Напоминание

“Сказка как средство духовно - нравственного воспитания дошкольников”


Автор: Малова Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 6 "Ягодка"
Населённый пункт: город Ворсма, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: “Сказка как средство духовно - нравственного воспитания дошкольников”
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья

“Сказка как средство духовно-нравственного воспитания

дошкольников”

Не бойся сказок, бойся лжи.

Сказка? Сказка не обманет.

Ребёнку сказку расскажи –

На свете правды больше станет.

Валентин Берестов

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на

протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со

сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих

взаимоотношений.

Сказка

является

одним

из

самых

доступных

средств

для

духовно-

нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и

педагоги, и родители.

По своей сущности она вполне отвечает природе маленького ребенка, близка

его мышлению, представлению. Сказки помогают детям разобраться, что

хорошо,

а

что

плохо,

отличить

добро

и

зло.

Из

сказки

дети

получают

информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества.

У

каждой

группы

сказок

есть

своя

возрастная

аудитория. В

младшем

возрасте

детям

нравятся

простые

русские

народные

сказки

с

незамысловатыми сюжетами.

Детям 5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о

взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто представляют

себя в виде животных, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру

поведения.

Начиная

с

6

лет,

ребенок

«примеряет

на

себя»

роли

человеческих

персонажей:

идеалом

для

девочек

становится

красна

девица

(умница,

рукодельница),

а

для

мальчиков

добрый

молодец

(смелый,

сильный,

честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину).. Чем старше становится

ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях,

потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает

мир.

В своей работе я использую следующие формы работы со сказкой:

Чтение

Слушание

Беседа

Инсценировка;

Сочинение новых сказок

Иллюстрирование

Изготовление атрибутов к инсценировкам.

Особенно детям нравится сочинять сказки по заданному началу или концу,

или когда в известную сказку добавляется дополнительный герой, мы этот

приём называем «сказочный винегрет». Например: берем всем известную

сказку «Колобок» и добавляем в неё нового героя – внучку. Задача детей:

рассказать

сказку

с

новым

героем.

Можно

добавить

неодушевлённый

предмет, например: ковер-самолет.

Еще одна из форм работы со сказкой – дидактические игры. Они не только

способствуют развитию речи детей, обогащению словаря, но и учат слушать

товарища, работать в команде, умения уступать, помогать друг другу и с

благодарностью принимать помощь. В своей работе я использую игры: «Кто

лишний»,

«Из

какой

сказки

фраза?»,

«Какие

сказки

перепутались?»

(сгруппировать героев по сказкам), «Что сначала, что потом?» или «Собери

сказку по порядку и наоборот», «Какая сказка спряталась?», «Назови сказку

по предмету» , «Угадай, кто идет» и другие.

Сказка помогает воспитывать в детях добрые чувства. По многим причинам

дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут

быть примером для подражания. Старалась тактично направлять мысли

и

чувства детей в нужное русло. В этой связи обращала внимание на значимые

моменты:

- учила детей сравнивать и сопоставлять;

- формировала привычку доказывать, что так или иначе;

- ставила ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем

самым, давая ребенку возможность выбора собственной позиции.

К примеру «Угадайте, почему бык в сказке «Зимовье» нравится мне больше

всех?», «Чем похожи все Иванушки-дурачки?»

Сказка

способствует

и

общению.

Для

этого

использовала

игру-задание

«Интервью». Дети брали в руки «микрофон», а кто брал интервью, кто его

давал, по какому поводу – все эти моменты диктовали сюжеты сказки.

Испокон веков люди стремятся реальность приблизить к сказке.

Особенно завораживает всех праздничная обстановка на Новый Год, когда

могут

происходить

чудеса,

проявляться

нераскрытые

качества

человека,

может материализоваться мечта. Люди ждут сюрпризов, а что это, если не

ожидание чуда? Наивная вера наших чад в волшебство, сказки и Деда Мороза

– это запас душевных сил на всю жизнь. Не спешите объяснять малышам, кто

есть

кто.

Я

знаю

ребенка,

который

до

11

лет

верил,

что

Дед

Мороз

существует. Его оптимизму, умению выходить из трудных ситуаций можно

только позавидовать. Волшебные праздники – а ведь каждый праздник можно

сделать волшебным – несут огромный заряд положительной энергии. Не

отбирайте у ребенка мечту и веру в добрых волшебников! Когда он вырастет,

он вернет это добро сторицей и вам, и всем окружающим.



В раздел образования