Напоминание

кружок для первого класса"Азбука эколят"


Автор: Соколова Екатерина Сергеевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ Акуловская СОШ
Населённый пункт: деревня Акулово, Московская область
Наименование материала: учебная программа
Тема: кружок для первого класса"Азбука эколят"
Раздел: среднее образование





Назад





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Акуловская средняя общеобразовательная школа

«Утверждаю»
директор МБОУ Акуловской СОШ ________ Н.А.Павлова Приказ № ___от «___» августа 2015г
«Согласовано»
заместитель директора по УВР ______О.В. Данилова 28 августа 2015г
«Рассмотрено»
на ШМО _________ __________________ _______/__________/ «__» августа 2015г
Программа кружка внеурочной деятельности в

начальной школе

"Азбука эколят"
1 класс Учитель: Соколова Екатерина Сергеевна Количество часов в неделю: 1 час Всего в год: 34 часа
2015 – 2016 учебный год

Данная рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе "Азбука эколят" для 1 класса составлена на основе нормативных документов.
Нормативные документы:
1.Федеральный закон об образовании от 29.12.2012г. 2. Приказ Минобразования России от 09.03.2004г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования. 3 . Авторская программа Плешакова А.А. (Образовательная система «Школа России»). 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования» . 6. Образовательная программа МБОУ Акуловской СОШ на 2015-2016 учебный год. 7. Учебный план МБОУ Акуловской СОШ по истории на 2015-2016 учебный год.

Программа кружка внеурочной деятельности в начальной школе

"Азбука эколят"

Пояснительная записка

Актуальность.
Слово “Экология” дословно переводится как “наука о доме”, то есть о том, что окружает человека в биосфере. Воспитание экологической культуры – важнейшая задача сложившейся ситуации в современном мире. Закон “Об экологическом образовании”, принятый во многих регионах, ставит своей задачей создание системы экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ состояния экологического образования в начальных классах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетных целей которой является становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе. Миссией образовательного учреждения является создание ситуации развития ребенка, обеспечивающей формирование полноценного экологического сознания и поведения, воспитание гуманной личности, для которой характерна осознанная необходимость гармонизации своего образа жизни с окружающим социальным и природным миром. Необходимым средством эффективной реализации эколого – ориентированной педагогической деятельности коллектива является программа “Юный эколог”. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – поможет ребенку по-новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития в дальнейшем поможет бережнее относиться к окружающему миру.
Цель:
формирование и развитие экологически грамотного поведения у младших школьников.

Задачи:
1. Сформировать знания о единстве живой и неживой природы; 2. Познакомить с нормами и правилами поведения в природе; 3. Обобщить сведения обучающихся об эстетическом, оздоровительном и познавательном значении природы для людей; 4. Развивать потребность в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, стремлению к активной практической деятельности по охране окружающей среды; 5. Воспитывать ответственное отношения к природе. Основные принципы содержания программы:  принцип единства сознания и деятельности;  принцип наглядности;  принцип личной ориентации;  принцип системности и целостности;  принцип экологического гуманизма,  принцип краеведческий,  принцип практической направленности. Теоретические основы программы – учитывание возрастной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Борейко) и концепция лично стно ориентированного образования (В. В. Сериков).

Технические данные:
1. Представленная образовательная программа по внеурочной деятельности разработана для учащихся начальной школы 1–4 классов. Программа состоит из четырех частей, связанных друг с другом. 1 год обучения – “Экология моего дома”, 2 год обучения – “Неживое в природе”, 3 год обучения – “Жизнь растений и грибов”, 4 год обучения – “Экология животных”. “Экология моего дома”

(Кружок «Азбука эколят») 1 – год обучения Введение – 2 ч. 1 раздел – “Дом и школа” – 13 ч. 2 раздел – “Солнце, воздух и вода” – 10 ч. 3 раздел – “Мой край” – 3 ч. 1 раздел – “Моя страна” – 4 ч. Кружок рассчитан на 34 часа – 1 час в неденю Содержание данной программы реализуется через деятельностный подход, создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека. Практическая, деятельностная направленность курса реализуется через исследовательские задания, практикумы, игровые занятия, опыты. Формы организации: коллективная, групповая, индивидуальная. Основными методами обучения являются методы наблюдений, анализ, синтез и т.д., ролевые и дидактические игры, творческие задания, опыты и практические работы, изготовление поделок из природного материала, разработка и создание экознаков.
Результативность.
Результатом работы кружка «Азбука эколят» будет экологический паспорт-альбом ребенка, включающий в себя теоретический,
практический, исследовательский, творческий результат работы детей за целый год.
Содержание образовательного процесса
Введение (2 ч.). Выясняем значение слова “экология”. Устанавливается простейшая классификация экологических связей между живой и неживой природой. I. Дом и школа (13 ч.). Внешний вид своего дома, из чего сделан, этажность, жилая площадь, внутреннее убранство, его назначение. Соблюдение чистоты и порядка в доме, квартире, в подъезде, во дворе. Соблюдение техники безопасности при наведении чистоты и порядка в своем доме. Зеленые насаждения перед домом, во дворе школы. Названия деревьев, классификация. Моя семья. Имена и отчества родителей. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Обязанности в семье. Мой класс. Мои товарищи, совместная учеба, игры, отдых. Бережное отношение к школьному имуществу. Знакомство с комнатными растениями, правилами расстановки комнатных растений, условиями их жизни и роста. Учимся пересаживать комнатные растения, формировать их крону. Знакомство с домашними животными. Участие в уходе за домашними животными.
Знакомство с многообразием птиц, выделением их существенных признаков, средой обитания, перелетными и зимующими птицами, значением птиц в жизни человека. Изготовление кормушек. II. Солнце, воздух и вода (10 ч.) Влияние воды на жизнь растений, животных, человека. Водные процедуры, закаливание. Правила личной гигиены (мытье рук, уход за зубами). Солнце – естественный источник света и тепла в дневное время. Свет Луны и звезд в ночное время. Влияние тепла и света на комнатные растения, практикум по размещению комнатных растений. Роль солнечного и лунного света в жизни животных. Электрические приборы. Правила обращения с электроприборами. Знакомство с ТЭЦ, АЭС, газопроводами, их влиянием на экологическое состояние планеты. Телевизор, компьютер, его влияние на окружающих, режим работы, правила просмотра. Свойства воздуха. Чистый и загрязненный воздух. Загрязнители воздуха. Болезни органов дыхания. Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики. Влажная уборка класса. Проветривание. III. Мой край (3ч.). Многообразие растений области. Красная книга области. Многообразие животных области. Знакомство с исчезающими растениями и животными. Причины их исчезновения и необходимость защиты. Изготовление кормушек для птиц IV. Моя страна (4 ч.). Столица нашей Родины. Некоторые достопримечательности столицы.
Подведение итогов работы кружка за целый год.
Календарно – тематическое планирование



урока

Название

раздела, темы

Характеристика видов

деятельности учащихся

Проведен

ие по

факту

По

плану

1

Введение
“Экология”. Что она изучает? Знакомство детей с целями и задачами кружка и с правилами поведения при проведении наблюдений и практикумов. 2 Экологические связи. Значение экологии. Обозначить экологические связи в природе на основе беседы
Дом и школа (13ч)
3 Мой дом Устные сообщения учащихся 4 Моя квартира Устные сообщения учащихся 5 Моя школа Устные сообщения учащихся 6 Растения твоего двора Творческая работа, рисунки 7 Экскурсия “В гости к осени” Знакомство с животными и растениями на пришкольном участке 8 «Мое любимое животное» Творческая работа (аппликация) из природных материалов 9 Моя семья Рисунки на тему моей семьи 10 Мой класс Рассказ о классе 11 Комнатные растения. Уход за Практическая работа
комнатными растениями 12 Животные в доме Рассказы, стихи, пословицы о домашних животных 13 Красная книга Знакомство с редкими растениями и животными 14 Представители редких организмов (грибов, растений, животных) Презентации и сообщения 15 Особо охраняемые территории Знакомство с заповедниками, заказниками, национальными парками
Солнце, воздух и вода (10ч)
16 Вода в жизни растений Вода в жизни животных Определяем значение воды для растений и животных, беседа 17 Вода в жизни человека. Личная гигиена Беседа 18 Как правильно чистить зубы Практическое занятие 19 Праздник «Я здоровье берегу - сам себе я помогу Презентация о здоровом образе жизни 20 Солнце, Луна, звезды – источники света Беседа 21 Теплолюбивые и холодостойкие растения Рисунки 22 Размещение комнатных растений с учетом потребности тепла и света Практическое занятие 23 Электрический свет и тепло в моем доме. Откуда приходят свет и тепло. Рассказ учителя
24 Телевизор и компьютер в моем доме Устные сообщения детей 25 Бережное отношение к воде и электричеству. Поучительная игра
Мой край (3ч)
26 Экскурсия в парк «В гости к весне» Изучаем пробуждение природы 27 Растения и животные нашей местности Игра – викторина 28 Изготовление кормушек для птиц Творческое занятие
Моя страна (4ч)
29 Столица нашей Родины Познавательная викторина 30-31 Изготовление условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток. Творческое задание 32 Подведение итогов Итоги работы кружка за целый год 33-34 Резерв времени
Ожидаемый результат:
 развитие интереса к познанию окружающего мира;  потребность к осуществлению экологически грамотных поступков;  осознание тесной взаимосвязи между природой и человеком.
Учащиеся должны знать:
 планета Земля – наш общий дом;
 Солнце – источник тепла и света;  природа живая и неживая;  влияние деятельности человека на жизнь растений и животных;  значение растений и животных в жизни человека и уход за ними;  что такое “наблюдение” и “опыт”;  экологические правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
 соблюдать правила экологически грамотного поведения в природе;  ухаживать за культурными растениями;  заботиться о здоровом образе жизни;  оформлять результаты наблюдений в виде простейших рисунков, выводов;  подкармливать птиц в простейших кормушках, изготовленных своими руками. У обучающихся будут сформированы
универсальные учебные действия
, а именно: Регулятивные УУД:  принимать и сохранять учебную задачу;  учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
 Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане,  адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей. Познавательные УУД:  осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников,  строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные УУД:  адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач: строить монологиче ское высказывание, владеть диалогической формой коммуникации,  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;  формировать собственное мнение и позицию;  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; в том числе в ситуации столкновения интересов.
Материально-техническое методическое обеспечение процесса

Оборудование:

таблицы, предметные картинки с изображением растений, животных, птиц; комнатные растения; виды дорожных знаков; индивидуальные торфяные горшочки для посадки семян, почвогрунт, семена (гороха, фасоли), луковицы; градусник для измерения температуры воды, Красная книга; CD с записью голосов птиц и животных, микроскоп, измерительный модуль “Температура”, коллекция “Виды почв”, нетбуки, географические карты
Список литературы:
1. Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева “Юный эколог”. 2. Баранчикова Л. А. Комнатные растения в интерьере школы / Л. А. Баранчикова // Школа и производство. – 1991. – №12. – с. 25–28. 3. Благосклонов К. Н. Гнездование и привлечение птиц в сады и парки./ К. Н Благосклонов. М., 1991.
4. Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей. – М. :Эгмонт Россия Лтд, 2003. 5. Виноградова Н. Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста / Н. Ф. Виноградова. – М., 1996. – С. 35 – 42. 6. Ердаков Л. Н. Экологическая сказка для первоклассников / Л. Н. Ердаков // Начальная школа. – 1991. – М., – № 11–12. – С. 19–22. 7. Зверев И. Д. Экологическое образование и воспитание / 8. И. Д. Зверев // Экологическое образование: концепции и технологии: сб. науч. тр. / под ред. проф. С. Н. Глазачева. – Волгоград, 1996. С. 72 –84. 9. “Я познаю мир” – детская энциклопедия. 10. Г.Н. Элькин “Красная книга России: Чудеса – природы” / Словарик – справочник школьника. 11. Л . Н . Я р о в а я , О . Е . Ж и р е н к о , Л . П . Б а р ы л к и н а , Л . А . Обухова. Внеклассные мероприятия 1, 2, 3 классы. Корректировка прохождения учебной программы за 2015-2016уч.г.
Дата Тема Причина
Выполнение программного материала По факультативному предмету______________________________ Класс_______________ За 2015 – 2016 учебный год (всего_______часа,________час в неделю) Триместры Количество часов Презентации Сообщения Творческие задания По плану Дано По плану Дано По плану Дано По плану Дано 1 2 3 год Учитель:_______________________/__________________/


В раздел образования