Напоминание

"Развивающие игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольников"


Автор: Федотова Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №38 " Апельсин"
Населённый пункт: город Тамбов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развивающие игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развивающие игры нового поколения

в интеллектуальном развитии дошкольников»

«Игра- это огромное светлое окно,через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений,понятий об окружающем мире».

В.А.Сухомлинский.

Одной из основных задач обучения в детском саду является интеллектуальное

развитие детей направлено на развитие умственных способностей ребёнка

чему способствует формирование логического мышления и познавательных

процессов развитию разных интеллектуальных качеств : восприятия, памяти,

внимания, пространственных представлениях и воображения; умения находить

зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать

материал, создавать новые комбинации из имеющихся элементов, букв, деталей,

предметов, умение находить ошибки и недостатки; способность предвидеть

результат своих действий в процессе различных видов деятельности в

увлекательной игровой форме.

Одним из путей, ведущих к ускорению познания, а значит и интеллектуального

развития, является использование развивающих игр.

Уникальный по своим возможностям и доступный в применении дидактический

материал «Цветные палочки Кюизенера». Универсальный материал для

развития у детей логико- математических способностей разработал бельгийский

учитель начальной школы Джордж Кюизинер. «Палочки Кюизенера» – это

набор счетных палочек, которые еще называют «цветными палочками»,

«цветными числами». В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных

цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете

обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем больше

числовое значение она выражает. «Счетные палочки Кюизенера» являются

многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через

руки» ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава

числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее»,

«выше» и многое другое. Набор способствует развитию творчества, фантазии и

воображения, познавательной активности, мышления, внимания,

пространственного ориентирования, восприятия, конструкторских

способностей, мелкой моторики. На начальном этапе занятий палочки

Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с

обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий,

знакомясь с цветами, размерами и формами.

На втором этапе палочки уже выступают как математическое пособие. И тут

дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических

понятий.

На восприятие цвета, формы, величины используются логические блоки

Дьенеша - эффективное пособие, разработанное венгерским психологом и

математиком Золтаном Дьенешем для подготовки мышления детей к усвоению

математики. Дидактическое пособие «Логические блоки» состоит из 48

объёмных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и

толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами:

цветом, формой, размером и толщиной.

Также в комплекте с блоками

Дьенеша используются знаки-символы. Использование знаков символов

способствует развитию у детей способности к моделированию свойств, из

замещению, освоению операции кодирования и декодирования

информации о свойствах блоков.

Сначала предлагаются самые простые игры:

«Раздели фигуры (блоки)» (по цвету, или форме, или размеру, или толщине)

«Найди фигуру (блоки)» (по цвету, форме, размеру, толщине)

«Создай образ» (по схеме)

Далее проводится более сложный вариант где

используются знаки-символы

Круги Эйлера –

это геометрическая схема, применяемые для упрощения

восприятия логических связей между предметами, понятиями и явлениями. с

помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями

или множествами объектов. Они были изобретены Леонардом Эйлером в 18

веке и с тех пор широко используются в математике, логике и в различных

прикладных направлениях

Для интенсивного развития пространственного мышления, памяти, внимания,

творческого воображения, конструкторских способностей, мелкой моторики

применяются игры Вячеслава Вадимовича Воскобовича. В основном, это игры

- конструкторы и головоломки, сопровождающиеся сказочными сюжетами.

Самые известные - «Квадрат «Воскобовича» (конструирование предметов по

типу оригами), «Геоконт». Есть и более сложные игры, которые учат детей

моделировать – это «Математические корзинки», «Чудо крестики»,

«Счетовозик», «Теремки Воскобовича», «Игровизор» и др. Основным

принципом технологии Воскобовича является развитие детей в игре, с

помощью которой выстраивается почти весь процесс обучения ребенка-

дошкольника. По словам В.В. Воскобовича:

«Это — не просто игра, это — познавательная деятельность».

«Кубики Никитина» - прекрасный дидактический материал для развития

логического мышления, восприятия, внимания.

Борис Павлович Никитин разработал систему таких

развивающих игр, как «Сложи узор», «Куб для всех», «Уникуб», «Сложи

квадрат», «Точечки». Каждая игра Никитина представляет собой набор задач,

которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева

или пластика, деталей конструктора и т.д. Задачи даются ребенку в различной

форме: в виде модели, плоскостного рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, и

таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

На восприятие цвета, формы, величины используются логические блоки

Особое место в работе с детьми занимают игры на составление целого

из частей: «Танграм», «Колумвово яйцо», «Вьетнамская игра», «Монгольская

игра», «Листик», «Волшебнй круг», «Головоломка Пифагора», «Пентамино».

Сущность этих игр состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты

предметов по образу или замыслу. Каждая игра представляет собой комплект

геометрических фигур. Такой комплект получается в результате деления одной

геометрической фигуры на несколько частей. Способ действия в играх прост,

однако требует умственной активности, самостоятельности. Из любого набора

можно составить изображения разнообразной конфигурации: силуэты

животных, птиц, человека, транспорта, узоры.

Силуэтное изображение схематично, но образ легко угадывается по основным,

характерным признакам предмета, форме. Изображения можно выкладывать по

готовым схемам, либо по собственному замыслу, проявляя наглядно-образное,

логическое мышление, творчество, фантазию. Они развивают пространственное

представление, воображение, конструктивное мышление, сенсомоторные

способности, смекалку, целенаправленность.

В работе с головоломками дети запоминают геометрические фигуры, их

свойства, отличительные признаки, учатся владеть способами обследования

форм зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещать их

с целью получения новой фигуры, развивается умение анализировать простые

изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические

формы, практически видоизменять фигуры составлять их из частей.

В современном мире развивающих игр большое разнообразие и взрослый

вносит в жизнь детей эти игры, знакомит с их содержанием.

«Найди ошибку», «Найди сходства, отличия», «Четвертый лишний»,

«Лабиринты», «Найди недостающую(ие) фигуру» «Ребусы»)

В

игре “Узнай предмет” (“Чудесный мешочек”, “Волшебный сундучок”,

“Загадочная коробка”) дети определяют на ощупь, что за вещи: один описывает

предмет, ощупывая его, а остальные угадывают, называют, зарисовывают.

В игре “Нарисуй такой же узор” (по образцу, ), развивается внимательность,

мелкая моторика.

« Какой игрушки (или чего-то) не хватает?»; “Нарисуй узор по памяти”;

“Расставь по памяти”

Значительную роль в развитии умственных способностей играют логические

(занимательные) задачи или задачи-смекалки, решение которых воспитывает

пытливость, находчивость, гибкость ума, наблюдательность, обеспечивает

своевременное развитие мышления.

Занимательность материалу придают игровые элементы, содержащиеся в

каждой задаче, логическом упражнении. Логических игр великое множество :

“Найди ошибку”;“Найди, чем отличается”; “Какая фигура лишняя и почему?”;

“Лабиринты”; “Найди недостающую (или недостающие) фигуру”.

Очень интересны детям кроссворды, их отгадывание и запись слов; лабиринты

числовые и буквенные (на прочтение слов), ребусы. Прежде чем дать детям

ребусы для их расшифровки, нужно заинтересовать их новым делом (отослать

“секретное письмо”, вспомнить фильм про разведчиков, секретных агентов),

затем методически грамотно объяснить, как расшифровать слова.

Каждая игра может быть развивающей, если не делать за ребенка то, что он сам

может сделать, не думать за него, если он сам может додуматься.

В группе оформлен «Уголок занимательных игр», где подбираем игровой

материал в соответствии с возрастом детей и уровнем их развития:

В нем есть настольно-печатные игры, головоломки, логические задачи,

кубики, лабиринты, материалы из журналов, газет, книг (лабиринты, ребусы,

кроссворды), геометрические орнаменты, сюжеты с любимыми героями сказок,

шашки.



В раздел образования