Напоминание

"ЦВЕТОТЕРАПИЯ"


Автор: Исламова Динара Радиковна
Должность: преподаватель класса изобразительного искусства
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская Школа Искусств"
Населённый пункт: Белорецкий район, с. Инзер
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: "ЦВЕТОТЕРАПИЯ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ с. ИНЗЕР

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Направление: Изобразительное искусство

на тему:

«

ЦВЕТОТЕРАПИЯ

»

выполнил: преподаватель

художественного класса

Исламова Динара Радиковна

с. Инзер

2019

Содержание:

Пояснительная записка…………………………………..……………………..3

1.

Основные функции цвета…………………………………………..……5

2.

Символика цвета…………………………………………………………8

3.

Педагогический потенциал цвета……………………………………...13

Заключение……………………………...…………………………….……16

Список литературы………..………………………………………………..17

2

Пояснительная записка.

Мир цвета – прекрасный дар, которым люди могут наслаждаться и от этого

получать удовольствие. С первых дней жизни человек окружен цветным миром, в

котором наш глаз, привыкая к нему, особо не выделяет ни приятных комбинаций,

ни неуютных, мрачных сочетаний. Чувство сочетания цвета, кажется, нам дано с

самого рождения, и мы, не задумываясь, принимаем одни цветовые комбинации

как

гармоничные,

другие

нам

неприятны:

они

вносят

дискомфорт

в

наше

состояние, они словно чужды нашему восприятию.

Цвет

это

не

только

чисто

физическое

явление,

при

котором

испытывается чувство удовлетворения или раздражения как от действия тепла или

холода при непосредственном физическом контакте. Механизм восприятия цвета –

явление

сложное,

напрямую

связанное

с

физиологией,

психологией

человека,

физикой, светотехникой, эстетикой, искусствоведением и т.д.

Поверхностное впечатление от цвета может развиться в переживание, а

значит, возникает еще один аспект наблюдения – психическое воздействие от

цвета, то есть психическая сила краски может заставить трепетать, волноваться,

радоваться

или

огорчаться,

побуждает

действовать

или

бездействовать,

успокаивает,

уравновешивает

эмоции

и

чувства

или

заставляет

будоражить

воображение.

Вопрос о гармонии цветов является одним из сложных и важных вопросов

цветоведения и колористики. В переводе с греческого слово гармония (harmonia)

означает

связь,

созвучие,

соразмерность.

Созвучие,

согласие

или

единодушие

сочетания

цветов

крайне

важны

для

гармоничного

воздействия

их

на

окружающих. Краски природы гармоничны. Сама природа всегда подсказывает

уместность

и

гармоничность

сочетаний.

Цвет

всегда

волновал,

притягивал

многих: и каждого отдельного человека, и специалистов разных направлений,

уровней, разных времен и народов, будь то физики или психологи, философы или

медики, поэты или художники.

Цели, задачи .Работа с цветом способствует решению многих задач:

3

повышает

уровень

коммуникативности

детей,

их

эмоциональную

отзывчивость;

• обогащает сенсорный и эмоциональный опыт детей;

• знакомит с приемами управления своими чувствами, формирует навыки

самоконтроля.

В детях, даже самых маленьких, природой заложена определенная реакция

на тот или иной цвет. На настроение, поведение и даже состояние здоровья влияет

не только цвет окружающего пространства, но и цвет одежды, в которой находится

ребенок. Присутствие какого-либо цвета в жизни ребенка (например, красного)

может бодрить, улучшать настроение, в то же время его переизбыток может

вызвать состояние перевозбуждения, повышенной двигательной активности.

Актуальность. Цветотерапия, несомненно, способствует:

• улучшению психологического микроклимата в детском коллективе;

• стимуляции интеллектуального и эмоционального развития школьников;

• приобретению детьми навыков психофизической релаксации.

Основные функции цвета.

4

Цвет

играет

огромную

роль

в

жизнедеятельности

человека,

поэтому

недооценка

его

возможностей

приводит

к

ситуации,

когда

специалист,

не

обладающий достаточными знаниями по цвету, может невольно наносить вред

здоровью людей.

Видимый мир мы воспринимаем в цвете, резонно считая его неотъемлемой

частью

объективной

реальности.

Цвет

позволяет

на

ориентироваться

в

этой

реальности,

выступая

в

качестве

внешнего

признака,

в

первую

очередь,

в

природных

формах.

С

древнейших

времен

человек

учился

ориентироваться,

сопоставляя различные свойства и качества природы с цветом: спелые и неспелые

овощи и фрукты, ядовитые и неядовитые растения, окраска животных и среды,

маскировка тела или наоборот яркая его окраска (татуировка) с целью выделения

из

среды

и

создания

определенного

образа

и

т.

д.

Таким

образом,

изучая

закономерности

проявления

цветоформы

в

природе,

человек

накапливал

индивидуальный

жизненный

опыт,

который

обеспечивал

ему

биологическое

выживание в среде.

Можно перечислить

несколько основных функций цвета и основ, из

которых они истекают.

1.

Эстетическая

функция направлена на аранжировку, украшение

предметной среды.

2.

Утилитарная функция связана с обеспечением соответствия между

цветом и функцией предмета.

3.

Гедонистическая

функция

направлена

на

получение

чувства

наслаждения

(положительных

эмоций)

от

созерцания

или

пребывания

в

цветосветовой среде. Фактически основана на психофизиологии цветового

воздействия спектральных цветов. Эти свойства цветов послужили основой

одному из направлений в живописи – фовизма.

4.

Целебная

(медицинская)

функция

основывается

на

лечебных

свойствах цвета, которые, в свою очередь, складываются из физиологических,

психологических и биоэнергетических свойств. Эти свойства учитываются в

мировых

клиниках

цветолечения,

при

окраске

специальных

больниц

(Франция, Германия), при выращивании растений, овощных культур и т. д.

5

5.

Символическая функция. В основе этой функции лежит культурный

фенотип,

цветовая

символика

и

предпочтения.

Последние

зависят

от

окружающей сред и употребляемых в пищу продуктов. Архетипы цветовой

символики проистекают из психофизиологии и биоэнергетики цвета.

6.

Информационная

функция

обеспечивает

биологическую

и

социальную ориентацию и выживание в природе и обществе. В основе нее

лежит

эволюционный

опыт

по

цветовой

маскировке

или

выделению

в

природной

среде

(окраска

животных,

растений,

татуировка

людей).

В

человеческом

обществе

цвет

служит

показателем

социального

статуса,

профессии, образа жизни и т. д., в результате чего возникают цветовые

каноны, запрет на использование тех или иных цветов.

7.

Суггестивная

функция

направлена

на

вызов

у

человека

определенных чувств или

эмоций (эффекты раскраски у воинов в диких

племенах, одежда римских легионеров, способствовавшие внушению чувства

страха

противнику;

цвет

одежды

и

атрибуты

колдунов,

магов,

шаманов

вызывали чувство трепета и уважения перед загадочным и трансцендентным

и т. д.).

8.

Визуальная функция основывается на пространственных свойствах

цветов, которые способствуют созданию различных оптических иллюзий, и

проистекает из психофизиологии цветового зрения.

9.

Сакральная

функция

в

основе

эзотерические

знания

о

биоэнергетических свойствах цветов.

10.

Стимулирующая

побуждающая)

функция

основывается

на

свойствах

цветов

производить

биологические

(влияние

на

рост

и

урожайность

растений,

увеличение

таламуса

и

т.

д.)

или

психические

изменения (агрессия, массовый психоз, депрессии, отсюда влияние красных

транспарантов, знамен и т. д.).

11.

Д и а г н о с т и к о - п р о г н о с т и ч е с к а я

ф у н к ц и я включает

пространственно-временной

континуум

распространения

цветов,

о сновывает ся

на

свойстве

цветов

обе спечивать

д и а г н о с т и к у

психофизического состояния человека, прогнозировать грядущие изменения в

6

обществе, определять морально-нравственную атмосферу жизни прошлых

культур.

Символика цвета.

7

Цвет

является

важнейшим

фактором

в

зрительной

эстетике,

глубоко

влияющим на наше эмоциональное состояние. В связи с этим на протяжении

истории появлялся ряд самостоятельных теорий, утверждающих существование

зависимости между цветом и другими ощущениями человека. Ученые – физики,

биологи, психологи, и художники, использующие цвет в качестве инструмента

воздействия на зрителя, воспринимающего их произведения, пытались вывести

закономерности

между

определенными

цветами

и

вызываемыми

ими

настроениями. Установлено, что до 90% информации человек получает через

органы

зрения.

Во

время

зрительного

восприятия

пространства

человек

испытывает ощущение цвета (видит тот или иной цвет). При этом у человека

вызывает различный эмоциональный настрой: спокойствие, радость, возбуждение,

угнетение и т. д.

В

настоящее

время

имеется

много

описаний

ассоциативного

и

психофизиологического

влияния

цвета

на

человека

(В.

В.

Кандинский,

М.

Дерибере,

Г.

Фриллинг

и

др.).

Так,

у

Кандинского

желтый

цвет

сравним

с

состоянием

человеческой

души,

выраженной

в

«припадке

яркого

безумия»,

«слепого

бешенства».

М.

Люшер

вкладывает

вкладывает

в

желтый

цвет

следующий смысл: «несдерживаемая экспансивность, раскованность, релаксация,

полная радостных надежд». М. Дерибере отмечает различные психологические

свойства цветов, например, желтый цвет стимулирует мозг, эффективен в случае

умственной

недостаточности.

Белый

цвет

оказывает

лечебное

воздействие

на

центральную

нервную

систему,

восстанавливает

структуру

мозговых

тканей.

Зеленый уменьшает давление и расширяет капилляры, успокаивает и облегчает

невралгии

и

мигрени,

на

продолжительное

время

повышает

двигательно-

мускульную работоспособность. Голубой цвет успокаивает, снижает мускульное

напряжение и кровяное давление, замедляет пульс и ритм дыхания. Проведенные

специалистами исследования по воздействию цвета на человека показали, что

цвет оказывает общесоматическое действие – влияет на артериальное давление,

пульс, температуру и т. д.

Не меньшее внимание обычно уделялось обоснованию символического

употребления

цветов

в

разных

культурах.

Именно

символическим

значением

8

наделялись

цвета

в

эпоху

средневековья.

Каждый

цвет

выступал

важным

выразителем

духовных

сущностей

и

выражал

глубокий

религиозный

смысл.

Высшее место занимал пурпурный цвет – цвет божественного и императорского

достоинства. Следующий по значению цвет – красный, цвет страсти и огня (как

карающего, так и очищающего), цвет животворного тепла и символ жизни. Белый

цвет

символизировал

божественную

святость

и

безгрешность,

белыми

изображались одежды Христа. Еще с античности белый имел значение чистоты,

отрешенности

от

всего

мирского,

которое

представлялось

цветным.

Именно

поэтому до сих пор в Индии белый является цветом траура. В европейской

культуре

таким

цветом

является

черный

символ

конца

и

бездны.

Зеленый

символизирует юность, весну, цветение, синий и голубой выражают бесконечную

глубину мира.

В

цвете

оживают

свет

и

энергия.

Цвет

изменяет

мир

и,

через

наше

восприятие мира, может изменить нашу жизнь. Использование цвета в интерьере

позволяет играть светлыми и темными силами, а нам нужны и те, и другие,

поскольку биологические часы человека настроены на их ритмы, а наши гормоны

постоянно приспосабливаются к количеству света, доступному в течение дня и

всего года. Мы отдыхаем темной ночью и зимой, и становимся более активными

при свете дня и с блеском ярких лучей весеннего солнца.

Цвет обогащает наше восприятие светлого и темного, и мы с его помощью

можем создавать спокойные, тихие места для сна или оживленные комнаты для

разговоров и игр. Цвет в наших домах неотделим от нашей жизни, он влияет на

наше

поведение,

мысли

и

чувства.

Цвет

также

связан

с

эмоциональными

качествами: ведь не зря говорят, что человек позеленел от зависти, покраснел от

гнева, или даже называют кого-то яркой или бесцветной личностью. Наша энергия

напрямую связана с энергией цвета окружающей нас обстановки. Чем лучше мы

понимаем эту взаимосвязь, тем лучше мы сможем ее использовать для своих

целей,

создавая

места,

которые

помогут

нам

получить

то,

чего

мы

хотим

хороший ночной сон или легкий и заряжающий оптимизмом завтрак.

Белый цвет

в

нашей

культуре

олицетворяет

невинность

и

чистоту.

Совершенно бесцветный, он служит прекрасным фоном, привлекая внимание к

9

другим

вещам,

например,

картинам

на

стенах.

В

абсолютно

монохромном

помещении без цвета фокус переключается на находящихся в нем людей, и они

задают тон цвета и энергии. Белый цвет заставляет все другие вещи выделяться

еще больше. Хотя этот цвет полезен для некоторых ситуаций, в белом помещении

жить не легко. Яркий белый цвет хорош для циркуляции энергии в коридорах.

Черный

цвет

поглощает

все

другие

цвета

и

вызывает

ощущение

глубины.

При

умелом

использовании

он

создает

атмосферу

изысканного

совершенства или элегантный фон для других цветов. Избыток черного, при

неправильном использовании, может вызвать мрачные и унылые чувства, даже

депрессию. В некоторых культурах это цвет печали, однако, есть люди, считающие

его магическим. Этот цвет можно использовать для театрального фона, но он

совершенно

неприемлем

для

детских

комнат,

столовых,

и

мест,

связанных

с

лечением.

Серый

двусмысленный

цвет,

ассоциируется

с

переходными

или

промежуточными состояниями. Он обладает свойствами черного и белого, но ни

того, ни другого в отдельности. Одни считают серый цветом компромисса и

гармонии, другим он кажется мрачным и угрюмым. Личный вкус определяет,

будет ли серый цвет идеальным фоном в любой комнате, или же этот цвет будет

нагонять тоску. Если выбрать серый для интерьера, необходимо, чтобы он имел

свежий вид.

Зеленый

цвет

цвет

природы

и

роста,

он

расположен

в

центре

цветового спектра, и поэтому вызывает ощущение гармонии и мира. Зеленый цвет

успокаивает

нервы,

умиротворяет

и

утешает,

и

недаром

он

выбран

как

цвет

международного

кода

безопасности

(«зеленый»

сигнал

светофора).

Этот

цвет

очень сбалансированный, к нему легко приспособиться, и его можно использовать

везде – если только вам не надо стимулировать активность, как, например, в

ситуациях, связанных с работой. Успокаивающие качества зеленого делают его

очень

подходящим

для

спальни.

Рекомендуются

зеленые

пятна

в

интерьере,

например, растения, расположенные на столике или обрамляющие зеркало.

10

Красный цвет

природа расходует экономно, и следуя ее примеру, надо

экономно

использовать

его

дома.

Красный

цвет

с

экстраординарной

силой

притягивает внимание. Это первый цвет, который различает наш глаз, поэтому он

используется как сигнал «стоп» светофора и как знак предупреждения. Этот цвет

не подходит к спальной комнате, хотя известно, что он усиливает сердцебиение и

может возбудить страсть, но избыток красного скорее спровоцирует агрессию, чем

любовь.

Также не возможно расслабиться за обедом, если в интерьере будет много

красного,

но

ваша

беседа

будет

стимулирующей.

Этот

цвет

также

слишком

сильный для большинства жилых комнат, но он идеален для помещений, где

устраивают приемы или играют, он прекрасно подходит, если надо сделать акцент,

привлечь взгляд.

Розовый

– это спокойный оттенок красного, женственный и нежный, он

прекрасно подходит для спальни. Его лечебные свойства делают его незаменимым

для

детей,

выздоравливающих

или

разведенных.

Розовый

цвет

действует

успокаивающе, он рассеивает гнев, создает атмосферу поддержки и заботы.

Желтый

олицетворяет

собой

солнечную

энергию,

поддерживающую

жизнь.

Это

стимулирующий

цвет,

связанный

с

долговечностью,

бодростью

и

интеллектом.

Чтобы

стимулировать

свой

ум

и

сосредоточиться

на

работе,

расположите напротив своего письменного стола что-нибудь желтое. Это цвет

земной энергии, имеющей собирающую природу, поэтому желтый хорош для

семейных комнат и обеденных зон. Однако, не следует использовать его в малых

пространствах, где он создаст ощущение тесноты. Его лучше не выбирать для

спальни, поскольку в ней вы хотите расслабиться и привести в порядок свою

энергию, а желтый цвет заставит вас чувствовать себя слишком собранными и

напряженными.

Синий.

Представляющий

энергию

воды,

синий

цвет

ассоциируется

с

интроспекцией,

спокойствием

и

умиротворением.

Известно,

что

он

снижает

возбуждение

и

вызывает

сон,

поэтому

он

идеален

для

спальни,

особенно

с

11

добавлением теплых персиковых или красных оттенков, чтобы скомпенсировать

его охлаждающее действие. Синий цвет также снижает напряжение или стресс,

поэтому его используют его в местах и

ситуациях, где возникают конфликты,

например, в офисах. Важно помнить, что люди реагируют на цвет индивидуально.

Слишком много синего цвета заставит человека с малым количеством энергии

«посинеть от холода», поэтому рекомендуется таким людям применять синий в

качестве расслабляющего цвета.

Оранжевый

энергичный

цвет,

он

ассоциируется

со

здоровьем

и

жизнеспособностью. Этот цвет также ассоциируется с энтузиазмом и оптимизмом.

Оранжевый идеален для комнат, которые обращены на север и нуждаются в тепле,

его также хорошо выбирать для мест, где ведутся творческие беседы.

Пурпурный (фиолетовый)

– цвет людей искусства, он ассоциируется с

интроспекцией

и

медитацией,

чистотой,

ритуалами,

величественностью

и

торжественными случаями. Этот цвет также ассоциируется со спиритуализмом и

духовностью,

поэтому

его

оттенки

идеальны

для

медитаций.

Исследования

показали, что он также очень хорош для обуздания антисоциального поведения.

Педагогический потенциал цвета.

Современное

оформление

интерьеров

учебных

заведений

должно

соответствовать

эстетическому

воспитанию

детей,

развивать

их

воображение,

индивидуальные вкусы, пробуждать творческую активность.

12

Психологический климат интерьера складывается из таких компонентов,

как свет, цвет, размеры помещения, температура, шум, запах, чистота, озеленение

и т. д.

При решении интерьера огромное значение имеет цвет, общий цветовой

климат всего помещения и каждого в отдельности. Например, те цветосочетания,

которые благоприятствуют тихому отдыху, оказываются неблагоприятными для

активного отдыха или рабочей деятельности. Цветовое сочетание в интерьере

воздействует на психику человека довольно ощутимо: одни цвета успокаивают, а

другие

раздражают.

Например,

красный

цвет

обладает

стимулирующим

воздействием. Он нервирует человека, заставляет спешить, вызывает повышение

кровяного давления и ускорение ритма дыхания. Поэтому в школьных интерьерах

и интерьерах других учебных заведений стены никогда не окрашивают в ярко-

красный цвет.

Оранжевый цвет вызывает радость, создает ощущение благополучия, но

возбуждает и быстро утомляет. Такие цвета, как красный, оранжевый и желтый,

стимулируют к активной деятельности, они способны активизировать умственную

работу. Но следует заметить, что все эти цвета могут быть насыщенными (яркими)

и малонасыщенными (блеклыми). Если все стены в небольшой комнате окрасить в

ярко-желтый

цвет,

то

пребывание

в

ней

долгое

время

вызовет

у

него

головокружение и тошноту.

Зеленый

и

голубой

цвета

вызывают

чувство

свежести,

снимают

возбуждение, успокаивают. Голубой цвет вызывает чувство прохлады. Эти цвета

по сравнению с красным снижают кровяное давление.

Фиолетовый

цвет

аморфный,

безжизненный.

Он

вызывает

чувство

печали

и

пассивности.

Коричневые

цвета

несколько

успокаивают,

вызывают

депрессию, печаль, притупляют эмоции. Чисто белый и светло-серый в больших

количествах производят впечатление холода, пустоты.

Цветовая

окраска

стен

и

мебели

в

интерьерах

различного

назначения

должна

быть

тесно

связана

со

степенью

их

естественной

и

искусственной

освещенности. Поэтому, если окна выходят на север, то рекомендуется стены

окрашивать

в

светло-желтые,

золотистые

и

бежевые

тона.

Эти

цвета

13

компенсируют

недостаток

света.

В

светлых,

солнечных

кабинетах

можно

применять более насыщенные цвета, а также светло-голубые, светло-зеленые и др.

Эти цвета компенсируют избыток света, утомительного для глаз.

В помещениях с повышенным шумом, а также в школьных рекреациях не

следует окрашивать стены в резких цветовых сочетаниях, например синий и

желтый, красный и зеленый. Рекомендуется использовать мягкие пастельные тона.

Цвета

условно

принято

делить

на

легкие

и

тяжелые.

Человек

воспринимает слабонасыщенные цвета, например сине-голубые, как цвет неба. В

них ощущается легкость. К тяжелым цветам относятся теплые цвета, например

светло-коричневые, оливковые.

Восприятие цвета зависит также и от возраста человека. Пожилые любят

более мягкие, блеклые цвета, а молодые – яркие, насыщенные.

В

школьном

интерьере

рекомендуется

подбирать

цветовую

гамму

в

зависимости от возрастных особенностей детей. В интерьере, где занимаются

младшие школьники, окраска стен должна быть в светло-серых тонах, так как дети

еще слабо различают близкие по светлоте цвета. На светло-сером фоне дети

лучше, чем взрослые, различают оттенки цветов.

В

школьных

классах

внимание

учащихся

привлекает

классная

доска.

Желательно, чтобы цвет этой доски был не черный, а темно-зеленый. Писать на

доске рекомендуется мелом, подкрашенным в желтый или оранжевый цвет.

Для учащихся V-VII классов рекомендуется применять слабонасыщенные,

зеленый и желтый цвета. В старших классах дети лучше воспринимают более

яркие

цвета,

но

тоже

не

слишком

насыщенные.

В

спортивных

залах

стены

рекомендуется окрашивать в прохладный цвет, чтобы не так ощущалась жара во

время спортивных игр и соревнований.

Вестибюль

и

стены

лестничных

клеток,

а

также

столовая

обычно

окрашиваются

в

веселые,

теплые

тона.

Ритмическое

чередование

цвета

в

коридорах (рекреациях), на лестничных площадках, а также в столовой и других

помещениях

создает

разнообразие

цветовой

гаммы,

что

влияет

на

снятие

напряженности и повышает трудоспособность учащихся.

14

Заключение.

Умение работать с цветом имеет огромное значение не только в профессии

дизайнера,

художника

или

архитектора,

но

и

педагога.

Когда

у

специалиста

сформировано это умение, о нем говорят, - «у него хорошее чувство цвета», «есть

цветовая культура», «есть вкус» и т. д. Тем не менее, педагоги часто считают, что

чувство

цвета

явление

природное,

дар,

который

дается

немногим.

Если

15

углубиться в изучение роли и функций цвета в жизни общества, в особенности его

воздействия

на

организм,

то

оказывается,

что

данное

природное

чувство

сформировано у человека в процессе эволюции и потому является имманентным

по

своему

характеру.

В

то

же

время

социум

постоянно

вносит

коррективы,

вследствие чего появляются культуры либо полихромного типа, либо страдающие

определенной

степенью

ахроматизма.

Система

образования

как

катализатор

отражает

эти

изменения,

смещая

приоритеты

в

общем

и

профессиональном

обучении.

Современные

исследования

в

области

цвета

показывают,

что

уровень

цветовой

культуры

творческих

специалистов

может

оказывать

влияние

на

скорость

развития

общества.

Цветовые

константы

могут

способствовать

возникновению

тех

или

иных

тенденций,

поскольку

непосредственно

воздействуют на психику и физиологию человека. Можно говорить о том, что

цветовая

палитра

служит

своего

рода

показателем

состояния

общества,

его

духовного, нравственного и технологического уровня развития.

16

Список литературы.

1.

Агостон Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне. – М.:

Мир, 1982.

2.

Ашкенази

Г.

И.

Цвет

в

природе

и

технике.

Изд.

4.

М.:

Энергоатамиздат,

1983. – 96.

3.

Беббит Эдвин Д. Принципы света и цвета. Исцеляющая сила цвета. –

Киев: София, 1996.

4.

Бенде Лилиан. Магия цвета. Цветотерапия на каждый день: Пер. с

англ. Н. Мухиной. – СПб: Питер Паблишинг, 1997.

5.

Владимиров А. В., Осипов Н. Ф. Магия цвета. – М.: Знание, 1965.

6.

Грен Д. Опыты со зрением в школе и дома. – М.: 1970.

7.

Зайцев А. С. Наука о цвете и живопись. – М.: Искусство, 1986.

8.

Измайлов

Ч.

А.,

Соколов

Е.Н.,

Черноризов

А.

М.

Психология

цветового зрения. – М.: Изд-во МГУ, 1989.

9.

Измайлов Ч. А. Восприятие цвета (механизмы и модели): Дис. … докт.

психол. наук. – М., 1985.

10.

Миронова Л. Н. проблема психологического воздействия цвета и

методика ее изучения в худ. вузе. – Педагогика высшей школы. Вып.3.(с. 91-96). –

Минск: Высш. Шк., 1984.

11.

Соловьев

С.

А.

Декоративное

оформление:

Учебное

пособие

для

учащихся педучилищ. – М.: Просвещение, 1987, - 144 с.: ил.

12.

Соловьев

С.

П.

Свет

и

цвет

в

интерьерах

школьных

зданий

//Общественные здания. – М.: Стройиздат, 1973. С. 10-11.

13.

Соловьев С. П., Астрова Г. Е. Цвет в интерьере общеобразовательных

школ. – М.: Искусство, 1973.

14.

Сурина М. О., Сурин А. А. История образования и цветодидактики

(история систем и методов

обучения цвету). – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д:

Издательский центр «МарТ», 2003. – 352 с.

15.

Холмянский Л. М., Щипанов А. С. Цвет и цветосочетания. Дизайн. –

М.: Просвещение, 1985. С. 148-150.

16.

Цойгнер Г. Учение о цвете. – М.: Стройиздат, 1971.

17.

Шихеева В. Н. Интерьер школы. – М.: Просвещение, 1972.

17



В раздел образования