процесса
Введение (2 ч.).
Выясняем
значение
слова
“экология”.
Устанавливается
простейшая
классификация экологических связей между живой и неживой природой.
I. Дом и школа (13 ч.).
Внешний
вид
своего
дома,
из
чего
сделан,
этажность,
жилая
площадь,
внутреннее убранство, его назначение. Соблюдение чистоты и порядка в
доме, квартире, в подъезде, во дворе. Соблюдение техники безопасности при
наведении чистоты и порядка в своем доме.
Зеленые
насаждения
перед
домом,
во
дворе
школы.
Названия
деревьев,
классификация.
Моя
семья.
Имена
и
отчества
родителей.
Внимательные
и
заботливые
отношения между членами семьи. Обязанности в семье.
Мой
класс.
Мои
товарищи,
совместная
учеба,
игры,
отдых.
Бережное
отношение к школьному имуществу.
Знакомство с комнатными растениями, правилами расстановки комнатных
растений, условиями их жизни и роста. Учимся пересаживать комнатные
растения, формировать их крону.
Знакомство с домашними животными.
Участие в уходе за домашними животными.
Знакомство с многообразием птиц, выделением их существенных признаков,
средой обитания, перелетными и зимующими птицами, значением птиц в
жизни человека. Изготовление кормушек.
II. Солнце, воздух и вода (10 ч.)
Влияние воды на жизнь растений, животных, человека. Водные процедуры,
закаливание. Правила личной гигиены (мытье рук, уход за зубами).
Солнце – естественный источник света и тепла в дневное время. Свет Луны и
звезд
в
ночное
время.
Влияние
тепла
и
света
на
комнатные
растения,
практикум по размещению комнатных растений. Роль солнечного и лунного
света в жизни животных.
Электрические
приборы.
Правила
обращения
с
электроприборами.
Знакомство
с
ТЭЦ,
АЭС,
газопроводами,
их
влиянием
на
экологическое
состояние планеты.
Телевизор, компьютер, его влияние на окружающих, режим работы, правила
просмотра. Свойства воздуха. Чистый и загрязненный воздух. Загрязнители
воздуха.
Болезни
органов
дыхания.
Вред
табачного
дыма.
Знакомство
с
комплексом дыхательной гимнастики.
Влажная уборка класса. Проветривание.
III. Мой край (3ч.).
Многообразие
растений
области.
Красная
книга
области.
Многообразие
животных области.
Знакомство
с
исчезающими
растениями
и
животными.
Причины
их
исчезновения и необходимость защиты.
Изготовление кормушек для птиц
IV. Моя страна (4 ч.).
Столица нашей Родины. Некоторые достопримечательности столицы.
Подведение итогов работы кружка за целый год.
Календарно – тематическое планирование
№
урока
Название
раздела, темы
Характеристика видов
деятельности учащихся
Проведен
ие по
факту
По
плану
1
Введение
“Экология”.
Что
она изучает?
Знакомство детей с целями
и
задачами
кружка
и
с
правилами
поведения
при
проведении
наблюдений
и
практикумов.
2
Экологические
связи. Значение
экологии.
Обозначить экологические
связи в природе на основе
беседы
Дом и школа (13ч)
3
Мой дом
Устные сообщения
учащихся
4
Моя квартира
Устные сообщения
учащихся
5
Моя школа
Устные сообщения
учащихся
6
Растения твоего
двора
Творческая работа, рисунки
7
Экскурсия “В
гости к осени”
Знакомство с животными и
растениями на
пришкольном участке
8
«Мое любимое
животное»
Творческая работа
(аппликация) из природных
материалов
9
Моя семья
Рисунки на тему моей
семьи
10
Мой класс
Рассказ о классе
11
Комнатные
растения. Уход за
Практическая работа
комнатными
растениями
12
Животные в доме
Рассказы, стихи, пословицы
о домашних животных
13
Красная книга
Знакомство с редкими
растениями и животными
14
Представители
редких
организмов
(грибов, растений,
животных)
Презентации и сообщения
15
Особо
охраняемые
территории
Знакомство с
заповедниками,
заказниками,
национальными парками
Солнце, воздух и вода (10ч)
16
Вода в жизни
растений
Вода в жизни
животных
Определяем значение воды
для растений и животных,
беседа
17
Вода в жизни
человека. Личная
гигиена
Беседа
18
Как правильно
чистить зубы
Практическое занятие
19
Праздник «Я
здоровье берегу -
сам себе я помогу
Презентация о здоровом
образе жизни
20
Солнце, Луна,
звезды –
источники света
Беседа
21
Теплолюбивые и
холодостойкие
растения
Рисунки
22
Размещение
комнатных
растений с учетом
потребности
тепла и света
Практическое занятие
23
Электрический
свет и тепло в
моем доме.
Откуда приходят
свет и тепло.
Рассказ учителя
24
Телевизор и
компьютер в
моем доме
Устные сообщения детей
25
Бережное
отношение к воде
и электричеству.
Поучительная игра
Мой край (3ч)
26
Экскурсия в парк
«В гости к весне»
Изучаем пробуждение
природы
27
Растения и
животные нашей
местности
Игра – викторина
28
Изготовление
кормушек для
птиц
Творческое занятие
Моя страна (4ч)
29
Столица нашей
Родины
Познавательная викторина
30-31
Изготовление
условных знаков к
правилам
поведения в
природе и
экологических
памяток.
Творческое задание
32
Подведение
итогов
Итоги работы кружка за
целый год
33-34
Резерв времени
Ожидаемый результат:
развитие интереса к познанию окружающего мира;
потребность к осуществлению экологически грамотных поступков;
осознание тесной взаимосвязи между природой и человеком.
Учащиеся должны знать:
планета Земля – наш общий дом;
Солнце – источник тепла и света;
природа живая и неживая;
влияние деятельности человека на жизнь растений и животных;
значение растений и животных в жизни человека и уход за ними;
что такое “наблюдение” и “опыт”;
экологические правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
соблюдать правила экологически грамотного поведения в природе;
ухаживать за культурными растениями;
заботиться о здоровом образе жизни;
оформлять
результаты
наблюдений
в
виде
простейших
рисунков,
выводов;
подкармливать птиц в простейших кормушках, изготовленных своими
руками.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия , а
именно:
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале в сотрудничестве с учителем;
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане,
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей.
Познавательные УУД:
осуществлять
поиск
необходимой
информации
для
выполнения
учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий,
справочников,
строить
сообщения
в
устной
и
письменной
форме;
осуществлять
анализ
объектов
с
выделением
существенных
и
несущественных
признаков.
Коммуникативные УУД:
адекватно
использовать
коммуникативные
средства
для
решения
различных
коммуникативных
задач:
строить
монологиче ское
высказывание, владеть диалогической формой коммуникации,
учитывать
разные
мнения
и
стремиться
к
координации
различных
позиций в сотрудничестве;
формировать собственное мнение и позицию;
договариваться
и
приходить
к
общему
решению
в
совместной
деятельности; в том числе в ситуации столкновения интересов.
Материально-техническое методическое обеспечение процесса
Оборудование:
таблицы, предметные картинки с изображением растений, животных, птиц;
комнатные
растения;
виды
дорожных
знаков;
индивидуальные
торфяные
горшочки для посадки семян, почвогрунт, семена (гороха, фасоли), луковицы;
градусник для измерения температуры воды, Красная книга; CD с записью
голосов птиц и животных, микроскоп, измерительный модуль “Температура”,
коллекция “Виды почв”, нетбуки, географические карты
Список литературы:
1.
Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева “Юный эколог”.
2.
Баранчикова Л. А. Комнатные растения в интерьере школы / Л. А.
Баранчикова // Школа и производство. – 1991. – №12. – с. 25–28.
3.
Благосклонов К. Н. Гнездование и привлечение птиц в сады и парки./ К.
Н Благосклонов. М., 1991.
4.
Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для
детей. – М. :Эгмонт Россия Лтд, 2003.
5.
Виноградова Н. Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного и
младшего школьного возраста / Н. Ф. Виноградова. – М., 1996. – С. 35 –
42.
6.
Ердаков
Л.
Н. Экологическая
сказка
для
первоклассников
/
Л.
Н.
Ердаков // Начальная школа. – 1991. – М., – № 11–12. – С. 19–22.
7.
Зверев И. Д. Экологическое образование и воспитание /
8.
И. Д. Зверев // Экологическое образование: концепции и технологии: сб.
науч. тр. / под ред. проф. С. Н. Глазачева. – Волгоград, 1996. С. 72 –84.
9.
“Я познаю мир” – детская энциклопедия.
10.
Г.Н. Элькин “Красная книга России: Чудеса – природы” / Словарик –
справочник школьника.
11.
Л . Н .
Я р о в а я ,
О . Е .
Ж и р е н к о ,
Л . П .
Б а р ы л к и н а ,
Л . А .
Обухова. Внеклассные мероприятия 1, 2, 3 классы.
Корректировка прохождения учебной программы за 2015-2016уч.г.
Дата
Тема
Причина
Выполнение программного материала
По факультативному предмету______________________________
Класс_______________
За 2015 – 2016 учебный год
(всего_______часа,________час в неделю)
Триместры
Количество
часов
Презентации
Сообщения
Творческие
задания
По
плану
Дано
По
плану
Дано
По
плану
Дано
По
плану
Дано
1
2
3
год
Учитель:_______________________/__________________/