Напоминание

Нетрадиционные дидактические игры как средства развития познавательных способностей у детей младшего возраста


Автор: Малинка Любовь Ефимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №4 "Уголек"
Населённый пункт: город Мыски, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Нетрадиционные дидактические игры как средства развития познавательных способностей у детей младшего возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное

бюджетное

дошкольное

образовательное

учреждение

детский

сад

№ 4 «

Угол

e

к

»

Нетрадиционные

дидактические

игры

как

средства

развития

познавательных

способностей

у

детей

дошкольного

младшего

возраста

Воспитатель

:

Малинка

Л

.

Е

.

Мыски

2018

«

Чем

больше

мастерства

в

детской

руке

,

тем

умнее

ребёнок

»

В

.

А

.

Сухомлинский

.

Я

хочу

познакомить

вас

со

своим

опытом

работы

по

развитию

познавательной

активности

детей

с

помощью

дидактических

игр

.

Дидактическая

игра

-

игра

познавательная

,

направленная

на

расширение

,

углубление

,

систематизацию

представлений

детей

об

окружающем

,

воспитание

познавательных

интересов

,

развитие

познавательных

способностей

.

Она

представляет

собой

многоплановое

,

сложное

педагогическое

явление

.

Она

является

и

игровым

методом

обучения

детей

дошкольного

возраста

,

и

формой

обучения

,

и

самостоятельной

игровой

деятельностью

,

и

средством

всестороннего

воспитания

личности

ребёнка

.

Основу

дидактической

игры

составляет

органическая

взаимосвязь

деятельности

и

интересного

усвоения

знаний

.

Существует

прямая

связь

между

эмоциональным

состоянием

малыша

и

интенсивностью

протекания

его

психических

процессов

:

мышления

,

речи

,

внимания

,

памяти

.

Если

в

игре

ребенок

,

действуя

предметами

,

активно

манипулирует

пальцами

,

то

мыслительные

процессы

активизируются

,

и

наоборот

,

их

интенсивность

ослабевает

,

если

рука

ребенка

бездействует

.

Поэтому

особенно

полезны

игры

,

в

которых

дети

действуют

:

разбирают

,

собирают

,

сортируют

,

соединяют

,

разъединяют

детали

и

т

.

п

.

С

помощью

таких

игрушек

и

игр

воспитанники

учатся

родному

языку

,

знакомятся

со

свойствами

предметов

,

при

этом

у

них

развиваются

наблюдательность

,

сообразительность

,

ловкость

,

смекалка

,

выдержка

,

организованность

.

Дидактическая

игра

помогает

сделать

учебный

материал

увлекательным

,

создать

радостное

рабочее

настроение

.

Ребёнок

,

увлечённый

игрой

,

не

замечает

того

,

что

учиться

,

хотя

то

и

дело

сталкиваются

с

заданиями

,

которые

требуют

от

него

мыслительной

деятельности

.

Поэтому

целью

своей

деятельности

я

поставила

:

развитие

познавательной

активности

детей

через

нетрадиционные

дидактические

игры

.

Для

достижения

этой

цели

решаю

следующие

задачи

:

-

развивать

мышление

у

детей

;

-

развивать

самостоятельность

в

поиске

решений

;

-

развивать

умение

отвечать

и

задавать

вопросы

.

В

работе

я

опираюсь

на

общепедагогические

принципы

.

Свою

деятельность

выстраиваю

поэтапно

с

учетом

возраста

детей

.

При

подборе

игр

учитываю

особенности

умственного

развития

детей

,

а

также

их

интерес

к

различным

играм

.

Дидактические

нетрадиционные

игры

я

включаю

в

занятия

,

в

совместную

деятельность

,

в

индивидуальную

работу

,

в

работу

с

родителями

в

форме

«

игры

на

дом

».

Игры

для

занятий

подбираю

с

учетом

познавательного

материала

,

который

дети

изучали

.

В

ходе

самих

игр

в

зависимости

от

возраста

детей

задаю

вопросы

,

даю

образец

действий

,

образец

высказывания

,

напоминаю

правила

,

обращаюсь

к

опыту

детей

,

беру

на

себя

роль

ведущего

или

наблюдаю

за

ходом

игры

.

В

процессе

игровой

деятельности

с

детьми

стараюсь

вызвать

у

них

интерес

к

играм

,

создать

у

них

состояние

увлеченности

,

умственного

напряжения

,

использую

занимательные

проблемные

ситуации

,

требующие

разрешения

.

Для

организации

совместной

и

самостоятельной

деятельности

детей

я

создаю

в

группе

предметно

-

развивающую

среду

-

специальную

нетрадиционную

дидактическую

зону

с

набором

познавательных

игр

,

с

учётом

безопасности

,

эстетики

,

наглядности

,

доступности

.

Расскажу

о

нетрадиционных

дидактических

играх

которые

сделала

своими

руками

и

применяю

их

в

работе

с

детьми

:

Игра

«

Собери

бусы

»

Цель

:

Развивать

соотносящие

действия

,

координацию

действий

обеих

рук

,

эмоциональное

отношение

к

результату

своей

деятельности

.

Способствовать

подведению

детей

к

группировке

предметов

по

цветовому

признаку

.

Оборудование

.

Цветные

веревочки

и

колечки

основных

цветов

.

Словарь

.

Бусы

,

веревка

,

кукла

,

синий

,

красный

,

зеленый

,

желтый

.

Ход

игры

.

Воспитатель

вносит

кукол

,

которые

собираются

на

праздник

.

Детям

объясняют

,

что

куклам

нужны

украшения

бусы

.

Педагог

показывает

бусы

,

надевает

(

примеряет

)

куклам

по

очереди

,

но

всем

их

не

хватает

.

Что

делать

?

Куклы

огорчены

.

Воспитатель

приносит

коробку

с

колечками

и

веревочками

.

Детям

предлагается

задание

:

на

веревочку

собрать

колечки

такого

же

цвета

(

красная

веревочка

красные

колечки

,

синяя

веревочка

синие

колечки

и

т

.

д

.).

Концы

веревок

соединяет

педагог

.

Разноцветные

бусы

надевают

на

кукол

.

Они

радуются

и

пляшут

.

Выигрывает

ребенок

,

первый

справившийся

с

заданием

педагога

.

Дидактические

игры

с

цветными

крышками

.

Дидактические

задачи

.

Закрепить

представление

детей

о

основных

цветах

спектра

,

развивать

мелкую

моторику

рук

,

усидчивость

и

внимание

.

Выполняя

задания

,

дети

играют

откручивают

и

закручивают

крышки

и

в

тоже

время

,

учатся

различать

цвета

,

называть

их

,

группировать

предметы

по

цвету

,

чередовать

.

Игры

с

прищепками

Игры

с

прищепками

развивают

мелкую

моторику

рук

.

Особенно

они

полезны

,

если

пальчики

ребенка

действуют

неуверенно

,

неловко

.

Игры

с

прищепками

хорошо

развивают

щипковый

хват

,

способность

перераспределять

при

щипковом

хвате

мышечный

тонус

.

Очень

важно

заниматься

последовательно

(

правая

рука

,

левая

рука

,

обе

руки

),

переходить

от

простого

к

сложному

.

Развивая

движения

пальцев

рук

,

мы

тем

самым

способствуем

развитию

интеллектуальных

и

мыслительных

процессов

ребенка

,

становлению

его

речи

.

Игра

«

Ёжик

»

Даём

ребенку

вырезанную

из

цветного

картона

заготовку

ежика

,

на

которой

нарисованы

глаза

,

уши

,

нос

,

но

нет

иголок

.

Ребёнок

прикрепляет

к

спинке

ежика

прищепки

.

Игра

«

Цветок

»

Даём

ребёнку

вырезанные

из

цветного

картона

кружки

.

Ребёнок

выбирает

из

коробки

прищепки

такого

же

цвета

,

какой

круг

и

прикрепляет

их

по

кругу

.

Игра

«

Солнышко

»

Даём

ребёнку

,

вырезанные

из

желтого

картона

заготовки

солнца

.

Малыш

выбирает

из

коробки

желтые

прищепки

и

прикрепляет

к

солнцу

лучи

.

Самолёт

Самолёт

,

самолёт

Отправляется

в

поход

.

Но

без

крыльев

и

хвоста

Не

взлетит

он

никогда

.

Жучок

Очень

наш

жучок

устал

-

Бегал

по

дорожке

.

Ночью

спал

,

а

утром

встал

,

Показал

нам

ножки

.

В

утренний

режим

провожу

пальчиковые

гимнастики

с

прищепками

,

предварительно

отобрав

прищепки

,

чтоб

были

не

тугие

.

Поочерёдно

покусывая

прищепкой

фаланги

каждого

пальчика

сопровождая

действия

словами

:

Наша

мамочка

устала

,

Всю

одежду

постирала

.

Милой

маме

помогу

,

Все

прищепки

соберу

.

Исходное

положение

для

каждого

упражнения

:

рука

,

согнутая

в

локте

,

стоит

на

столе

.

Прищепка

удерживается

указательным

и

большим

пальцами

параллельно

столешнице

.

В

этом

упражнении

ритмично

«

открывать

и

закрывать

ротик

»

прищепки

,

сопровождая

действия

проговариванием

стихотворных

текстов

.

«

Лиса

»

Хитрая

плутовка

,

Рыжая

головка

,

Ротик

открывает

,

Зайчиков

пугает

.

Дидактическая

игра

«

Спрячь

козлёнка

».

Цель

игры

-

учит

детей

различать

и

называть

предметы

по

цвету

и

форме

,

с

помощью

операции

сравнения

.

Описание

игры

:

детям

предлагаются

домики

в

которых

живут

козлята

.

Каждый

домик

определенного

цвета

.

Нужно

спрятать

козлят

от

волка

,

закрыв

окошечки

такого

же

цвета

и

формы

,

что

и

домики

.

Игра

очень

проста

в

изготовлении

,

а

у

детей

.

вызывает

массу

положительных

эмоций

.

Дидактическая

игра

«

Найди

пару

»

Цель

:

закрепить

представления

детей

о

геометрических

формах

,

упражнять

в

их

назывании

.

Материал

.

Демонстрационный

:

круг

,

квадрат

,

треугольник

,

овал

,

прямоугольник

,

вырезанные

из

картона

-

по

2

фигурки

каждой

.

Фигуры

прикреплены

на

ленточки

.

Дети

выбирают

себе

понравившуюся

фигуру

надевают

на

шею

.

Воспитатель

читает

стихотворение

:

По

дороге

я

пойду

,

Друга

я

себе

найду

.

Где

ты

друг

,

милый

мой

.

Обнимись

скорей

со

мной

.

Дети

находят

себе

друга

по

фигуре

и

обнимают

.(

Затем

меняются

фигурами

).

Дидактическая

игра

«

Кто

,

чем

питается

Дидактические

задачи

:

познакомить

,

чем

питаются

некоторые

виды

животных

,

развивать

внимание

,

память

,

логическое

мышление

,

мелкую

моторику

рук

.

Ход

игры

:

На

стол

выкладываем

коробочки

картинкой

вниз

.

Дети

в

порядке

очереди

берут

коробок

с

картинкой

отвечают

на

вопрос

Кто

это

? –

Кошка

.

Чем

питается

?(

Открывают

коробок

). –

Молоком

и

т

.

д

.

Когда

дети

усвоят

кто

чем

питается

,

усложним

задание

рассоединим

верхнюю

часть

коробки

от

нижней

дети

будут

подбирать

картинку

.

Например

БЕЛКА

ОРЕШКИ

,

СЕМЕЧКИ

ЛЯГУШКА

МУХА

,

БАБОЧКА

КОРОВА

ТРАВА

,

ЛИСТЬЯ

,

ОВОЩИ

И

ФРУКТЫ

ЛОШАДЬ

-

ТРАВА

,

ЛИСТЬЯ

,

ОВОЩИ

И

ФРУКТЫ

Дидактические

игра

«

Доска

с

замочками

»

Игровая

доска

стимулирует

детей

к

познавательной

деятельности

,

способствует

развитию

воображения

и

расширяет

представления

об

окружающем

мире

.

Юный

исследователь

,

постигая

устройство

механизмов

,

учится

комбинировать

различные

приёмы

и

подходы

,

развивает

моторную

память

,

а

порой

и

творческие

способности

.

На

игровой

поверхности

нарисовано

четыре

домика

,

в

каждом

живут

известные

малышу

из

повседневной

жизни

и

сказок

домашние

животные

куры

,

гуси

,

собаки

.

Вы

можете

не

только

научить

ребёнка

открывать

замки

разных

форм

,

но

и

пофантазировать

в

процессе

игры

какая

коровка

здесь

живёт

Бурёнка

,

а

,

может

,

Зорька

?

а

овечки

за

этой

дверцей

белые

и

пушистые

,

а

,

может

быть

,

чёрные

?

А

какой

породы

собачка

спряталась

в

будке

пудель

,

а

,

может

быть

,

овчарка

?

Заодно

можно

вспомнить

:

как

«

говорит

»

гусь

?

из

какого

домика

,

если

очень

хорошо

прислушаться

,

можно

услышать

тоненькое

«

бе

-

е

-

е

»?

а

кто

даёт

людям

молоко

?

Вспомнили

,

придумали

,

а

теперь

-

быстрее

открываем

замок

.

Возможно

,

не

все

замки

поддадутся

одинаково

легко

,

здесь

будет

важно

терпение

и

помощь

воспитателя

..

Глядя

,

как

ловко

это

получается

дети

запоминают

использованные

Вами

приёмы

и

постепенно

учатся

применять

увиденное

на

практике

.

Все

старания

упорного

открывателя

будут

щедро

вознаграждены

,

ведь

за

каждой

дверцей

ребёнка

ждёт

сюрприз

.

Заглядывай

скорее

и

ты

увидишь

хозяина

домика

.

Рассмотрели

зверушек

,

а

теперь

быстрее

закрываем

дверцы

,

пока

они

не

разбежались

.

А

теперь

попробуй

-

ка

сам

.

Доска

с

замочками

надолго

увлечёт

Вашего

ребёнка

и

подарит

массу

приятных

и

радостных

моментов

.

Кропотливые

упражнения

с

замочками

послужат

своего

рода

пальчиковой

гимнастикой

.

А

ведь

развитие

мелкой

моторики

теснейшим

образом

связано

с

развитием

пространственного

и

логического

мышления

.

Сосредоточенные

манипуляции

с

механизмами

замков

формируют

навыки

сенсорной

и

моторной

координации

.

Движения

маленьких

ручек

станут

более

уверенными

,

твёрдыми

и

отточенными

,

а

это

первый

шаг

к

подготовке

руки

к

письму

.

«

Доска

с

замочками

»

-

это

увлекательная

и

интересная

игра

,

полная

открытий

и

закрытий

,

которая

надолго

станет

любимым

занятием

.

А

еще

,

после

освоения

«

Доски

с

замочками

»

уже

можно

будет

не

бояться

,

что

ребёнок

случайно

закрывшись

где

-

то

,

растеряется

и

не

сможет

открыть

любую

задвижку

и

замок

.

Систематическая

работа

дала

положительные

результаты

.

Дети

знают

основные

цвета

спектра

,

название

пяти

геометрических

фигур

,

у

детей

увеличился

словарный

запас

,

расширился

кругозор

,

вырос

уровень

знаний

,

они

стали

более

самостоятельны

,

активны

,

стали

больше

интересоваться

познавательной

литературой

,

задавать

вопросы

,

творчески

мыслить

,

активизировалась

мыслительная

способность

.

Дидактическая

игра

«

Собери

бусы

»

Дидактическая

игра

«

Цветные

крышки

»

Дидактическая

игра

«

Игры

с

прищепками

»

Дидактическая

игра

«

Спрячь

козлёнка

»

Дидактическая

игра

«

Кто

чем

питается

»

Дидактическая

игра

«

Доска

с

замочками

»



В раздел образования