Автор: Смирнова Елена Анастасьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детская школа искусств №2"
Населённый пункт: город Ангарск, Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Взаимосвязь религии и образования"
Раздел: дополнительное образование
МБУДО «Детская школа искусств №2» г. Ангарск
Религия и образование:
к проблеме преподавания
Автор:
Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Смирнова Елена Анастасьевна,
Засл.раб.обр. РБ
Ангарск
2018
Вопросы взаимосвязи образования и религии, роли и места религии в школе
требуют широкого обсуждения. Мы делаем первые робкие шаги в этом направлении,
приближаясь к мировому опыту светского и религиозного в обучении и воспитании детей.
Среди широких слоев населения, в том числе молодежи, вырастает интерес к
мировым
религиям,
к
их
этическим
ценностям.
Несмотря
на
светский
характер
образования, познание учащимися этой исторически сложившейся традиционной сферы
может способствовать их более глубокому нравственному воспитанию.
Огромный пласт отечественной религиозной культуры представляет тот духовный запас,
ту этическую почву, освоить которые еще предстоит в школьном образовании.
Между тем, уже есть опыт обращения к этому наследию в параллельной общему
школьному образованию сфере – это область дополнительного образования детей, система
ДШИ.
Целью дополнительного образования является:
Так в музыкальных школах решаются специфические задачи:
-формирование музыкальной культуры,
- становление художественного сознания,
-развитие музыкального мышления,
- совершенствование навыков исполнительского мастерства.
Но сверхзадачей является воспитание духовной личности.
На развитие музыкальной культуры учащихся, становление их опыта сказывается
процесс интонационного перелома, активно происходящий современном этапе развития
общества. Возрождается интерес к старинной музыке, классике, у музыке духовной,
культовой, к народной обрядовой, к музыке различных эпох, стилей, направлений, жанров.
В связи с этим в музыкальных школах происходит процесс обновления содержания
образования, изменение программного материала, в изучение вводятся новые пласты
музыкального искусства и его функциях, предназначением, связях с жизнью.
Таким образом, в музыкальном образовании во все возрастающей степени происходит
поиск новых путей связанные с художественным освоением детьми мира, приобщением
их средствами музыкального искусства к общечеловеческим ценностям.
«Ныне
свершилось
чрезвычайно
важное
в
нашей
духовной
жизни,
писал
Д.С.Лихачев-Религию никто уже не противопоставляет культуре».
Культура
рождалась
в
недрах
религии
и
была
тысячелетиями
с
нею
связана.
Культура никогда не устаревает и всегда современна-совершенна в широком смысле слова,
современна и красота. Современна и та культура, которая жила и живет в религиях.
Произведения на религиозные сюжеты всегда входили в программы изучения различных
предметов
в
музыкальных
школах,
училищах,ныне
колледжей,
высших
учебных
заведениях. Это, как правило, произведения, раскрывающие образно античную религию
(
греческая
и
римская
мифология)
и
христианскую
религию
(католическую
и
православную.) Об этих образах говорят как о вечных образах искусства. При этом надо
учитывать разграничение таких понятий, как произведения, созданные на религиозные
сюжеты и религиозное искусство как таковое.
При
этом
надо
понимать,
что
четкую
грань
между
этими
понятиями
сложно
установить,
что
вопрос
тонкий
и
деликатный.
Культовым,
религиозным
является
искусство, специально созданное и используемое для религиозных обрядов. По убеждении
верующих, подлинная ценность искусства, в том числе и художественная, состоит в его
способности
нести
идеи,
усиливать
чувства
и
укреплять
веру.
Верующим
оно
воспринимается как составляющая обряда. Искусство же, включающее образы и сюжеты
религии,
но
не
участвующее
в
обрядовом
действе,
не
подчиненное
догматике,
есть
связанное
с
религией.
Оно
не
предназначено
строго
для
церкви,
выражает
общекультурные эстетические идеалы, обращено к человеческому в человеке. Объединяет
эти роды искусства то, что все они являются творческой деятельностью, суть которой-
создание
художественных
образов.
Однако
в
образах
религиозного
искусства
художественно расцвечивается содержание проповеди и обряда в целом. Не участвующие
в религиозном культе, не подчиненные догматике, воспринимают его эстетически, как
искусство, как художественный образ.
Эстетика вывела закономерность, что если перед нами действительно произведение
искусства, вошедшее в разряд шедевров мирового художественного творчества, то даже
несмотря на его подчас тесную связь с религиозной тематикой, оно непременно содержит
в ы с о к и е
н е
т о л ь к о
э с т е т и ч е с к и е ,
н о
и
с о ц и а л ь н ы е
(нравственные,исторические,познавательные)общечеловеческие
ценности.
В
этом
заключается педагогический аспект соотношения религии и образования, обусловленность
обращения
в
педагогике
к
религиозной
художественной
практике.
Уникальность
религиозного искусства состоит в том, что кроме художественных достоинств содержит
поучительную мораль. В запоминающемся содержании и форме изложены простые нормы
нравственности,
выработанные
людьми
в
их
историческом
опыте.
Исходя
из
вышесказанного, можно определить цель и сообразность обращения в художественном
образовании к религиозным образам и духовной культуре в целом.
Цель в системе ДШИ: сформировать у учащихся представления о духовном искусстве как
о национальной и общечеловеческой ценности, воплотившей вневременные нравственные
идеалы.
Задачи:
-дать представления о религиозных образах как части художественной культуры и их
эстетических установках;
-выявить закономерности развития духовной музыки;
-раскрыть основные понятия;
- на материале конкретных произведений раскрыть особенности художественно-образного
мышления и стиля великих композиторов.
Обратимся к музыкальному искусству и практике изучения в ДШИ. Благодаря
своей эмоциональной и художественной выразительности музыка воздействует на психику
человека с особой силой. В сравнении с другими видами искусства она наибольшей
степени
«говорит»
на
общедоступном
языке
ввиду
своей
интонационной
природы.
Религиозная музыка изначально была связана с текстом, пропевая,прихожане участвовали
в
литургии.
Это
отражало
равенство
всех
перед
всевышним
и
укрепляло
«великую
церковную демократию» Такое положение важно для понимания учащимися функций
музыки и начального периода ее становления как профессионального искусства.
Именно духовная музыка дает нам образы ранней профессиональной музыки, сначала
вокальной, затем инструментальной, их основных жанров.
В
основу
программы
курса
«Музыкальная
литература»
положены
в
основные
принципы:
историзма
и
тематизма.
Принцип
историзма
позволяет
выявить
истоки
и
наиболее значимые этапы развития зарубежной и отечественной музыки, показать «стили
эпохи» и индивидуальные стили композиторские в соответствии с духовными запросами
времени.
Принцип
тематизма
позволяет
определить
роль
и
место
представителей
музыкальной
культуры,
концентрировать
вы…….
Учащихся
на
конкретных
произведениях, выявить закономерности тех или иных жанров, образно-выразительной
системы музыки. В процессе освоения программы мы слушаем как музыку духовную
(религиозную) так и музыку, написанную на религиозные сюжеты, связанную образно и
сюжетно с религией.
К библейским сюжетам обращались (и обращаются) композиторы разных времен и
народов. Вечные образы Библии имеют общечеловеческое значение. Так мировая история
музыки
насчитывало
более
произведений,
посвященных
Деве
Марии,Ave
Maria(«Здравствуй, Мария»). Многие выдающиеся композиторы создавали произведения,
как для церкви, так и вне нее. П. И. Чайковский, Н.А.Римский-Корсаков, С.И Танеев, С. В.
Рахманинов
способствовали
возрождению
древнерусских
церковных
распевов,
сохраненных в богослужебных книгах и нотных изданиях. В настоящее время происходит
« воскрешение» произведений русской духовной музыки в 17-18 вв.их реставрируют,
редактируют и передают для исполнения.
Многие
сочинения
«доглинского»
периода
до
сих
пор
не
изданы.
Интерес
к
хоровому
пению
необычайно
вырос.
Древнерусское
хоровое
пение-основа,
источник
профессиональной отечественной музыки. Так триумфальные гастроли мужского хора
Сретенского монастыря покорили весь мир. Богослужебное пение православной церкви
впитало художественное наследие, созданное талантом народа и сохранившееся в древних
напевах.
По
простоте
музыкального
построения,
сдержанности
и
величавости,
выразительности
и
национальной
характерности
мелодий
оно
является
величайшим
богатством русской музыки.
Важно
обращаться
к
этому
наследию
не
фрагментарно,
эпизодически,
а
в
соответствии с принципами историзма и тематизма предмета. Музыкальный материал для
изучения определяется программными требованиями, однако возможна вариативность.
Главное-наличие единой мысли(методической,исторической,содержательной)в изучении
музыкального
искусства
и
духовной
музыки
как
ее
составляющей.
Чтобы
сделать
достоянием
учащихся
произведения
духовной
музыки,необходимо,чтобы
они
стали
неотъемлемой
частью
их
слухового
опыта.
Формирование
этого
опыта
является
предметом
педагогической
деятельности.
В
процессе
специального
музыкально-
эстетического
художественного
образования
осуществляется
организованное
освоение
слухового
общественного
опыта,
интонационно-слухового
фонда
«музыкально-
интонационный
словарь»
составляет
«изменчивый
комплекс
музыкальных
представлений»,в который входят разнообразные «фрагменты»музыки. В создании этого
«словаря музыкальной традиции»участвуют все: и каждой слушатель и профессионалы
м у з ы к и , в с е , д л я
ко го
м у з ы к а - ж и з н е н н о - к ул ьт у р н а я
п от р е б н о с т ь » (
Б .
В.Асафьев.)Целенаправленное
становление
музыкально-слухового
опыта
формирует
ценностные ориентации и мировосприятие школьника.
Концепция духовно-нравственного воспитания средствами искусства разработана
В.В.Медушевским,профессором
Московской
государственной
консерватории,
доктором
искусствоведения,
заслуженным
деятелем
искусств
Р.Ф.
В
концепции
выдвинуто
следующее положение: « Важна для духовного благосостояния общества и религиозная
интерпретация культуры в государственных школах».
Концепция Медушевского позволяет вывести на качественно новый уровень области
знаний музыки и обратиться к интонационно-смысловому анализу как основному методу
музыкальной педагогике.