Автор: Малова Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 6 "Ягодка"
Населённый пункт: город Ворсма, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: “Сказка как средство духовно - нравственного воспитания дошкольников”
Раздел: дошкольное образование
Статья
“Сказка как средство духовно-нравственного воспитания
дошкольников”
Не бойся сказок, бойся лжи.
Сказка? Сказка не обманет.
Ребёнку сказку расскажи –
На свете правды больше станет.
Валентин Берестов
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на
протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со
сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих
взаимоотношений.
Сказка
является
одним
из
самых
доступных
средств
для
духовно-
нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и
педагоги, и родители.
По своей сущности она вполне отвечает природе маленького ребенка, близка
его мышлению, представлению. Сказки помогают детям разобраться, что
хорошо,
а
что
плохо,
отличить
добро
и
зло.
Из
сказки
дети
получают
информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества.
У
каждой
группы
сказок
есть
своя
возрастная
аудитория. В
младшем
возрасте
детям
нравятся
простые
русские
народные
сказки
с
незамысловатыми сюжетами.
Детям 5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о
взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто представляют
себя в виде животных, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру
поведения.
Начиная
с
6
лет,
ребенок
«примеряет
на
себя»
роли
человеческих
персонажей:
идеалом
для
девочек
становится
красна
девица
(умница,
рукодельница),
а
для
мальчиков
–
добрый
молодец
(смелый,
сильный,
честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину).. Чем старше становится
ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях,
потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает
мир.
В своей работе я использую следующие формы работы со сказкой:
Чтение
Слушание
Беседа
Инсценировка;
Сочинение новых сказок
Иллюстрирование
Изготовление атрибутов к инсценировкам.
Особенно детям нравится сочинять сказки по заданному началу или концу,
или когда в известную сказку добавляется дополнительный герой, мы этот
приём называем «сказочный винегрет». Например: берем всем известную
сказку «Колобок» и добавляем в неё нового героя – внучку. Задача детей:
рассказать
сказку
с
новым
героем.
Можно
добавить
неодушевлённый
предмет, например: ковер-самолет.
Еще одна из форм работы со сказкой – дидактические игры. Они не только
способствуют развитию речи детей, обогащению словаря, но и учат слушать
товарища, работать в команде, умения уступать, помогать друг другу и с
благодарностью принимать помощь. В своей работе я использую игры: «Кто
лишний»,
«Из
какой
сказки
фраза?»,
«Какие
сказки
перепутались?»
(сгруппировать героев по сказкам), «Что сначала, что потом?» или «Собери
сказку по порядку и наоборот», «Какая сказка спряталась?», «Назови сказку
по предмету» , «Угадай, кто идет» и другие.
Сказка помогает воспитывать в детях добрые чувства. По многим причинам
дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут
быть примером для подражания. Старалась тактично направлять мысли
и
чувства детей в нужное русло. В этой связи обращала внимание на значимые
моменты:
- учила детей сравнивать и сопоставлять;
- формировала привычку доказывать, что так или иначе;
- ставила ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем
самым, давая ребенку возможность выбора собственной позиции.
К примеру «Угадайте, почему бык в сказке «Зимовье» нравится мне больше
всех?», «Чем похожи все Иванушки-дурачки?»
Сказка
способствует
и
общению.
Для
этого
использовала
игру-задание
«Интервью». Дети брали в руки «микрофон», а кто брал интервью, кто его
давал, по какому поводу – все эти моменты диктовали сюжеты сказки.
Испокон веков люди стремятся реальность приблизить к сказке.
Особенно завораживает всех праздничная обстановка на Новый Год, когда
могут
происходить
чудеса,
проявляться
нераскрытые
качества
человека,
может материализоваться мечта. Люди ждут сюрпризов, а что это, если не
ожидание чуда? Наивная вера наших чад в волшебство, сказки и Деда Мороза
– это запас душевных сил на всю жизнь. Не спешите объяснять малышам, кто
есть
кто.
Я
знаю
ребенка,
который
до
11
лет
верил,
что
Дед
Мороз
существует. Его оптимизму, умению выходить из трудных ситуаций можно
только позавидовать. Волшебные праздники – а ведь каждый праздник можно
сделать волшебным – несут огромный заряд положительной энергии. Не
отбирайте у ребенка мечту и веру в добрых волшебников! Когда он вырастет,
он вернет это добро сторицей и вам, и всем окружающим.