Автор: Смелова Ольга Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №199
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: урока русского языка в 5 классе по теме "Приставка"
Раздел: среднее образование
Технологическая карта конструирования урока русского языка по теме "Приставки". 5-й
класс
Тип урока: урок формирования и закрепления предметных умений.
Место урока в учебном плане (программе): 5Г класс, 3 четверть.
Время, необходимое для проведения урока: 40 мин.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, в парах, в группах.
Техническое оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.
Цель темы
Обучающая: актуализация знаний о приставке как словообразующей морфеме; об отличии
приставки от предлога; совершенствование правописных умений;
Развивающая: развитие способности слушать и говорить, анализировать и моделировать;
Воспитательная: приобщение к истории языка, воспитание культуры общения.
Планируемый результат
Предметные умения
УУД
Углубление знаний о приставке
как словообразующей морфеме;
об отличии приставки от
предлога;
совершенствование право-
писных умений
Личностные:
углубление, обобщение и систематизация знаний о
приставке как словообразующей морфеме;
формирование интереса к поисковому и изучающе-
му чтению.
Регулятивные:
умение оценивать правильность выполнения учеб-
ной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки,
принятия решений и осуществления осознанного вы-
бора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные:
развитие творческого мышления, памяти, внимания
и языковой компетенции.
Коммуникативные:
умение организовывать учебное сотрудничество и
совместную деятельность с учителем;
умение осознанно использовать речевые средства в
соответствии с задачей коммуникации для выражения
своих мыслей;
владение устной и письменной речью.
Основные понятия
Приставка как словообразующая морфема, родственные слова.
Организация пространства
Межпредметные связи
Формы работы
Ресурсы
Самоцелеполагание
Самооценка
Рефлексия
Решение учебных
задач
Работа с текстом
Учебная беседа
Эвристическая беседа
Рабочая программа
Учебник русского языка
Рабочая тетрадь
Поурочные разработки
Проектор
УРОК.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
1. Орг. момент
(Цель:
психологический
настрой на
работу,
включение в
деловой ритм)
- Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада приветствовать вас
на уроке .
Давайте улыбнёмся друг другу! Всё начинается с добра!
Слайд 1
Поднимите руки вверх.
Пусть вам сопутствует успех!
- Откройте тетради и запишите число, классная работа.
-
Сегодня вы оцениваете себя самостоятельно, у каждого
лежит
на столе
лист
успеваемости,
который
вы
будете
заполнять, проделав то или иное задание.
Слайд 2
На листочках 1)…2)…3)… ДА. – НЕТ.
Положительно
настраиваются на
урок, улыбкой
приветствуют друг
друга.
Записать число и
классная работа
Познавательные УУД
1. Развиваем умения
извлекать информацию из
схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять
Повторение
полученных
ранее знаний.
Актуализация
знаний,
Верные и неверные утверждения.
- Давайте проверим работу.
– Какие знания вам потребовались, чтобы выполнить это
задание?
Слайд 3
Проверка.
- Оцените себя в листе успеваемости..
Работа с сюжетным кадром Слайд 4.
- Ребята, отгадайте загадку:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
- Ребята, запишите в тетради предложение:
В наших краях наступила сказочная зима, принесла с
собой морозы, метели, покрыла снежной бахромой
деревья.
– Найдите глаголы и определите, что они называют.
– Выделите приставки в глаголах.
– Выскажите предположения, какая может быть тема уро-
Учащиеся работают с
информацией.
Повторяют материал о
суффиксе и корне
слова.
Рассматривают
иллюстрацию кадра на
слайде, высказывают
свои предположения,
Формулируют тему
урока, записывают в
информацию в виде
схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа
объектов делать выводы.
формулировани
е темы урока.
(Цель:
готовность
мышления и
осознание
потребности
нового способа
действий.)
ка.
– Какую орфографическую задачу мы будем решать на уро-
ке? (Как пишутся приставки со словом.)
- Запишите тему урока в тетради. Слайд 5.
- Какая цель урока? Слайд 6.
обобщить и углубить знания о приставках как
словообразовательных
морфемах,
познакомиться
с основными видами и значениями приставок.
тетради, соотносят
предполагаемую тему
урока с названием
параграфа.
Запись в тетрадях.
II.
Планирование
деятельности.
Открытие
нового знания.
(Цель:
Выявление места
и
п р и ч и н ы
затруднения,
постановка
цели
урока,
составление
планирование
деятельности)
-Давайте составим план нашей работы на сегодняшнем
уроке.
– Какие вопросы могут быть рассмотрены на уроке?
Что такое приставка?
Какие бывают приставки?
Где находится приставка?
Для чего служит приставка?
- Ребята, послушайте пожалуйста, сказку.
Грамматическая сказка.
В стране Морфемике жил-был корень -ход-. Он очень
любил, чтобы с него начинались слова. Но один корень не
справлялся с большой работой.
Тогда на помощь к нему поспешили суффиксы. На
свет
появлялись
новые
слова-названия
предметов...
Как
Дети планируют
работу на уроке
(составляют план)
Определяют на слух
слова с приставками и
записывают их в
тетрадь.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на
вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника.
2. Оценивать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
только
появлялись
дамы-приставки,
корень
уступал
им
место, сам прятался в середину слова, а если не было
суффиксов, и вовсе стоял в конце.
- Получались такие слова:
если корень прятался в середину:
переходить, входить,
выходить, заходить;
если корень стоял в конце:
заход,
вход, выход, приход, переход.
- где же в словах стоят дамы- приставки? (перед корнем)
– Какие мы использовали приставки? ( за-, в-, вы-, при-,
пере-.)
-Для чего они нужны? (для образования новых слов)
- Что значит: новые слова? (однокоренные, новое лекс. зна-
чение)
- ребята, запишите новые слова с приставками и корнем –
ход-. в тетради выделите приставку и корень.
( на доске показать как выделяется)
И т а к , ребята
попробуйте
сами
сформулировать
определение
-Что же такое приставка?
Слайд 7.
- Сравните свой вывод с выводом учебника, всё ли мы
сказали про приставку. (обращается внимание на запись с
восклицательным знаком)
1.Работа с учебником.
Называют приставки.
О б р а з у ю т
с л о в а :
заход,
вход,
выход,
приход, переход.
Дают
о п р ед е л е н и е
приставки.
Вывод:
приставка
–
часть слова, которая
стоит перед корнем и
образует новые слова.
Бывают
приставки
за-, в-, вы-, при-, пере-,
по-,
про-,
до-,
у-,
с-,
от-.
Работают в группах
Оценивают свою
работу и
одноклассников.
4. Осуществлять
познавательную и
личностную рефлексию.
Актуализация
знаний УУД в
начале урока.
-
Выполните упр. 43 в учебнике самостоятельно.
- проверка.
- Оцените себя в листе успеваемости.
ΙΙI. Развитие
умений –
применение
знания.
(Цель:
усвоение нового
способа
действий.)
Физминутка
2.
“Собери слово”.
- Взять корень у слова “зимний”, суффикс – у слова “вер-
хушки”, окончание – у слова “птица”. Зимушка
Взять приставку у слова “занос”, корень у слова “морозец”,
суффикс – у слова “горка”, окончание – у слова “санки”.
Заморозки
Взять приставку у слова “подморозило”, корень у слова
“снежок”, суффикс – у слова “лесник”, окончание – у слова
“снеговики”. Подснежники
- Молодцы! Вы все хорошо справились с этим заданием.
4.
Приём «Удивляй!»
-
Ребята,
а
вы
знаете,
что
приставки
умеют
играть
в
прятки?
Вы
скажете:
Какие
у
приставки
могут
быть
прятки? Куда ей прятаться? Она всегда в начале слова и на
виду.
А вот и нет. В конец слова приставка попасть,
разумеется, не может. А в середину? Давайте
посмотрим. Слайд 8 .
-А ещё в слове может быть не одна приставка, а несколько.
Посмотрите Слайд 9 .
Закрепляют
полученные знания о
приставке на практике
с использованием
ИКТ-ресурсов.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать
других.
2. Строить речевое
высказывание в
соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли
в устной форме.
4. Умение работать в
паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё
отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию
к обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
-Существуют приставки
ПРА-; ТРЕ-; КО-
Слайд 10 .
5.
Корректоры
Слайд 11.
- Посмотрите на экран. Прочитайте и подумайте, какое
задание нужно выполнить? (раскрыть скобки и исправить
ошибки)
Работа в парах.
- У вас на столах лежат желтые листочки, на них написан
данный текст. Сейчас мы поработаем корректорами. По
окончанию работы группы выступают. Каждая группа
расскажет, какие ошибки были найдены.
проверка по эталону на Слайд
12.
Вдрук лес (за)гудел, все в нем (за)шыпело. (По)лесу
(по)бижала поземка. (На)лител ветер, (с)диревьев посы-
палисьсугробики. Началась пурга. Она весь лес (за)липи-
ла снегом.
- С какими орфограммами вы встретились? Какое правило
нужно применять при данных орфограммах?
- Оцените себя в листе успеваемости.
Запись в тетради.
Работают в парах.
ΙV. Итог урока.
(Цель:
самооценка
результатов
деятельности)
- Итак, пришло время подвести итоги. Весь наш урок был
посвящён ответу на вопрос…? (что такое приставка)
- Выяснить, как вы это поняли, мне поможет игра – тест
«Да – нетка » (хором)
Приставка – это значимая часть слова?
Приставка стоит после корня?
Осуществляют анализ
Приставка образует новые слова?
Приставка стоит перед корнем?
Приставка самая главная часть слова?
- Молодцы, вы хорошо поработали на уроке, всё прекрасно
поняли и запомнили.
- Оцените свою работу на листках контроля, а я хочу
отметить работу……………………….
Рефлексия.
- Ребята, выберете, пожалуйста, 1-2 предложения и
продолжите их. Слайд13.
•
сегодня я узнал...
•
было трудно…
•
я понял, что…
•
я научился…
•
я смог…
•
меня удивило…
•
мне захотелось…
Слайд14 Спасибо за внимание.
деятельности на уроке,
оценивают свою
работу.
V. Домашнее
задание.
1. Правило в рамке.
По выбору:
1.
Упр.
2.
При помощи корня –бег- образовать 10
однокоренных слов с приставками Слайд