Напоминание

"Учимся у природы" интегрированный урок


Автор: Казачек Ирина Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №30 города Тюмени
Населённый пункт: город Тюмень, Тюменская область
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Учимся у природы" интегрированный урок
Раздел: начальное образование





Назад




Урок: Окружающий мир

Тип урока: интегрированный (окружающий мир, математика, литературное чтение)

Форма урока: заочная экскурсия

Тема

: «

Учимся

у

природы

».

Цель урока:

- создать условия для осознания представлений о значимости природы и ее ценности для

человека;

- применение знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через разнообразные

формы организации познавательной деятельности;

- создать условия для формирования умений устного и письменного счета, умений решать задачи

на движение;

Задачи:

-развивать эмоционально-чувственное восприятие природы;

-формировать навык решения задач различными способами с использованием

жизненных ситуаций, закрепить знания о значении, использовании и охране леса;

-воспитывать уважительное, заботливое и бережное отношение к природе,

стремление беречь и охранять природу.

Методы обучения:

- словесный (беседа, рассказ, объяснения);

- наглядный;

- практический (работа с пособием, карточки);

- частично-поисковый.

Форма работы:

- Фронтальная;

- Индивидуальная;

- Групповая.

Место проведения: классная комната.

Участники: учащиеся 4 класса.

Ресурсы: фломастеры, ручки и листы бумаги, задания игрового и творческого характера,

мультимедиа, презентация, П.И.Чайковский «Вальс цветов», мультфильм и песня «Да здравствует

природа».

Ход урока.

1.

Приветствие.

Круг радости.

Как прекрасно, что мы все сегодня собрались, нам приятно видеть вас.

Давайте встанем в круг и возьмемся за руки и поприветствуем друг друга словами с улыбкой.

...Давайте пройдемся медленно по лесу

И «здравствуй!» скажем каждому цветку.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

2.

Беседа.

Ребята, закройте глаза. Сейчас мы с вами перенесемся…

( Заставка- лес, слышатся голоса лесных обитателей )

- Откройте глаза.

- Что вы увидели?( Лес.) Сегодня мы совершим увлекательную экскурсию на природу, в лес.

- Что вы знаете о лесе? (Обширная местность, занятая деревьями, кустарниками, травами)

- Как ученые называют лес? (природным сообществом)

- Как вы это понимаете? (Все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой)

- Каково значение леса? ( Дом для растений, животных, грибов;

защитник воздуха, водоемов и почв;

источник ягод, грибов, лекарственных растений;

место для отдыха человека;

источник древесины…

А сегодня мы посмотрим на лес другими глазами.

3. Притча «Великая школа природы» (заставка «Природа»)

Чтение притчи.

Однажды пришел человек к учителю и, поклонившись, сказал:

- С малых лет мне пришлось работать, но я никогда не учился. Хотя я уже не молод и не

богат, прошу, возьмите меня в ученики.

- Хорошо, - ответил учитель, - можешь учиться бесплатно, но будешь делать всю работу по

дому и в школе.

Небольшая школа находилась рядом с домом учителя. Каждое утро он приходил в школу за

час до занятий, чтобы приготовить все необходимое.

Но новый ученик пришел ещё раньше и вымыл школу до блеска.

- Когда ты всё успел?! – удивился учитель.

- Солнце научило меня вставать с первым лучом, поэтому времени было достаточно, -

ответил ученик.

Грамота давалась новичку тяжело, но он упрямо говорил:

- Я одолею знания, как горные реки одолевают скалы. Они научили меня упорству.

(чтение с остановкой)

А теперь вы - ученики выполните задание. Класс делится на 4 группы и каждая группа

выбирает что-либо из мира природы: лес, море, солнце, землю. Группа обдумывает 1 мин,

рассказывает, чему оно учит.

- Спасибо! Послушайте продолжение притчи.

- Младшие ученики часто подшучивали над новичком. Сначала он не обращал внимания на

шалости. Но потом решил поговорить с одним озорником. Тот испугался и залез на высокое

дерево. Ветка под юношей хрустнула, и он полетел вниз. Новый ученик мгновенно подставил

под падающее тело свои сомкнутые кольцом руки. Раздался глухой удар, и оба покатились

кубарем по траве. К счастью, они отделались только ушибами.

- Прости меня, товарищ , -- попросил юноша. – Я не сержусь. Моя мать велела мне учиться

прощению у земли. Земля всегда прощает людей, - ласково ответил новичок.

- А чему ты еще научился у земли? – поинтересовался учитель.

- Много чему, - улыбнулся ученик. – У цветов я научился любви, у воды – чистоте, у полей –

щедрости.

- Оказывается, ты много и успешно учился. Великая школа природы – главная школа жизни, -

одобрительно заметил учитель.

Вывод: Сегодня на уроке мы тоже будем учиться у природы. В добрый путь.

4. Работа в группах.

А) Игра «Разминка». Начинаем наше путешествие, но прежде давайте посчитаем.

. От школы до леса 54 км. Сколько потребуется времени на дорогу, если мы будем двигаться

пешком со средней скоростью 3км/ч? (18ч)

. Во сколько мы окажемся в лесу, если выйдем в 10 ч утра? (4 ч ночи) Нам это подходит?

Почему?

. Тогда поедем на велосипеде. Сколько времени мы затратим теперь? (6 ч) Как узнали? Как

можно вычислить по- другому? (Скорость велосипедиста в 3 раза больше, значит времени

потребуется в 3 раза меньше. Достаточно 18:3)

. Каким способом добраться быстрее? (На машине)

С какой скоростью должен ехать наш автомобиль, чтобы на дорогу затратить 1 ч? (54 км/ч)

Проблемный вопрос: Какой способ более удобный? А экологичный ? А какой способ выберем

мы?

Вывод: Учимся наблюдать.

Дальше идти не можем. Стоп. Заказник «Тюменский».

- Для чего создают заказники? ( наблюдать. изучать, не нанести вреда, сохранить для следующих

поколений)

Б) Заочное путешествие по заказнику Творческое задание. Класс делится на 3 группы.

Рассказывают об обитателях заказника и помещают их на своей карте.

I

группа

.

Человек

живет

для

того

,

чтобы

отдавать

.(

территория

,

особенности

местности

,…)

Тюменский

государственный

природный

заказник

создан

11

апреля

1958

года

.

С

2011

года

заказник

функционирует

в

составе

Национального

парка

«

Припышминские

боры

».

Площадь

заказника

составляет

порядка

53 500

га

,

охрану

и

наблюдение

ведет

8

сотрудников

.

Речная

часть

представлена

р

.

Ахманкой

(

приток

реки

Туры

).

Задача

Протяженность

ее

в

пределах

заказника

составляет

около

40

км

.

Вырази

в

м

II

группа

.

Мир

растений

.

Урочище

"

Орлы

" –

флористический

комплекс

из

темнохвойных

пород

пихты

,

ели

,

сосны

сибирской

(

кедра

)

в

сочетании

с

липой

сердцелистной

-

реликтом

третичного

периода

;

Липняк

Шайтанский

” -

ассоциации

липы

сердцелистной

;

"

Озерно

-

болотный

комплекс

Ишимбай

" -

эталон

сплавинных

фитоценозов

на

поздних

стадиях

заболачивания

пресного

озера

с

редкими

видами

флоры

Игра «Перевоплощение» (сосна, береза, липа …) Монолог.

Задача. Из 40 видов подорожника только 2 лекарственных. Сколько видов собираются

напрасно? (38)

III группа Братья наши меньшие.

В

числе

охраняемых

видов

:

черный

аист

,

большой

подорлик

,

беркут

,

орлан

-

белохвост

,

кречет

,

сапсан

,

кулик

-

сорока

,

филин

.

В

границах

заказника

есть

меньшие

по

площади

ООПТ

(

памятники

природы

):

озерно

-

болотный

комплекс

«

Ишимбай

»,

Липняк

Шайтанский

,

Урочище

Орлы

.

Массив

реликтовой

липы

на

берегу

озера

Шайтанское

получил

статус

регионального

памятника

природы

в

1998

году

.

Задача

на

логику

.

Оставленное

стекло

будет

лежать

свыше

1000

лет

.

Сколько

лет

будет

лежать

5

стёкол

? (1000

лет

)

Вывод

:

Чему

вас

научила

заповедная

зона

?

Природа

учит

бережному

отношению

к

его

обитателям

-

Что

вы

слышите

? (

голос

кукушки

)

слайд

-

кукушка

С) Экологические задачи. Дифференцированное задание.

Выбери задачу по уровню сложности.

1 уровень. Кукушка может уничтожить за день 75 насекомых. Сколько насекомых может

уничтожить эта кукушка за 2 недели? (1050)

2 уровень. Кукушка съедает 40 гусениц. Личинок майского жука в 8 раз меньше, а также 50

личинок других насекомых. Сколько всего насекомых уничтожает кукушка? ( 40+40:8+50=95)

Проблемный вопрос. Какова роль кукушки в природном сообществе? Кукушка подкладывает

яйца в чужие гнезда. Почему?

Вывод

.

В

природе

нет

ничего

лишнего

,

всё

взаимосвязано

.

Экологическое

равнове

-

сие

.

Чему

учит

природа

человека

? (

любви

к

ближнему

,

уважению

)

5.Просмотр эпизодов мультфильма «Да здравствует природа!»

- Как не навредить природе?

Вывод. Природа-это дом, в котором мы живем.( мирно, дружно…)

Береги природу!

Стихотворение «Чему нас учит природа»

Нас

солнце

учит

не

жалеть

,

Река

на

месте

не

сидеть

,

Звезда

гореть

,

земля

искать

,

Простор

небес

с

земли

взлетать

.

Дожди

нас

учат

чистоте

,

Цветы

любви

,

закат

мечте

,

Сопротивленью

паруса

,

Прощенью

мамины

глаза

.

6.

Упражнение

. «

Учусь

видеть

красоту

»

Звучит

музыка

«

Вальс

цветов

»,

каждый

ученик

берет

в

руки

листочек

(

бумажный

),

пишет

слова

.

Чему

учит

матушка

-

природа

и

помещает

на

веточку

.

Расскажите

,

чему

учились

у

природы

?

7.

Итог

урока

.

Исполнение

песни

из

мультфильма

«

Да

здравствует

природа

Вот

и

подошла

к

концу

наша

экскурсия

.

Пусть

после

нас

лес

остаётся

зелёным

и

здоровым

,

трава

пушистой

,

а

совесть

чистой

.



В раздел образования