Авторы: Ведашева Надежда Дмитриевна, Сажнева Изабелла Валерьевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Д/с № 3 общеразвивающего вида"
Населённый пункт: г.Ухта, республика Коми
Наименование материала: Методическое руководство
Тема: "Нетрадиционные формы работы с родителями"
Раздел: дошкольное образование
Методическое руководство
«Нетрадиционные формы работы с родителями»
Одна из проблем дошкольной педагогики сегодня – это взаимодействие и
сотрудничество ДОУ и семьи. Семья была, есть и будет одним из самых
сильных факторов влияния на подрастающего человека. Но далеко не всегда
родители хотят брать на себя первостепенную ответственность за воспитание
ребёнка. Обычная, традиционная схема сотрудничества педагогов с семьёй
сегодня не соответствует новой задаче современного воспитания: важным
стало формирование у ребёнка умения общаться, делать выбор, отстаивать
свою позицию, находить неординарный способ выхода из проблемной
ситуации. Совершенно очевидно, что традиционные формы взаимодействия
семьи и педагогов постепенно изживают себя. По результатам анкетирования
мы выявили, что родители часто сталкиваются с нехваткой информации,
связанной с новым содержанием и новыми технологиями воспитания и
обучения дошкольников. Чтобы удовлетворить нарастающий спрос
родителей на системные психолого-педагогические знания педагоги должны
знать пути создания социально-психологического сопровождения семьи,
уметь выявлять педагогические и трудности, и ошибки родителей в семейном
воспитании детей и владеть навыками планирования и составления
социально-педагогического профиля семьи.
Если педагоги используют в работе коллективные формы взаимодействия
с родителями, то иногда последние не могут опереться на полученные
знания, так как они слишком общие. Именно поэтому мы опираемся в своей
работе на знания особенностей каждой семьи. Удачно зарекомендовали себя
такие формы, как:
Презентация ребёнка;
Мастер-классы;
Семейные проекты различной направленности;
Индивидуальные консультации для родителей;
Родительский клуб;
Самодельные журналы и газеты для родителей.
Остановимся подробнее:
Презентация ребёнка: Прекрасная возможность познакомиться с семьёй на
первых порах пребывания ребёнка в группе. Форму презентации каждая
семья выбирает произвольно, полученная информация учитывается при
индивидуальных беседах с ребёнком.
Семейные проекты различной направленности: Использование этой формы
связано с тем, сто во время работы над проектом дети используют и
теоретические знания, полученные при образовательной деятельности, и
практические , полученные в процессе личного опыта или игры; а родителям
активно включаться в работу группы, закрепить дома приобретённые детьми
знания.
Мастер-классы: Родители делятся оригинальными методами практического
содержания в различных областях, демонстрируя наглядные примеры работы.
После проведения педагоги и родительская аудитория обсуждают проблемы и
перспективы мастер-класса.
Самодельные журналы для родителей: в нашей группе это достаточно
распространённая форма работы, так как родители имеют возможность взять
их домой, прочитать вместе с ребёнком, используя рекомендации
воспитателей и специалистов ДОУ. Материал готовиться заранее, журнал
имеет постоянное название («Лучик»), содержание, редколлегию. Педагоги
группы стараются включать материалы не только для родителей, но и для
детей.
Газета: это хорошая возможность быстро реагировать на острые вопросы
родителей. Мы заранее разрабатываем макет газеты и затем оперативно
вклеиваем необходимые материалы.
Родительский клуб: Встречи в клубе способствуют наилучшему раскрытию и
познанию личности родителей, позволяют им лучше понимать их
собственного ребёнка. Такая форма общения с родителями является
эффективной технологией поддержки воспитательного потенциала семьи.
Целью деятельности клуба является создание позитивного микросоциума, в
котором каждый его участник может организовать свой досуг в процессе
совместной просветительской деятельности, получить консультации и
рекомендации специалистов ДОУ, медицинских работников.
Как педагоги со стажем мы используем эти нетрадиционные формы
работы с родителями и разнообразим приёмы вовлечения их в жизнь группы,
что позволяет нам реально влиять на семейное воспитание.