Автор: Корнеева Александра Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 316
Населённый пункт: г. Ростов-на-Дону
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Коррекционно - развивающая работа в режиме дня и других видах деятельности по развитию социально – коммуникативных и познавательных способностей детей c использованием ИКТ интерактивного стола. "Эрудит"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Детский сад № 316»
Коррекционно – развивающая работа
в режиме дня и других видах деятельности
по развитию социально – коммуникативных и познавательных способностей детей
c использованием ИКТ
(интерактивного стола).
«Эрудит»
Автор составления
:
Корнеева А. М.
воспитатель высшей квалификационной
категории, старшая группа
2018 – 2019 учебный год.
Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму.
Китайская пословица
Пояснительная записка:
Современные дети все активнее используют в качестве главных источников информации телевидение, видео,
компьютеры, планшеты. «Завтра» наших детей - это информационное общество. В сегодняшних условиях информации
общества педагоги и родители должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок скорее всего
столкнется с применением вычислительной техники. Поэтому необходимо заранее готовить ребенка к предстоящему
взаимодействию с информационными технологиями образования в школе. Хотя школьный курс информатики ставит
одной из своих задач формирование навыков работы на компьютере и освоение популярных компьютерных технологий,
самое главное для эффективного применения компьютера, планшета – это развитое логическое, алгоритмическое и
системное мышление.
Сенсорный интерактивный развивающий стол помогает привлечь внимание и интерес ребенка к процессу обучения,
развивает моторику, знакомит ребенка с компьютерными технологиями.
Использовать детский сенсорный стол можно как для группы детей, так и индивидуально.
Технология стола позволяет нескольким пользователям одновременно взаимодействовать с сенсором, то есть создается
атмосфера для работы в коллективе.
Множество увлекательных развивающих приложений, которые воспроизводит интерактивный стол.
Тактильное
решение
заданий
и
прямое
взаимодействие
с
поставленной
задачей
–
главные
преимущества
интерактивного стола, который увеличивает не только результативность обучения, но и стимул детей посещать занятия,
ведь игровая форма обучения для дошкольников является наиболее продуктивной.
Цель: Формирование
познавательных
интересов
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
средствами
информационно-коммуникационных технологий в образовательной области «Познавательное развитие».
Задачи:
1.
Развивающие:
Развитие познавательного интереса.
Развитие и совершенствование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение, отрицание,
систематизация.
Развитие интеллектуальных способностей.
2.
Воспитывающие:
Воспитывать самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость.
Воспитывать у детей потребность в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умения подчинять
свои интересы определенным правилам.
3.
Обучающие:
овладение детьми приемами работы с интерактивной доской и интерактивным столом.
Актуальность
Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Нам необходимо
способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно
адаптироваться к новым условиям социума.
Ребенку
необходимо
не
только
много
знать,
но
и
последовательно
и
доказательно
мыслить,
догадываться,
проявлять умственное напряжение, логически мыслить. Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное
значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни. Овладевая любым способом запоминания, ребенок
учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать
необходимость
повторять,
сопоставлять,
обобщать,
группировать
материал
в
целях
запоминания.
Обучение
детей
классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой,
с которой дети встречаются в школе. Используя возможности развития логического мышления и памяти дошкольников
можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед нами школьное обучение. Знание
логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности.
Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5
до
11
лет.
Запоздалое
формирование
этих
структур
протекает
с
большими
трудностями
и
часто
остается
незавершенными.
Единственный правильный путь, ведущий к ускорению познания, состоит в применении методов обучения,
способствующих ускорению интеллектуального развития, разумеется, без ущерба физическому развитию, а в грамотном
единстве с ним.
В старшем дошкольном возрасте можно и необходимо начинать работу по развитию логического мышления у
детей, развитию познавательного интереса, конструктивного и логического мышления.
Перспективность
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных
содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования.
Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность, основанная на возросших требованиях к
у н и в е р с а л ь н о с т и
з н а н и й .
Принципы
1. Принцип
развивающего
обучения.
Необходимо
знать
уровень
развития
каждого
ребенка,
определять
зону
ближайшего развития, использовать вариативность компьютерных программ согласно этим знаниям.
2. Принцип воспитывающего обучения. Важно помнить, что обучение и воспитание неразрывно связаны друг с
другом и в процессе не только даются знания, но и воспитываются волевые, нравственные качества, формируются нормы
общения (сотрудничество, сотворчество, сопереживание, сорадость.)
3. Принцип
систематичности
и
последовательности
обучения. Устанавливать
взаимосвязи.
Взаимозависимости
между
полученными
знаниями,
переходить
от
простого
к
сложному,
от
близкого
к
далекому,
от
конкретного
к
абстрактному, возвращаться к ранее исследуемым проблемам с новых позиций.
4. Принцип доступности. Содержание знаний, методы их сообщения должны соответствовать возрасту, уровню
развития, подготовки, интересам детей.
5. Принцип индивидуализации. Подходить к каждому ребенку как к личности, темп, уровень сложности определять
строго для каждого ребенка.
6.Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их реализации. Ведущую роль в обучении
играет педагог, в роли советчика может выступать и компьютер. Ребенок для приобретения знаний может становиться в
позицию ученика, учителя.
7. Принцип
связи
с
жизнью. Устанавливать
взаимосвязи
процессов,
находить
аналогии
в
реальной
жизни,
окружающей среде, в существующих отношениях вещей и материи.
Возрастные особенности психофизического развития детей 5-6 лет
Мышление
ребенка
осуществляется
тремя
способами:
наглядно-действенным,
наглядно-образным,
словесно-
логическим. Для мышления дошкольника характерно такое качество, как непроизвольность, малая управляемость и в
постановке мыслительной задачи, и в ее решении, они чаще и легче задумываются и над тем, что им интересней, что их
увлекает.
Словесно-логическое
мышление
ребенка,
которое
начинает
развиваться
в
конце
дошкольного
возраста,
предполагает умение оперировать словами и понимать логику рассуждений. Способность использовать словесные
рассуждения при решении ребенком задач можно обнаружить уже в среднем дошкольном возрасте, но наиболее ярко она
проявляется в феномене эгоцентрической речи, описанном Ж. Пиаже. Другое явление, открытое им же и относящиеся к
детям
данного
возраста,
-
нелогичность
детских
рассуждений
при
сравнении,
например,
величины
и
количества
предметов – свидетельствует о том, что даже к концу дошкольного детства, т.е. к возрасту около 6 лет, многие дети еще
совершенно не владеют логикой.
Развитие словесно-логического мышления у детей порождает как минимум два этапа. На первом из них ребенок
усваивает значения слов, относящихся к предметам и действиям, научается пользоваться ими при решении задач, а на
втором этапе им познается система понятий, обозначающих отношения, и правила логики рассуждений.
Детский интеллект функционирует на основе принципа системности. В нем представлены и, при необходимости,
одновременно
включаются
в
работу
все
виды
и
уровни
мышления:
наглядно-действенное,
наглядно-образное
и
словесно-логическое.
Программа «Эрудит» предполагает систематическую, разноплановую работу по развитию логического мышления,
использование творческих, инновационных форм и методов обучения и воспитания детей.
Планируемые результаты
Сформировать представления о здоровом образе жизни при работе с информационными технологиями; соблюдать
элементарные правила работы с интерактивным столом; уметь практически решать задачи здорового образа жизн и
безопасного поведения при работе с ИКТ.
Проявлять интерес к самостоятельному познанию, обследованию предметов, выделению их свойств, и
качеств; умеет выполнять сенсорный анализ, выделяя в предметах разные качества и свойства.
Использовать в продуктивных видах деятельности знания эталонов и практический опыт по различению
свойств и качеств предметного мира.
Проявлять эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении.
Развить
умение
игрового
и
делового
общения
со
сверстниками,
желание
участвовать
в
совместной
коллективной деятельности.
Планировать
свои
действия,
направленные
на
достижение
конкретных
целей
на
основе
первичных
ценностных представлений; способность к волевому усилию.
Развить
такие
мыслительные
операции
как
анализ,
синтез,
обобщение,
сравнение.
Самостоятельно
сравнивать предметы, выделять признаки отличия и сходства по 3-5 качествам, группировать предметы по разным
основаниям.
Уметь работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции при работе с
компьютерными технологиями; уметь самостоятельно дать себе оценку.
Иметь представления о современных информационных компьютерных технологиях, способах работы с ИКТ.
Владеть
приемами
работы
с
интерактивным
столом;
владеть
умениями
конструировать,
сравнивать,
упорядочивать и классифицировать объекты на основе выделения их существенных свойств.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Два занятия в неделю, продолжительностью 25-30 минут.
Предназначена для детей 5 – 6 лет.
Методические приемы:
Наблюдения.
Создание проблемных ситуаций.
Решение.
Формы работы:
Малые группы
Индивидуальная работа
Самостоятельная деятельность детей
Темы игр
Цели игр
Сентябрь
«Раскрась одинаково»
Развивать мыслительные процессы, зрительное восприятие цвета. Закрепить
представления детей о цветах.
«Чего больше?»
Подготовка к овладению элементарными математическими представлениями,
развитие логического мышления, внимания, речи и памяти.
«Найди пару»
Упражнять в составлении двух равных групп предметов, активизировать словарь
«столько же», «поровну».
«Формочки»
Учить детей группировать геометрические фигуры (овалы, круги) по форме,
отвлекаясь от цвета, величины, упражнять в составлении силуэта предмета из
отдельных частей (геометрических фигур).
«На что это похоже?»
Развитие познавательных, речевых, интеллектуальных и творческих способностей
детей в игровой деятельности; воспитание звуковой культуры речи.
«Командир улицы»
Октябрь
«Чего сколько?»
Подготовка к овладению элементарными математическими представлениями,
развитие логического мышления, внимания, речи и памяти. Упражнять в счете
предметов по названному числу и запоминании его учить находить равное
количество игрушек.
«Что чьё?»
Развитие экологического и эстетического воспитания детей.
«Кто остался?»
Учить ориентироваться в пространстве помещения, последовательно осматривать
его; развивать внимание и запоминание; учить выделять из окружающего
предметы, находящиеся в поле зрения.
«Что лишнее?»
Подготовка к овладению элементарными математическими представлениями,
развитие логического мышления, внимания, речи и памяти.
«Что нового?»
Учить детей запоминать воспринятое, осуществлять выбор по представлению.
«На что похоже?»
Формирование у детей элементарных математических представлений. Развитие
восприятия, памяти, мышления.
«Позвучи»
«Запоминайка»
Развитие зрительного внимания, логического мышления.
«Светофор»
Учить детей дошкольного возраста правилам дорожного движения.
Закрепить с детьми правила безопасного поведения на улицах.
Закрепить представление детей о назначении светофора и его сигналах.
Воспитывать бережное отношение к своей жизни и здоровью.
Ноябрь
«Хороший - плохой»
Выявить способность к восприятию и воспроизведению эмоциональной
интонации.
«Разложи»
«Что потерялось?»
В первую очередь эта игра развивает оптико-пространственную ориентацию,
моторную координацию. Речевые упражнения, дидактические игра по развитию
лексико-грамматического строя речи, совершенствование навыков
фонематического анализа и синтеза, связной речи.
«Пешеход»
Учить детей дошкольного возраста правилам дорожного движения.
Закрепить с детьми правила безопасного поведения на улицах.
Закрепить представление детей о назначении светофора и его сигналах.
Воспитывать бережное отношение к своей жизни и здоровью.
«Кто не спрятался?»
Закрепление полученных данных о пространстве
. Развитие зрительного
восприятия, развитие произвольного внимания, развитие памяти,
Обобщение
знаний, умение делать выводы.
Учить последовательно осматривать пространство,
ориентируясь на определенные предметы.
«Следующий и предыдущий»
«Азбука»
Знакомить детей с буквами, развивать умение зрительно воспринимать и различать
буквы.
«Собери правильно»
Декабрь
«Циферки»
«Раскрась шарики»
«Что где лежало?»
Развитие зрительного восприятия, речи, мышления, внимания. Закрепление у
детей представлений об окружающем, формирование элементарных
математических.
«Подели на группы»
Упражнять в составлении двух равных групп предметов, активизировать словарь
«столько же», «поровну».
«Дорога к дому»
Учить детей дошкольного возраста правилам дорожного движения, развивать
умение ориентироваться на плоскости, развивать сообразительность, мышление.
Закрепить с детьми правила безопасного поведения на улицах.
Воспитывать бережное отношение к своей жизни и здоровью.
«Маленький счетовод»
Учить детей считать предметы, называя итоговое число.
«Кто спрятался?»
Закрепление полученных данных о пространстве. Развитие зрительного
восприятия, развитие произвольного внимания, развитие памяти, Обобщение
знаний, умение делать выводы. Учить последовательно осматривать пространство,
ориентируясь на определенные предметы.
«Съедобное – несъедобное»
Учить характеризовать предмет питания по присущим ему признакам, подбирая
слова – определения.
Месяц
Занятие. Тема.
Задачи.
ФЭМП
Январь
«Разложи»
Упражнять в умении подбирать пару по аналогии и объяснять свой выбор,
развивать речь-рассуждение.
«Числа-парочки»
Развитие зрительного внимания, умение зрительно различать цифры и
запоминать их, раскладывая по парно. Подготовка к овладению
элементарными математическими представлениями, развитие логического
мышления, внимания, речи и памяти.
«Найди дорогу»
Учить детей дошкольного возраста правилам дорожного движения,
развивать умение ориентироваться на плоскости, развивать
сообразительность, мышление.
Закрепить с детьми правила безопасного поведения на улицах.
Воспитывать бережное отношение к своей жизни и здоровью
«Дополни»
Учить детей группировать геометрические фигуры (овалы, круги) по форме,
отвлекаясь от цвета, величины, упражнять в составлении силуэта предмета
из отдельных частей (геометрических фигур).
Подготовка к овладению элементарными математическими
«Чего сколько?»
представлениями, развитие логического мышления, внимания, речи и
памяти. Упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании
его учить находить равное количество игрушек.
«Найди цифру»
Учить ориентироваться в пространстве, последовательно осматривать его; в
умении находить цифры и называть их, развивать внимание и запоминание;
учить выделять из окружающего предметы, находящиеся в поле зрения.
Азбука
Февраль
«Азбука»
Знакомить детей с буквами, развивать умение зрительно воспринимать и
различать буквы.
«Где эта буква?»
Учить ориентироваться в пространстве, последовательно осматривать его; в
умении находить буквы и называть их, развивать внимание и запоминание;
учить выделять из окружающего предметы, находящиеся в поле зрения.
«Собери букву»
Упражнять в составлении целого предмета из частей, активизировать
словарь «часть», «целое». Учить называть правильно буквы.
«Найди пару»
Упражнять в умении подбирать пару по аналогии и объяснять свой выбор,
развивать речь-рассуждение.
Музыка
«Позвучи»
Знакомить детей с музыкальными инструментами, их звучанием. Упражнять
в умении запоминать и повторять мелодию. Развивать слуховую память,
музыкальный слух.
«Что нового?»
Упражнять воспринимать зрительно положение музыкальных инструментов,
в умении выделять новые, развивать память, мышление.
«Повтори мелодию»
Упражнять в умении запоминать и повторять мелодию в правильной
последовательности. Развивать слуховую память, музыкальный слух.
ПДД
Март
«Собери сам»
Знакомить детей со знаками дорожного движения, их назначением и
значением. Продолжать знакомить с правилами дорожного движения.
Воспитывать бережное отношение к своей жизни и здоровью.
«Расставь правильно»
Продолжать учить детей различать дорожные знаки по назначению (для
водителей и пешеходов); развивать логическое мышление, память, внимание;
воспитывать у детей понимание необходимости соблюдения правил
дорожного движения.
«Командир улицы»
Учить детей дошкольного возраста правилам дорожного движения.
Закрепить с детьми правила безопасного поведения на улицах.
Закрепить представление детей о назначении светофора и его сигналах.
Воспитывать бережное отношение к своей жизни и здоровью.
«Верно – неверно»
Закрепить правила дорожного движения и продолжать учить различать
дорожные знаки по назначению. Развивать логическое мышление, внимание,
быстроту реакции. Воспитывать у детей понимание необходимости
соблюдения правил дорожного движения.
«Подели на группы»
Упражнять в составлении двух равных групп предметов, активизировать
словарь «столько же», «поровну».
Закрепить названия транспортных средств и правила перехода по проезжей
части. Развивать мышление, память, внимание. Воспитывать уважение к
правилам дорожного движения.
«Не то!»
Упражнять в умении находить лишний предмет, в умении ориентироваться
на плоскости. Развивать мышление, логику и память.
ФЭМП
«Что куда?»
Подготовка к овладению элементарными математическими
представлениями, развитие логического мышления, внимания, речи и
памяти. Упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании
его учить находить равное количество игрушек.
«Дополни»
Упражнять в счёте, упражнять в умение зрительно различать цифры и
запоминать их. Подготовка к овладению элементарными математическими
представлениями, развитие логического мышления, внимания, речи и
памяти.
«Маленький счетовод»
Учить детей считать предметы, называя итоговое число. Развитие
зрительного восприятия, внимания, логического мышления, внимания, речи
и памяти, закрепление предметных представлений.
Май
«На что это похоже?»
Формирование у детей элементарных математических представлений.
Развитие восприятия, памяти, мышления.
«Вот это число»
Упражнять в умении находить заданное число, в счёте, упражнять в умение
зрительно различать цифры и запоминать их. Подготовка к овладению
элементарными математическими представлениями, развитие логического
мышления, внимания, речи и памяти.
«Сделай циферки
весёлыми»
Способствовать развитию математических навыков у детей дошкольного
возраста, умению зрительно различать цифры и запоминать их. Развитие
логического мышления, внимания, речи и памяти.
Развитие умения запоминать цвета и выполнять задание по памяти.
«Формы»
Развивать воображение, внимание, память, зрительное восприятие. мелкую
моторику пальцев рук; побуждать устанавливать сходство между разными
геометрическими формами и предметами.
«Числа – клавиши»
Способствовать развитию математических навыков у детей дошкольного
возраста, умению зрительно различать цифры и запоминать их. Развитие
логического мышления, внимания, речи и памяти.
Окружающий мир
«Фрукты – ягоды»
Познакомить детей с окружающим миром, умение группировать предметы
по назначениям и признаками. Развивать мышление, внимание,
монологическую речь детей.
«Двойняшки»
Развивать умение определять и находить одинаковые по значению картинки,
развивать внимание, сообразительность, умение правильно обосновать своё
выбор.
«Закономерности»
Развивать умение определять и находить одинаковые по значению картинки,
развивать внимание, сообразительность, умение правильно устанавливать
закономерности.
«Закрась»
Развивать воображение, внимание, память, зрительное восприятие. мелкую
моторику пальцев рук; побуждать устанавливать сходство между разными
геометрическими формами и предметами.
Дополни-
тельные
игры
«Кто с кем дружит?»
Закрепление полученных данных о пространстве. Развитие зрительного
восприятия, развитие произвольного внимания, развитие памяти, Обобщение
знаний, умение делать выводы. Учить последовательно осматривать
пространство, ориентируясь на определенные предметы.
«Собери карту»
Развивать творческое воображение, умение видеть, вглядываться, узнавать
знакомые образы , развивать зрительные анализаторы, продолжать
формировать умения, связанные с художественнообразным отражением
предметов и явлений окружающей действительности, побуждать
устанавливать сходство между частями и целым.
«Отыщи»
Закрепление полученных данных о пространстве. Развитие зрительного
восприятия, развитие произвольного внимания, развитие памяти, Обобщение
знаний, умение делать выводы. Учить последовательно осматривать
пространство, ориентируясь на определенные предметы.