Автор: Полякова Елена Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №15 "Теремок"
Населённый пункт: Кемеровская область г.Мыски
Наименование материала: статья
Тема: Использование игр для развития фонематического восприятия у дошкольников с ОНР
Раздел: дошкольное образование
1
Использование игр для развития фонематического
восприятия у дошкольников с ОНР
Человек
с
самого
рождения
существует
в
постоянном
окружении
разнообразных звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц.
Но
из
всех
звуков,
воспринимаемых
ухом
ребенка,
лишь
речевые
звуки
служат
целям
общения
со
сверстниками,
средством
передачи
различной
информации. Воспринимая их, он ориентируется в среде, общается с другими
людьми, обменивается опытом игровой, учебной и трудовой деятельности. В
процессе слушания ребенок получает различную информацию: во-первых, он
узнает что, или о чем говорится, во-вторых, кто говорит и наконец, как
говорят, с каким эмоциональным отношением.
В процессе восприятия речи и усвоения произношения ведущая роль
принадлежит
слуху.
Различают
биологический
слух
и
речевой
или
фонематический.
Биологический
слух
помогает
нам
слышать
звуки
окружающего
мира,
им
обладают
все
живые
существа.
Восприятие
и
понимание речи осуществляется с помощью речевого слуха. Речевой слух
начинает развиваться с самого рождения ребенка. Звучащая речь входит в
жизнь ребенка с первых часов его жизни. Мать разговаривает с ним тогда,
когда малыш еще не в состоянии что-либо воспринять и понять, но мозг
маленького человека обладает врожденной повышенной чувствительностью к
звучащей
речи,
которая
сохраняется
на
протяжении
всего
дошкольного
детства.
Вначале
это
реакции
на
звуковые
сигналы,
затем
различение
интонации и ритма. Постепенно малыш начинает вслушиваться в слова,
сопоставлять их звучание, пытаться повторять их, начинает слышать и
различать звуки
родного языка.
А к концу третьего года жизни ребенок
различает
все
звуки
речи.
По
мнению
многих
исследователей,
фонематический слух
оказывается
достаточно сформированным к двум - трем
2
годам, однако его совершенствование продолжается и у взрослых.
Одна из важнейших задач в общей системе обучения родному языку в
ДО
и
в
семье
-
это
развитие
фонематического
восприятия.
Бесспорна
взаимосвязь
развития
фонематического
восприятия
не
только
с
произношением звуков, но и с лексико-грамматической стороной речи. При
достаточно
развитом
фонематическом
слухе
ребенок
намного
лучше
воспринимает
и
различает
окончания
слов,
воспроизводит
слоговую
структуру слова, выделяет предлоги в предложении, может расчленить слово
на составляющие его звуки, что является основой звукового анализа.
Фонематическое
восприятие - это специальные умственные
действия, направленные на различение фонем родного языка,
фонематические представления это умение подбирать слова с заданным
звуком, фонематический анализ и синтез – это способность расчленять слово
на отдельные фонемы, определять их последовательность, количество, а так
же составлять слово из отдельных звуков. Элементарные формы
фонематического анализа (выделение звука на фоне слова) появляются у
ребенка дошкольного возраста спонтанно. Самой сложной формой
фонематического анализа (определение последовательности, количества и
места звука по отношении к другим), дети дошкольного возраста овладевают
только в процессе специального обучения.
Работу
по
развитию
фонематического
восприятия
необходимо
проводить целенаправленно и поэтапно. Процесс развития фонематического
восприятия необходимо осуществлять в несколько этапов:
Развитие
слухового
восприятия,
внимания,
слуховой
памяти, чувства ритма.
Развитие
фонематического
восприятия
и
формирование
фонематических представлений.
3
I. Подготовительный этап
Цель: формирование базы для развития фонематического восприятия.
1. Развитие слухового восприятия, внимания, памяти
Работа над восприятием неречевых звуков начинается с работы с картинками,
игрушками и их действиями:
Игра «Скажи, что ты слышишь?»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков.
Оборудование: стаканы
(с
водой
и
пустой),
баночки
с
крупами,
фольга,
деревянные и металлические ложки, ширма.
Описание игры: логопед показывает и называет предметы, демонстрирует их
звучание. Затем за ширмой выполняет различные действия с предметами
(переливает воду, пересыпает крупу...). Ребенок должен определить, что он
слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т.д.)
Игра «В мире звуков»
Цель: развитие слухового внимания, дифференциация
неречевых звуков.
Описание
игры: логопед предлагает детям закрыть глаза и послушать, что
происходит в детском саду.
Игра «Скажи, что звучит?»
Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.
Оборудование: игрушки
и
предметы,
которыми
можно
производить
характерные
звуки
(колокольчик,
бубен,
барабан,
дудка,
трещотка,
погремушка и т.д.)
Описание игры: логопед знакомит ребенка с музыкальными инструментами,
играет
на
них,
предлагает
поиграть
ребенку.
Затем
предлагает
малышу
закрыть глаза и определить, на каком музыкальном инструменте он играет.
Игра «Найди пару»
Цель: развитие слухового внимания, дифференциация
неречевых звуков.
4
Оборудование: три
пары
одинаковых
коробочек
из-под
фотопленки
с
разными наполнителями (по одной чайной ложке манки, гречки, гороха).
Описание
игры: логопед
ставит
перед
собой
и
перед
ребенком
по
три
коробочки с разными наполнителями. Логопед и ребенок по очереди гремят
своими коробочками, попарно ставят коробочки, которые гремят одинаково.
Затем
логопед
перемешивает
коробочки
и
предлагает
ребенку
найти
коробочки, которые гремят одинаково.
Игра «Поставь по порядку»
Цель: развитие слухового внимания, памяти, дифференциация
неречевых звуков.
Оборудование: ширма, музыкальные инструменты (от 2 до 5), картинки с
изображением этих инструментов.
Описание
игры: логопед показывает музыкальные инструменты, играет на
них на глазах у ребенка, просит показать картинку с изображением этого
инструмента. Предлагает поиграть на них ребенку. Знакомит с правилами
игры: «Я буду играть, а ты внимательно слушай, какая игрушка звучит.
Покажи мне картинку со звучащей игрушкой. Положи картинку перед собой
на стол. Послушай внимательно, какая картинка звучит после первой. Найди
и положи картинку с её изображением. Определи, какая игрушка звучала
последней.
Найди
соответствующую
картинку».
Когда
ребенок
научится
выполнять
задание
правильно,
усложнить
задание,
предложив
разложить
инструменты
в
последовательности
их
звучания
после
окончания
прослушивания; увеличить количество звучащих инструментов.