Автор: Казачек Ирина Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №30 города Тюмени
Населённый пункт: город Тюмень, Тюменская область
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Учимся у природы" интегрированный урок
Раздел: начальное образование
Урок: Окружающий мир
Тип урока: интегрированный (окружающий мир, математика, литературное чтение)
Форма урока: заочная экскурсия
Тема
: «
Учимся
у
природы
».
Цель урока:
- создать условия для осознания представлений о значимости природы и ее ценности для
человека;
- применение знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через разнообразные
формы организации познавательной деятельности;
- создать условия для формирования умений устного и письменного счета, умений решать задачи
на движение;
Задачи:
-развивать эмоционально-чувственное восприятие природы;
-формировать навык решения задач различными способами с использованием
жизненных ситуаций, закрепить знания о значении, использовании и охране леса;
-воспитывать уважительное, заботливое и бережное отношение к природе,
стремление беречь и охранять природу.
Методы обучения:
- словесный (беседа, рассказ, объяснения);
- наглядный;
- практический (работа с пособием, карточки);
- частично-поисковый.
Форма работы:
- Фронтальная;
- Индивидуальная;
- Групповая.
Место проведения: классная комната.
Участники: учащиеся 4 класса.
Ресурсы: фломастеры, ручки и листы бумаги, задания игрового и творческого характера,
мультимедиа, презентация, П.И.Чайковский «Вальс цветов», мультфильм и песня «Да здравствует
природа».
Ход урока.
1.
Приветствие.
Круг радости.
Как прекрасно, что мы все сегодня собрались, нам приятно видеть вас.
Давайте встанем в круг и возьмемся за руки и поприветствуем друг друга словами с улыбкой.
...Давайте пройдемся медленно по лесу
И «здравствуй!» скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
2.
Беседа.
Ребята, закройте глаза. Сейчас мы с вами перенесемся…
( Заставка- лес, слышатся голоса лесных обитателей )
- Откройте глаза.
- Что вы увидели?( Лес.) Сегодня мы совершим увлекательную экскурсию на природу, в лес.
- Что вы знаете о лесе? (Обширная местность, занятая деревьями, кустарниками, травами)
- Как ученые называют лес? (природным сообществом)
- Как вы это понимаете? (Все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой)
- Каково значение леса? ( Дом для растений, животных, грибов;
защитник воздуха, водоемов и почв;
источник ягод, грибов, лекарственных растений;
место для отдыха человека;
источник древесины…
А сегодня мы посмотрим на лес другими глазами.
3. Притча «Великая школа природы» (заставка «Природа»)
Чтение притчи.
Однажды пришел человек к учителю и, поклонившись, сказал:
- С малых лет мне пришлось работать, но я никогда не учился. Хотя я уже не молод и не
богат, прошу, возьмите меня в ученики.
- Хорошо, - ответил учитель, - можешь учиться бесплатно, но будешь делать всю работу по
дому и в школе.
Небольшая школа находилась рядом с домом учителя. Каждое утро он приходил в школу за
час до занятий, чтобы приготовить все необходимое.
Но новый ученик пришел ещё раньше и вымыл школу до блеска.
- Когда ты всё успел?! – удивился учитель.
- Солнце научило меня вставать с первым лучом, поэтому времени было достаточно, -
ответил ученик.
Грамота давалась новичку тяжело, но он упрямо говорил:
- Я одолею знания, как горные реки одолевают скалы. Они научили меня упорству.
(чтение с остановкой)
А теперь вы - ученики выполните задание. Класс делится на 4 группы и каждая группа
выбирает что-либо из мира природы: лес, море, солнце, землю. Группа обдумывает 1 мин,
рассказывает, чему оно учит.
- Спасибо! Послушайте продолжение притчи.
- Младшие ученики часто подшучивали над новичком. Сначала он не обращал внимания на
шалости. Но потом решил поговорить с одним озорником. Тот испугался и залез на высокое
дерево. Ветка под юношей хрустнула, и он полетел вниз. Новый ученик мгновенно подставил
под падающее тело свои сомкнутые кольцом руки. Раздался глухой удар, и оба покатились
кубарем по траве. К счастью, они отделались только ушибами.
- Прости меня, товарищ , -- попросил юноша. – Я не сержусь. Моя мать велела мне учиться
прощению у земли. Земля всегда прощает людей, - ласково ответил новичок.
- А чему ты еще научился у земли? – поинтересовался учитель.
- Много чему, - улыбнулся ученик. – У цветов я научился любви, у воды – чистоте, у полей –
щедрости.
- Оказывается, ты много и успешно учился. Великая школа природы – главная школа жизни, -
одобрительно заметил учитель.
Вывод: Сегодня на уроке мы тоже будем учиться у природы. В добрый путь.
4. Работа в группах.
А) Игра «Разминка». Начинаем наше путешествие, но прежде давайте посчитаем.
. От школы до леса 54 км. Сколько потребуется времени на дорогу, если мы будем двигаться
пешком со средней скоростью 3км/ч? (18ч)
. Во сколько мы окажемся в лесу, если выйдем в 10 ч утра? (4 ч ночи) Нам это подходит?
Почему?
. Тогда поедем на велосипеде. Сколько времени мы затратим теперь? (6 ч) Как узнали? Как
можно вычислить по- другому? (Скорость велосипедиста в 3 раза больше, значит времени
потребуется в 3 раза меньше. Достаточно 18:3)
. Каким способом добраться быстрее? (На машине)
С какой скоростью должен ехать наш автомобиль, чтобы на дорогу затратить 1 ч? (54 км/ч)
Проблемный вопрос: Какой способ более удобный? А экологичный ? А какой способ выберем
мы?
Вывод: Учимся наблюдать.
Дальше идти не можем. Стоп. Заказник «Тюменский».
- Для чего создают заказники? ( наблюдать. изучать, не нанести вреда, сохранить для следующих
поколений)
Б) Заочное путешествие по заказнику Творческое задание. Класс делится на 3 группы.
Рассказывают об обитателях заказника и помещают их на своей карте.
I
группа
.
Человек
живет
для
того
,
чтобы
отдавать
.(
территория
,
особенности
местности
,…)
Тюменский
государственный
природный
заказник
создан
11
апреля
1958
года
.
С
2011
года
заказник
функционирует
в
составе
Национального
парка
«
Припышминские
боры
».
Площадь
заказника
составляет
порядка
53 500
га
,
охрану
и
наблюдение
ведет
8
сотрудников
.
Речная
часть
представлена
р
.
Ахманкой
(
приток
реки
Туры
).
Задача
Протяженность
ее
в
пределах
заказника
составляет
около
40
км
.
Вырази
в
м
II
группа
.
Мир
растений
.
Урочище
"
Орлы
" –
флористический
комплекс
из
темнохвойных
пород
пихты
,
ели
,
сосны
сибирской
(
кедра
)
в
сочетании
с
липой
сердцелистной
-
реликтом
третичного
периода
;
“
Липняк
Шайтанский
” -
ассоциации
липы
сердцелистной
;
"
Озерно
-
болотный
комплекс
Ишимбай
" -
эталон
сплавинных
фитоценозов
на
поздних
стадиях
заболачивания
пресного
озера
с
редкими
видами
флоры
Игра «Перевоплощение» (сосна, береза, липа …) Монолог.
Задача. Из 40 видов подорожника только 2 лекарственных. Сколько видов собираются
напрасно? (38)
III группа Братья наши меньшие.
В
числе
охраняемых
видов
:
черный
аист
,
большой
подорлик
,
беркут
,
орлан
-
белохвост
,
кречет
,
сапсан
,
кулик
-
сорока
,
филин
.
В
границах
заказника
есть
меньшие
по
площади
ООПТ
(
памятники
природы
):
озерно
-
болотный
комплекс
«
Ишимбай
»,
Липняк
Шайтанский
,
Урочище
Орлы
.
Массив
реликтовой
липы
на
берегу
озера
Шайтанское
получил
статус
регионального
памятника
природы
в
1998
году
.
Задача
на
логику
.
Оставленное
стекло
будет
лежать
свыше
1000
лет
.
Сколько
лет
будет
лежать
5
стёкол
? (1000
лет
)
Вывод
:
Чему
вас
научила
заповедная
зона
?
Природа
учит
бережному
отношению
к
его
обитателям
-
Что
вы
слышите
? (
голос
кукушки
)
слайд
-
кукушка
С) Экологические задачи. Дифференцированное задание.
Выбери задачу по уровню сложности.
1 уровень. Кукушка может уничтожить за день 75 насекомых. Сколько насекомых может
уничтожить эта кукушка за 2 недели? (1050)
2 уровень. Кукушка съедает 40 гусениц. Личинок майского жука в 8 раз меньше, а также 50
личинок других насекомых. Сколько всего насекомых уничтожает кукушка? ( 40+40:8+50=95)
Проблемный вопрос. Какова роль кукушки в природном сообществе? Кукушка подкладывает
яйца в чужие гнезда. Почему?
Вывод
.
В
природе
нет
ничего
лишнего
,
всё
взаимосвязано
.
Экологическое
равнове
-
сие
.
Чему
учит
природа
человека
? (
любви
к
ближнему
,
уважению
)
5.Просмотр эпизодов мультфильма «Да здравствует природа!»
- Как не навредить природе?
Вывод. Природа-это дом, в котором мы живем.( мирно, дружно…)
Береги природу!
Стихотворение «Чему нас учит природа»
Нас
солнце
учит
не
жалеть
,
Река
–
на
месте
не
сидеть
,
Звезда
–
гореть
,
земля
–
искать
,
Простор
небес
–
с
земли
взлетать
.
Дожди
нас
учат
чистоте
,
Цветы
–
любви
,
закат
–
мечте
,
Сопротивленью
–
паруса
,
Прощенью
–
мамины
глаза
.
6.
Упражнение
. «
Учусь
видеть
красоту
»
Звучит
музыка
«
Вальс
цветов
»,
каждый
ученик
берет
в
руки
листочек
(
бумажный
),
пишет
слова
.
Чему
учит
матушка
-
природа
и
помещает
на
веточку
.
Расскажите
,
чему
учились
у
природы
?
7.
Итог
урока
.
Исполнение
песни
из
мультфильма
«
Да
здравствует
природа
!»
Вот
и
подошла
к
концу
наша
экскурсия
.
Пусть
после
нас
лес
остаётся
зелёным
и
здоровым
,
трава
–
пушистой
,
а
совесть
–
чистой
.