Напоминание

Индивидуальное развитие ребёнка с ОВЗ (синдром Дауна) в образовательной области "Физическое развитие"


Автор: Герасименко Татьяна Анатольевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 55 комбинированного вида"
Населённый пункт: Республика Коми, г. Воркута
Наименование материала: Статья
Тема: Индивидуальное развитие ребёнка с ОВЗ (синдром Дауна) в образовательной области "Физическое развитие"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Индивидуальное развитие ребёнка с ОВЗ (синдром Дауна)

в образовательной области «Физическое развитие»

«Наши дети — это не следствие

генетического дефекта, мутации или

ошибки. Моя дочь — человек

и подарок от Бога».

/Слова матери, родившей ребёнка с синдромом Дауна/

Синдром Дуана — не приговор, не обуза, не крест — вот что хотят сказать нам

родители этих необычных деток.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования был

разработан в соответствии с требованиями федерального закона «Об образовании в

Российской Федерации» и на основе Конституции Российской Федерации с учетом

Конвенции ООН о правах ребенка.

В настоящем федеральном государственном образовательном стандарте

дошкольного образования учитываются индивидуальные потребности ребенка,

связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые

условия получения им образования, в том числе индивидуальные потребности детей с

ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. Для коррекционной

работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами должны создаваться условия в

соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных

коррекционных мероприятий.

В нашем дошкольном учреждении мы стараемся в полной мере реализовать

доступ к образованию для детей с особыми потребностями. И я хочу поделиться

опытом работы с детьми с синдромом Дауна.

Синдром Дауна – это особое генетическое состояние, которое вызывает

появление ряда характерных признаков и особенностей развития. На общий ход

двигательного развития оказывают влияние специфические затруднения,

обусловленные наличием этого генетического состояния.

Синдром Дауна был впервые описан в 1866 году британским учёным Джоном

Лэнгдоном Дауном, а его хромосомное происхождение было обосновано в 1959 году.

По статистике, один ребёнок из 700-800 новорожденных появляется на свет с

синдромом Дауна. Это соотношение одинаково в разных странах, климатических

зонах, социальных слоях. Оно не зависит от образа жизни родителей, их здоровья,

возраста, вредных привычек, питания, достатка, образования, цвета кожи и

национальности. Мальчики и девочки рождаются с одинаковой частотой. Родители при

этом имеют нормальный набор хромосом. В настоящее время вылечить синдром Дауна

невозможно.

Практически у всех детей с синдромом Дауна снижен мышечный тонус, суставы

слишком подвижны из-за чрезмерно эластичных связок, поэтому возможны такие

ортопедические проблемы, как дисплазия тазобедренных суставов, вывихи или

подвывихи бедер, неустойчивость коленной чашечки, сколиоз, плоскостопие. У них

чаше, чем у обычных детей, встречаются врождённые пороки сердца или

пищеварительной системы, порой требующие оперативного вмешательства, а также

снижение слуха, зрения и нарушения функции щитовидной железы. Раньше

существовало мнение, что наличие синдрома Дауна обязательно сопряжено с

серьёзной умственной отсталостью, но в наши дни хорошо известно, что это не так. И

для того, чтобы ребёнок с синдромом Дауна успешно рос и развивался, с ним с самого

раннего возраста необходимо проводить определённый комплекс мероприятий,

направленных на поддержку общего состояния здоровья и стимуляцию развития.

Двигательное развитие малышей с синдромом идет несколько медленнее и с

более долгими сроками возникновения тех или иных навыков, им труднее осваивать

координационные движения тела. В связи с этим очень важно заботиться о том, чтобы

ребёнок приобретал двигательный опыт. К тому же при синдроме Дауна особенности

строения нервной системы несколько замедляют прохождение сигналов по нервным

волокнам, поэтому детям требуется дольше времени на переработку информации и

отклик. Это следует иметь в виду и, занимаясь с ребёнком, обязательно выдерживать

необходимые паузы, давая время на переработку информации. Процесс обучения

должен идти постепенно, его необходимо разбивать на маленькие шаги. Для усвоения

того или иного навыка необходимо большее количество повторений.

Несмотря на всё вышеперечисленное, дети с синдромом Дауна вполне способны

ходить в детский сад, а затем в школу, хоть темпы их двигательного развития

несколько снижены.

Огромную роль в стимуляции развития ребёнка с синдромом Дауна играют

родители, поскольку им предстоит ежедневно осуществлять необходимое содействие

усвоению новых навыков и их отработке.

Начиная работу с ребёнком инвалидом, узкие специалисты нашего ДОУ в числе

дефектолога, психолога, логопеда, инструктора физкультуры и музыкального

руководителя разработали «Адаптированную образовательную программу

дошкольного образования для детей с синдромом Дауна».

В условиях инклюзивного образования, учитывая особые потребности ребенка с

синдромом Дауна и индивидуальную программу реабилитации ребёнка инвалида, был

так же составлен Индивидуальный коррекционно - развивающий (образовательный)

маршрут, для реализации которого поставлены следующие задачи:

1.

Формировать знания и представления об окружающей действительности;

2.

Развивать познавательную активность;

3.

Развивать эмоционально-волевую сферу и коммуникативные навыки;

4.

Развивать психические функции;

5.

Развивать слуховое восприятие;

6.

Сотрудничать с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка;

7.

Развивать необходимые двигательные умения и навыки.

Чтобы успешно решить проблему социализации ребёнка с особыми потребностями

каждый специалист подготовил Индивидуальный план сопровождения ребенка с

синдромом Дауна.

Подходя к решению задач по развитию двигательных умений и навыков у

ребёнка с синдромом Дауна для того чтобы с уверенностью говорить о том, что он

усвоил определённый навык в образовательной области «Физическое развитие»,

необходимо выполнение следующих условий:

Ребёнок должен совершать соответствующие действия самостоятельно, без

какой бы то ни было помощи;

Ребёнка можно побуждать и мотивировать, но помогать нельзя;

Ребёнок должен демонстрировать владение этим навыком не случайно, а

намеренно;

Ребёнок должен продемонстрировать владение этим навыком повторно.

Основные навыки крупной моторики, которыми способен овладеть ребёнок

с синдромом Дауна:

Ползает на животе любым способом (S=1,5 м);

Передвигается на четвереньках не менее 3 м;

Перемещается на ступнях и ладонях (по-медвежьи, высокие четвереньки)

не менее 3 м;

Самостоятельно встаёт из положения сидя на полу;

Самостоятельно встаёт из положения стоя на четвереньках;

Переходит из положения стоя в положение сидя на полу, сгибая ноги в

коленях;

Ходит, держась за обе руки взрослого, гимнастическую палку;

Ходит самостоятельно, толкая перед собой фитбол;

Ходит с поддержкой за одну руку;

Ходит самостоятельно не менее 4,5 м;

Бегает с поддержкой за руку;

Бегает без поддержки в любом направлении;

Двигается в сторону приставным шагом, держась за руки взрослого, делая

подряд не менее 8 шагов;

Двигается в сторону приставным шагом, сохраняя равновесие правым

левым боком, делая подряд не менее 8 шагов;

Переходит из положения стоя на высоких четвереньках в положение стоя;

Проходит быстрым шагом расстояние 30 м менее чем за 25 сек.;

Пробегает расстояние 30 м менее чем за 15 сек.;

Ходит по скамейке с поддержкой за руку, затем без;

Ходит по широкой доске без поддержки за руку;

Ходит по узкой доске без поддержки за руку;

Прыгает без поддержки за руку на месте, отрывая ступни от пола;

Огромное значение при обучении двигательным умениям и навыкам играет

речевое сопровождение упражнений и основных видов движений.

Ниже представлен:

Индивидуальный план сопровождения ребенка инструктором по физической

культуре

Задачи:

- формировать умение сохранять устойчивое положение тела;

- формировать умение ходить, бегать в заданном темпе, замедлять и ускорять

движение по словесной команде и под музыку;

- учить ползать, лазать, действовать с мячом (брать, бросать, катать,

переносить,отбивать);

- учить прыжкам на двух ногах;

- учить выразительности движений, умению передавать простейшие действия

некоторых персонажей (попрыгать, как зайчик; поклевать зернышки и водичку, как

цыплята).

- развивать координацию движений рук и ног;

- развивать координацию движений частей тела; (рук и ног, рук, ног, рук и головы и

т.п.)

- закреплять умение выполнять серию движений под музыку;

- закреплять пространственные представления и ориентировки;

- развивать речевую активность, закрепляя названия действий, движений,

пространственных отношений и характеристик объектов и т.п.);

- повысить общий тонус организма, улучшить функцию органов дыхания и

сердечнососудистой системы;

- способствовать профилактике плоскостопия и нарушений осанки.

Направление

коррекционной

развивающей

работы

Определение содержания

коррекционной развивающей

работы

Ожидаемый

результат

Реализация

родителями

Формы работы

Инструктор по физической

культуре

Формирование

навыков крупной

моторики:

1.Ходьба.

Ходьба с поддержкой за обе

ручки. Стимулировать ребёнка

взять взрослого за большие

пальцы рук: «Пальчик,

пальчик, где ты был? На

прогулку я ходил….»

Ходьба, держась за большой

гимнастический мяч,

гимнастическую палку – руки

вперёд, вверх. «Я за Таней иду,

палку в руки возьму..»

Ходьба с поддержкой за одну

ручку.

Ходьба «Лошадки» без

поддержки за руки.

Ходьба с поддержкой двумя,

одной рукой, «Лошадки» по

дорожке «Здоровья», с

Ходит, замечая

препятствия на

полу, не падает и

не спотыкается

2. Отбивание мяча

ногой.

3.Ходьба по

ограниченной

поверхности (доска,

скамейка),

наклонной

поверхности,

сохраняя

равновесие.

4. Ходьба быстрым

шагом и бег.

перешагиванием предметов

(Обручи, кубики)

Ходьба самостоятельно,

начиная от 2-3 шагов. «Я за

мамой иду, маму за руку

возьму», «Собери пирамидку»,

«Мячик, мячик не ленись, от

меня ты укатись»

Ходьба самостоятельно по

дорожке «Здоровья».

Учить отбивать мяч ногой,

поддерживая ребёнка за обе

руки и помогая выполнить

замах ногой (при

необходимости).

Учить отбивать мяч ногой,

поддерживая ребёнка за одну

руку.

Учить отбивать мяч ногой без

поддержки.

Учить ходить по ограниченной

поверхности (доска, лежащая

на полу, скамейка) с

поддержкой за две, одну руку и

без поддержки.

Учить ходить по наклонной

поверхности (с небольшим,

средним и большим уклоном) с

поддержкой за две, одну руку и

без поддержки.

Освоение ходьбы быстрым

шагом по ровной поверхности

с поддержкой за обе руки.

Освоение спуска по наклонной

поверхности быстрым шагом с

поддержкой за одну руку, затем

без поддержки.

Освоение ходьбы быстрым

шагом с поддержкой за одну

руку.

Освоение ходьбы быстрым

шагом с взмахами одной или

двумя руками для придания

скорости.

Отбивает мяч

ногой,

размахнувшись,

и в момент удара

держит ногу

выпрямленной в

коленном

суставе

Поднимается и

спускается по

наклонным

поверхностям

всех типов

самостоятельно

Быстрым шагом

проходит 30м без

остановки

Пробегает 30м

без остановки

5.Прыжки.

6.Ползание,

лазание.

7. Бросание, ловля,

метание.

Стопотерапия

Освоение бега с

использованием движений рук,

согнутых в локтях.

Освоение выполнения

«пружинки» с поддержкой за

две руки, гимнастическую

стенку (под музыкальное

сопровождение), затем без

помощи.

Обучение прыжкам с отрывом

ног от пола с поддержкой за

две руки, гимнастическую

стенку (под музыкальное

сопровождение или используя

игровые задания: «Мой

весёлый звонкий мяч»,

«Мячик, мячик попляши»,

«Зайчик скачет скок-скок-

скок…» и т.д.), затем без

помощи.

Учить ползать на полу по-

пластунски, на четвереньках по

прямой, между предметами,

подтягиваться на

гимнастической скамейке.

Учить подлезать под

препятствия, лазать с опорой

на стопы и ладони по доске,

гимнастической стенке любым

способом.

Учить прокатывать мяч из

разных и. п. одной, двумя

руками и ловить мяч после

проката взрослым.

Учить броскам мяча вдаль

снизу, из-за головы двумя

руками.

Учить ловить мяч двумя

руками, брошенный взрослым.

Учить броскам теннисного

мяча в горизонтальную,

вертикальную цель

Ходьба по дорожке здоровья, в

Прыгает на

месте на полу

без поддержки, с

отрывом двух

ступней от пола,

выполняет

несколько

прыжков подряд

Выполняет

задание без

помощи

взрослого после

показа

Преодоление

страха высоты

Выполняет

упражнения без

помощи

взрослого,

Попадает в цель

(S= 1м-1.5м)

Профилактика

Фитбол-гимнастика

Упражнения для

профилактики

нарушений осанки

Тренажёры

сложного

устройства (ОФП)

сухом бассейне, по обручу, по

верёвке боком, держась за руки

взрослого

Массаж стоп на роликовом

тренажёре, катание стопами

малого мяча, мячика-ёжика,

гимнастической палки.

Игровые задания: «Заводим

машинку», «Газ-тормоз», «Мы

себе похлопаем, ножками

потопаем», «Крабики».

Игровые задания:

«Мы едем едем, едем,едем в

далёкие края»;

«Маленькая лошадка»

«Мой весёлый звонкий мяч»

«Я люблю свою лошадку»;

«Нарисуем мы кружок, ты

расслабься дружок»;

«Прыг- скок»;

«Самолёт летит»;

«Спрятались»;

«Ручки - ножки оттолкнулись»;

Релаксация на мяче:

«Кач-Кач-Кач, у меня

волшебный мяч»;

«Баю, баюшки, баю…»;

«Все умеют танцевать»

Комплекс корригирующих

упражнений

Круговая тренировка

плоскостопия,

укрепление

голеностопных

суставов

Улучшение

координации

движений

Укрепление

мышц спины,

брюшного

пресса, рук, ног,

плечевого пояса

Динамика за первое

полугодие__________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

________________________________________________________________

Рекомендации

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

____

Каждый ребенок с синдромом Дауна овладевает тем или иным навыком в свой

срок. В основе этого много причин: его темперамент, физические особенности,

состояние здоровья и наконец, его собственное желание научиться тому или иному

действию.

Занимаясь с такими детьми, нужно научиться понимать, какие занятия ему

нравятся, а какие вызывают сопротивление. Необходимо начать с того, что он любит, а

потом переходить к тому, к чему его душа не лежит. Если вы найдёте очень сильный

стимул, он попытается сделать и то, чего не хочет. Если выполнение каких-то

движений вызывает у ребёнка особо сильное сопротивление, нужно отложить их

освоение до поры до времени. Главное в этой ситуации – понять, что именно побудит

его сделать то, что вы считаете нужным. Можно пробовать чередовать нелюбимые

занятия с любимыми. Если проявить терпение, продолжая отрабатывать эти действия,

в конечном счёте, ребёнок научится их выполнять.

Потенциальные возможности детей с синдромом Дауна чрезвычайно велики,

формирование навыков крупной моторики может стать одной из самых сильных

сторон их развития. Детишки с синдромом Дауна смогут учиться новому так же, как и

другие дети, и совершенствовать уже сформированные двигательные навыки в течение

всей жизни.



В раздел образования