Напоминание

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе


Автор: Алексеева Ирина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ п. Садовый, Самойловского района, Саратовской области"
Населённый пункт: посёлок Садовый, Самойловского района, Саратовской области
Наименование материала: Статья
Тема: Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Использование

здоровьесберегающих

технологий

на

уроках

в

начальной

школе

Алексеева Ирина Владимировна

Учитель начальных классов МБОУ

«СОШ п. Садовый Самойловского р-на Саратовской области»

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье.

Недаром в народе говорят: «Здоровому – всё здорово!»

Перед учителями начальных классов поставлена задача в сохранении, укреплении

физического и психического здоровья детей поступающих в школу.

Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика: частую

смену позы, потягивание, встряхивание руками, зевоту, закрывание глаз, подпирание

головы, остановившийся взгляд, ненужное перекладывание предметов, разговор с

соседом, увеличение количества ошибок в ответах, не восприятие вопроса, задержка с

ответом.

На уроках провожу обязательные две зарядки: для глаз и различных групп мышц.

Зарядка часто сочетается с предметом и даже темой урока. Так же использую игровые

технологии , словарная работа в игровой форме, когда дети поочередно выбегают к доске и

на скорость записывают слова. Эти игровые технологии, помогают решать не только

проблемы мотивации, развития учащихся, но и здоровьесбережения, социализации. В

игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно

влияет на здоровье.

Элементы игры использую в качестве обратной связи и оценки ответов

одноклассников: хлопанье в ладоши, топанье ногами, поднятие руки или сигнальных

карточек различного цвета, обозначающего “да”, “нет”, “прошу слова”. Движение,

активность, изобретательность, социализация заложены в самой системе начального

обучения: покажи, на что похожа эта буква, нарисуй свое восприятие предмета, изобрази

свое настроение, отношение к уроку, к теме и так далее. Дети на этих уроках вовлечены в

активную познавательную деятельность, не чувствуют усталости, сохраняют энергию на

последующее время обучения. Сохранению физического, нравственного, социального

здоровья учащихся способствует также индивидуальная работа учителя с учениками на

разных этапах урока. Здоровьесбережение, безусловно, зависит от объема и уровня

сложности домашнего задания. Вреден для здоровья достаточно распространенный

педагогический прием наказания домашним заданием повышенного объема или

сложности. Чаще всего, если ребенок не справился с домашним заданием два-три раза, он

теряет интерес к этому процессу. Поэтому к дозировке домашнего задания и мере

сложности нужно относиться со всей ответственностью: соизмерять объем и сложность с

возможностями ученика. Укреплению физического и нравственного здоровья служат

уроки физической культуры, подвижные игры , вся система физкультурно-массовой

работы в школе, система воспитательной работы: беседы, классные часы, “уроки

здоровья”, работа с родителями.

Одна из важнейших технологий здоровьесбережения – школьная оценка. К

выставлению оценок нужно относиться внимательно. Двойка не должна быть наказанием

для ученика, нужно оценивать его работу, а не личность ученика.

Какие же здоровьесберегающие технологии я использую в своей работе?

Это общепринятые и общеизвестные технологии.

1. Технологии личностных отношений (индивидуальный подход, педагогика

сотрудничества, гуманно-личностная технология)

2. Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности (например:

проблемное обучение)

3. Технологии на основе эффективности организации и управления процессом

обучения (групповые и коллективные способы обучения, перспективно-опережающее

обучение и т.д.)

4. Технологии на основе методического усовершенствования и дидактического

реконструирования учебного материала (технология реализации теории поэтапного

формирования умственных действий М.Б.Воловича).

Для реализации данных технологий использую различные средства, методы и

приёмы.

Элементы здоровьесберегающих технологий:

- проведение физминуток, динамическая пауза (на свежем воздухе),

-зарядка для глаз, пальчиковая гимнастика,

-упражнения для дыхания,

-проветривание кабинета,

-соответствие мебели возрасту школьника,

-правильная посадка, положение рук, головы,

-смена деятельности в течении урока,

-атмосфера доброжелательности,

-вера в силы ребёнка,

-осознание ребёнком успешности в любых видах деятельности (похвала за старание),

- правильное полноценное питание, занятия спортом и физкультурой.

Соблюдение требований к уроку с позиций здоровьесбережения:

1. Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть

воздуха, рациональность освещения класса и доски.

2. Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание,

рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач

и др. Норма: 4—7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению

школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной .

3. Наличие и выбор места на уроке методов. Это такие методы как метод свободного

выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа

взаимодействия, свобода творчества и т. д.); активные методы (ученики в роли учителя,

обучения действием, обсуждение в группах, ролевая игра, методы, направленные на

самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и

взаимооценки).

4. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами).

5. Поза учащихся, чередование позы в соответствии с видом работы.

6. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке

физминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика,

гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствуют ли условия в классе для

проведения таких норм работы, особенно для дыхательных упражнений. Норма: на 15—20

минут по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.

7. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым

образом жизни, демонстрация, прослеживание этих связей. Формирование отношения к

человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового

образа жизни; формирование потребности к здоровому образу жизни; выработка

индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся о возможны

последствиях выбора поведения и т. д.

8. Мотивация деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала,

поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимуляция внутренней мотивации:

стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п.

9. Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем и

учениками, между учениками. Наличие на уровне эмоциональных разрядок: шутка,

улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание

(афоризм) с комментарием, небольшое стихотворения, музыкальная минутка и т.п..

10.Темп окончания урока:

- быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое,

практически без комментариев записывание домашнего задания;

- спокойное завершение урока, учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы,

педагог комментирует заданное на дом задание, учитель и учащиеся прощаются.

Используя разнообразные здоровьесберегающие технологии, я пользуюсь самыми

разными средствами и приёмами:

- провожу динамические паузы(на свежем воздухе) , физминутки(с проговариванием

стишков), упр-я для глаз и пальчиковую гимнастику, игры с мячом (на уроках

математики), «друзья Тима и Тома» (на уроках обучения грамоте), проговаривание слогов

и чистоговорок (на выдохе), пропевание слогов

- на уроках чтения комплекс упражнений на дыхание, упражнения для глаз и языка

- подвижные весёлые физминутки, которые очень нравятся детям «Светофор», «Чайник»

– упражнения на расслабление( положить голову на парту и закрыть глаза) ,

- упражнение «Кучер» откинуться на спинку стула, вытянуть ноги, ладошки на коленях

- разнообразные пальчиковые гимнастики, упражнения с карандашом, упражнения для

глаз, упражнения на шейный и поясничный отдел позвоночника, песни и стихи без слов

(«Шар», «Колпак»), физминутка «Запуск ракеты»

Учащиеся с большим интересом готовят к урокам окружающего мира серию

плакатов «Вредные привычки», презентации «Здоровый образ жизни», рисунки

«Правильное питание».

Дети обсудили и вывели 10 неопровержимых заповедей здоровья:

1. Чёткий режим дня

2. Свежий воздух

3. Физическая активность

4. Больше смеха

5. Правильное питание

6. Не иметь вредных привычек

7. Любовь к себе и другим

8. Занятия по душе

9. Личная гигиена

10.Радость, хорошее настроение

А так же среди учащихся 2-4 классов было проведено анкетирование.

Анкета«Моё здоровье»

Цель: выявить отношение школьников к своему здоровью, понимание важности

физического совершенства.

1.Часто ли ты пропускаешь занятия по болезни?

2.Делаешь ли ты утром физзарядку?

3.Регулярно ли ты посещаешь уроки физической культуры?

4.Занимаешься ли ты на уроке физкультуры:

а) с полной отдачей

б) без желания

в) лишь бы не ругали

5.Занимаешься ли ты спортом длительно?

6. Бывают ли физминутки на ваших уроках?

Результаты анкетирования показали ,

- часто пропускают занятия по болезни – 11 %

- по утрам делают зарядку - 50 %

- регулярно посещают уроки физкультуры - 76 %

- занимаются на уроках физкультуры

а) с полной отдачей - 84 %

б) без желания - 4 %

в) лишь бы не ругали – 12 %

- занимаются спортом длительно - 51 %

- бывают на уроках физпаузы - 73%

Для учителей предложен тест «Моё здоровье». Тест

включает в себя 10 утверждений. Если данное утверждение характеризует вашу обычную

манеру поведения, то вы отвечаете «да»; если это случается с вами редко, то нужно

отвечать «нет».

Этот тест позволит каждому поразмышлять над своими привычками, которые ухудшают

состояние здоровья, и понять, что же нужно делать, каких правил придерживаться, чтобы

сохранить своё здоровье в полном порядке на долгие годы.

Ключ к тесту. За каждый ответ «да» поставьте себе по одному баллу и суммируйте их.

Итак, тест «Моё здоровье».

1. У меня часто плохой аппетит.

2. После нескольких часов работы у меня начинает болеть голова.

3. Часто я выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым.

4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден несколько дней

оставаться в постели.

5. Я почти не занимаюсь спортом и физическими упражнениями.

6. Последнее время несколько прибавил в весе.

7. У меня часто кружится голова.

8. В настоящее время я курю.

9. В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний.

10. У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения.

Определение результата и его интерпретация

1-2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Ни

в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего здоровья.

3 - 6 баллов. Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже

чувствуется, что вы его растратили довольно основательно.

7-10 баллов. Как вы умудрились довести себя до такой степени? Удивительно, что вы еще

в состоянии ходить и работать. Вам немедленно нужно менять свои привычки, иначе...

В работе использованы материалы:

И.К.Смирнов, заведующий кафедрой психолого-педагогических технологий охраны

укрепления здоровья Академии повышения квалификации и профессиональной

подготовки работников образования.

Педагогические советы: оптимизация учебно-воспитательного процесса.

Здоровьесберегающие технологии. - Вып. 5/авт. - сост. В.В.Гордеева, Г.И.Викулова.

- Волгоград: Советова Е.В.

Педсовет: практическое руководство для директора школы. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д:

Феникс, 2006



В раздел образования