Напоминание

Особенности развития эмпатии с учетом свойств темперамента у обучающихся основной школы.


Автор: Окунева Надежда Викторовна
Должность: аспирант
Учебное заведение: ЮУрГГПУ
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: научная статья
Тема: Особенности развития эмпатии с учетом свойств темперамента у обучающихся основной школы.
Раздел: высшее образование





Назад




Особенности

развития

эмпатии

с

учетом

свойств

темперамента

у

обучающихся

основной школы.

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема развития эмпатии с учетом свойств

темперамента у обучающихся основной школы. В начале представлены теоретические аспекты

по

особенностям

развития

эмпатии,

указаны

упражнения.

Также

рассматриваются

теоретические положения по проблеме проявления темперамента. В статье представлен анализ

данных,

который

показывает,

что

подростки

с

разными

типами

темперамента

способны

развивать в себе эмпатические способности в разной степени.

Ключевые слова: эмпатия, темперамент, холерик, меланхолик, флегматик, сангвиник.

Features of empathy,

taking into account the properties of temperament in high school

students.

Abstract: This article discusses the problem of empathy development, taking into account the

temperament properties of high school students. In the beginning, the theoretical aspects of the

features of the development of empathy are presented, the exercises are indicated. Theoretical

statements on the problem of temperament are also considered. The article presents an analysis of the

data, which shows that adolescents with different types of temperament are able to develop empathic

abilities in different degrees.

Key words: empathy, temperament, choleric, melancholic, phlegmatic, sanguine.

В

современных

исследованиях

понятие

эмпатии

рассматривается

в

различных

исследовательских

контекстах.

Так,

эмпатия

изучается

как

способность

индивида

сопереживать

эмоциональному

опыту

другого

человека,

как

способность

понимать

его

чувства и мысли, как способность уметь занять позицию другого [2; 4; 6]. Наряду с этим есть

многочисленные исследования посвящены и работе свойств темперамента

[7; 8; 9] и если

рассматривать

темперамент,

как

закономерное

соотношение

устойчивых

индивидуальных

особенностей человека, то эмпатия же является отражением свойств темперамента, которые

характеризуют различные стороны динамики психических процессов.

Если обратиться к

анализу

литературы

то

стоит

отметить,

что

проблема

определения

сущности

эмпатии

субъектов

учебного

процесса,

ее

функции

и

условия

развития

в

науке

не

нова.

Однако

имеющиеся исследования (Т.А. Ахрямкина, Д.В. Белых, Е.Д. Макарова, Е.В. Рязанова) не

затрагивают

процесс

развития

эмапатии,

а

скорее

рассматривают

подходы

к

изучению

специфических особенностей в структуре личности [3].

В нашей работе мы осветим особенность развития эмпатии с учетом свойств темперамента

у подростков с использованием упражнений на занятиях.

Цель данной работы это развить эмпатию у обучающихся основной школы и показать как

это проявляется на детях с разным темпераментом.

Исследование проводилось на базе МАОУ СОШ №152 г. Челябинска. В эксперименте

приняло участие 250 человек.

Для проведения эмпирического исследование были использованы следующие методики:

1.

Методика Г. Айзенка по определению темперамента [1].

2. Методика «Диагностика уровня эмпатии» И. М. Юсупова [5].

На 1 этапе нашего исследования мы определили тип темперамента у всех обучающихся,

поскольку он является особенностью личности, которая практически не изменяется в течении

жизни. По результатам методики был сделан вывод о типе темперамента испытуемых, данные

отображены в таблице 1.

Таблица 1 - Тип темперамента подростков-испытуемых (по результатам методики Г.Ю.

Айзенка)

Типы темперамента

Человек

В %

сангвинический

25

10

холерический

68

27

флегматический

50

20

меланхолический

107

43

Из данных табл. 1 следует, что в выборке испытуемых сангвинический тип темперамента

встречается в 10% случаев. Как известно, сангвиник быстро приспосабливается к новым

условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются,

эмоциональные переживания, как правило, неглубоки.

Холерический

тип

темперамента

встречается

в

27%

случаев.

Холерик

отличается

повышенной

возбудимостью,

действия

прерывисты.

Ему

свойственны

резкость

и

стремительность

движений,

сила,

импульсивность,

яркая

выраженность

эмоциональных

переживаний.

Флегматический тип темперамента отмечен у 20% подростков. Флегматик характеризуется

сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются

медленно, но являются стойкими.

Он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав

свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту

болтать.

Меланхолический тип темперамента представлен в выборке в 43% случаев. Практика

свидетельствует, что у подростка с таким типом темперамента реакция часто не соответствует

силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении.

Далее мы выявили уровень эмпатии , по методике И.М.Юсупова, для того, что бы понять у

какого темперамента и на каком уровне он находится (рис.1).

Очень высокий

Высокий

Средний

Низкий

0%

5%

10%

15%

20%

25%

Холерик

Меланхолик

Сангвиник

Флегматик

Рис1.

Результаты

исследования

эмпатии

с

учетом

свойств

темперамента

в

начале

эксперимента.

По этим данным можно отметить, что высокие уровни эмпатии четко выражены для

холериков и меланхоликов, а у сангвиников и флегматиков прослеживается средний и низкий

уровень эмпатии.

Для развития эмпатии на занятиях были проведены следующие упражнения с заданиями в

конце занятий:

1. Выписать все эмоции, которые испытал за этот день (цель:

узнать новое о своих эмоциях

и ощущениях; итог: научиться ощущать и понимать себя)

2. Распознавание эмоций и мыслей. Создать предложение, имея шаблон и подставляя свой

готовый список эмоций, например «Я чувствую __, потому что ___». (цель: узнать разницу

между мыслями и ощущениями; итог: Мысль — это идея и мнение, ощущение — эмоция)

3. Перестановка ролей. Эмпатия проявляется в том случае, когда вы представляете себя в

роли другого человека, например родственника. Ответьте на вопросы: Как вас зовут? Каков

ваш возраст? Какие ваши любимые книги? Куда вы ездили в отпуск? Что вы больше всего

любите? (цель упражнения в том, чтобы перестать думать о своих проблемах и задуматься о

том, что чувствует другой человек и почему; итог: понять

какие чувства

испытываете,

исполняя роль разных людей)

4.

Эмпатичное слушание. Суть в том, чтобы выслушать человека о том, что является

важным для него и создать предложение, которое максимально точно передает то, что он

чувствует при этом. (цель: научиться слушать и понимать другого; итог: научиться принимать

на себя чувства, и сочувствовать другому)

5. Понимание истории. 1) Попросите своего близкого друга подумать (или записать) о ком-

то, кого он боится или с кем не хочет общаться по какой-либо причине. 2)Попросите этого

человека подумать о том, почему неприятный ему человек ведет себя подобным образом и

записать причины. 3)Попросите его поделиться о том, какие ощущения вызывает неприятный

ему человек теперь.

6. Эмпатия и злость. Нужно придумать (или воскресить из жизни) ситуацию, при которой

вы

были

чрезвычайно

злы

на

другого

человека,

а

затем

нужно

создать

эмпатическое

утверждение.

Пример:

Раздраженный

человек:

«Ты

никогда

не

делаешь

того,

о

чем

я

прошу!»

Эмпатический слушатель: «Ты испытываешь раздражение из-за того, что я не сделал свою

работу и тебе пришлось работать за меня. Я прав?»(цель упражнения: данное упражнение

поможет справиться со злостью на другого человека при помощи эмпатии; итог: понять

чувство раздражения и смочь с ним справиться).

После ряда упражнений было вновь проведено тестирование на выявление эмпатии с

учетом

свойств

темперамента

у

обучающихся

основной

школы

и

результаты

оказались

следующими (рис. 2,3,4,5)

очень высокий

высокий

средний

низкий

0%

2%

4%

6%

8%

10%

12%

14%

Развитие эмпатии у холерического типа темперамената

начало эксперимента у холериков

конец эксперимента у холериков

Рис.2

Результаты

исследования

развития

эмпатии

у

испытуемых

холерическим

типом

темперамента по методикам Г.Айзенка и И.М.Юсупова (в %)

В соответствии с данными рис.2 следует, что в конце эксперимента произошел скачок на

высоком уровне эмпатии, и незначительный отрыв в развитии эмпатии мы видим на очень

высоком и среднем уровнях. Поэтому мы можем предположить, что для холериков эмпатия

развивается в большей степени на высоком уровне, чем на очень высоком и среднем.

очень высокий

высокий

средний

низкий

0%

5%

10%

15%

20%

25%

30%

Развитие эмпатии у меланхолического типа темперамента

начало эксперимента у меланхоликов

конец эксперимента у меланхоликов

Рис.3 Результаты исследования развития эмпатии у испытуемых меланхолическим типом

темперамента по методикам Г.Айзенка и И.М.Юсупова (в %)

По данным рис. 3 видно, что на конец эксперимента возросли проценты на очень высоком и

высоком уровнях. Это говорит о том, что для данного типа темперамента развитие эмпатии в

большей степени актуально и значимо. И меланхолики способны не просто проявлять чувства

сопереживания к другим, но и развивать в себе способность к эмпатии.

очень высокий

высокий

средний

низкий

0%

1%

2%

3%

4%

5%

6%

Развитие эмпатии у сангвинического типа темперамента

начало эксперимента у сангвиников

конец эксперимента у сангвиников

Рис.4 Результаты исследования развития эмпатии у испытуемых сангвиническим типом

темперамента по методикам Г.Айзенка и И.М.Юсупова (в %)

Анализируя результаты представленные на рис. 4 можно отметить, что развитие пошло

постепенное на высоком и среднем уровнях эмпатии. У сангвиников на конец эксперимента

уже не проявляется низкий уровень, но и не видим никаких показателей на очень высоком. Для

сангвиников в начале эксперимента очень высокий уровень эмпатии был не выявлен и развить

дэтого уровня также не получилось. Но стоит отметить, что в конце диагностика показала 0%

на низком уровне, то есть развитие эмпатии прошло от части успешно.

очень высокий

высокий

средний

низкий

0%

2%

4%

6%

8%

10%

12%

14%

16%

18%

Развитие эмпатии у флегматического типа темперамента

начало эксперимента у флегматиков

конец эксперимента у флегматиков

Рис.5 Результаты исследования развития эмпатии у испытуемых флегматическим типом

темперамента по методикам Г.Айзенка и И.М.Юсупова (в %)

Из рис. 5 мы видим, что преобладающим уровнем эмпатии является – высокий. На конец

эксперимента

его

получилось

улучшить.

На

среднем

и

низком

уровнях

мы

видим

отрицательную тенденцию, но она противостоит положительной на очень высоком уровне.

Поэтому развитие эмпатии у флегматичного типа темперамента является благополучным.

Таким образом, в ходе повторной диагностики оценки уровня эмпатии у обучающихся

основной

школы

было

выявлено,

что

методы

и

приемы

значительно

повысили

уровень

эмпатии.

Список литературы

1) Александров И.О. Основы теории психологического исследования (экспериментальная

психология) / И. О. Александров, Н. Е. Максимова. – М., 2008. – С 24-27.

2) Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии / Т.П. Гаврилова //Вопросы

психологии. – 1975. – №2. С.147 – 157.

3) Гиппенрейдер Ю.Б. Психология индивидуальных различий [Текст] / Ю Б. Гиппенрейдер,

В. Я. Романова. – М.: Изд-во МГУ, 2007. – 220с.

4) Макаренко В. В. Хрестоматия по психологии / В. В. Макаренко. – М.: Просвещение,

2007. – 156 с.

5) Мельников В.М., Введение в экспериментальную психологи личности. / В.М. Мельников.

– М., 2004. – С 156 – 158.

6) Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий / К. К. Платонов. –

М. Высшая школа 2004. – 67с.

7) Радугина А.А. Психология и педагогика / А. А. Радугина – М.: Центр, 2009. – 67с.

8) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2009. –

213 - 214 с.

9) Русалов В.М. О природе темперамента и его место в структуре индивидуальных свойств

человека // Вопросы психологии. 1985. №1. С.19 – 32.



В раздел образования