Автор: Ковалева Ирина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ Туртасская СОШ
Населённый пункт: поселок Туртас
Наименование материала: Статья
Тема: Социально-педагогическое сопровождение процесса обучения детей младшего школьного возраста с синдромом Дауна
Раздел: начальное образование
Социально-педагогическое сопровождение процесса обучения детей
младшего школьного возраста с синдромом Дауна
Ковалева И. А.
Учитель начальный классов
МАОУ «Туртасская» СОШ
Среди множества проблем обозначенных в системе Российского об-
разования на современном этапе выделяется проблема обучения детей с осо-
быми возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ) в условиях инклюзивного
образования. Особо остро возникает проблема организации работы, а точнее
социально-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна.
В федеральном законе «Об Образовании в Российской Федерации» го-
ворится, что ученик с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с
ОВЗ) – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) пси-
хологическом развитии, подтверждённые психолого-медико-педагогической
комиссией и препятствующие получению образования без создания специ-
альных условий [5].
Инклюзивное образование представляет собой гибкую систему и поли-
тическую линию, играющую значительную роль в развитии и прогрессе
общества. Все дети, независимо от пола, возраста, расы, способностей или
инвалидности могут принимать участие в таком виде образования и быть
объектами уважения. Эта система предоставляет соответствующее образова-
ние для всех учащихся в обычных школах, предпочтительно в обычной шко-
ле, ближайшей к месту проживания учащегося.
По статистическим Минзздрава. РФ., детей с Дауна в увеличилось. В
году было человек, в году уже человек. На году жизни ставят диагноз от-
сталость, а 9% детей с диагнозами принадлежат с синдромом
Синдром Дауна – распространенная хромосомная Она возникает, в
результате мутации в паре появляется еще хромосома. Поэтому эту еще на-
зывают по 21-й [2].
Лишняя хромосома у детей симптомы: плоская монголоидный разрез
уплощенное лицо и а также в развитии умственная отсталость), объем па-
мяти, и сопротивляемость к и многое [2].
В зарубежных например, Швеции, с 1914 дети с ОВЗ в специальных
детские сады. На момент многие школы закрыты и с ОВЗ в образователь-
ный общеобразовательной школы. педагогики и выступают за специальных
учреждений для детей с так как это больше результата, чем в общеобразо-
вательной
В наше в России с синдромом испытывают трудности в развитии,
освоении следовательно, для них создать социально-педагогическое при по-
мощи взаимодействия, где взаимодействуя, смогут благоприятную среду
для воспитания и детей с Дауна.
Л. С. полагал, что детей с дефектами должно на том, что с дефектом
и психологические противоположного направления, компенсаторные воз-
можности для дефекта, что они выступают на план в ребенка и быть вклю-
чены в процесс как его сила.
По исследованиям Л. С. дети с в развитии дети с Дауна) приводят к
из этого и культурно пространства, нарушают с социумом, как источником
[1].
В Российской принят ряд документов, которые включение детей с
ОВЗ в учреждения: Федеральный «Об образовании в Федерации» (2013
ФГОС НОО общего образования с ОВЗ с учетом возможностей) Приказ
МОН РФ № от 19.12.14, с УО с умствен ными (интеллектуальными) При-
каз МОН РФ № от 19.12.14г. и проводятся конференции, создаются центры
медицинского, социального действуют государственные по защите и особы-
ми здоровья: Национальная образования РФ до г., Национальная действий
в детей 2012-2017 г., модернизации российского 2016-2020 г. и
Обучение детей с ОВЗ от нас особую работу по их в общеобразова-
тельную нам необходимо специальные условия для каждого
Адаптировать детей с Дауна можно при условии данных детей в ор-
ганизации инклюзивного в условиях сопровождения с межведомственного
взаимодействия. Так как результаты можно не только при обучении на за-
нятиях, но и к данному медицинских, социальных и учреждения.
Сущностной характеристикой по мнению является создание для пере-
хода к самопомощи. С ее зрения, сопровождение
‒
это форма осуществле-
ния социальной и помощи – который, в от коррекции, поиск скрытых раз-
вития человека, на его возможности и на этой условий для связей с людей.
По мнению Рожкова суть состоит в определенной внутренней субъ-
екта, которая ему быть и ответственным с на внутренние субъекта и в
самореализации.
Цель социально-педагогического
– формирование у
способности к
саморегуляции, самоизменению и в различных его жизненного Именно со-
провождение, в себя и поддержку, не решение ребенка за а стимулирова-
ние его в решении его
Социально-педагогическое сопровождение
обучения – это
совокуп-
ность последовательных и действий учителя и направленных на сознатель-
ного и усвоения системы знаний, умений и формирование умения их в на
развитие
мышления, наблюдательности и
познавательных способностей
овладение элементами умственного труда и основ мировоззрение, социали-
зации.
В научно-методической обосновано, что задач социально-педагогиче-
ского возможна в межведомственного взаимодействия.
По мнению Малофеева, Н.Д. межведомственное взаимодействие –
комплекс мер по сотрудничества различных и относящихся к ним организа-
ций и для достижения целей по направлению деятельности
Межведомственное взаимодействие
выстроенное на
социального
партнерства, согласование интересов и различных сторон, деятельность
учреждений ведомств, органов по решению для территории и проблем и
взаимнопересекающихся интересов.
Основной задачей с детьми с Дауна является усилий, как органов, так
и и частных групп помощи для полного удовлетворения данной категории
обучения, развития и
К межведомственному по обеспечению среды жизнедеятельности с
синдромом относится в очередь, программно-целевой представляет собой
различных мероприятий, достижение конкретных и решение объединение
поля различных ведомств, координирующих и советов.
Сеть учреждений, решением трудностей по образования детям с Дау-
на на уровне на МАОУ Туртасской СОШ (п. Уватский район), различными
ведомствами: социальной защиты орган здравоохранения, дополнительного
образования, тельное учреждение семья (схема 1).
Схема 1. взаимодействие на уровне
Каждое ведомство в своем но они одну цель: в систему детей с Дау-
на.
Основные направления
взаимодействия на
уровне: сопровождение
учебной деятельности, личности, социализация с синдромом деятельность
по и укреплению детей с Дауна; сопровождение на новый уровень, адапта-
ция на этапе обучения в другой сопровождение профессионального коррек-
ционно-развивающая работа с с синдромом психолого-педагогическая диа-
гностика; деятельность по новых адаптированных программ для с синдро-
мом совершенствование методического образовательного процесса для обу-
чения детей с Дауна; помощь в материально-технической базы, для детей с
Дауна (компьютеры, игры, ковры, доски и профилактическая деятельность;
социально-педагогического
исследования
с
выявления
социальных
и
проблем детей с Дауна; социально-педагогическое семьи; социально-педаго-
гическая прав ребенка; санитарно-гигиенических норм; физического здоро-
вья с синдром
Только при всех ведомств мы достичь высоких в развитии, и обуче-
нии с синдромом
При исследовании с синдромом мы выяснили, что они трудности в со
сверстниками низкого уровня речи, маленького запаса и неумения выра-
жать эмоции и переживания, они за гранью вывиха».
Для
решения
трудностей
мы
программу
«Давайте
чудеса
ВМЕСТЕ?!», направлена на детей с Дауна в среду и творческой, самостоя-
тельной, личности при межведомственного взаимодействия школой, се-
мьей, учреждениями, органами и социальной населения.
Около четверти обнаруживают полную в общении со Они не строить
контакты с одноклассниками, они не слушать, слышать, разговаривать. Они
не найти решение наиболее типичных в общении с что свидетельствуют об
коммуникативных навыков. Так и у детей с Дауна, они за гранью вывиха»,
т.е. они оторваны от в котором они их не отворачиваются от не принимают
их за детей. Так как у них общественные связи, все системы после чего на-
чинает приобретать личностные качества: неуверенность в или агрессив-
ность, следовательно, это все к отклоняющему по отношению к
Программа направлена на нахождение компенсаторных и способно-
стей при помощи они смогут развить коммуникативные общения, стать об-
щества, в они находятся.
Почему же за нашей программы мы театр?!
Дети верят в и в то, что на земле необыкновенная страна, в птицы и
могут говорить с другом и в дружбе, где всегда побеждает Эта волшебная
существует и она –
Для того, дойти до «Театра» необходимо ряд испытания школу веж-
ливости, с миром конкурс рисунков, с произведением В. «Под грибом»,
мастер-классы, зеркальную костюмерную и
Детский театр входит в ребёнка. Перед его возникают картины при-
роды, люди с быт. Образы русских сказок неотъемлемой частью ребёнка,
раскрывая ним в форме понятия и зла, добрые чувства.
Занятия театральной помогают развить и способности способствуют
общему развитию речи, любознательности, стремлению к нового, усвоению
и новых действий, развитию мышления, настойчивости и проявлению об-
щего эмоций при ролей. Занятия деятельностью требуют от решительно-
сти, систематичности в трудолюбия, тем способствуют формированию черт
характера.
Выступления на способствуют реализации сил и потребностей ребён-
ка, и повышению Занятия театральной учат ребёнка с героями, свои мыс-
ли, и познавать мир.
Библиографическое описание:
1.
Выготский, Л. С. дефектологии // соч.: В 6 т. - М., - Т. 5.
2.
Ляпидевский, С.С., Б. И. олигофрении. Учебное для студентов
Факультетов пед. М., «Просвещение»,
3.
Малофеев, Н.Н.,
Н.Д. Базовые
интегрированного обучения //
2008. № 1.
4.
Протасова,
Межведомственное
взаимодействие
сферы
при
проблем сиротства на [Текст]: Диссертация пед. наук. – 2013, – 174 с.
5.
Федеральный закон «Об в Российской – Новосибирск: 2013. –
С.