Напоминание

Основа успешности обучения современных младших школьников - деятельностно ориентированная направленность образования"


Автор: Витошкина Валентина Андреевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 33"
Населённый пункт: г.Норильск, Красноярский край
Наименование материала: Педагогические чтения
Тема: Основа успешности обучения современных младших школьников - деятельностно ориентированная направленность образования"
Раздел: начальное образование





Назад




Тема «Основа успешности обучения современных младших

школьников - деятельностно ориентированная направленность

образования»

Используя

стратегию

вариативного

развивающего

образования,

свою

педагогическую

деятельность

я

осуществляю

по

программе

"Перспектива",

которая разработана в соответствии с основными положениями федерального

государственного образовательного стандарта начального общего образования и

ориентирована

на

реализацию

коммуникативно-деятельностного

подхода

к

обучению по собственному учебно-методическому комплекту.

Современные

первоклассники

приходят

в

школу

уже

достаточно

подготовленными, умеют читать, считать, писать, разбираются в некоторых

вопросах

окружающего

мира,

владеют

азами

работы

с

компьютером.

Но

достаточно и тех, которым необходимо уделять больше внимания. Поэтому

реализацию

деятельностного

подхода

я

направляю

на

повышение

эффективности образования через создание мотивационной основы действия

и

интереса к учёбе.

С этой целью в своей практике использую различные учебные ситуации,

направленные на формирование мотивационной стороны учебной деятельности,

на

развитие

умения

ставить

учебные

цели

и

задачи,

планировать

учебные

действия, осуществлять контроль.

Организовать

такую

работу

помогает

использование

проблемно-

диалогического метода обучения. Это побуждающий и подводящий диалог. Для

знакомства с темой урока ввожу в структуру урока какой-либо интригующий

материал, "яркое пятно", или материал, актуальный для учеников.

Учитывая тот факт, что у первоклассников еще сохраняется ведущий вид

деятельности - игра, в своей работе широко использую игровые технологии.

Для того, чтобы дети учились самостоятельно выделять и формулировать

познавательные цели, искать и выделять необходимую информацию, применяю

дидактические игры: предметные, настольно-печатные, логические, словесные

игры, игры - загадки, предположения, игры - путешествия, игры - поручения.

Детский труд и игра представляют собой нерасторжимое единство. Этому

способствует такой вид игровой технологии как игра - труд. Такая работа

сопровождается

игрой

воображения

и

выполняется

с

удовольствием,

закрепляются знания об окружающем мире.

Среди многообразия игр отдаю предпочтение сюжетно-ролевым играм и

играм - драматизациям, в которых на основе впечатлений из жизненного опыта

детей

или

на

основе

художественных

образов

развиваются

творчество,

фантазия, воображение и речь учащихся. Особенно нравится детям играть роль

учителя. Такой опыт я применяю в проведении физминуток, для проверки

выполнения заданий.

Часто на урок в гости или с какой-либо проблемой приходят любимые

детьми современные герои мультфильма "Маша и Медведь".

Для

организации

начала

урока

использую

небольшие

стихотворения,

которые

дети

читают

хором.

Это

настраивает

детей

на

собранность

перед

уроком, создает хорошее настроение, помогает сосредоточиться.

Новые тенденции образовательного процесса в школе определяют цель

обучения

как

формирование

умения

учиться.

Учение

выступает

как

сотрудничество

-

совместная

работа

учителя

и

учеников

в

ходе

овладения

знаниями и решения проблем. Способность учащихся самостоятельно успешно

усваивать

новые

знания,

формировать

умения

и

компетентности,

включая

самостоятельную

организацию

этого

процесса,

т.

е.

умение

учиться,

обеспечивается сформированными универсальными учебными действиями.

Для

качественного

овладения

универсальными

учебными

действиями

создаю условия с целью обеспечения возможностей учащихся самостоятельно

осуществлять

деятельность

учения,

ставить

учебные

цели,

искать

и

использовать необходимые средства и способы их достижения. Дети учатся

выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

овладевают монологической и диалогической формами речи в соответствии с

грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Для поддержания учебного интереса использую такие формы работы, как

организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, учебный

конфликт, а также обсуждение участниками способов своего действия. Работа в

группе

помогает

ребёнку

осмыслить

учебные

действия.

Конечно

же,

при

организации

такой

работы

на

уроке

возникают

определенные

трудности.

Необходимо познакомить детей с правилами сотрудничества. Поначалу ребята

начинали

шуметь,

громко

высказывать

свою

точку

зрения.

Но

постепенно,

повторяя

правила,

они

научились

выслушивать

мнение

друг

друга,

высказываться

по

очереди

спокойный

тоном.

Работая

совместно,

учащиеся

распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют

деятельность. Работа в группе позволяет дать каждому ребенку эмоциональную

и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться

в общую работу класса, например, робкие или слабые ученики.

Организую работу в парах, в процессе которой происходит общение детей

друг с другом, обмен мнениями без посредства учителя. Личностный эффект

совместной

деятельности

выражается

в

изменении

ценностных

установок,

смысловых ориентиров, целей учения и самого взаимодействия у каждого из

участников

обучения. Учащиеся

овладевают

навыками

самостоятельной

организации, рефлексии и оценки своей деятельности.

На данном этапе всегда учитываю симпатии детей. Если кто-либо из детей

не хочет работать в паре, не настаиваю, но позже всегда выясняю причину и

стараюсь помочь детям прийти к компромиссу.

Для

осуществления

контроля

использую

обратную

связь.

Дети

показывают фишки определенного цвета, если выполнили задание или у них

возникли затруднения. С помощью данного приема мне всегда известно, кому

нужна помощь и кто может помочь своему однокласснику.

Важнейшей

составляющей

умения

учиться

является способность

к

рефлексии,

которая

проявляется в умении оценивать и контролировать свои

учебные

действия

и

действия

сверстников.

Для

этого

предлагаю

детям

высказываться о своем участии в уроке, о достижениях и неудачах честно,

всегда внушая надежду, если что-то не удалось

В

о снове

успешно сти

обучения

выступает

д е я т е л ь н о с т н о

ориентированное обучение - учение, направленное на решение проблем и задач,

проектные формы организации обучения. В проектную деятельность вовлекаю

родителей для создания семейных проектов. Таких, как, например, "Растения в

моем доме", "Животный мир Таймыра", "Мой путь домой".

Дети вместе с родителями собирают материал в различных источниках и с

удовольствием демонстрируют свои работы.

Скорость

обновления

системы

научных

знаний,

возрастание

информационного объема, необходимого для совершенствования технологий и

уровня

требований

к

базовой

основе

профессиональной

подготовки

способствуют тому, что обучение выступает как процесс подготовки учащихся к

реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно

решать

жизненные

задачи,

уметь

сотрудничать

и

работать

в

группе,

быть

готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования

рынка труда. Поэтому свою работу я организовываю с учетом современных

требований к обучению, возрастных особенностей детей, их личных и семейных

увлечений. Такая практика позволяет ученикам проявить свои лучшие качества,

поддерживает интерес к учебе, желание спешить в школу, проводить в ней как

можно больше времени.

Расширение

форм

социализации

и

воспитания

ребенка,

включающее

различные виды средств массовой информации, обусловливают необходимость

совершенствования

системы

школьного

образования

для

сохранения

и

упрочения его ведущей роли в образовательно-воспитательном процессе. Цель

обучения

выступает

как

формирование

умения

учиться.

Достижения

развивающих целей обучения — знание строится самим учащимся в процессе

познавательной, исследовательской деятельности. В образовательной практике

наметился переход от обучения как презентации системы знаний к активной

работе учащихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами

реальной жизни.



В раздел образования