Напоминание

Использование игр для развития фонематического восприятия у дошкольников с ОНР


Автор: Полякова Елена Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №15 "Теремок"
Населённый пункт: Кемеровская область г.Мыски
Наименование материала: статья
Тема: Использование игр для развития фонематического восприятия у дошкольников с ОНР
Раздел: дошкольное образование





Назад




1

Использование игр для развития фонематического

восприятия у дошкольников с ОНР

Человек

с

самого

рождения

существует

в

постоянном

окружении

разнообразных звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц.

Но

из

всех

звуков,

воспринимаемых

ухом

ребенка,

лишь

речевые

звуки

служат

целям

общения

со

сверстниками,

средством

передачи

различной

информации. Воспринимая их, он ориентируется в среде, общается с другими

людьми, обменивается опытом игровой, учебной и трудовой деятельности. В

процессе слушания ребенок получает различную информацию: во-первых, он

узнает что, или о чем говорится, во-вторых, кто говорит и наконец, как

говорят, с каким эмоциональным отношением.

В процессе восприятия речи и усвоения произношения ведущая роль

принадлежит

слуху.

Различают

биологический

слух

и

речевой

или

фонематический.

Биологический

слух

помогает

нам

слышать

звуки

окружающего

мира,

им

обладают

все

живые

существа.

Восприятие

и

понимание речи осуществляется с помощью речевого слуха. Речевой слух

начинает развиваться с самого рождения ребенка. Звучащая речь входит в

жизнь ребенка с первых часов его жизни. Мать разговаривает с ним тогда,

когда малыш еще не в состоянии что-либо воспринять и понять, но мозг

маленького человека обладает врожденной повышенной чувствительностью к

звучащей

речи,

которая

сохраняется

на

протяжении

всего

дошкольного

детства.

Вначале

это

реакции

на

звуковые

сигналы,

затем

различение

интонации и ритма. Постепенно малыш начинает вслушиваться в слова,

сопоставлять их звучание, пытаться повторять их, начинает слышать и

различать звуки

родного языка.

А к концу третьего года жизни ребенок

различает

все

звуки

речи.

По

мнению

многих

исследователей,

фонематический слух

оказывается

достаточно сформированным к двум - трем

2

годам, однако его совершенствование продолжается и у взрослых.

Одна из важнейших задач в общей системе обучения родному языку в

ДО

и

в

семье

-

это

развитие

фонематического

восприятия.

Бесспорна

взаимосвязь

развития

фонематического

восприятия

не

только

с

произношением звуков, но и с лексико-грамматической стороной речи. При

достаточно

развитом

фонематическом

слухе

ребенок

намного

лучше

воспринимает

и

различает

окончания

слов,

воспроизводит

слоговую

структуру слова, выделяет предлоги в предложении, может расчленить слово

на составляющие его звуки, что является основой звукового анализа.

Фонематическое

восприятие - это специальные умственные

действия, направленные на различение фонем родного языка,

фонематические представления это умение подбирать слова с заданным

звуком, фонематический анализ и синтез – это способность расчленять слово

на отдельные фонемы, определять их последовательность, количество, а так

же составлять слово из отдельных звуков. Элементарные формы

фонематического анализа (выделение звука на фоне слова) появляются у

ребенка дошкольного возраста спонтанно. Самой сложной формой

фонематического анализа (определение последовательности, количества и

места звука по отношении к другим), дети дошкольного возраста овладевают

только в процессе специального обучения.

Работу

по

развитию

фонематического

восприятия

необходимо

проводить целенаправленно и поэтапно. Процесс развития фонематического

восприятия необходимо осуществлять в несколько этапов:

Развитие

слухового

восприятия,

внимания,

слуховой

памяти, чувства ритма.

Развитие

фонематического

восприятия

и

формирование

фонематических представлений.

3

I. Подготовительный этап

Цель: формирование базы для развития фонематического восприятия.

1. Развитие слухового восприятия, внимания, памяти

Работа над восприятием неречевых звуков начинается с работы с картинками,

игрушками и их действиями:

Игра «Скажи, что ты слышишь?»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: стаканы

водой

и

пустой),

баночки

с

крупами,

фольга,

деревянные и металлические ложки, ширма.

Описание игры: логопед показывает и называет предметы, демонстрирует их

звучание. Затем за ширмой выполняет различные действия с предметами

(переливает воду, пересыпает крупу...). Ребенок должен определить, что он

слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т.д.)

Игра «В мире звуков»

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация

неречевых звуков.

Описание

игры: логопед предлагает детям закрыть глаза и послушать, что

происходит в детском саду.

Игра «Скажи, что звучит?»

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: игрушки

и

предметы,

которыми

можно

производить

характерные

звуки

(колокольчик,

бубен,

барабан,

дудка,

трещотка,

погремушка и т.д.)

Описание игры: логопед знакомит ребенка с музыкальными инструментами,

играет

на

них,

предлагает

поиграть

ребенку.

Затем

предлагает

малышу

закрыть глаза и определить, на каком музыкальном инструменте он играет.

Игра «Найди пару»

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация

неречевых звуков.

4

Оборудование: три

пары

одинаковых

коробочек

из-под

фотопленки

с

разными наполнителями (по одной чайной ложке манки, гречки, гороха).

Описание

игры: логопед

ставит

перед

собой

и

перед

ребенком

по

три

коробочки с разными наполнителями. Логопед и ребенок по очереди гремят

своими коробочками, попарно ставят коробочки, которые гремят одинаково.

Затем

логопед

перемешивает

коробочки

и

предлагает

ребенку

найти

коробочки, которые гремят одинаково.

Игра «Поставь по порядку»

Цель: развитие слухового внимания, памяти, дифференциация

неречевых звуков.

Оборудование: ширма, музыкальные инструменты (от 2 до 5), картинки с

изображением этих инструментов.

Описание

игры: логопед показывает музыкальные инструменты, играет на

них на глазах у ребенка, просит показать картинку с изображением этого

инструмента. Предлагает поиграть на них ребенку. Знакомит с правилами

игры: «Я буду играть, а ты внимательно слушай, какая игрушка звучит.

Покажи мне картинку со звучащей игрушкой. Положи картинку перед собой

на стол. Послушай внимательно, какая картинка звучит после первой. Найди

и положи картинку с её изображением. Определи, какая игрушка звучала

последней.

Найди

соответствующую

картинку».

Когда

ребенок

научится

выполнять

задание

правильно,

усложнить

задание,

предложив

разложить

инструменты

в

последовательности

их

звучания

после

окончания

прослушивания; увеличить количество звучащих инструментов.



В раздел образования