Автор: Малинка Любовь Ефимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №4 "Уголек"
Населённый пункт: город Мыски, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Нетрадиционные дидактические игры как средства развития познавательных способностей у детей младшего возраста
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное
бюджетное
дошкольное
образовательное
учреждение
детский
сад
№ 4 «
Угол
e
к
»
Нетрадиционные
дидактические
игры
как
средства
развития
познавательных
способностей
у
детей
дошкольного
младшего
возраста
Воспитатель
:
Малинка
Л
.
Е
.
Мыски
2018
«
Чем
больше
мастерства
в
детской
руке
,
тем
умнее
ребёнок
»
В
.
А
.
Сухомлинский
.
Я
хочу
познакомить
вас
со
своим
опытом
работы
по
развитию
познавательной
активности
детей
с
помощью
дидактических
игр
.
Дидактическая
игра
-
игра
познавательная
,
направленная
на
расширение
,
углубление
,
систематизацию
представлений
детей
об
окружающем
,
воспитание
познавательных
интересов
,
развитие
познавательных
способностей
.
Она
представляет
собой
многоплановое
,
сложное
педагогическое
явление
.
Она
является
и
игровым
методом
обучения
детей
дошкольного
возраста
,
и
формой
обучения
,
и
самостоятельной
игровой
деятельностью
,
и
средством
всестороннего
воспитания
личности
ребёнка
.
Основу
дидактической
игры
составляет
органическая
взаимосвязь
деятельности
и
интересного
усвоения
знаний
.
Существует
прямая
связь
между
эмоциональным
состоянием
малыша
и
интенсивностью
протекания
его
психических
процессов
:
мышления
,
речи
,
внимания
,
памяти
.
Если
в
игре
ребенок
,
действуя
предметами
,
активно
манипулирует
пальцами
,
то
мыслительные
процессы
активизируются
,
и
наоборот
,
их
интенсивность
ослабевает
,
если
рука
ребенка
бездействует
.
Поэтому
особенно
полезны
игры
,
в
которых
дети
действуют
:
разбирают
,
собирают
,
сортируют
,
соединяют
,
разъединяют
детали
и
т
.
п
.
С
помощью
таких
игрушек
и
игр
воспитанники
учатся
родному
языку
,
знакомятся
со
свойствами
предметов
,
при
этом
у
них
развиваются
наблюдательность
,
сообразительность
,
ловкость
,
смекалка
,
выдержка
,
организованность
.
Дидактическая
игра
помогает
сделать
учебный
материал
увлекательным
,
создать
радостное
рабочее
настроение
.
Ребёнок
,
увлечённый
игрой
,
не
замечает
того
,
что
учиться
,
хотя
то
и
дело
сталкиваются
с
заданиями
,
которые
требуют
от
него
мыслительной
деятельности
.
Поэтому
целью
своей
деятельности
я
поставила
:
развитие
познавательной
активности
детей
через
нетрадиционные
дидактические
игры
.
Для
достижения
этой
цели
решаю
следующие
задачи
:
-
развивать
мышление
у
детей
;
-
развивать
самостоятельность
в
поиске
решений
;
-
развивать
умение
отвечать
и
задавать
вопросы
.
В
работе
я
опираюсь
на
общепедагогические
принципы
.
Свою
деятельность
выстраиваю
поэтапно
с
учетом
возраста
детей
.
При
подборе
игр
учитываю
особенности
умственного
развития
детей
,
а
также
их
интерес
к
различным
играм
.
Дидактические
нетрадиционные
игры
я
включаю
в
занятия
,
в
совместную
деятельность
,
в
индивидуальную
работу
,
в
работу
с
родителями
в
форме
«
игры
на
дом
».
Игры
для
занятий
подбираю
с
учетом
познавательного
материала
,
который
дети
изучали
.
В
ходе
самих
игр
в
зависимости
от
возраста
детей
задаю
вопросы
,
даю
образец
действий
,
образец
высказывания
,
напоминаю
правила
,
обращаюсь
к
опыту
детей
,
беру
на
себя
роль
ведущего
или
наблюдаю
за
ходом
игры
.
В
процессе
игровой
деятельности
с
детьми
стараюсь
вызвать
у
них
интерес
к
играм
,
создать
у
них
состояние
увлеченности
,
умственного
напряжения
,
использую
занимательные
проблемные
ситуации
,
требующие
разрешения
.
Для
организации
совместной
и
самостоятельной
деятельности
детей
я
создаю
в
группе
предметно
-
развивающую
среду
-
специальную
нетрадиционную
дидактическую
зону
с
набором
познавательных
игр
,
с
учётом
безопасности
,
эстетики
,
наглядности
,
доступности
.
Расскажу
о
нетрадиционных
дидактических
играх
которые
сделала
своими
руками
и
применяю
их
в
работе
с
детьми
:
Игра
«
Собери
бусы
»
Цель
:
Развивать
соотносящие
действия
,
координацию
действий
обеих
рук
,
эмоциональное
отношение
к
результату
своей
деятельности
.
Способствовать
подведению
детей
к
группировке
предметов
по
цветовому
признаку
.
Оборудование
.
Цветные
веревочки
и
колечки
основных
цветов
.
Словарь
.
Бусы
,
веревка
,
кукла
,
синий
,
красный
,
зеленый
,
желтый
.
Ход
игры
.
Воспитатель
вносит
кукол
,
которые
собираются
на
праздник
.
Детям
объясняют
,
что
куклам
нужны
украшения
–
бусы
.
Педагог
показывает
бусы
,
надевает
(
примеряет
)
куклам
по
очереди
,
но
всем
их
не
хватает
.
Что
делать
?
Куклы
огорчены
.
Воспитатель
приносит
коробку
с
колечками
и
веревочками
.
Детям
предлагается
задание
:
на
веревочку
собрать
колечки
такого
же
цвета
(
красная
веревочка
–
красные
колечки
,
синяя
веревочка
–
синие
колечки
и
т
.
д
.).
Концы
веревок
соединяет
педагог
.
Разноцветные
бусы
надевают
на
кукол
.
Они
радуются
и
пляшут
.
Выигрывает
ребенок
,
первый
справившийся
с
заданием
педагога
.
Дидактические
игры
с
цветными
крышками
.
Дидактические
задачи
.
Закрепить
представление
детей
о
основных
цветах
спектра
,
развивать
мелкую
моторику
рук
,
усидчивость
и
внимание
.
Выполняя
задания
,
дети
играют
откручивают
и
закручивают
крышки
и
в
тоже
время
,
учатся
различать
цвета
,
называть
их
,
группировать
предметы
по
цвету
,
чередовать
.
Игры
с
прищепками
Игры
с
прищепками
развивают
мелкую
моторику
рук
.
Особенно
они
полезны
,
если
пальчики
ребенка
действуют
неуверенно
,
неловко
.
Игры
с
прищепками
хорошо
развивают
щипковый
хват
,
способность
перераспределять
при
щипковом
хвате
мышечный
тонус
.
Очень
важно
заниматься
последовательно
(
правая
рука
,
левая
рука
,
обе
руки
),
переходить
от
простого
к
сложному
.
Развивая
движения
пальцев
рук
,
мы
тем
самым
способствуем
развитию
интеллектуальных
и
мыслительных
процессов
ребенка
,
становлению
его
речи
.
Игра
«
Ёжик
»
Даём
ребенку
вырезанную
из
цветного
картона
заготовку
ежика
,
на
которой
нарисованы
глаза
,
уши
,
нос
,
но
нет
иголок
.
Ребёнок
прикрепляет
к
спинке
ежика
прищепки
.
Игра
«
Цветок
»
Даём
ребёнку
вырезанные
из
цветного
картона
кружки
.
Ребёнок
выбирает
из
коробки
прищепки
такого
же
цвета
,
какой
круг
и
прикрепляет
их
по
кругу
.
Игра
«
Солнышко
»
Даём
ребёнку
,
вырезанные
из
желтого
картона
заготовки
солнца
.
Малыш
выбирает
из
коробки
желтые
прищепки
и
прикрепляет
к
солнцу
лучи
.
Самолёт
Самолёт
,
самолёт
Отправляется
в
поход
.
Но
без
крыльев
и
хвоста
Не
взлетит
он
никогда
.
Жучок
Очень
наш
жучок
устал
-
Бегал
по
дорожке
.
Ночью
спал
,
а
утром
встал
,
Показал
нам
ножки
.
В
утренний
режим
провожу
пальчиковые
гимнастики
с
прищепками
,
предварительно
отобрав
прищепки
,
чтоб
были
не
тугие
.
Поочерёдно
покусывая
прищепкой
фаланги
каждого
пальчика
сопровождая
действия
словами
:
Наша
мамочка
устала
,
Всю
одежду
постирала
.
Милой
маме
помогу
,
Все
прищепки
соберу
.
Исходное
положение
для
каждого
упражнения
:
рука
,
согнутая
в
локте
,
стоит
на
столе
.
Прищепка
удерживается
указательным
и
большим
пальцами
параллельно
столешнице
.
В
этом
упражнении
—
ритмично
«
открывать
и
закрывать
ротик
»
прищепки
,
сопровождая
действия
проговариванием
стихотворных
текстов
.
«
Лиса
»
Хитрая
плутовка
,
Рыжая
головка
,
Ротик
открывает
,
Зайчиков
пугает
.
Дидактическая
игра
«
Спрячь
козлёнка
».
Цель
игры
-
учит
детей
различать
и
называть
предметы
по
цвету
и
форме
,
с
помощью
операции
сравнения
.
Описание
игры
:
детям
предлагаются
домики
в
которых
живут
козлята
.
Каждый
домик
определенного
цвета
.
Нужно
спрятать
козлят
от
волка
,
закрыв
окошечки
такого
же
цвета
и
формы
,
что
и
домики
.
Игра
очень
проста
в
изготовлении
,
а
у
детей
.
вызывает
массу
положительных
эмоций
.
Дидактическая
игра
«
Найди
пару
»
Цель
:
закрепить
представления
детей
о
геометрических
формах
,
упражнять
в
их
назывании
.
Материал
.
Демонстрационный
:
круг
,
квадрат
,
треугольник
,
овал
,
прямоугольник
,
вырезанные
из
картона
-
по
2
фигурки
каждой
.
Фигуры
прикреплены
на
ленточки
.
Дети
выбирают
себе
понравившуюся
фигуру
надевают
на
шею
.
Воспитатель
читает
стихотворение
:
По
дороге
я
пойду
,
Друга
я
себе
найду
.
Где
ты
друг
,
милый
мой
.
Обнимись
скорей
со
мной
.
Дети
находят
себе
друга
по
фигуре
и
обнимают
.(
Затем
меняются
фигурами
).
Дидактическая
игра
«
Кто
,
чем
питается
?»
Дидактические
задачи
:
познакомить
,
чем
питаются
некоторые
виды
животных
,
развивать
внимание
,
память
,
логическое
мышление
,
мелкую
моторику
рук
.
Ход
игры
:
На
стол
выкладываем
коробочки
картинкой
вниз
.
Дети
в
порядке
очереди
берут
коробок
с
картинкой
отвечают
на
вопрос
Кто
это
? –
Кошка
.
Чем
питается
?(
Открывают
коробок
). –
Молоком
и
т
.
д
.
Когда
дети
усвоят
кто
чем
питается
,
усложним
задание
рассоединим
верхнюю
часть
коробки
от
нижней
дети
будут
подбирать
картинку
.
Например
БЕЛКА
–
ОРЕШКИ
,
СЕМЕЧКИ
ЛЯГУШКА
–
МУХА
,
БАБОЧКА
КОРОВА
–
ТРАВА
,
ЛИСТЬЯ
,
ОВОЩИ
И
ФРУКТЫ
ЛОШАДЬ
-
ТРАВА
,
ЛИСТЬЯ
,
ОВОЩИ
И
ФРУКТЫ
Дидактические
игра
«
Доска
с
замочками
»
Игровая
доска
стимулирует
детей
к
познавательной
деятельности
,
способствует
развитию
воображения
и
расширяет
представления
об
окружающем
мире
.
Юный
исследователь
,
постигая
устройство
механизмов
,
учится
комбинировать
различные
приёмы
и
подходы
,
развивает
моторную
память
,
а
порой
и
творческие
способности
.
На
игровой
поверхности
нарисовано
четыре
домика
,
в
каждом
живут
известные
малышу
из
повседневной
жизни
и
сказок
домашние
животные
–
куры
,
гуси
,
собаки
.
Вы
можете
не
только
научить
ребёнка
открывать
замки
разных
форм
,
но
и
пофантазировать
в
процессе
игры
–
какая
коровка
здесь
живёт
–
Бурёнка
,
а
,
может
,
Зорька
?
а
овечки
за
этой
дверцей
белые
и
пушистые
,
а
,
может
быть
,
чёрные
?
А
какой
породы
собачка
спряталась
в
будке
–
пудель
,
а
,
может
быть
,
овчарка
?
Заодно
можно
вспомнить
:
как
«
говорит
»
гусь
?
из
какого
домика
,
если
очень
хорошо
прислушаться
,
можно
услышать
тоненькое
«
бе
-
е
-
е
»?
а
кто
даёт
людям
молоко
?
Вспомнили
,
придумали
,
а
теперь
-
быстрее
открываем
замок
.
Возможно
,
не
все
замки
поддадутся
одинаково
легко
,
здесь
будет
важно
терпение
и
помощь
воспитателя
..
Глядя
,
как
ловко
это
получается
дети
запоминают
использованные
Вами
приёмы
и
постепенно
учатся
применять
увиденное
на
практике
.
Все
старания
упорного
открывателя
будут
щедро
вознаграждены
,
ведь
за
каждой
дверцей
ребёнка
ждёт
сюрприз
.
Заглядывай
скорее
и
ты
увидишь
хозяина
домика
.
Рассмотрели
зверушек
,
а
теперь
быстрее
закрываем
дверцы
,
пока
они
не
разбежались
.
А
теперь
–
попробуй
-
ка
сам
.
Доска
с
замочками
надолго
увлечёт
Вашего
ребёнка
и
подарит
массу
приятных
и
радостных
моментов
.
Кропотливые
упражнения
с
замочками
послужат
своего
рода
пальчиковой
гимнастикой
.
А
ведь
развитие
мелкой
моторики
теснейшим
образом
связано
с
развитием
пространственного
и
логического
мышления
.
Сосредоточенные
манипуляции
с
механизмами
замков
формируют
навыки
сенсорной
и
моторной
координации
.
Движения
маленьких
ручек
станут
более
уверенными
,
твёрдыми
и
отточенными
,
а
это
первый
шаг
к
подготовке
руки
к
письму
.
«
Доска
с
замочками
»
-
это
увлекательная
и
интересная
игра
,
полная
открытий
и
закрытий
,
которая
надолго
станет
любимым
занятием
.
А
еще
,
после
освоения
«
Доски
с
замочками
»
уже
можно
будет
не
бояться
,
что
ребёнок
случайно
закрывшись
где
-
то
,
растеряется
и
не
сможет
открыть
любую
задвижку
и
замок
.
Систематическая
работа
дала
положительные
результаты
.
Дети
знают
основные
цвета
спектра
,
название
пяти
геометрических
фигур
,
у
детей
увеличился
словарный
запас
,
расширился
кругозор
,
вырос
уровень
знаний
,
они
стали
более
самостоятельны
,
активны
,
стали
больше
интересоваться
познавательной
литературой
,
задавать
вопросы
,
творчески
мыслить
,
активизировалась
мыслительная
способность
.
Дидактическая
игра
«
Собери
бусы
»
Дидактическая
игра
«
Цветные
крышки
»
Дидактическая
игра
«
Игры
с
прищепками
»
Дидактическая
игра
«
Спрячь
козлёнка
»
Дидактическая
игра
«
Кто
чем
питается
»
Дидактическая
игра
«
Доска
с
замочками
»