Автор: Рогова Наталья Юрьевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ г. Иркутска СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 14
Населённый пункт: Иркутская область, г.Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: "Экологическое воспитание учащихся через нестандартные формы обучения на уроках химии и во внеурочной деятельности".
Раздел: среднее образование
«Экологическое воспитание учащихся через нестандартные формы обучения на
уроках химии и во внеурочной деятельности».
Цель экологического воспитания на уроках и во внеурочной деятельности – это
формирование ответственного отношения к окружающей среде, воспитание экологически
грамотной личности, готовой к практической деятельности, защите и охране окружающей
среды.
Сегодня учебный процесс по химии очень напряжен: сложный программный
материал, увеличение объема информации, нехватка часов на ее усвоение. И все-таки
педагогу
необходимо
находить
время
для
ознакомления
учащихся
с
экологической
ситуацией,
экологическими
проблемами
и
путями
их
решения
при
соблюдении
следующих условий:
экологические
проблемы
должны
быть
органично
связаны
с
содержанием
изучаемого материала по химии;
вопросы экологии должны излагаться в информативном плане;
экологические
проблемы
необходимо
использовать
для
повышения
интереса
к
изучаемому материалу;
применять знания учащихся приобретенные на других учебных предметах;
использовать межпредметную интеграцию и нестандартные формы обучения;
Нестандартные формы обучения можно применять как в урочной, так и во внеурочной
деятельности,
например
при
проведении
тематической
недели
методического
объединения учителей естествознания: «Зеленый форум».
Примером может послужить описание одного из дней такой недели.
Заранее проводится сбор информации учащимися с сопровождением педагогов об
экологических проблемах Иркутской области;
Выполняются плакаты с экологической тематикой, которые затем развешиваются в
холе школы.
Заготавливаются листовки с лозунгами экологического содержания и с вечера
расклеиваются на двери кабинетов школы, для привлечения учащихся к экологическим
проблемам.
За 30 минут до начала уроков в первой и во второй смене в холе школы, после
прослушивания нескольких куплетов песни «Родная Земля», идет выступление учащихся
с
лозунгами
в
стихотворной
форме
о
защите
нашей
планеты
от
экологической
катастрофы.
На переменах, с привлечением инициативных групп учащихся из каждой параллели,
проводятся яркие выступления в виде мини-сценок эколого-химического содержания.
На третьем уроке в первую и во вторую смену проводится в холе интеллектуальная игра
«Что? Где? Когда?» На тему «Экологические проблемы и химическое производство».
(Ребятам заранее за неделю до игры предложены темы для изучения по данному вопросу).
В конце игры проводится награждение команд учащихся, принимавших в этой игре
участие.
Также продуктивно и интересно в школе проходят интегрированные уроки по химии
и экологии и нестандартные уроки в виде уроков-конференций, уроков-исследований,
уроков соревнований и т.д.
Учащиеся активно выбирают исследовательские проекты в области химии и экологии и
успешно их защищают.
Все это способствует развитию интереса к химии, воплощает в себе идеи высокой
взаимной требовательности и уважения, опирающейся на самостоятельность учащихся и,
наконец, расширяющие и обогащающие экологическое образование учащихся.