Напоминание

"Будущий первоклассник"


Автор: Павлова Мария Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ№11 о.в
Населённый пункт: г. Магнитогорска
Наименование материала: статья
Тема: "Будущий первоклассник"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ФИО: Павлова Мария Евгеньевна

Место работы: г. Магнитогорск МДОУ д/с №11 о.в.

Образование: высшее педагогическое

«Будущий первоклассник»

Часто родители будущих первоклассников оказываются буквально на распутье:

отдавать ребенка в школу в этом году или в следующем? Что лучше - начать школьную

жизнь раньше или позже? Одни говорят "чем раньше начнешь, тем легче будет", а другие

утверждают "не стоит лишать ребенка детства", «пусть еще посидит, дозреет». Кто же

прав? Вообще тут нет общих правил - все зависит от конкретного ребенка, от его желания

учиться и от его личной, индивидуальной готовности стать первоклассником.

Что же такое готовность ребенка к школе – это личностная готовность, в которую

входят и база знаний ребенка, и его социально-психическая зрелость.

Некоторые родители задают вопрос: «Мой ребенок столько всего знает и так много

умеет, а вы говорите, он не готов к школе. Почему?». Нужно различать базу знаний и

социально-психическую зрелость ребенка. Можно быть интеллектуально развитым, но не

готовым к обучению. Готовым же к школьному обучению является ребенок, у которого

развиты

познавательные

интересы

и

внутренняя

мотивационная

готовность,

т.е.

так

называемые внутренние позиции школьника. Он сам хочет учиться, охотно выполняет

предлагаемые задания, ему хочется узнать больше. Конечно, это во многом зависит от его

уже развитых умений и способностей и от тех заданий, которые ему предлагают. Если

задания будут интересны, если они будут полнее раскрывать его способности и дальше

развивать его умения, то ребенку захочется подняться на следующую ступеньку развития,

и он легко сделает это.

Поскольку в школе ребенку придется выполнять задания , находясь в коллективе

сверстников, то ему важно научиться свое «хочу» подчинять понятию «надо». Для этого

нужно формировать волевые качества и произвольность внимания. Постепенно, выполняя

одно задание за другим под чутким руководством взрослых, ребенок вырабатывает в себе

и нужные волевые качества, и эмоциональную устойчивость при работе в коллективе.

Итак, что должен знать и уметь будущий первоклассник, в различных областях?

Общий кругозор

7-летний ребенок уже достаточно развит, чтобы без запинки назвать:

свое имя, фамилию и отчество;

свой возраст и дату рождения;

фамилию, имя и отчество родителей, их род занятий и место работы;

имена других членов семьи и кем они ему приходятся;

свой адрес – город/поселок/деревню, улицу, дом, подъезд, этаж, квартиру – и номер

домашнего телефона (если есть);

страну, в которой живет, и ее столицу;

основные достопримечательности своего города/поселка/деревни;

основные цвета и их оттенки;

части тела человека;

предметы одежды, обуви, головные уборы (и понимать разницу между ними);

профессии, виды спорта;

виды наземного, водного, воздушного транспорта;

известные русские народные сказки;

великих русских поэтов и писателей (Пушкин А.С., Толстой Л.Н., Тютчев Ф.И.,

Есенин С.А. и др.) и их самые известные произведения.

Кроме того, ребенок, поступающий в школу, должен знать правила поведения в

общественных местах и на улице. Все эти знания при постоянном общении с родителями,

совместном чтении книг и обсуждении мира вокруг у вашего ребенка к школьному

возрасту наверняка имеются.

Развитие речи (русский язык, подготовка к освоению грамоты)

четко произносить все звуки, иметь хорошую артикуляцию;

выделять определенный звук в слове интонацией;

определять место звука в слове (находится в начале, середине или конце слова);

определять количество и последовательность звуков в коротких словах («дом»,

«сани», «кошка»);

произносить слова по слогам с хлопками или притопами;

называть слово по его порядковому номеру в предложении (например, повторить

только второе слово или только четвертое слово из заданного предложения);

различать единственное и множественное число, живое и неживое, женский и

мужской род;

знать разницу между гласными и согласными звуками;

называть группу предметов обобщающим словом (чашка, ложка, тарелка – это

посуда);

отвечать на вопросы и уметь их задавать;

составлять рассказ по картинке;

последовательно и подробно пересказывать знакомый сюжет (например, сказку)

или только что прослушанный рассказ;

понимать многозначность слов, называть слово со значением, противоположным

значению заданного слова;

сказать несколько предложений о заданном предмете;

составлять предложение из 3-5 предложенных слов;

различать тексты по жанру – стихотворение, рассказ, сказка;

заучивать наизусть и выразительно рассказывать небольшие стихотворения;

отгадывать загадки.

Математика, счет

знать цифры от 0 до 9;

уметь называть числа в пределах 10 в прямом и обратном порядке (от 5 до 9, от 8 до

4 и т.п.);

уметь называть число в пределах 10, предшествующее названному и следующее за

ним;

понимать смысл знаков «+», «–», «=», «>», «<» и уметь сравнивать числа от 0 до 10

(2<6, 9=9, 8>3);

уметь обозначить количество предметов с помощью цифр;

уметь сравнить количество предметов в двух группах;

решать и составлять простые задачи на сложение и вычитание в пределах 10;

знать названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник,

овал, ромб);

уметь сравнивать предметы по размеру, форме, цвету и группировать их по этому

признаку;

ориентироваться в понятиях «лево-право-вверху-внизу», «перед», «между», «за» на

листе бумаге в клетку и в пространстве.

Моторика, подготовка руки к письму

правильно держать карандаш, ручку, кисточку;

складывать геометрические фигуры из счетных палочек, складывать фигуры по

образцу;

рисовать геометрические фигуры, животных, людей;

закрашивать карандашом и штриховать фигуры, не выходя за контуры;

проводить без линейки прямую горизонтальную или вертикальную линию;

писать по образцу печатные буквы;

аккуратно вырезать из бумаги (разрезать лист бумаги на полосы или

геометрические фигуры – квадраты, прямоугольники, треугольники, круги, овалы,

вырезать фигуры по контуру);

лепить из пластилина и глины;

клеить и делать аппликации из цветной бумаги.

Окружающий мир

различать домашних и диких животных, уметь называть детенышей животных,

знать, какие животные обитают на юге, а какие – на севере;

называть несколько зимующих и перелетных птиц, различать птиц по внешнему

виду (дятел, воробей, голубь, ворона и т.д.);

знать и различать растения, характерные для родного края, и называть их

особенности (ель, береза, сосна, лиственница, подсолнух, клевер, ромашка и т.п.);

знать названия 2-3 комнатных растений;

знать названия овощей, фруктов, ягод;

иметь представление о различных природных явлениях;

называть в правильной последовательности – дни недели, месяцы, времена года, а

также знать основные приметы каждого времени года (весна – распускаются почки

на деревьях, тает снег, появляются первые цветы), стихи и загадки о временах года.

Должен ли первоклассник уметь читать?

Это один из самых спорных вопросов, в ответе на который не сходятся даже педагоги. С

одной стороны, современная школа имеет довольно напряженную программу, и кажется,

что ребенку лучше знать к 1 классу как можно больше. С другой стороны, есть мнение, что

учить читать детей необходимо по определенным правилам, и не все родители им следуют.

Так что же в итоге, стоит ли учить дошкольника читать? Здесь нужно подходить к каждому

ребенку индивидуально. Если у вас замечательно получается обучать малыша в игровой

форме, ему интересно учить буквы и складывать их в слоги и слова – радуйтесь! С тем

учетом, что в школе на освоение азбуки отводится не так уж много времени (около 3

месяцев), а многие дети к 1 классу уже умеют читать, скорее всего, навык беглого чтения

действительно облегчит жизнь вашему первоклашке. Некоторые педагоги предупреждают

родителей, что будущие школьники должны уметь читать хотя бы по слогам, со скоростью

не менее 20-30 слов в минуту.

Но если с обучением чтению дома возникли проблемы, не заставляйте ребенка читать

насильно. Иначе вы вызовете обратную реакцию – отвращение к книгам и учебе вообще.

Для многих детей обучение чтению является сложной и растянутой во времени задачей, и

это совершенно не говорит о низком уровне интеллекта. Если будущий первоклассник не

умеет читать, в этом, в общем-то, нет ничего страшного. Хороший учитель в любом случае

научит вашего малыша читать, и сделает это профессионально.

В подготовке к школе более важным, чем навык чтения, является обучение ребенка

пониманию прочитанного текста, анализу, умению отвечать на вопросы по тексту. Читайте

вместе хорошие добрые сказки, рассказы о природе и животных. Играйте в слова:

называйте слова на определенную букву или те, в которых она встречается, составляйте

слова из заданных букв, разделяйте слова на слоги или звуки.

Список требований к современному первокласснику, разумеется, впечатляет. Но на самом

деле тысячи детей ежегодно приходят в школу, имея абсолютно разный уровень

дошкольной подготовки, и начинают учиться. Родителям необходимо понимать, что

большое количество знаний, полученных еще до начала школьных занятий, еще не

являются залогом успеха. Главное – психологическая готовность ребенка к учебе и

стремление к получению новых знаний. Обучать, проверять и «натаскивать» можно, но

постарайтесь делать это без фанатизма. Верьте в успех своего будущего первоклассника и

вселяйте эту уверенность в него самого!

Список литературы:

1. Пятак С.В., Мальцева И.М. Готов ли я к школе М., 2015г.

2. Вьюнова Н.И. Психологическая готовность к школе М.: Академический проект, 2005

3. Соловьева Т.А. Первоклассник: адаптация в новой социальной среде М.: ВАКО 2018



В раздел образования