Автор: Берладина Ярослава Викторовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО Тазовская детская школа искусств
Населённый пункт: п.Тазовский
Наименование материала: статья
Тема: "Портрет современного ученика"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Тазовская детская школа искусств
ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ:
«Портрет современного учащегося»
Составила: преподаватель художественного отделения
Берладина Ярослава Викторовна.
Тазовский, 2018г.
Проблема общения педагога с учащимися всегда была актуальной. Ведь любая школа – это не только дом знаний, это еще и
дом общения со сверстниками и взрослыми, место, где ребёнок получает социальную роль – роль «ученика», а вместе с нею и
первый опыт самостоятельного общения, решения конфликтов, первую любовь, первую дружбу, первого соперника. Все это в
процессе общения.
Обучение и воспитание являются по сути процессами, основой которых есть общение. Через общение преподаватель
организует поведение и деятельность учащихся, оценивает их работу и поступки, информирует о происходящих событиях,
помогает преодолеть трудности и не потерять веру в свои возможности. Общение помогает нам усилить воспитательное
воздействие на личность ученика, предупредить срывы в его поведении, установить контакт с родителями. Отношение к
ученикам всегда проявляется учителем в общении с ними. Это отношение основано на определённых стереотипах. Считается,
что современные учащиеся отличаются от своих предшественников, с ними сложнее, их труднее заинтересовать, к ним нужно
применять особые подходы, особое общение. Очень часто мы сталкиваемся с проблемой непонимания учащегося. Воспринимаем
проблемное поведение ученика как личное оскорбление. Иногда кажется, что и разговариваем на разных языках.
Все эти проблемы затрудняют процесс обучения и воспитания. Делают жизнь и обучающегося, и педагога напряженной,
невыносимой.
Из-за
непонимания
возникает
множество
конфликтов.
Атмосфера
в
школе
становится
некомфортной.
Ни
преподаватель, ни ученик не хотят идти туда, где им некомфортно… Так какой же он – современный учащийся? В этом мы и
попробуем разобраться вместе с вами.
Опрос.
Преподавателям предлагается отметить те пункты, которые, по их мнению, соответствуют действительности.
Предварительно такой же опрос заполняют учащиеся.
Модель современного ученика
(обведи верные, по твоему усмотрению, утверждения)
Положительная оценка
Отрицательная оценка
1.
Хочет учиться
2.
Дисциплинированный
3.
Послушный
4.
Пользуется компьютерной техникой в целях обучения
(электронные книги, интернет, принтер, сканер)
5.
Умеет взаимодействовать с одноклассниками, относится
к старшим с уважением, бережет школьное имущество
6.
Занимается спортом
7.
Заинтересованный
8.
Талантливый
9.
Воспитанный
10.
Борется за оценку
11.
Идет в ногу со временем
12.
Стремится к саморазвитию и получению знаний
13.
Боится не сдать экзамен
14.
Трудолюбивый
1.
Не хочет учиться
2.
Ленивый
3.
Дерзкий
4.
Использует компьютерные технологии лишь в
развлекательных целях
5.
Не умеет использовать компьютерную технику
для учебы
6.
Ждет каникул, чтобы побыстрее закончился
школьный день
7.
Уставший
8.
Невыспавшийся
9.
Грубый
10.
Невежливый
11.
Учеба как тяжелая ноша
12.
Не носит школьную форму
13.
Совершающий глупые поступки
14.
Живет без цели и желания развиваться
15.
Активно работает на уроках
16.
Веселый
17.
Галантный
18.
Коммуникабельный
19.
Толерантный
20.
Модный
21.
Решительный
22.
Жизнерадостный
23.
Любвеобильный
24.
Продвинутый
25.
Хороший человек
26.
Умный
27.
Добрый
28.
Пунктуальный
29.
Собранный
15.
Деградирует
16.
Интересуют материальные ценности
17.
Не знает, чего хочет от жизни
18.
Не делает д/з
19.
Прогуливает уроки
20.
Не имеет собственного мнения
21.
Страдающий от несовершенства
образовательной системы
22.
Злой
23.
Имитирует учебу
24.
Отсутствие интереса
25.
Безграмотный
26.
Невнимательный
РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА
Участники
опроса: преподаватели МБУ ДО ТДШИ – 9; учащиеся (среднее звено) – 9. Одинаковое количество участников оценивали
качества современного учащегося. Таким образом, было достигнуто равновесие мнений учащихся и преподавателей. Создавая портрет
современного учащегося, предлагалось оценить не себя, не конкретно взятого ученика, а абстрактного индивидуума – некий средний образ.
П
У
П
У
Хочет учиться
5
3
Не хочет учиться
6
7
Дисциплинированный
4
4
Ленивый
6
5
Послушный
3
3
Дерзкий
0
5
Пользуется компьютерной техникой в целях обучения
7
4
Использует компьютерные технологии лишь в развлекательных
целях
5
2
Умеет взаимодействовать с одноклассниками, относится к старшим с
уважением, бережёт школьное имущество
6
0
Не умеет использовать компьютерную технику для учёбы
0
2
Занимается спортом
5
1
Ждёт каникул, чтобы побыстрее закончился школьный день
0
6
Заинтересованный
5
5
Уставший
4
4
Талантливый
3
1
Невыспавшийся
4
6
Воспитанный
4
6
Грубый
1
3
Борется за оценку
2
2
Невежливый
3
3
Идёт в ногу со временем
4
3
Учёба ка тяжёлая ноша
0
2
Стремится к саморазвитию и получению знаний
6
6
Не носит школьную форму
0
7
Боится не сдать экзамен
3
3
Совершающий глупые поступки
0
2
Трудолюбивый
2
6
Живёт без цели и желания развиваться
6
3
Активно работает на уроках
7
5
Деградирует
1
4
Весёлый
2
7
Интересуют материальные ценности
2
0
Галантный
1
1
Не знает, чего хочет от жизни
1
1
Коммуникабельный
3
4
Не делает д/з
3
8
Толерантный
2
0
Прогуливает уроки
2
7
Модный
2
6
Не имеет собственного мнения
0
1
Решительный
3
5
Страдающий от несовершенства образовательной системы
2
0
Жизнерадостный
3
3
Злой
1
1
Любвеобильный
1
3
Имитирует учёбу
2
3
Продвинутый
1
5
Отсутствие интереса
3
4
Хороший человек
5
3
Безграмотный
2
3
Умный
4
3
Невнимательный
5
5
Добрый
6
4
Пунктуальный
3
1
Собранный
4
4
Всего
10
6
10
1
Всего
5
9
9
4
Обратите внимание, что и преподаватели и учащиеся оценивают качества современного учащегося больше положительно,
чем отрицательно. Причем, разница между этими позициями в случае оценок учащихся – незначительна, а у преподавателей эта
разница почти в 2 раза, что говорит о склонности преподавателей видеть в своих подопечных больше хорошего, чем плохого.
Учащиеся
Интересно рассмотреть точку зрения современного учащегося на модель современного учащегося.
После проведения опроса учащихся мною выявлены следующие позиции. Положительная оценка современного ученика
незначительно превалирует над отрицательной, как бы определяя современного хорошего и современного плохого ученика.
По мнению учащихся современный учащийся – это весёлый, воспитанный, стремящийся к саморазвитию и получению знаний,
трудолюбивый, модный «малый». Такая оценка качеств современного учащегося больше похожа на создание некоего идеала, на
желание самому быть именно таким, по мнению окружающего социума. Модель хороша, но не объективна.
Стоит
отметить,
что
ребята
среди
положительных
оценок
выделяют
в
основном
личные
качества,
саморазвитие,
организационные способности, компьютерную грамотность и высокую мотивацию. А такие качества как взаимодействие
с
одноклассниками, уважение к старшим, бережное отношение к школьному имуществу, толерантность вообще не в «почёте» у
современного учащегося, что наталкивает на мысль об искажённом понимании идеала, а жаль.
Ведущие
же
критерии
отрицательных
оценок
связаны
с
учебной
деятельностью:
невыполнение
домашнего
задания,
прогуливание
уроков,
нежелание
учиться,
носить
школьную
форму.
В
общем
–
не
выспавшийся,
ленивый,
дерзкий,
воспринимающий
обучение
как
неинтересное
надоевшее,
но
неизбежное
занятие.
При
этом
современный
учащийся
не
связывает свои страдания с несовершенством образовательной системы, не критикует ее, а просто воспринимает учебную
деятельность и все, что с ней связано как «неизбежное зло».
Также мы видим, что современных учащихся совершенно не интересуют материальные ценности, они не злые, имеющие
собственное мнение, знающие чего хотят от жизни.
Преподаватели
Оценка преподавателей положительных качеств современного учащегося тоже немного «смахивает» на создание портрета
идеального ученика. И это, с психологической точки зрения, оправдано еще и тем, что успехи наших учащихся (даже редкие)
радуют нас и вызывают массу положительных эмоций, осознание непосредственной принадлежности к их достижениям.
Итак, у наших преподавателей современный учащийся активно работает на уроках, пользуется компьютерной техникой в целях
обучения,
добрый,
стремящийся
к
получению
знаний
и
саморазвитию,
умеющий
взаимодействовать
с
одноклассниками,
уважающий старших, бережно относящийся к школьному имуществу. Сразу напомню вам, что последних качеств нет среди
приоритетов в оценках среди учащихся. Наш учащийся хочет учиться, заинтересованный, занимается спортом и вообще
хороший человек. Чего ему не хватает: толерантности, трудолюбия, желания побороться за оценку и галантности. Такие
качества
как
модный,
продвинутый,
весёлый,
любвеобильный,
видимо,
тоже
не
сильно
интересуют
преподавателей
в
современном учащемся.
Среди отрицательных оценок преимущественно такие качества учащегося как: нежелание учиться, лень, жизнь без цели и
желания
развиваться,
а
также
невнимательность
уставших
и
не
выспавшихся
учеников, использующих
компьютерные
технологии лишь в развлекательных целях. При этом преподаватели допускают, что учащиеся знают, чего хотят от жизни и
абсолютно согласны с тем, что современный учащийся имеет своё собственное мнение.
Вывод
По сравнению с учениками 70-80-ых годов ХХ столетия современные ребята больше нацелены не на работу в команде, а на
личные
достижения,
меньше
взаимовыручки,
больше
эгоцентризма,
личное
первенство
главенствует
над
командным,
коллективным. К сожалению, в современном мире, эта картина все ярче и плотнее проявляется не только в детском, но и во
взрослом социуме. Чего же мы хотим от учащихся, может начать нужно с себя?
Часто современный ученик получает информацию в готовой форме в виде скачивания в Интернете с различных сайтов. А
вдумчивой, аналитической работой занимаются немногие. Для ребят среднего звена ещё важно быть прилежным, воспитанным
учеником. Детям старших классов лучше быть таким, как все, не выделяться среди других в учёбе, зато в поведенческом плане
они стремятся выделиться и казаться взрослыми.
Здоровье современного учащегося тоже значительно отличается от здоровья ребят, которые учились 20-30лет назад.
Краткосрочная память, рассеянность, частые ОРВИ и прочее затрудняют качество усвоения знаний и приобретение необходимых
навыков.
Что касается дополнительного образования.
Если учащийся выбрал образовательный маршрут сам или в содружестве с родителями, то его успешность может быть
ценностно-ориентированной. Если же ученик не определился с дальнейшим выбором, то и в обучении нет заинтересованности.
Такой ученик «плывёт по течению» и рассчитывает «на авось», что все решится само собой. Завышенная и заниженная
самооценка тоже играет не последнюю роль.
Как и родители, мы – преподаватели имеем в сознании ребёнка несколько «ипостасей», соответствующих выполняемым нами
функциям:
- замена родителей;
- власть, распоряжающаяся наказаниями и поощрениями;
- авторитетный источник знаний в определённой области;
- старший товарищ и друг.
В принципе учащийся готов удовлетвориться более или менее специализированными отношениями интеллектуального
порядка.
Учитель,
который
отлично
знает
и
преподаёт
свой
предмет,
пользуется
уважением,
даже
если
у
него
нет
эмоциональной близости с учениками. Вместе с тем ему очень хочется встретить в лице учителя настоящего друга, причём
уровень его требований к такой дружбе всегда высок.
Как бы то ни было, современный учащийся интересен, необычен, индивидуален, талантлив. Он требует современных
подходов к обучению. И задача родителей и педагогического коллектива – оказание помощи и поддержки в нравственно-
ценностной ориентации современного ученика и будущего поколения.
Ещё Константин Ушинский написал сказку, которая как нельзя лучше подведёт итог нашей работе.
Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее.
Долго спорили они и, наконец, решились помериться силами с путешественником, который в это самое время ехал верхом по
большой дороге.
- Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.
Сказал - и стал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он
ворчал на непогоду, но ехал все дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и снегом;
проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут же Ветер сам убедился, что плаща ему не
сдёрнуть.
Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с ней и
бедного полузамёрзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам
снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.
- Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, - лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.
Так солнце, победило, действуя по-доброму, с любовью.
Для любого ученика, и проблемного, и не очень важно, чтобы его принимали, уважали и поддерживали. Только чувствуя вашу
любовь,
искреннюю,
неподдельную,
он
сможет,
как
путешественник
снять
свой
проблемный
плащ,
и
подставить
лицо
заботливому и тёплому Солнцу.