Автор: Суслова Татьяна Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №102
Населённый пункт: Оренбург
Наименование материала: Конспект занятия по математике в старшей группе
Тема: "Состав числа из единиц"число 4
Раздел: дошкольное образование
Занятие по математике «Состав числа из единиц(число 4)
(старшая группа)
Задачи:
Образовательные:
-
Познакомить с количественным составом числа из единиц (число
4)
-Закрепить умение детей отсчитывать и пересчитывать предметы,
соотносить количество предметов с цифрой.
-Сформировать представления о геом. телах: шар, куб, цилиндр
-Закрепить знания детей о геометрической фигуре
-
квадрат и учить составлять квадрат из счетных палочек;
Развивающие:
-Развивать внимание, усидчивость, логическое мышление,
самостоятельность, мыслительные способности детей.
Воспитательные:
-Побуждать детей к сотрудничеству и взаимопомощи. Развивать
интерес к математике.
Средства: мяч, игрушки, четыре куклы, два стола игрушечных.
на каждого ребёнка: круги красные (4), круги синие(4), полоски,
счётные палочки, куб, цилиндр, шар.
Ход НОД
Организационно- мотивационный этап
Игра с мячом «Смело отвечай и мяч водящему бросай!»
Воспитатель поочерёдно бросает детям мяч, задавая вопросы:
- Сколько домишек у ста муравьишек?(1)
- Сколько хвостов у двух котов? (2)
- Сколько спинок у трёх свинок?(3)
- Сколько рогов у двух быков?(4)
- Сколько у коня копыт, когда конь в траве лежит! (4)
-Сколько глаз у светофора? (3)
-Сколько задних лап у двух зайчат? (4)
- Сколько ножек у стула? (4)
-Сколько лапок у кошки? (4)
- Сколько ножек у стола, у жирафа и слона?(4)
- А, сейчас я вам загадаю загадку, из которой мы узнаем о какой
цифре будем говорить сегодня.
Лето, осень и зима.
И красавица весна!
Если мы их сосчитаем,
Что за цифру получаем? (четыре)
- Да, цифра «четыре». - Чего у нас бывает четыре? (4 времени года,
4 ножки у стула, 4 лапы у собаки, кошки, зайца)
А теперь предлагаю выполнить следующее задание:
В кафе мороженное пришли четыре девочки (куклы). Им
предложили сесть за 2 столика . Как можно рассадить девочек, если
разбить их на группы? ( Двух девочек посадить за один стол и двух
девочек за другой стол ( поровну). А ещё? (три за один стол и одну
за дугой стол).
А сейчас предлагаю поработать за столом.
- А теперь покажите верхнюю полоску пальчиком на карточке.
Молодцы!
-Выложите на верхней полоске два синих круга, добавьте два
красных круга. (Двух девочек посадили за один стол и двух
девочек за другой стол .
-Ребята, покажите нижнюю полоску.
- На нижнюю полоску положите три красных круга и один синий
(Три девочки посадили за один стол и одну девочку за другой стол).
- Почитайте сколько кругов на каждой полоске: на верхней и на
нижней? (четыре) -Итак, запомним! четыре – это два и два, три и
один.
«Построй квадрат»
Послушайте внимательно и отгадайте загадку.
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины (квадрат).
- Ребята, а можно ли из палочек сложить квадрат? Сколько счётных
палочек нам понадобится, как вы думаете? (четыре)
Четыре палочки сложили
И вот квадратик получили.
Что есть у квадрата? (стороны и углы)
Сколько сторон у квадрата? Сколько углов? (четыре)
Напомню вам ребята, что точка соединения сторон квадрата
называется вершиной.
Давайте посчитаем, сколько вершин у квадрата (четыре) показ
воспитателя у доски.
Как ещё можно назвать квадрат? (многоугольник,
четырёхугольник.)
-А теперь немного отдохнём.
Физминутка
Раз, два - хлопай, хлопай.
Три, четыре – топай, топай.
Раз, два – улыбнись,
Три, четыре – подтянись.
Высоко попрыгали,
Ножками подрыгали.
Крикнули «привет» друг другу
Повернулись по кругу.
Вправо, влево наклонились
И друг другу поклонились.
А теперь коленки вместе
Начинаем бег на месте.
Быстро, быстро побежали,
Все закончили. Устали.
Воспитатель
предлагает
разделиться
на
3
команды.
Каждая
команда подходит к своему столу, на котором лежат геометрические
тела:
шар,
куб,
цилиндр.
Воспитатель
поочередно
спрашивает
команды, как называются их фигуры. Дети замечают новую фигуру
— цилиндр.
— Как называется эта фигура?
Если дети не знают, воспитатель называет ее.
— Рассмотрите вашу фигуру и расскажите о ней.
Дети рассказывают о цилиндре, воспитатель помогает.
— Надоело цилиндру жить одному, и он пошел к шару. Шар
посмотрел на цилиндр и сказал: «Я буду с тобой дружить, если ты
мне скажешь, чем мы с тобой похожи». Задумался цилиндр. А вы,
ребята, знаете? Помогайте. (Ответы детей.)(Их можно катать)
— Замечательно, а в чем их отличие? (Ответы детей.)(Цилиндр
можно поставить, а шар нет)
— Пошел цилиндр в гости к кубу. Чем куб и цилиндр похожи?
(Их можно поставить)
Чем отличаются? (Ответы детей.)(Цилиндр катится, а куб нет)
Воспитатель еще раз закрепляет знания детей о геометрических
телах.
-Молодцы ребята! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. С
какой цифрой мы вновь встретились? (с цифрой 4). - Нарисуйте в
воздухе цифру 4 пальчиком. Что вы нового узнали?( четыре – это
два и два, три и один)Давайте покажем два пальчика на одной руке
и два на другой руке. Сколько всего получилось? (четыре) А теперь
покажем три пальчика и один пальчик. Сколько всего получилось?
(четыре) Поднимите правую руку, опустите ее на голову, погладьте
себя и скажите: «Умница!».