Авторы: Самойлес Наталья Николаевна, Петрова Татьяна Альбертовна
Должность: заведующий мбдоу "црр - детский сад № 56", учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - детский сад № 56"
Населённый пункт: г. Северск, МБДОУ "ЦРР - детский сад № 56"
Наименование материала: Статья
Тема: СОЗДАНИЕ ЕДИНОЙ БЕЗОПАСНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ ДОУ
Раздел: дошкольное образование
СОЗДАНИЕ ЕДИНОЙ БЕЗОПАСНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ ДОУ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«ЦЕНТР РАННЕГО РАЗВИТИЯ – детский сад № 56»
г. Северск, Томская область
Самойлес Наталья Николаевна
заведующий МБДОУ
«ЦРР – детский сад № 56»
Петрова Татьяна Альбертовна
учитель - логопед МБДОУ
«ЦРР – детский сад № 56»
Инновационный
проект «Cоздание единой безопасной информационной
среды ДОУ» предполагает использование компьютера как самого совершенного
информационного
средства,
наряду
с
использованием
калькулятора,
книги,
авторучки,
видеомагнитофона,
телевизора
и
пр.,
совершенствует
процесса
обучения.
Эволюция
компьютеров
и
программного
обеспечения
привела
к
достаточной простоте их освоения для самых неподготовленных пользователей, в
том числе младших школьников и даже дошкольников.
Информатизация
образования
–
это
комплексный,
многоплановый,
ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация
ДОУ. Это и создание единого информационного образовательного пространства
ДОУ,
муниципалитета,
города
и
т.д.;
и
использование
информационных
технологий
в
воспитательно-образовательном
процессе
ДОУ;
и
разработка
интегрированных
мероприятий;
и
проектная
деятельность;
и
активное
использование Интернет ресурсов в образовании.
Компьютер,
мультимедийные
средства
–
инструменты
для
обработки
информации, которые могут стать мощным техническим средством обучения,
средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов,
родителей и дошкольников. Информатизация дошкольного образования открывает
педагогам
новые
возможности
для
широкого
внедрения
в
педагогическую
практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и
реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса.
Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в
детских
садах
убедительно
доказывают
не
только
возможность
и
целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в
целом личности ребенка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б.
Хантер и др.).
В
силу
перечисленных
фактов
было
принято
решение
разработать
и
реализовать на базе МБДОУ «ЦРР – детский сад № 56» проект «Cоздание единой
безопасной
информационной
среды
ДОУ». Создаваемое
информационное
пространство
объединяет
всех
субъектов
воспитательно-образовательного
процесса: администрацию, воспитателей, специалистов ДОУ, детей и их родители.
Внешние
социальные
партнеры
также
имеют
возможность
ознакомиться
с
контингентом информационной среды ДОУ (без права внесения изменений в
содержание сайта). Единая информационная среда ДОУ является с одной стороны
внутренней
коммуникационной
площадкой
сотрудников
ДОУ,
базой
знаний
(методической копилкой) разработок воспитателей и специалистов ДОУ, сайтом
визиткой – формирующий имидж учреждения в интернет пространстве.
Результаты
мониторинга
кадрового
потенциала
сотрудников
ДОУ
позволяют
говорить
о
мотивационной
готовности
коллектива
к
реализации
проекта. (АНКЕТА)
Цель проекта: создание единой безопасной информационной среды ДОУ.
Задачи проекта:
повышение ИКТ компетентности педагогов и специалистов ДОУ через
прохождение обучающих семинаров/ КПК;
модернизация сайта ДОУ
(структурные изменения:
создание коммуникативной площадки - раздел «вопрос – ответ»;
консультации
узких
специалистов
(учитель-логопед,
педагог-
психолог, инструктор по ФК, музыкальный работник и т.д.);
методическая
копилка
(автоматизированная
база
данных
методических
разработок
педагогов
и
специалистов
ДОУ
(программы, проекты, тематическое планирование, циклограммы и
т.д.)
сайт-визитка (нормативно-правовое обеспечение образовательного
процесса,
доп.
услуги,
электронное
портфолио
педагогов,
достижения воспитанников и т.д.)
использование ИКТ в образовательной деятельности.
Объект: единая безопасная информационная среда ДОУ
Предмет: использование ИКТ в образовательной деятельности
Ресурсное обеспечение проекта
1.
Материально-
технические
ресурсы
спонсорская и благотворительная
помощь;
платные дополнительные услуги
п р и о б р е т е н и е
т е х н и ч е с к и х
и
дидактических средств обучения;
оснащение ДОУ оргтехническими
средствами: мультимедийными
проекторами, ноутбуками;
2.
Кадровые
ресурсы
создание
условий
для
повышения
к в а л и ф и к а ц и и ,
п о д г о т о в к и
и
переподготовки специалистов
создание творческих групп;
3.
Информацион
ные ресурсы
формирование
банка
данных
п о
реализации проекта;
мониторинговые мероприятия;
о р г а н и з а ц и я
м е р о п р и я т и й
п о
информированию
общественности
о
ходе реализации проекта;
4.
Нормативно-
р а з р а б от ка
н о в ы х
л о ка л ь н ы х
а к т о в ,
правовые
регламентирующих
деятельность
ДОУ
(приказов, положений, правил, функционалов)
Одним из средств оптимизации процесса работы учителя-логопеда могут
служить компьютерные игры. Процесс обучения ребенка с нарушением речи
требует длительного времени и отнимает у него много сил. Интерес к занятиям с
логопедом у ребенка со временем утрачивается, так как такая коррекционная
деятельность
часто
носит
монотонный
характер,
теряется
желание
говорить
«правильно и красиво». А если взять во внимание то, что в настоящее время
возросло
количество
детей,
у
которых
к
нарушениям
речи
присоединяется
синдром дефицита внимания и гиперактивности, то можно констатировать, что в
работе
с
такими
детьми
требуется
особый
индивидуальный
подход.
Они
нуждаются
в
постоянной
эмоциональной
поддержке
на
занятиях,
чему
и
способствует использование ИКТ.
Таким
образом,
для
коррекционных
занятий
учителем-логопедом
создаются картотеки игр: на постановку звука, на автоматизацию звука; серии
сюжетных картинок, карточки на развитие фонематического слуха и т.д.
На официальном сайте детского сада размещена презентация кабинета
учителя -
логопеда. Здесь
можно
увидеть и расписание работы учителя-
логопеда, и консультации на различные темы, упражнения для постановки и
автоматизации звуков, фото отчёты различных мероприятий и раздел «Домашний
логопед». В этом разделе даны упражнения для закрепления дома тем детям, у
которых по семейным обстоятельствам пока нет возможности посещать детский
сад.
Это
очень
удобно,
так
как
позволяет
проводить
коррекционные
занятия
систематически.
Благодаря ИКТ - технологиям, у педагогов появилась возможность
повышать свою квалификацию на вебинарах, принимать участие в педагогических
мероприятиях на различных образовательных сайта.
Предлагаемый
режим
информационного
взаимодействия
не
отрицает
возможности получения индивидуальной или конфиденциальной информации. На
сайте ДОУ может быть реализована подсистема разделения прав и полномочий
пользователей, а каждый родитель может обладать своим "ключом" для входа на
такой сайт.
В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования
и
усложнения
технологий
информатизация
сферы
образования
приобретает
фундаментальное
значение.
Данное
направление
развития
образовательной
отрасли,
как
подчеркивается
в
государственных
документах,
признается
важнейшим национальным приоритетом. Благодаря преобразованиям все шире
проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но
и дошкольного образования, что совсем недавно можно было наблюдать лишь как
точечный опыт.
Становится
аксиомой
и
то,
что
использование
информационно-
компьютерных технологий
(ИКТ)
в
различных
сферах
деятельности
стало
частью культуры и
необходимой
нормой.
Владение
инфо рма цио нно -
компьютерными технологиями помогает педагогу чувствовать себя безопасно и
комфортно
в
новых
социально-экономических
условиях,
а
образовательному
учреждению – перейти на режим функционирования и развития как открытой
образовательной системы.
Список использованной литературы:
1.
Лынская,
М.И. Организация
логопедической
помощи
с
использованием
компьютерных программ [Текст] /М. И. Лынская //Логопед в детском саду. –
2006.-№ 6 – с. 36-39.
2.
Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего
дошкольного
возраста:
инновации
и
традиции//Дошкольная
педагогика.-
2007.-№6.-С.8-10.
3.
Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие
для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003
4.
Использование
современных
информационных
и
коммуникационных
технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-
составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина.
– Барнаул: БГПУ, 2006
5.
Кораблёв
А.
А.
Информационно-телекоммуникационные
технологии
в
образовательном процессе// – 2006. - №2. – с. 37-39
6.
Роберт
И.В.
Современные
информационные
технологии
в
образовании:
дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс,
1994.- 204 с.
7.
Шаехова
Р.К.
Предшкольное
образование:
актуальность,
проблемы,
стратегия развития/Р.К.Шаехова // Начальная школа плюс до и после.-2006.-
№7.-С.54-57.